Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переход Географические атласы Географические карты Земная поверхность Карты Мелкомасштабные карты Тематические карты Туризм Яndex Верх Google Низ





Gt;> Учебная карта

Teaching map

Учебная карта - карта, предназначенная служить в качестве учебного пособия при изучении географии, истории и других предметов в начальной, средней и высшей школе; их содержание согласовано с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают восприятию учащихся.

 

Содержание атласов

Географическим атласом называется система­ тическое собрание карт, бъедине общим назначением и общими средствами картографи­ ческого отображения действительности, органи­ чески связанных между собой и дополняющих друг друга.

Целостность атласа выражается в едином подходе к кар­тографируемой территории или явлению, использовании ог­раниченного числа картографических проекций, целесооб­разным набором согласованных между собой масштабов и спо­собов отображения информации, степенью генерализации объектов и явлений, соответствующей назначению и масшта­бу карт.

Содержание атласа как системы подразумевает взаимодо­полняемость, согласованность и удобство сопоставления вхо­дящих в него карт. Это обеспечивается общностью географи­ческих основ родственных карт, одинаковой подробностью классификации отображаемых явлений.

Содержание всех карт атласа приводится к определенной дате. Исключение могут составлять исторические карты, час­то включаемые в географические атласы.

Для структуры атласа характерна логическая последова­тельность входящих в него карт, отвечающая условию от об­щего к частному. В начале атласа помещаются, как правило, обзорные карты всей территории, затем карты ее регионов. Например, от карты мира переходят к материкам, затем к их отдельным частям или странам, от стран — к экономическим или административным районам. Можно выделить в отдель­ные разделы карты природы, хозяйства, культуры.

Карты атласа часто предваряются географическим описани­ем всей картографируемой территории или отдельных ее час­тей, а также элементов — рельефа, климата, растительности, отраслей промышленности и сельского хозяйства, культуры.

Содержание атласа может дополняться рисунками, табли­цами, графиками, справочными данными, соответствующими темам карт.

Крупные атласы завершаются алфавитным списком всех содержащихся на картах названий географических объектов с указанием номеров страниц, на которых они встречаются, и места на карте, отмечаемого буквами и цифрами в произ­вольной разграфке карт.

В начале или конце атласа помещаются таблицы условных обозначений географической основы или тематического со­держания.

7.2.2. Классификация атласов

Атласы используются для разностороннего изучения территории с целью развития хозяйства, размещения отдель­ных производственных предприятий, разработки планов преоб­разования природы и решения других народнохозяйственных задач. В общеобразовательной школе атласы используются как неотъемлемая часть учебников географии и краеведения.

Как и географические карты, атласы делятся на группы по охвату территории, назначению и содержанию. В отли­чие от карт, атласы подразделяют еще и по формату — на настольные, книжные и карманные.

1. По охвату территории выделяют атласы мира, матери­ков, океанов, крупных географических районов, отдельных государств, их частей.

2. По назначению атласы могут содержать информацию, интересующую специалистов-читателей (туристов, автомоби­листов, школьников и т. п.), или давать общие сведения, вы­полняя роль справочных атласов «Общегеографический атлас мира», 2003).

3. По содержанию атласы подразделяются на общегеогра­фические, тематические и комплексные.

Общегеографические атласы имеют, как правило, одно­образную математическую основу, включающую ограничен­ный круг картографических проекций, одинаковые или крат­ные масштабы, единую компоновку.

Содержание карт может относиться к каким-либо террито­риальным единицам — государствам, регионам и т. п., либо размещается в пределах листа карты («под обрез»). Последний вариант компоновки предпочтительнее, поскольку дает пред­ставление о непрерывности географического пространства во­обще и об особенностях основной и соседних территорий («Гео

графический атлас России», 2000). Карты общегеографическо­го атласа имеют одну классификацию элементов содержания, единую систему условных обозначений (помещаемых, как пра­вило, в начале атласа), единую шкалу высот и глубин.

Тематические атласы раскрывают какую-либо одну тему (например, «Атлас ареалов и ресурсов лекарственных расте­ний», 1976; «Атлас народов мира», 1964). В 2003 г. ПКО «Картография» выпустило в свет Атлас мира, основным со­держанием которого являются политические и политико-ад­министративные карты. Дополнительно в атлас включены справочные сведения и 24 страницы физических карт.


Математическая основа карт тематических атласов может быть одна, но может и меняться в зависимости от географиче­ского положения и размеров региона и даже от количества ин­формации на конкретной карте. Классификация элементов и их обозначения на карте могут сильно отличаться из-за различия тематики карт. Если же атлас составлен на одну тер­риторию, то, безусловно, предпочтение отдается единой мате­матической и географической основе.

Комплексные атласы могут быть совершенно разными по содержанию своих разделов. Однако, как правило, в них при­сутствуют два основных раздела: карты природы и экономиче­ские карты. По такому принципу построены «Атлас СССР» (1985), «Географический атлас для учителей средней школы» (1985) и др. Однако и в таких атласах много единства, что облег­чает пользование ими. Математическая основа карт (проекции, масштабы и компоновка) зависит от размеров и конфигурации территорий, но всегда выбирают элементы, легко сочетающие­ся между собой. Легенда общегеографических элементов поме­щается в начале атласа, а обозначения тематического содержа­ния — на самих картах.

Как и в случае с картами, группы атласов могут выпол­нять разные функции, следовательно, входить одновременно в разные классификационные группы, например атлас учите­ля можно отнести и к учебным (по назначению), и к комп­лексным (по содержанию).

С конца 50-х гг. прошлого века в нашей стране широкое распространение получило создание комплексных атласов республик и областей. Эти так называемые региональные атласы предназначались в основном для изучения своего края школьниками, вызывая при этом большой интерес среди широких масс читателей. Структура региональных атласов практически единая, отличающаяся только полнотой разде­лов атласов разных территорий. Во вводной статье такого ат

 







Date: 2015-08-15; view: 664; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию