Глава 5.4. Использование вторичных материальных ресурсов в отраслях промышленности
Отходы производства и потребления, которые после переработки могут быть повторно использованы в качестве сырья, называются вторичными материальными ресурсами (далее - ВМР).
В Свердловской области использование ВМР во всех отраслях промышленности незначительно. При этом масштабы и степень переработки различных видов ВМР значительно варьируются в зависимости от ресурсной ценности отходов, от экологической ситуации, обусловленной их свойствами как загрязнителей среды, и, самое главное, от конкретных экономических условий, определяющих рентабельность использования отходов в том или ином виде производства.
Так, традиционные виды вторичного сырья — лом и отходы металлов, высококачественные отходы полимеров, текстиля, макулатуры легко поддаются сбору и переработке. В свою очередь, сложные многокомпонентные отходы, а также загрязненные отходы практически не перерабатываются.
В качестве вторичного сырья отходы наиболее полно используются в металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, при производстве строительных материалов. Некоторые виды продукции изготавливаются полностью или почти целиком из вторичного сырья, это некоторые виды бумаги и картона, изделия широкого хозяйственного потребления из полиэтилена (ящики, ведра, поливочные шланги, пленка и т. д.).
По данным статистической отчетности, средний коэффициент использования отходов в качестве вторичного сырья в России равен 1/3, что в 2–2,5 раза ниже, чем в более развитых странах. При этом необходимо иметь в виду, что на территории России многие виды отходов практически вообще не используются в хозяйственных целях.
Так, уровень переработки ТБО в среднем по Свердловской области не превышает 4–5%. Плохо перерабатываются золы и шлаки, изношенные шины, полимерные отходы, осадки очистных сооружений, жидкий свиной навоз и птичий помет. Эта ситуация имеет ряд последствий: во-первых, промышленность несет значительные потери материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, содержащихся в отходах, во-вторых, продолжается интенсивное накопление неиспользуемых отходов в окружающей среде.
Столь слабое вовлечение отходов в хозяйственный оборот объясняется во многих случаях высокими затратами на их сбор и подготовку к переработке. Это понижает рентабельность переработки отходов, либо вовсе делает ее убыточной для предпринимателей. В первую очередь, это относится к отходам потребления, при том что в них зачастую содержатся хорошо рециркулируемые материалы: черные и цветные металлы, термопласты, резина, волокнистое картонно-бумажное сырье.
Рассмотрим основные причины, приводящие к высоким затратам на сбор и переработку отходов потребления:
необходимость создания специальной производственной инфраструктуры, включающей пункты сбора вторсырья и производственно-заготовительные предприятия;
трудоемкость сортировки и дезагрегации сложных отходов на отдельные компоненты по видам материала, а также их чистки, мойки и дезинфекции, проверки на наличие радиоактивных и других опасных материалов;
значительный расход энергии на их дробление и выпуск из них вторичного сырья или полуфабрикатов;
снижение производительности оборудования из-за наличия в перерабатываемых отходах примесей и мусора (особенно это относится к переработке полимерных отходов).
Важным недостатком нормативно-правового обеспечения сбора и использования ВМР является несовершенство традиционных инструментов экономического стимулирования предпринимательской деятельности. К числу таких инструментов относятся кредитная, налоговая и тарифная политика.
Экономические стимулы, которые могли бы побудить предпринимателей заняться сбором и переработкой «нерентабельных» ВМР, также довольно низки. Вызвано это относительно низкой конкурентоспособностью товаров, произведенных с использованием отходов, поскольку даже при относительной дешевизне соотношение цена/качество для них менее благоприятно, чем у продукции, изготовленной только из природного сырья. В первую очередь, это относится к широкому ассортименту продукции из отходов термопластов и резины (таре, поливочным шлангам, полимерной пленке, изделиям технического назначения из термопластов и резины), туалетной бумаге из макулатуры и т. д. Спрос на такую продукцию нередко остается довольно низким даже при существенном — до 50% и более — снижении цены на нее.
Высокая обеспеченность промышленности сырьевыми ресурсами, их доступность на фоне высоких мировых цен также не способствует развитию активности в сфере переработки отходов.
В целом, даже при наличии серьезных технологических трудностей можно утверждать, что недостаточный уровень использования вторичных материальных ресурсов в Свердловской области обусловлен в первую очередь не технологическими факторами, а несовершенством институциональных основ в этой области, прежде всего — нормативно-правовых механизмов. Поэтому интенсифицировать использование отходов в качестве ВМР можно, лишь создав для этого более благоприятные организационные, нормативно-правовые и экономические условия.[9]
Жилищно-коммунальное хозяйство
| H xW5xgzrRFHrPFtJVAoq49k3PrYXXw/PNFlSIyA0OnsnCmQLsysuLAvPGz/xCp31slYRwyNFCF+OY ax3qjhyGlR+Jxfvwk8Mo49TqZsJZwt2g10litMOe5UKHIz12VH/tj84C+sCbQ5Wdn+bP1LwL/J2m b9ZeXy0P96AiLfEPht/6Uh1K6VT5IzdBDRbuNkZIC1myFSGAuc1EVLIxawO6LPT/F8ofAAAA//8D AFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9U eXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9y ZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALEMitVoAgAAzAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRy cy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAICA+ujcAAAACgEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAwgQA AGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAADLBQAAAAA= " fillcolor="window" strokeweight="1.75pt"> Полигон для захоронения
ТБО
|
Рис.1 а. Существующая схема по обращению с ТБО
Жилищно-коммунальное хозяйство
|
Сбор отходов от хозяйствующих субъектов
| Раздельный сбор отходов на контейнер-ных площадках
| Сбор вторичного сырья в пунктах приема
| Органические фракции приема
| 1) Биотермическая обработка
2) Термическая обработка
3) Компостирование
| Тепловая и электрическая энергия, удобрения и т.д.
|
Рис.1 б. Новая схема по обращению с ТБО
Население/Предприятия
Хозяйствующие субъекты
| №89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.13)
№77-ОЗ от 19.12.1997 г.
Постановление Правительства СО от 27.08.2003 г. №533-ПП
Постановление Правительства СО от 08.10.2007 г. №1004-ПП
| Сбор ТБО от хозяйствующих субъектов
|
№89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.13)
№99-ФЗ от 04.05.2011 г.
№7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ст.7)
№96-ФЗ от 04.05.1999 г. (ст.18)
№52-ФЗ от 30.03.1999 г. (ст.22)
№188-ФЗ от 29.12.2004 г. (разд. V, VI)
№77-ОЗ от 19.12.1997 г.
Постановление Правительства СО от 27.08.2003 г. №533-ПП
Постановление Правительства СО от 08.10.2007 г. №1004-ПП
СНиП 2.01.28-85
СП 31-108-2002
СанПиН 2.1.7.1322-03
СП 2.1.7.1038-01
|
Вторичная переработка ТБО
| Производители конечной продукции из вторсырья
| Производители конечной продукции из вторсырья
| №89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.13)
№99-ФЗ от 04.05.2011 г.
№7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ст.7)
№52-ФЗ от 30.03.1999 г. (ст.22)
№77-ОЗ от 19.12.1997 г.
Постановление Правительства СО от 27.08.2003 г. №533-ПП
Постановление Правительства СО от 08.10.2007 г. №1004-ПП
| №89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.9; 13)
№99-ФЗ от 04.05.2011 г.
№7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ст.7)
№52-ФЗ от 30.03.1999 г. (ст.22)
№77-ОЗ от 19.12.1997 г.
Постановление Правительства СО от 27.08.2003 г. №533-ПП
Постановление Правительства СО от 08.10.2007 г. №1004-ПП
|
*1 в схеме представлена основополагающая нормативная правовая база в сфере по обращению с ТБО
Рис. 2 а. Схема комплексного подхода по обращению с ТБО на территории Свердловской области с учетом законодательства Российской Федерации и Свердловской области
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
| №89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.8; 13; 23; 24)
№7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ст.7; 24)
№136-ФЗ от 25.10.2001 г. (ст.13)
№174-ФЗ от 23.11.1995 г. (ст.9)
№131-ФЗ от 06.10.2003 г. (ст.14 п.п.18)
Постановление Правительства РФ №461 от 16.06.2000 г.
Приказ МПР РФ от 11.07.2002 г. № 115
Постановление Госстроя России №152 от 21.08.2003 г.
№77-ОЗ от 19.12.1997 г.
Постановление Правительства СО от 27.08.2003 г. №533-ПП
Постановление Правительства СО от 08.10.2007 г. №1004-ПП
| ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
| ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
| УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
| ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
| №89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.6; 12; 13; 20)
№7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ст.5; 6)
№210-ФЗ от 30.12.2004 г. (ст.4)
Постановление Правительства РФ №818 от 26.10.2000 г.
Постановление Правительства РФ №461 от 16.06.2000 г.
Приказ МПР РФ от 11.07.2002 г. № 115
Постановление Правительства РФ №632 от 28.08.1992 г.
Постановление Правительства РФ №344 от 12.06.2003 г.
Постановление Госстроя России №152 от 21.08.2003 г.
№77-ОЗ от 19.12.1997 г.
Постановление Правительства СО от 27.08.2003 г. №533-ПП
Постановление Правительства СО от 08.10.2007 г. №1004-ПП
| №89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.28)
№136-ФЗ от 25.10.2001 г. (ст.13)
№190-ФЗ от 29.12.2004 г. (ст.35)
№195-ФЗ от 30.12.2001 г. (ст.7.22; 7.30; 8.2; 8.31)
№63-ФЗ от 13.06.1996 г. (ст.247)
| ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
| ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
| ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
| ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА РФ
| ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
| №89-ФЗ от 24.06.1998 г.
№7-ФЗ от 10.01.2002 г.
№210-ФЗ от 30.12.2004 г.
Постановление Правительства РФ №818 от 26.10.2000 г.
Постановление Правительства РФ №461 от 16.06.2000 г.
Приказ МПР РФ от 11.07.2002 г. № 115
Постановление Правительства РФ №632 от 28.08.1992 г.
Постановление Правительства РФ №344 от 12.06.2003 г.
Постановление Госстроя России №152 от 21.08.2003 г.
| №89-ФЗ от 24.06.1998 г.
№96-ФЗ от 04.05.1999 г.
№174-ФЗ от 23.11.1995 г.
Постановление Правительства РФ №401 от 30.07.2004 г.
| №89-ФЗ от 24.06.1998 г.
№136-ФЗ от 25.10.2001 г.
№190-ФЗ от 29.12.2004 г.
№195-ФЗ от 30.12.2001 г.
№63-ФЗ от 13.06.1996 г.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
| ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО УрФО
| №89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ст.25)
№96-ФЗ от 04.05.1999 г. (ст.24)
№174-ФЗ от 23.11.1995 г. (ст.12)
Постановление Правительства РФ №401 от 30.07.2004 г.
|
*1 в схеме представлена основополагающая нормативная правовая база в сфере по обращению с ТБО
Рис. 2 б. Схема комплексного подхода по обращению с ТБО на территории Свердловской области с учетом законодательства Российской Федерации и Свердловской области
Date: 2015-08-15; view: 783; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|