Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация занятий урочного типа





Конкретные уроки физического воспитания проводятся с различными контин-гентами населения по разным программам, рассчитанным на разные направления и задачи работы. При этом приходится иметь дело с большими различиями в уров­не подготовленности и состоянии занимающихся, с неоднородностью их интере­сов и возможностей, с разнообразными внешними условиями. Поэтому в практике физического воспитания закономерно складываются многообразные по содержа­нию, структуре и типичным методическим особенностям виды, разновидности и более частные построения урочных занятий.

Выбору и планированию наиболее целесообразных занятий поможет знание общей классификации уроков физического воспитания (рис. 15.1.) В основе дан­ной классификации закон восхождения от общего к частному, которому подчинен порядок признаков и многообразия уроков.

1.По целевой направленности физического воспитания:

1. Уроки общего Физического воспитания {обшей Физической полготовки) слу- жат целям создания фундамента физического развития, образования и воспитания для разнообразной двигательной деятельности в жизни. Они подразделяются на два вида:

Уроки широкого общего физического воспитания, которые направлены на все­стороннюю общую подготовку к любой двигательной деятельности и, поэтому, от­личаются богатством содержания, разнообразием построения и сложностью мето­дической разработки. Они характерны для физического воспитания детей.

Уроки относительно ограниченной общей физической подготовки применяются в специализированном физическом воспитании в целях более узкой общей физи­ческой подготовки к ограниченной деятельности. Их содержание тесно связывает­ся со специфическим содержанием отдельного вида специализации (спортивной, профессиональной и др.).

2.Уроки специализированного физического воспитания служат целям подготовки к конкретной двигательной деятельности. Они включают три вида:

Уроки спортивной тренировки являются основной формой занятий со спортсме­нами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям. Предметное содер­жание, а отчасти и построение спортивно-тренировочных уроков, в различных об­ластях и видах спортивной специализации характеризуется специфическими осо­бенностями.

Уроки прикладной физической подготовки расчленяются на уроки профессио­нально-прикладной и уроки военно-прикладной физической подготовки. Их содер­жанием являются специфические виды двигательной деятельности в зависимости

Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями

от особенностей профессии.

Занятия урочного типа с лечебной направленностью, используемые в целях со­действия восстановлению здоровья. Их содержание, особенности структуры и ме­тодика обусловлены характером заболевания и особенностями применения других лечебных процедур.

//. По основному предмету и программному содержанию занятий:

1. Узкопредметные (видовые) характеризуются однородностью учебного мате­риала. На этом уровне обобщенно различаются уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания, фехтования, игр и т.п. - виды. В пределах каждого предмета выделяются уроки спортивной (или иной) гимнастики, баскетбола, фехтования на рапирах, прыж­ков на лыжах, беговой подготовки в легкой атлетике и т.п. - разновидности.

2.Комплексные уроки отличаются разнообразием учебного материала, напри­мер, гимнастического, легкоатлетического и игрового. Такие занятия встречаются чаще в общей физической подготовке. Уроки этого классификационного уровня от­личаются также структурой и методикой проведения.

III. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса Физическо­го воспитания акцентируется или полностью составляет содержание заня­тия:

1.Уроки образовательной направленности. Их основным содержанием являет­ся формирование и совершенствование специфических знаний, двигательных и ин­теллектуальных умений и навыков, а так же обучение применению их в изменяю­щихся условиях. При этом воспитательные и гигиенические задачи решаются лишь попутно (сопряженно) и только в той мере, которая допускается основным содер­жанием и обстоятельствами учебной работы.

2.Уроки со специальной воспитательной направленностью служат преимуще­ственно целевому совершенствованию-интеллектуальных, волевых и эмоциональ­ных качеств, интересов и потребностей. Задачам обучения и физического развития в них отводится ограниченное, подчиненное место.

3.Уроки с гигиенической по преимуществу направленностью предназначены для решения задач физического развития и укрепления здоровья. Они частично связа­ны с попутным решением некоторых воспитательных и образовательных задач. Уро­ки с гигиенической направленностью характерны для общего физического воспи­тания. Они применяются в работе с детьми, с людьми зрелого и пожилого возраста, играют вспомогательную роль в спортивной тренировке.


4.Комбинированные уроки, содержание которых направлено на решение задач двух и более перечисленных сторон физического воспитания.

В пределах каждого типа предыдущего классификационного ряда имеется де­тальное их подразделение. В зависимости от акцентируемых на различных этапах обучения дидактических (учебных) задач, уроки с образовательной направленнос­тью, делятся на:

• вводные;

• уроки изучения нового материала;

• уроки совершенствования изученного и применения в новых условиях двига­тельной деятельности;

• уроки контрольные (учетные, зачетные);

• смешанные, в которых характерные для перечисленных разновидностей (ти­пов) уроков учебные задачи сочетаются в различных пропорциях. •

Каждая из перечисленных разновидностей уроков образовательного характера имеет свои особенности не только в расположении учебного материала, но и в по­строении учебных ситуаций. При этом возникает проблема выбора применения наи-

189 Теория и методика физической культуры

более эффективных методов обучения. В зависимости от выбора сложившихся в практике методических направлений, акцентирующих передачу педагогом знаний, умений, навыков в готовой виде, или самостоятельный, творческий поиск решений каждым занимающимся, или же сочетание этих подходов - возникает необходимость дальнейшей классификационной дифференциации уроков по методическим осо­бенностям.

Рис. 15.1. Классификация уроков физического воспитания 190

Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями

Уроки со специально-воспитательной направленностью имеют три основных вида:

• с избирательными воспитательными воздействиями;

• с многосторонними (несколькими самостоятельными) воздействиями;

• контрольные.

Первые имеют наибольшее распространение в спортивной тренировке, вторые - больше в общем физическом воспитании и прикладной физической подготовке. В многоборной спортивной подготовке необходимы многосторонние уроки со спе­циальной воспитательной направленностью, а в общем физическом воспитании и прикладной физической подготовке как с многосторонним, так и с избирательным воспитательным воздействием.

Контрольные уроки имеют место во всех направлениях физического воспитания, поскольку они связаны с проверкой подготовленности занимающихся.

Уроки по преимуществу с гигиенической направленностью имеют два основных вида. К первому относятся общеразвивающие уроки, направленные на гармони­ческое общее морфофункциональное развитие организма, улучшение телосложе­ния, формирование и поддержание хорошей осанки. Второй вид - уроки компенса­торные и восстановительные. Они носят рекреационный характер и служат воспол­нению недостатка двигательной активности в повседневной деятельности и быту, или же целям активного отдыха и восстановления работоспособности.

В практике физкультурных учебных заведений, на факультетах повышения ква­лификации, курсах и сборах преподавателей физического воспитания, тренеров и инструкторов по спорту проводятся так называемые, методические уроки. Они слу­жат целям формирования методических умений и навыков будущих педагов, а так­же повышению квалификации уже работающих.


Отличительной особенностью методических уроков является направленность на профессионально-педагогическую подготовку. Они проводятся как с группой обу­чаемых методике, так и в порядке демонстрации занятий с группами учащихся школ, вузов, секций коллективов физической культуры и т.п. В первом случае занятия но­сят модельный характер, т.к. обучаемые фактически не могут и не должны перевоп­лощаться в какой-либо реальный коллектив занимающихся. Во втором случае, ког­да занятия проводятся с реальным коллективом с присущими ему конкретными при­знаками, методические уроки являются наиболее эффективными.

Модельные методические уроки, как правило, сопровождаются вводными, по­путными и завершающими пояснениями и указаниями. Уроки на конкретном кол­лективе занимающихся завершаются подробным методическим разбором, причем в нем участвуют и наблюдавшие демонстрацию. В последнем случае особенно важ­но мотивированное обобщающее заключение проводившего урок педагога или же методиста.

Содержание занятий урочного типа.

Каждый урок является одним из элементов учебно-воспитательного процесса и обладает всеми, свойственными этому сложному явлению, признаками. В связи с этим, сложным и многозначным является содержание урока физического воспита­ния. Оно представлено следующими характерными сторонами.

1. Задачи и состав физических упражнений (учебный материал). Содержа­ние определяется задачами, которые отражают предмет и направленность заня­тий, характер деятельности преподавателя и занимающихся, а также проектируе­мые (ожидаемые) сдвиги в состоянии организма, в знаниях, умениях и навыках, ка-

Теория и методика физической культуры

осанку; закаливать организм.

• Воспитывать нравственные, интеллектуальные, волевые и эстетические каче­ства.

Продолжительность основной части составляет 80-85 % времени, отводимого на урок.

Для решения поставленных задач могут применяться любые физические упраж­нения, прежде всего предусмотренные соответствующими программами.

Заключительная часть урока имеет следующие функции:

Организация завершения учебно-воспитательного процесса с целью приведе­ния организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки.

Концентрация внимания занимающихся на достигнутом и ориентация их в даль­нейшей работе.

Типичными задачами третьей части урока являются:

• Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние; фиксировать правильную осанку.

• Подвести итоги учебной деятельности.

• Ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного занятия для са­мостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.


Ее продолжительность 3-5 % времени, отведенного на урок.

В заключительной части целесообразно применять различные варианты "успо­каивающей" ходьбы, упражнения и игры на внимание, танцевальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т.п. Желатель­но после заключительной части урока проводить гигиенические процедуры: умыва­ние, душ, массаж и др.

Содержание и продолжительность каждой части урока весьма изменчивы, так как зависят от типа и продолжительности урока, от особенностей и состояния зани­мающихся, от условий работы и других факторов. Важно избегать в этом следова­ния каким-либо шаблонам. Так, совсем необязательно, и даже вредно, планиро­вать решение всех, типичных для каждой части урока, задач. Например, может ока­заться, что к началу урока занимающиеся уже внимательны и находятся в состоя­нии полной готовности к предстоящей работе. В этом случае отпадает необходимость в реализации соответствующих задач и применения специальных средств для их решения. Если на протяжении основной части состояние внимания и физической готовности снизится, необходимо срочно применить средства, ти­пичные для вводной части.

Наиболее целесообразным и экономным является сопряженное решение не­скольких задач, зависящее от подбора соответствующих упражнений. Например, некоторые варианты бега, игра, танцевальная комбинация, могут одинаково успешно послужить и организации внимания, и активизации функций организма, и подъему эмоций.

Трехчастным делением урока не исчерпывается его построение, а определяют­ся лишь наиболее крупные и своеобразные этапы - его общая структура (макро­структура).

Для того, чтобы обеспечивался правильный подход к построению урока, педагог должен хорошо разбираться не только в основных сторонах и компонентах его со­держания, но и в механизмах их взаимосвязи. При этим важно четко выделить ос­новную структурную единицу, первичную "клеточку" урока физического воспитания. Это облегчит понимание следующих уровней его построения.

Элементарной структурной единицей урока надо считать физическое упражне-

Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями

ние. При выполнении каждого физического упражнения возникает определенная учебно-воспитательная ситуация, необходимыми элементами которой являются:

• частная задача, определяющая, что должно быть получено в процессе работы в данной ситуации;

• совокупность последовательных действий педагога и занимающихся, обеспе­чивающих достижение предусмотренного результата.

По своим функциям учебно-воспитательные ситуации могут быть:

• Относительно простыми (при которых действия направлены на решение одной частной задачи).

• Относительно сложными (в них выполнение одного физического упражнения обеспечивается сопряженным решением нескольких частных задач).

В зависимости от условий, в уроках физического воспитания представлены раз­личные сочетания простых и сложных учебно-воспитательных ситуаций. Правильно построенный урок характеризуется тем, что эти сочетания представлены в строй­ной системе, обеспечивающей целостность занятия.

Второй уровень построения урока (его мезоструктура - типовая) требует оп­ределения последовательности физических упражнений, как конкретных учебно-воспитательных ситуаций, в каждой части урока. При этом необходимо иметь в виду неизбежное взаимодействие физических упражнений, поскольку эффект каждого из них в какой-то мере предопределяется функциональными следами от предыду­щих (их "последействием"). Такое структурное упорядочение каждой части урока приобретает весьма существенное значение, так как взаимодействие упражнений может быть и положительным, способствующим повышению эффективности оче­редного упражнения, и отрицательным - снижающим, даже нейтрализующим его эффективность.

Определение последовательности физических упражнений требует творчества, так как содержание конкретных уроков весьма многообразно и обусловлено раз­личными факторами: программными требованиями, особенностями занимающих­ся, этапам процесса обучения, материально-техническими и климатическими ус­ловиями. Например, сложные по координации упражнения рекомендуется разучи­вать в начале основной части урока - "на свежую голову". На этапе же совершен­ствования, в целях развития способности управлять своими движениями в условиях повышенных психофизических нагрузок и накапливающегося утомления, их целе­сообразно применять в конце основной части урока.

Третий уровень построения урока (его микроструктура - конкретная) сводит­ся к организации каждой учебно-воспитательной ситуации путем оптимального со­четания ее элементов. Основным является такое упорядочение и согласование дей­ствий педагога и занимающихся, которое обеспечивает наиболее эффективное ре­шение частных задач каждого упражнения.

Для этого важно хорошо продумать методические измерения, методы и приемы педагога и занимающихся. Даже при весьма удачном и правильном определении последовательности физических упражнений, а значит и учебных ситуаций, можно не достичь желаемых результатов, если неправильно построена сама ситуация. Так, совсем небезразлично, покажет ли сначала педагог изучаемое движение, затем предложит выполнить, и после этого объяснит его занимающимся. Или же начнет с описания физического упражнения, выяснения его назначения и формулировки задания, после чего, дав выполнить его и, опираясь уже на результат самостоятель­ных действий занимающихся, прибегнет к неко-торым словесным уточнениям, а в конце образцово покажет, как следует выполнять в совершенстве.

В первом случае педагог обеспечит запечатление занимающимися готового об-

195 Теория и методика физической культуры

разца изучаемого двигательного действия, притом, как правило, лишь с внешней его стороны. Выполнение будет носить подражательный характер и мало коснется существа техники. В случае удачного, по мнению занимающихся, воспроизведения показанного, последующее объяснение педагога будет выслушано поверхностно, а главное - перекроется уже запечатлевшимся, подкрепленным личным опытом пре­дыдущих попыток, поверхностным представлением.

Во втором случае учебная деятельность окажется более содержательной, а её результаты значительней, поскольку с самого начала были исключены недостаточ­но осмысленные, узкоподражательные действия. Для того, чтобы представить себе задаваемое движение по слову, занимающиеся должны будут специально концент­рировать на этом внимание, охватить мысленно различные стороны и элементы его техники, самостоятельно создать целостный образ движения силою воображения. Наблюдая затем образцовый показ, сравнивая своё выполнение с показанным, они извлекут больше нужной информации, а осмыслив её, лучше используют для со­вершенствования изучаемого. Особенно же ценным в этом случае будет воспита­тельный эффект: сознательность и интеллектуальная активность занимающихся в учебной работе, развитие мышления и воображения, инициативности и самостоя­тельности.

Это не значит, что целесообразен лишь второй подход к построению учебно-вос­питательной ситуации. В ряде случаев может оказаться целесообразным и первый. Педагог, как создатель учебно-воспитательных ситуаций, всегда должен быть в твор­ческих поисках и обоснованно создавать их варианты. Так, используя хорошо изу­ченные гимнастические упражнения о целью физического развития, можно лишь называть их, подсчетом регулировать темп движений и частично выполнять вместе с занимающимися.

Качественным критерием подхода педагога к построению ситуации является це­лесообразность, исходя из этого, нередко в процессе проведения урока заплани­рованные ситуации должны перестраиваться с учетом непредвиденных ранее фак­торов.

Построение занятий физическими упражнениями находится в определенной за­висимости от внешних факторов. По-разному оно складывается при занятиях в гим­настическом зале, на спортивной площадке, стадионе, в плавательном бассейне, накатке, на местности, в зависимости от температуры окружающей среды, состоя­ния оборудования, количества инвентаря т.п. Каждое из этих условий по-особому влияет на психику и физическое состояние занимающихся, на их работоспособность и поведение. Не одинаково приходится организовывать занимающихся, варьиро­вать расстановку фронтальной, групповой и индивидуальной работы, дозировать и уплотнять нагрузки, вводить вспомогательные упражнения.







Date: 2015-08-07; view: 615; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию