Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Канун революции





Первые произведения зрелого марксизма, «Нищета философии» и «Коммунистиче­ский Манифест», относятся как раз к кануну революции 1848 года. В силу этого


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 23

обстоятельства, наряду с изложением общих основ марксизма, мы имеем здесь до из­вестной степени отражение тогдашней конкретной революционной ситуации, и поэто­му целесообразнее будет, пожалуй, рассмотреть то, что говорится авторами этих произ­ведений о государстве, непосредственно перед их выводами из опыта 1848—1851 го­дов.

«... Рабочий класс, — пишет Маркс в «Нищете философии», — поставит, в хо­де развития, на место старого буржуазного общества такую ассоциацию, которая исключает классы и их противоположность; не будет уже никакой собственно по­литической власти, ибо именно политическая власть есть официальное выраже­ние противоположности классов внутри буржуазного общества» (стр. 182 нем. изд. 1885 г.)24.

Поучительно сопоставить с этим общим изложением мысли об исчезновении госу­дарства после уничтожения классов то изложение, которое дано в написанном Марксом и Энгельсом несколько месяцев спустя, — именно, в ноябре 1847 года, — «Коммуни­стическом Манифесте»:

«... Описывая наиболее общие фазы развития пролетариата, мы прослеживали более или менее прикрытую гражданскую войну внутри существующего общест­ва вплоть до того пункта, когда она превращается в открытую революцию, и про­летариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровер­жения буржуазии...

... Мы видели уже выше, что первым шагом в рабочей революции является превращение» (буквально: повышение) «пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы посте­пенно вырвать у буржуазии весь капитал, централизовать все орудия производст­ва в руках государства, т. е. организованного, как господствующий класс, проле­тариата,


24___________________________ В. И. ЛЕНИН

и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» (стр. 31 и 37 по 7-му нем. изд. 1908 года)25.

Здесь мы видим формулировку одной из самых замечательных и важнейших идей марксизма в вопросе о государстве, именно идеи «диктатуры пролетариата» (как стали говорить Маркс и Энгельс после Парижской Коммуны)26, а затем в высшей степени ин­тересное определение государства, принадлежащее тоже к числу «забытых слов» мар­ксизма. «Государство, то есть организованный в господствующий класс пролетари­ат».

Это определение государства не только никогда не разъяснялось в господствующей пропагандистской и агитационной литературе официальных социал-демократических партий. Мало того. Оно было именно забыто, так как оно совершенно непримиримо с реформизмом, оно бьет в лицо обычным оппортунистическим предрассудкам и мещан­ским иллюзиям насчет «мирного развития демократии».

Пролетариату нужно государство — это повторяют все оппортунисты, социал-шовинисты и каутскианцы, уверяя, что таково учение Маркса, и «забывая» добавить, что, во-первых, по Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т. е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать. А, во-вторых, трудящимся нужно «государство», «то есть организованный в господствующий класс пролетариат».

Государство есть особая организация силы, есть организация насилия для подавле­ния какого-либо класса. Какой же класс надо подавлять пролетариату? Конечно, только эксплуататорский класс, т. е. буржуазию. Трудящимся нужно государство лишь для по­давления сопротивления эксплуататоров, а руководить этим подавлением, провести его в жизнь в состоянии только пролетариат, как единственный до конца революционный класс, единственный класс, способный объединить всех трудящихся и эксплуатируе­мых в борьбе против буржуазии, в полном смещении ее.


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 25

Эксплуататорским классам нужно политическое господство в интересах поддержа­ния эксплуатации, т. е. в корыстных интересах ничтожного меньшинства, против гро­маднейшего большинства народа. Эксплуатируемым классам нужно политическое гос­подство в интересах полного уничтожения всякой эксплуатации, т. е. в интересах гро­маднейшего большинства народа, против ничтожного меньшинства современных рабо­владельцев, т. е. помещиков и капиталистов.

Мелкобуржуазные демократы, эти якобы социалисты, заменявшие классовую борьбу мечтаниями о соглашении классов, представляли себе и социалистическое преобразо­вание мечтательным образом, не в виде свержения господства эксплуататорского клас­са, а в виде мирного подчинения меньшинства понявшему свои задачи большинству. Эта мелкобуржуазная утопия, неразрывно связанная с признанием надклассового госу­дарства, приводила на практике к предательству интересов трудящихся классов, как это и показала, например, история французских революций 1848 и 1871 годов, как это по­казал опыт «социалистического» участия в буржуазных министерствах в Англии, во Франции, в Италии и других странах в конце XIX и в начале XX века.


Маркс всю свою жизнь боролся с этим мелкобуржуазным социализмом, ныне воз­рожденным в России партиями эсеров и меньшевиков. Маркс провел учение о классо­вой борьбе последовательно вплоть до учения о политической власти, о государстве.

Свержение господства буржуазии возможно только со стороны пролетариата, как особого класса, экономические условия существования которого подготовляют его к такому свержению, дают ему возможность и силу совершить его. В то время как бур­жуазия раздробляет, распыляет крестьянство и все мелкобуржуазные слои, она сплачи­вает, объединяет, организует пролетариат. Только пролетариат, — в силу экономиче­ской роли его в крупном производстве, — способен быть вождем всех трудящихся и эксплуатируемых масс, которые буржуазия эксплуатирует, гнетет, давит часто не меньше,


26___________________________ В. И. ЛЕНИН

а сильнее, чем пролетариев, по которые не способны к самостоятельной борьбе за свое освобождение.

Учение о классовой борьбе, примененное Марксом к вопросу о государстве и о со­циалистической революции, ведет необходимо к признанию политического господства пролетариата, его диктатуры, т. е. власти, не разделяемой ни с кем и опирающейся не­посредственно на вооруженную силу масс. Свержение буржуазии осуществимо лишь превращением пролетариата в господствующий класс, способный подавить неизбеж­ное, отчаянное сопротивление буржуазии и организовать для нового уклада хозяйства все трудящиеся и эксплуатируемые массы.

Пролетариату необходима государственная власть, централизованная организация силы, организация насилия и для подавления сопротивления эксплуататоров и для ру­ководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупро­летариями в деле «налаживания» социалистического хозяйства.

Воспитывая рабочую партию, марксизм воспитывает авангард пролетариата, спо­собный взять власть и веста весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождем всех трудящихся и эксплуатируе­мых в деле устройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии. Наоборот, господствующий ныне оппортунизм воспитывает из рабочей партии отры­вающихся от массы представителей лучше оплачиваемых рабочих, «устраивающихся» сносно при капитализме, продающих за чечевичную похлебку свое право первородства, т. е. отказывающихся от роли революционных вождей народа против буржуазии.

«Государство, то есть организованный в господствующий класс пролетариат», — эта теория Маркса неразрывно связана со всем его учением о революционной роли проле­тариата в истории. Завершение этой роли есть пролетарская диктатура, политическое господство пролетариата.

Но если пролетариату нужно государство, как особая организация насилия против буржуазии, то отсюда


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 27

сам собой напрашивается вывод, мыслимо ли создание такой организации без предва­рительного уничтожения, без разрушения той государственной машины, которую соз­дала себе буржуазия? К этому выводу вплотную подводит «Коммунистический Мани­фест», и об этом выводе говорит Маркс, подводя итоги опыту революции 1848— 1851 годов.







Date: 2015-08-07; view: 286; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию