Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерактивные формы формирования информационной культуры





Интерактивные методы успешно используются при проведении библиотечных занятий. Вот некоторые из них:

• творческие задания;

• работа в малых группах;

• работа в парах;

• обучающие игры (ролевые, деловые и образовательные игры, имитации);

• использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

• разминки;

• изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика, использование вопросов);

• обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (шкала мнений, дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, дебаты);

• разрешение проблем (дерево решений, мозговой штурм);

• презентации.

Самыми распространёнными из интерактивных методов при проведении библиотечных уроков являются:

Дерево решений – аудитория делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством читателей. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

«Займи позицию» - зачитывается какое-нибудь утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «да» или «нет». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

На литературных мероприятиях используется такой приём, как Свеча. По кругу передаётся зажжённая свеча, и участники высказывают мнение о творчестве писателя, о пережитых чувствах.

Интересен метод «Суд от своего имени». Этот метод применим читателями при создании презентаций, конкурсных работ, эссе, когда ребёнок выносит свою нравственную оценку литературным героям, творчеству писателей, художественным произведениям.

Ещё один эффективный метод «Броуновское движение», который предполагает движение читателей по аудитории с целью сбора информации по предложенной теме.

Становится традицией использование слайд-презентаций и мультимедийных презентаций при проведении библиотечных мероприятий.

Мультимедийная презентация является современным и мощным средством в практике работы детской библиотеки. Она даёт возможность чётко, ярко, быстро и интересно подать и, соответственно, получить нужную нам информацию.

Мультимедийные документы отличаются от обычных тем, что кроме традиционных текстовых и графических данных, могут содержать звуковые и музыкальные объекты, анимированную графику, видеофрагменты.

Основные отличия средств мультимедиа от традиционных носителей информации – интерактивность, свободная интерпретация и коммуникабельность.

Интерактивность обеспечивает читателю возможность активного участия в происходящих условиях. Например, в интерактивной обучающей программе можно по желанию читателя вызвать определённую страницу, главу, повторить изучение пройденного материала и т.д. Интерактивность непосредственно связана со свободой интерпретации. Средства мультимедиа не заставляют следовать по определённому пути, а предоставляют возможность самостоятельного выбора.

Преимущества мультимедийных презентаций:

• использование различных мультимедийных технологий помогает оживить любой материал и упрощает восприятие информации;

• динамичная и продуманная подача любых разработанных материалов в презентации поднимает статус библиотеки;

• разработанные презентации можно использовать как раздаточный или иллюстрирующий материал.

Чтобы привлечь внимание детей -учащихся начальных классов, проводятся они в виде экскурсий по библиотеке, с элементами игры, театрализации.

На библиотечных уроках в ряде библиотек работники знакомят детей и подростков с основами библиотечно-библиографических знаний, сопровождая теоретический материал практическими заданиями -найти книгу по каталогу, сделать библиографическое описание книги, статьи из периодических изданий, с помощью указателей составить планы чтения по интересующей теме[14, с. 21].

В филиале N 11 ЦБС г. Костаная на библиотечном уроке «Как выбрать книгу по каталогу» юные читатели знакомились с историей появления каталогов, выполняли практические задания: расставить карточки в алфавитном порядке, найти по АПУ раздел систематического каталога, по карточке найти место книги на полке.

Традиционными в библиотеках области стали Дни библиографии, библиографические игры –комплексные, интерактивные формы, способствующие лучшему усвоению и восприятию библиотечно-библиографических знаний.

Цель их проведения - убедить детей и подростков в том, что библиография –это интересно! В ходе Дней библиографии они узнают о науке библиографии, о библиотечных каталогах и картотеках, о библиографических изданиях. Участники мероприятия становятся лоцманами книжных морей, их лоциями являются библиографические пособия различных форм: указатели, списки, книжные закладки, памятки, с помощью которых каждый выбирает себе интересную книгу.

В отчётном году в центре внимания наших коллег из Детского отдела МУК «Межпоселенческая центральная библиотека Никифоровского района» был 80-летний юбилей района. День библиографии «Моя родная сторона» включал урок исторического краеведения и турнир знатоков «Страницы истории», была оформлена выставка «Край родной навеки в сердце» (книги, рекомендательные пособия). Посетило 64 чел., выдано 127 кн.

Активно работает в направлении формирования библиотечно-библиографических знаний Детская библиотека МУК «Межпоселенческая центральная библиотека Ржаксинского района». Для популяризации библиотечно-библиографических знаний была использована форма выставки-поиска, на которой были представлены вопросы, составленные библиотекарем и энциклопедические, справочные издания. В течение 6 месяцев дети с интересом искали ответы, опускали их в «ящик». На Дне библиографии «В путь по книжному лабиринту» (6, 7, 9 кл.) были рассмотрены все ответы, большинство из которых оказались правильными. У выставки проведено 36 бесед, выдано 280 экз. справочных и энциклопедических изданий.

В ходе этого Дня библиографии по принципу игры «Что? Где? Когда?» был проведён «Библиографический лабиринт» -по справочным изданиям и час вопросов и ответов «Отвечает библиография». Библиотекари сделали обзор библиографических пособий. Посетило 58 чел., выдано 123 экз.

Час библиографических знаний «Всё обо всём» библиотекари провели для учся 2 кл. Дети знакомились с книгами энциклопедического характера, учились самостоятельно искать ответы на вопросы в энциклопедиях «Что такое?», «Кто такой?», серии «Я познаю мир»[17, с. 12].

Существуют и нестандартные формы библиотечных уроков. В практике библиотек Казахстана и России используются следующие виды уроков:

-урок-информация: «Возможности СБА в помощь деловому чтению», «Справочный аппарат книжных изданий и назначение его компонентов», «Поисковые системы ИНТЕРНЕТ», «Периодическая печать в учебном процессе», «Солнечная светлость книжной премудрости: профессия библиотекарь»

-урок-беседа: «Книга и чтение в жизни великих людей», «Выдающиеся читатели-россияне», «Книга и библиотека в жизни человека. Библиотеки России», «Мир книги. Справочный аппарат издания», «Книги, которые должен знать современный человек», «Культура чтения периодики», «Основные приёмы интеллектуальной работы с документами: план, тезисы, реферат, конспект, доклад», «Что такое библиография, её виды, назначение», «Как научиться быстро читать»

-урок-лекция: «Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества», «Техника интеллектуального труда: Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Оформление реферата, конспекта, доклада», «Использование различных типов библиографических пособий при выборе и разыскании литературы», «Информационная культура личности: её основы, значение»

-урок-размышление: «Книга в моей жизни – что она значит?»

-урок-диалог: «Учись искусству чтения», «Горжусь своей профессией, зову в свою профессию: о профессии библиотекаря»

-урок-диспут: «Умеем ли мы читать?», «Кого мы называем человеком начитанным?»,«Книга и Интернет: соперники или союзники?»

-урок-дискуссия: «Что я вкладываю в понятие «чтение»?

-урок-обсуждение: «Как сделать книгу открытием: (чтение как творчество)»

-урок-семинар: «Современные сокровищницы книг: Крупнейшие библиотеки мира»

-урок-конференция: «Читать, чтобы…»

-урок-презентация: «Такая простая сложная профессия»

-урок-обзор: «На журнальной полянке»

-урок-рекомендация: «Ориентация в информационном пространстве библиотеки», «Как использовать прикнижную и внутрижурнальную библиографию? Библиография в журналах и газетах», «Искусство публичного выступления»

-урок-видео-путешествие: «Листая памяти страницы: История библиотеки»

-урок-регата: «Штурманы книжных морей»

-урок-синтез (библиография + искусство): «Творцы книг»

- урок-вернисаж: «Искусство оформления книги: Творчество художников-иллюстраторов»

- урок-память: «Книга и библиотека: страницы истории»

- урок-файл: «Книга и компьютер. Ресурсы ИНТЕРНЕТ»

Вывод. Справедливо полагая, что прививать навыки работы с информацией необходимо начинать как можно раньше, библиотеки основное внимание в этом отношении уделяют читателям детского и юношеского возраста. Это и дошкольники, и младшие школьники, для которых, в целях первичного знакомства с библиотекой, ее правилами пользования устраиваются экскурсии, библиотечные уроки, а, чтобы закрепить полученные знания, им предлагают поучаствовать в библиотечно-библиографических КВН, лото, конкурсах, информинах.

Работа по формированию информационной культуры личности ведется активно, но для достижения больших результатов необходимым является создание долговременных программ, в которых будут охвачены все ресурсы библиотеки, разработан комплекс мер и мероприятий для достижения поставленных задач: от изучения ситуации с обслуживанием читателей до разработки конкретных форм и методов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.

Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача - научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.

Очевидно, что современная культура не существует без книги, именно книга в цивилизованном обществе есть основная форма фиксации и трансляции опыта, основное средство, благодаря которому цивилизация воспроизводит себя. Традиция письменной культуры, наиболее полно выразившаяся в культуре книжной, и в современном, информационном обществе с его экспансией и агрессией электронных средств массовой информации, остается главным гарантом сохранения и поддержания культуры. Пока жива эта культура, будет жить и книга, культура чтения.

Работа по формированию информационной культуры будет продуктивна, если все руководители чтением (библиотекари, педагоги, родители) отнесутся к ней заинтересованно, творчески.

В зависимости от содержания темы, возраста и уровня подготовленности учащихся программа предоставляет библиотекарю широкие возможности для выбора методических путей и приемов изложения конкретного материала. Для проведения занятий могут быть использованы традиционные формы (урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества), так и игровые, соревновательные формы, которые очень нравятся ребятам младшего и среднего возраста (конкурс, турнир, викторина).

 

Список использованной литературы:

1. Берестова, Т. Ф. Информационное пространство библиотеки [Текст]: научно-методическое пособие / Т. Ф. Берестова. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 240 с.

2. Гендина, Н. И. База исследований в области информационной культуры [Текст] / Н. И. Гендина, Е. Л. Кудрина // Библиография. – 2001. - № 3. – С. 110-113.

3. Гендина, Н. Дидактические основы формирования информационной культуры [Текст]/ Н. Гендина // Школьная библиотека. – 2002. - № 1. – С. 24–27.

4. Гендина, Н. И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) [Текст]: (доклад сделан на ИФЛА – 2004) / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. – 2005. - № 3. – С. 18-24.

5. Гендина, Н. Информационная грамотность и информационная культура личности [Текст]: международные тенденции и российский опыт / Н. Гендина // Школьная библиотека. – 2007. - № 8. – С. 71–79.

6. Гендина, Н. Информационная культура личности – ответы на вызовы информационного общества [Текст]: [межд. научн.-практич. конференция «Информационная культура личности: вызовы информационного общества»] / Н. Гендина // Школьная библиотека. – 2006. - № 9–10. – С. 50–58.

7. Гендина, Н. И. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст]/ Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова // Школьная библиотека. – 2002. - № 10. – С. 24-31.

8. Гендина, Н. Формирование информационной культуры / Н. Гендина, Н. Колкова [Текст] // Школьная библиотека. – 2001. - № 6. – С. 3–6.

9. Гокова, Е. Новаторские подходы в практике работы Липецкой областной юношеской библиотеки: новые идеи и методики в организации работы по развитию читательской и информационной культуры [Текст]/ Е. Гокова / / Школьная библиотека. – 2006. - № 8. – С. 17–21.

10. Голубева, Н. Функции детской библиотеки как института инкультурации личности[Текст]: [о развитии детской библиотеки в современном информационном обществе] / Н. Голубева / / Библиотековедение. – 2007. - № 1. – С. 24–28.

11. Дулатова, А. Н. Информационная культура личности [Текст]: учебно-методическое пособие / А. Н. Дулатова. - М.: Либерея–Бибинформ, 2007. – 176 с.

12. Коренькова, Т. Г. В библиотеку за информационной культурой [Текст] / Т. Г. Коренькова, С. В. Олифер / / Школьная библиотека. – 2000. - № 1. – С. 52-53.

13. Коряковцева, Н. А. Информационная культура – культура нового типа [Текст]/ Н. А. Коряковцева / / Мир библиографии. – 2009. - № 1. – С. 58–67.

14. Минкина, В. А. Формирование информационной культуры личности [Текст]: роль библиографа: [о воспитании у читателей информационной культуры] / В. А. Минкина, В. В. Брежнева / / Мир библиографии. – 1998. - № 4. – С. 21-23.

15. Полякова, Т. Формирование информационной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга [Текст]/ Т. Полякова / / Школьная библиотека. – 2002. - № 3. – С. 11–14.

16. Стародубова, Г. А. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки [Текст] [Электронный ресурс] / Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко / / Библиотечное дело. – 2005: деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества: материалы Х междунар. науч. конф., г. Москва, 20-22 апр. 2005 г. – М., 2005. – Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2005/s2/s2_p24.htm

17. Чигарева, Л. А. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст]/ Л. А. Чигарева / / Школьная библиотека. – 2009. - № 2. – С. 12–15.

18. Чудинова, В. Информационный потенциал личности: чем он обусловлен? [Текст]: [соц. исследование «Сельский ребенок: чтение, книжная среда, библиотека» на базе РГДБ] / В. Чудинова / / Библиотека. – 2007. - № 1. – С. 37-41.

 

Приложение 1

Date: 2015-08-07; view: 1937; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию