Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды картографических материалов





Каталоги геодезических пунктов, используемые при составлении топографических и обзорно-топографических карт в качестве материалов планового и высотного обоснования, содержат координаты и абсолютные высоты пунктов, а также сведения о методах и точности определения координат и высот, о принятых для вычислений эллипсоиде и исходном уровне высот и т. д. В каталогах, кроме того, помещается схема расположения пунктов. Современные каталоги геодезических пунктов в зависимости от густоты геодезической сети издаются по районам, применительно к листам карт масштабов 1: 200 000, 1: 500 000 и 1:1 000 000.

Топографические и обзорно-топографические карты служат важнейшими материалами для составления карт. Топографические и обзорно-топографические карты, являются картами общегосударственного значения. Они характеризуются научно-обоснованным выбором масштабного ряда, согласованной системой разграфки и номенклатуры, общностью проекции (для карт масштабов 1:10000— 1:500000), богатством, согласованностью и преемственностью содержания (об изображаемых на топографических картах объектах и элементах), наглядностью оформления.

Согласованность и преемственность содержания карт означают, что на данной карте показываются все объекты и элементы, имеющиеся на карте более мелкого масштаба, если их наличие подтверждается достоверными картографическими материалами.

Содержание топографических и обзорно-топографических карт поддерживается на уровне современности. Для этого через определенные промежутки времени в карты вносятся исправления, соответствующие происшедшим на местности изменениям. Этот процесс называется обновлением карт.

Обновление карт производится, как правило, на крупные районы главным образом камерально по материалам аэрофотосъемки с полным или частичным полевым обследованием исправленных участков карты. По точности и полноте содержания обновленная карта должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к карте данного масштаба. Обновленная карта в дальнейшем используется для исправления карт более мелких масштабов.

Карты масштабов 1:10000—1:200 000 печатаются в семь красот: элементы гидрографии (кроме заливки водных пространств) и болота — синей, заливка водных пространств — бирюзовой, рельеф — коричневой, леса, сады, кустарники и т. д. — зеленой, полотно шоссейных дорог и кварталы с преобладанием огнестойких построек — оранжевой, полотно улучшенных грунтовых дорог и кварталы с преобладанием не огнестойких построек — желтой, все остальные элементы — черной. На картах масштабов 1:500 000 и 1:1000 000 применяются, кроме того, дополнительные краски для отмывки рельефа, гипсометрической раскраски, оттенения государственных границ и т. д.

Содержание и оформление топографических и обзорно-топографических карт не остаются неизмененными, а непрерывно совершенствуются в связи с повышением к ним требований со стороны народного хозяйства и Вооруженных Сил Украины, а также в связи с общим ростом картографии.

Топографические и обзорно-топографические карты зарубежных стран во многом отличаются от карт Украины и довольно сильно различаются между собой. Почти каждая страна имеет свой масштабный ряд (таблица 6) и свои системы разграфки и обозначения листов карт, которые в большинстве случаев не связаны с разграфкой и номенклатурой листов международной миллионной карты. Нередко карты близких масштабов в одной и той же стране вообще не связаны между собой единой разграфкой и номенклатурой листов.

Таблица 6

Масштабы топографических и обзорно-топографических карт Украины, США, Англии и Франции.

Украина США Англия Франция
1: 10000   1: 10 560 1: 10000
1: 25000 1: 24 000 1: 25 000 1: 31 680 1: 25 000 1: 20000
1: 50000 1: 50 000 1: 62 500 1: 63 360 1: 63360 1: 50000
1: 100000 1: 100000 1: 125000 1: 126720 1: 80000 1: 100000
1: 200 000 1: 300 000 1: 250 000 1: 253440 1: 200000
1: 500 000 1: 500 000 1: 633600 1: 500000
1: 1 000 000 1: 1000000 1:1000000 1:1000000

Заслуживает внимания система обозначения листов карт, разработанная в США в начале второй мировой войны. В этой системе обозначение листа карты слагается из указания географических координат вершины угла рамки листа, ближайшей к экватору и гринвичскому меридиану, и размеров сторон рамки, выраженных в градусах и минутах. Так, лист «Бостон» карты масштаба 1: 62 500 имеет обозначение N4215—W7100/15. Это значит, что вершина юго-восточного угла рамки листа имеет координаты 42°15' с. ш. (N) и 71º00' з. д. (W), а размеры сторон рамки по широте и долготе равны 15'.


Проекции иностранных карт весьма разнообразны. Применяются многогранная (Мюфлинга), равновеликая псевдоконическая (Бонна), равноугольная коническая (Ламберта), простая поликоническая, равноугольная поперечно-цилиндрическая (Гаусса), стереографическая и другие проекции. С тридцатых годов этого столетия все большее распространение получает равноугольная поперечно-цилиндрическая проекция, которую в Англии, США, Канаде и некоторых других странах называют поперечной проекцией Меркатора. Она используется также для геодезических вычислений и нанесения координатных сеток.

Счет долгот в прошлом столетии большинство стран вело от собственных начальных меридианов, поэтому на картах разных стран встречается счет долгот от Парижа, Рима, Осло, Копенгагена, Хельсинки, Ферро и т. д. Однако на картах новейших изданий большей частью применяется счет долгот от Гринвича.

Геодезической основой зарубежных карт служат геодезические пункты, вычисленные по размерам разных эллипсоидов, в различных системах координат л от разных исходных уровней высот. Сведения об исходных уровнях высот, принятых в некоторых европейских странах, приведены в таблице 7.

Таблица 7

Высоты принятых исходных уровней некоторых европейских стран над нулем Кронштадтского футштока (Балтийская система высот), в метрах

-0,1 -0,2 — 0,3 -0,4 — 0,5 — 0,7 -0,9
             
Финляндия Германия Швеция Греция Швейцария Австрия Италия
      Дания   Албания  
      Испания   Венгрия  
      Франция   Чехослова-кия  
          Югославия  

Примечание. Для перехода к Балтийской системе высот в высоты, подписанные на топографических картах указанных здесь стран, следует алгебраически прибавлять поправки, помещенные в заголовке таблицы.

Следует отметить, что на большинстве иностранных карт не показываются многие характеристики, принятые на наших картах: высота, толщина и густота деревьев, скорость течения рек, глубина и грунт бродов и т. д. Вместе с тем подробно отображаются границы частных землевладений, разного рода ограждения, исторические памятники, места сражений, километраж по дорогам и т. д.

При использовании иностранных карт необходимо:

— отдавать предпочтение при всех прочих равных условиях материалам, изданным государственными картографическими учреждениями той страны, на территорию которой составляется карта;

— проводить тщательное и всестороннее изучение геодезической и математической основ карт, их содержания и оформления;

— шире привлекать дополнительные материалы для обновления содержания карт и нанесения недостающих характеристик, а также для перехода к условным обозначениям, принятым на наших картах.

Планы городов масштабов 1:10 000 и 1: 15 000 издаются в условных знаках карты масштаба 1: 10000, а масштабов 1: 20000 и 1: 25 000—в условных знаках карты масштаба 1: 25 000. Печатаются планы городов в четыре — шесть красок. На планах изображаются те же элементы местности, что и на топографических картах. Особое внимание уделяется изображению самого города и подступов к нему: подробно показывается застройка кварталов с разделением построек на жилые и нежилые, огнестойкие и не огнестойких выделяются магистральные проезды; подписываются названия улиц и площадей; показываются железнодорожные станции, промышленные объекты, выдающиеся здания, растительность и т. д. На полях планов помещаются список важных объектов и выдающихся зданий, алфавитный указатель улиц, географическая справка, фотоснимки выдающихся зданий и условные обозначения. При составлении карт планы используются для уточнения изображения и характеристик населенных пунктов, а в отдельных случаях для полного изображения крупных городов.


Морские карты издаются в различных масштабах. Они, как уже указывалось, составляются в проекции Меркатора и ограничены прямоугольными рамками, сторонами которых являются линии меридианов и параллелей. Каждой карте присваиваются номер и заголовок, состоящий из названий двух крайних наиболее приметных пунктов (портов, бухт, мысов и т. д.), например: «От Одессы до Ялты». На всех морских картах наносятся: береговая линия, отметки глубин и изобаты, подводные и надводные камни, маяки, береговые отмели, буи, вехи, морские каналы и т. д. Многие из этих объектов и сведений подвергаются частым изменениям, поэтому всегда следует пользоваться исправленными морскими картами последнего издания. Суша показывается в виде узкой полоски вдоль берега с подробностью, принятой для топографической или обзорно-топографической карты соответствующего масштаба, и с выделением объектов, имеющих важное навигационное значение. Выбор нужных морских карт производится по каталогам карт, которые содержат перечни и схемы расположения всех изданных карт с указанием их номеров по каждому морскому бассейну. При составлении топографических и обзорно-топографических карт морские карты используются для нанесения изобат, отметок глубин, объектов, характеризующих условия судоходства (отмели, подводные и надводные камни и т. д.), а иногда и береговой линии.

Политические и политико-административные карты издаются преимущественно в масштабах мельче 1:500000. На них показываются государственные и административные границы, гидрография, населенные пункты и дорожная сеть. Наиболее тщательно и наглядно изображаются границы, административные центры, государственная и административная принадлежность территории, населенные пункты, классифицированные по административному значению и количеству жителей. При составлении топографических и обзорно-топографических карт эти карты используются для проверки административно-территориальной принадлежности картографируемых районов, административного значения населенных пунктов и т. п.


Карты путей сообщения издаются в виде отдельных карт или альбомов схем железных дорог, автомобильных дорог и водных путей сообщения.

Карты железных дорог издаются в мелких масштабах. На них, кроме дорог, показываются станции, государственные границы и т. п. Железные дороги подразделяются на ширококолейные и узкоколейные, а станции — на узловые, конечные и линейные. Подписываются названия всех станций и тарифные расстояния между узловыми станциями. Названия населенных пунктов, не совпадающие с названиями станций, даются в скобках.

На схемах автомобильных дорог, издаваемых на территорию Украины, показываются главнейшие автогужевые дороги, тип покрытия дорог и возможность проезда по ним в различное время года, а также узловые населенные пункты с указанием расстояний между ними в километрах.

В зарубежных странах издаются автомобильные карты масштабов 1:200 000 и мельче. В отличие от схем автомобильные карты содержат более подробное изображение местности и дают более детальную характеристику дорог.

В основу классификации дорог на иностранных автомобильных картах положены различные признаки. В одних странах дороги подразделяются по пропускной способности, в других — по экономическому признаку, в третьих — по совокупности нескольких признаков и т. д. Вследствие этого приравнивание иностранных классификаций дорог к классификации, принятой на наших картах, не может проводиться по единой схеме, и для правильного решения вопроса необходимо изучение по литературным материалам состояния дорожной сети данной страны, сопоставление классификаций дорог, принятых на разных картах, и т. п.

Схемы водных путей сообщения содержат изображение судоходных рек, озер и главнейших притоков. На реках показываются пристани, подписываются их названия и расстояния между ними.

При составлении топографических и обзорно-топографических карт карты путей сообщения используются для проверки наличия и характеристик железных и автогужевых дорог, судоходности рек, расположения станций, пристаней, правильности их названий и других сведений.

Обзорные карты издаются отдельными большими листами в прямоугольных рамках. При склейке листов этими картами можно пользоваться как настенными. Для каждой обзорной карты в отдельности устанавливаются назначение, масштаб, компоновка, проекция, содержание, условные знаки и оформление. На них показываются моря, важнейшие озера и реки, крупные населенные пункты, являющиеся политико-административными или экономическими центрами, и основная дорожная сеть. Рельеф и растительный покров изображаются не на всех обзорных картах.

При составлении топографических и обзорно-топографических карт обзорные карты используются для общего ознакомления с картографируемой территорией, установления ее географического положения и выявления важнейших географических характеристик.

Аэрофотосъемочные материалы (аэроснимки, фотосхемы и фотопланы) широко используются при составлении карт по устаревшим картографическим источникам и, как указывалось выше, при обновлении карт. Наиболее широкое применение находят аэроснимки. Достоинства аэроснимков как картографического материала заключаются:

— в полноте и достоверности изображения; — в хороших дешифровочных свойствах;

— в возможности съемки рельефа или значительных исправлений его изображения на площади карты, обеспеченной аэроснимками;

— в возможности быстрого получения аэроснимков на любую картографируемую территорию, в том числе и на труднодоступные районы.

Масштаб аэроснимков выбирается в зависимости от масштаба составляемой (исправляемой) карты. В целях проведения наиболее полного камерального дешифрирования желательно, чтобы масштаб аэроснимков был не мельче 1: 20 000, так как в противном случае на них не будут опознаваться небольшие по размерам, но важные по значению объекты (мосты, отдельные строения и т. д.). Использование отдельных аэроснимков крупного масштаба имеет и свое неудобство: каждый такой аэроснимок охватывает небольшой участок территории, вследствие чего работа по исправлению значительных площадей карты должна проводиться с большим количеством аэроснимков. Указанное неудобство устраняется привлечением для работы фотосхем и фотопланов.

Литературно-справочные материалы используются для дополнения устаревших карт современными данными о местности, а также для изучения картографируемых районов. Важнейшими из них являются:

— географические и топографические описания;

— справочники административно-территориального деления Украины, содержащие данные об административно-территориальном устройстве, административном значении населенных пунктов, их официальном названии и т. д.;

— информационные бюллетени картографо-географических изменений на территорию Украины и зарубежных стран, содержащие сведения о важнейших изменениях в политическом и административном делении, названиях и количестве жителей в населенных пунктах, состоянии дорожной сети и т. п.; Источниками для составления бюллетеней служат Постановления Верховной РадыУкраины и Автономной Республики Крым, а также различные литературные материалы;

— материалы переписи населения, содержащие перечень названий населенных пунктов с указанием количества жителей в них;

— расписания движения поездов, пароходов, самолетов, содержащие сведения о железных дорогах, перечень названий станций,

Платформ, разъездов с указанием расстояний между ними, перечень названий пристаней на водных путях сообщения и т. д.







Date: 2015-08-15; view: 2361; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию