Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5.4. Использование вторичных материальных ресурсов в отраслях промышленности





Отходы производства и потребления, которые после переработки могут быть повторно использованы в качестве сырья, называются вторичными материальными ресурсами (далее - ВМР).

В Свердловской области использование ВМР во всех отраслях промышленности незначительно. При этом масштабы и степень переработки различных видов ВМР значительно варьируются в зависимости от ресурсной ценности отходов, от экологической ситуации, обусловленной их свойствами как загрязнителей среды, и, самое главное, от конкретных экономических условий, определяющих рентабельность использования отходов в том или ином виде производства.

Так, традиционные виды вторичного сырья — лом и отходы металлов, высококачественные отходы полимеров, текстиля, макулатуры легко поддаются сбору и переработке. В свою очередь, сложные многокомпонентные отходы, а также загрязненные отходы практически не перерабатываются.

В качестве вторичного сырья отходы наиболее полно используются в металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, при производстве строительных материалов. Некоторые виды продукции изготавливаются полностью или почти целиком из вторичного сырья, это некоторые виды бумаги и картона, изделия широкого хозяйственного потребления из полиэтилена (ящики, ведра, поливочные шланги, пленка и т. д.).

По данным статистической отчетности, средний коэффициент использования отходов в качестве вторичного сырья в России равен 1/3, что в 2–2,5 раза ниже, чем в более развитых странах. При этом необходимо иметь в виду, что на территории России многие виды отходов практически вообще не используются в хозяйственных целях.

Так, уровень переработки ТБО в среднем по Свердловской области не превышает 4–5%. Плохо перерабатываются золы и шлаки, изношенные шины, полимерные отходы, осадки очистных сооружений, жидкий свиной навоз и птичий помет. Эта ситуация имеет ряд последствий: во-первых, промышленность несет значительные потери материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, содержащихся в отходах, во-вторых, продолжается интенсивное накопление неиспользуемых отходов в окружающей среде.

Столь слабое вовлечение отходов в хозяйственный оборот объясняется во многих случаях высокими затратами на их сбор и подготовку к переработке. Это понижает рентабельность переработки отходов, либо вовсе делает ее убыточной для предпринимателей. В первую очередь, это относится к отходам потребления, при том что в них зачастую содержатся хорошо рециркулируемые материалы: черные и цветные металлы, термопласты, резина, волокнистое картонно-бумажное сырье.

Рассмотрим основные причины, приводящие к высоким затратам на сбор и переработку отходов потребления:

необходимость создания специальной производственной инфраструктуры, включающей пункты сбора вторсырья и производственно-заготовительные предприятия;

трудоемкость сортировки и дезагрегации сложных отходов на отдельные компоненты по видам материала, а также их чистки, мойки и дезинфекции, проверки на наличие радиоактивных и других опасных материалов;

значительный расход энергии на их дробление и выпуск из них вторичного сырья или полуфабрикатов;

снижение производительности оборудования из-за наличия в перерабатываемых отходах примесей и мусора (особенно это относится к переработке полимерных отходов).

Важным недостатком нормативно-правового обеспечения сбора и использования ВМР является несовершенство традиционных инструментов экономического стимулирования предпринимательской деятельности. К числу таких инструментов относятся кредитная, налоговая и тарифная политика.

Экономические стимулы, которые могли бы побудить предпринимателей заняться сбором и переработкой «нерентабельных» ВМР, также довольно низки. Вызвано это относительно низкой конкурентоспособностью товаров, произведенных с использованием отходов, поскольку даже при относительной дешевизне соотношение цена/качество для них менее благоприятно, чем у продукции, изготовленной только из природного сырья. В первую очередь, это относится к широкому ассортименту продукции из отходов термопластов и резины (таре, поливочным шлангам, полимерной пленке, изделиям технического назначения из термопластов и резины), туалетной бумаге из макулатуры и т. д. Спрос на такую продукцию нередко остается довольно низким даже при существенном — до 50% и более — снижении цены на нее.

Высокая обеспеченность промышленности сырьевыми ресурсами, их доступность на фоне высоких мировых цен также не способствует развитию активности в сфере переработки отходов.

В целом, даже при наличии серьезных технологических трудностей можно утверждать, что недостаточный уровень использования вторичных материальных ресурсов в Свердловской области обусловлен в первую очередь не технологическими факторами, а несовершенством институциональных основ в этой области, прежде всего — нормативно-правовых механизмов. Поэтому интенсифицировать использование отходов в качестве ВМР можно, лишь создав для этого более благоприятные организационные, нормативно-правовые и экономические условия.[9]

 

 

Хозяйствующие субъекты
Жилищно-коммунальное хозяйство  
Смешанный сбор ТБО    
H xW5xgzrRFHrPFtJVAoq49k3PrYXXw/PNFlSIyA0OnsnCmQLsysuLAvPGz/xCp31slYRwyNFCF+OY ax3qjhyGlR+Jxfvwk8Mo49TqZsJZwt2g10litMOe5UKHIz12VH/tj84C+sCbQ5Wdn+bP1LwL/J2m b9ZeXy0P96AiLfEPht/6Uh1K6VT5IzdBDRbuNkZIC1myFSGAuc1EVLIxawO6LPT/F8ofAAAA//8D AFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9U eXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9y ZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALEMitVoAgAAzAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRy cy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAICA+ujcAAAACgEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAwgQA AGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAADLBQAAAAA= " fillcolor="window" strokeweight="1.75pt">
Полигон для захоронения ТБО  
100 % ТБО
Сортировка ТБО    
Вторсырье    
Биотермическая обработка    
80%
10%
10%
Потребитель    
Компост    

 


Рис.1 а. Существующая схема по обращению с ТБО

 

Хозяйствующие субъекты
Жилищно-коммунальное хозяйство


100% ТБО

Сбор отходов от хозяйствующих субъектов
Раздельный сбор отходов на контейнер-ных площадках
Сбор вторичного сырья в пунктах приема
Промышленная сортировка
Высококалорийные фракции
Инертные фракции
Органические фракции приема
1) Биотермическая обработка 2) Термическая обработка 3) Компостирование
Захоронение на полигоне
Потребитель
10%
10%
5%
25%
10%
15%
Тепловая и электрическая энергия, удобрения и т.д.
25%


Рис.1 б. Новая схема по обращению с ТБО

 

СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ ТБО

 

 

Население/Предприятия Хозяйствующие субъекты  
ОБРАЗОВАНИЕ ТБО
СБОР ТБО
№89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.13) №77-ОЗ от 19.12.1997 г. Постановление Правительства СО от 27.08.2003 г. №533-ПП Постановление Правительства СО от 08.10.2007 г. №1004-ПП
Раздельный сбор ТБО
Сбор ТБО от хозяйствующих субъектов

 

 


ПОСТАВЩИКИ ТБО
№89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.13) №99-ФЗ от 04.05.2011 г. №7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ст.7) №96-ФЗ от 04.05.1999 г. (ст.18) №52-ФЗ от 30.03.1999 г. (ст.22) №188-ФЗ от 29.12.2004 г. (разд. V, VI) №77-ОЗ от 19.12.1997 г. Постановление Правительства СО от 27.08.2003 г. №533-ПП Постановление Правительства СО от 08.10.2007 г. №1004-ПП СНиП 2.01.28-85 СП 31-108-2002 СанПиН 2.1.7.1322-03 СП 2.1.7.1038-01

Пункты приема ТБО
ПЕРЕРАБОТЧИКИ ТБО  
ПОТРЕБИТЕЛИ ТБО  
Вторичная переработка ТБО
Производители конечной продукции из вторсырья
Производители конечной продукции из вторсырья
Полигоны ТБО/захоронение
ПЕРЕРАБОТКА ТБО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТБО
№89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.13) №99-ФЗ от 04.05.2011 г. №7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ст.7) №52-ФЗ от 30.03.1999 г. (ст.22) №77-ОЗ от 19.12.1997 г. Постановление Правительства СО от 27.08.2003 г. №533-ПП Постановление Правительства СО от 08.10.2007 г. №1004-ПП
№89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.9; 13) №99-ФЗ от 04.05.2011 г. №7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ст.7) №52-ФЗ от 30.03.1999 г. (ст.22) №77-ОЗ от 19.12.1997 г. Постановление Правительства СО от 27.08.2003 г. №533-ПП Постановление Правительства СО от 08.10.2007 г. №1004-ПП
ПРОМ. СОРТИРОВКА ТБО
Потребитель

 


 

*1 в схеме представлена основополагающая нормативная правовая база в сфере по обращению с ТБО

 

Рис. 2 а. Схема комплексного подхода по обращению с ТБО на территории Свердловской области с учетом законодательства Российской Федерации и Свердловской области

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТБО

 

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ  
№89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.8; 13; 23; 24) №7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ст.7; 24) №136-ФЗ от 25.10.2001 г. (ст.13) №174-ФЗ от 23.11.1995 г. (ст.9) №131-ФЗ от 06.10.2003 г. (ст.14 п.п.18) Постановление Правительства РФ №461 от 16.06.2000 г. Приказ МПР РФ от 11.07.2002 г. № 115 Постановление Госстроя России №152 от 21.08.2003 г. №77-ОЗ от 19.12.1997 г. Постановление Правительства СО от 27.08.2003 г. №533-ПП Постановление Правительства СО от 08.10.2007 г. №1004-ПП  
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ  
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ  
УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ  
ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ  
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ  
№89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.6; 12; 13; 20) №7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ст.5; 6) №210-ФЗ от 30.12.2004 г. (ст.4) Постановление Правительства РФ №818 от 26.10.2000 г. Постановление Правительства РФ №461 от 16.06.2000 г. Приказ МПР РФ от 11.07.2002 г. № 115 Постановление Правительства РФ №632 от 28.08.1992 г. Постановление Правительства РФ №344 от 12.06.2003 г. Постановление Госстроя России №152 от 21.08.2003 г. №77-ОЗ от 19.12.1997 г. Постановление Правительства СО от 27.08.2003 г. №533-ПП Постановление Правительства СО от 08.10.2007 г. №1004-ПП  
№89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.28) №136-ФЗ от 25.10.2001 г. (ст.13) №190-ФЗ от 29.12.2004 г. (ст.35) №195-ФЗ от 30.12.2001 г. (ст.7.22; 7.30; 8.2; 8.31) №63-ФЗ от 13.06.1996 г. (ст.247)  
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ  
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ  
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ  
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ  
ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА РФ  
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ  
№89-ФЗ от 24.06.1998 г. №7-ФЗ от 10.01.2002 г. №210-ФЗ от 30.12.2004 г. Постановление Правительства РФ №818 от 26.10.2000 г. Постановление Правительства РФ №461 от 16.06.2000 г. Приказ МПР РФ от 11.07.2002 г. № 115 Постановление Правительства РФ №632 от 28.08.1992 г. Постановление Правительства РФ №344 от 12.06.2003 г. Постановление Госстроя России №152 от 21.08.2003 г.  
№89-ФЗ от 24.06.1998 г. №96-ФЗ от 04.05.1999 г. №174-ФЗ от 23.11.1995 г. Постановление Правительства РФ №401 от 30.07.2004 г.  
№89-ФЗ от 24.06.1998 г. №136-ФЗ от 25.10.2001 г. №190-ФЗ от 29.12.2004 г. №195-ФЗ от 30.12.2001 г. №63-ФЗ от 13.06.1996 г.  

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ  
ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО УрФО
№89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.25) №96-ФЗ от 04.05.1999 г. (ст.24) №174-ФЗ от 23.11.1995 г. (ст.12) Постановление Правительства РФ №401 от 30.07.2004 г.  

 

 


*1 в схеме представлена основополагающая нормативная правовая база в сфере по обращению с ТБО

 

Рис. 2 б. Схема комплексного подхода по обращению с ТБО на территории Свердловской области с учетом законодательства Российской Федерации и Свердловской области

 

Date: 2015-08-15; view: 705; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию