Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста17.1 Социально-педагогическое значение физического воспитания. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста. На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыслить, он должен всему учиться, чтобы к концу дошкольного возраста превратиться в личность с довольно большим запасом знаний и умений, обладающую сложным внутренним миром. Направленное использование физической культуры на протяжении первых семи лет жизни, осуществляемое специальными дошкольными учреждениями, является начальным и очень важным звеном системы физического воспитания. Однако, далеко не все дети дошкольного возраста охвачены сетью дошкольных учреждений. Так, в Санкт-Петербурге в 1995 году функционировали следующие образовательные учреждения для дошкольников: 1272 - системы Комитета по образованию, охват - 165787 детей; 182 - ведомственных, охват -14556 детей; 29 - Министерства здравоохранения,охват - 1756 детей. В связи с этим, существенно возрастает роль семьи в осуществлении всестороннего гармонического развития детей и полноценной подготовки их к школе. С целью расширения кругозора родителей по вопросам физического воспитания для них проводятся консультации, читаются лекции, издается специальная научно-популярная литература. Все большее место в распространении физкультурных знаний среди родителей занимает телевидение и кино. Частично направленное использование физической культуры осуществляется детскими спортивными школами. Наиболее благоприятные условия для направленного использования физической культуры созданы в детских дошкольных учреждениях - детских садах. Они выражаются в следующем: 1. Единой государственной "Программой воспитания в детском саду" предусмотрено содержание занятий по физическому, умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей. В ней определены конкретные знания, умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на различных возрастных этапах, а также качества, которые необходимо воспитывать. 2. На протяжении всего дня, нередко более десяти часов, дети находятся под наблюдением квалифицированных специалистов (педагогов и медицинских работников), заботящихся о максимальном расширении двигательного режима. 3. Полностью обеспечиваются такие гигиенические условия для физического развития, как правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливающие мероприятия. Лекция 17 Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного козраста 4. Имеются благоприятные возможности для эффективного сочетания всех средств и форм направленного использования физической культуры. 5. Дети находятся в обществе сверстников, что способствует решению важных воспитательных задач с опорой на все факторы формирования личности. Последнее имеет особое значение для детей из малодетных семей. По биологическим признакам и некоторым педагогическим соображениям дошкольный возраст подразделяется на ступени (табл. 17.1.). Возрастная периодизация детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как отражает ступени биологического развития и облегчает построение системы физического воспитания - определение конкретных задач, содержания, организационных форм, методов. Таблица 17.1. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является важным периодом физического развития и формирования личности человека. Он отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма (например, за первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 50 %, а к семи годам почти втрое), а с другой - незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям внешней среды. Вот почему в этот период важно своевременно и эффективно стимулировать нормальное протекание естественного процесса физического развития, повышать жизнеспособность и сопротивляемость организма неблагоприятным внешним влияниям. На фоне известных средних значений существуют довольно значительные колебания в пределах нормы в физическом развитии дошкольников вообще, и в развитии движений, в частности. Необходимо своевременно выявлять и учитывать индивидуальные отклонения в развитии детей, особенно случаи отставания с тем, чтобы 215 Теория и методика физической культуры оказать им соответствующую помощь. Дошкольная жизнь и развитие ребенка находятся в большой зависимости от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического развития. Несвоевременность и низкая эффективность использования физической культуры в дошкольном возрасте приводит к нарушению развития детей, отрицательно влияет на их умственную сферу, снижает уровень подготовленности к школе.
|