Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и направления современной библиотеки школы





Роль, значение школьной библиотеки в информационном пространстве школы определяется теми целями и задачами, которые стоят сегодня перед библиотекой и четко сформулированы в «Положении о библиотеке ОУ».

Главной задачей школьной библиотеки, в соответствии с этим «Положением», является «обеспечение участникам общеобразовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ОУ на различных носителях:бумажном, магнитном, цифровом и на иных носителях».

Из главной задачи библиотеки вытекают и основные функции современной школьной библиотеки:

•комплектование универсального фонда библиотеки учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях;

•пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;

•осуществление размещения, организации и сохранности всех этих документов;

•организация и ведение каталогов, картотек, в том числе и электронного каталога, как печатных источников, так и на электронных носителях.

И еще одна очень важная функция закрепляется за библиотекой: библиотекарь обязан помогать учителям, учащимся добывать информацию, как из традиционных источников, так и из любого электронного источника. Таким образом, библиотека сегодня является очень важным, емким структурным подразделением ОУ, играющим первостепенную роль в создании информационного пространства школы.

В условиях развития глобального информационного общества особенно необходима грамотная политика культурного развития подрастающего поколения, частью которой должно стать развитие гуманной социокультурной и информационной среды, в которой дети и подростки могут получить представление о культурных ценностях и идеалах, действительно способствующих их становлению как будущих граждан страны. Органичным сегментом новой политики культурного развития подрастающего поколения должна стать библиотечная политика в интересах детей.

Библиотеки могут и должны дать детям из различных социальных слоев общества благоприятную и безопасную среду, лучшие информационные ресурсы, новые информационные технологии для развития личности ребенка.

Эту задачу решить можно, поскольку сегодня в стране существует развитая сеть библиотек разных типов, занимающихся обслуживанием детей: детские, школьные, юношеские, общедоступные (публичные) библиотеки.

Школьную библиотеку (библиотеку общеобразовательного учреждения) можно рассматривать как социальный институт, призванный обеспечивать образовательный процесс, поддерживать детское чтение, развивать информационную культуру личности, содействовать образованию, воспитанию и развитию личности школьника.

Права детей на информационное обслуживание закреплены в ряде документов, к числу которых, в первую очередь, относится Конвенция ООН, Конституция РФ и Конституция РК, законы, и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, регулирующие библиотечное дело [17, с. 12].

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, к детям относятся граждане возрастом до 18 лет. Согласно Конвенции, дети имеют следующие права:

• право на получение образования и развитие личности (Ст.28,29); с целью постепенного достижения этого права на основе равных возможностей, должна обеспечиваться доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей (Ст.28, п.d).

• право свободно выражать свое мнение (Ст.12, п.1); это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ (осуществление этого права может подвергаться некоторым необходимым ограничениям (Ст.13, п.1,2).

Конвенция также определяет обязанность государства, а именно:

• уважать и поощрять «права ребенка на участие в культурной и творческой жизни», содействовать «предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха (Ст.31).

• обеспечивать доступ детей к информации и материалам из различных источников, поощрять распространение средствами массовой информации материалов, способствующих социальному и культурному развитию ребенка и предпринимать шаги по защите детей от вредной информации (Ст.17).

Социальная роль школьныхтбиблиотек в обществе определяется следующими направлениями их деятельности:

-концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе — на сетевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования;

- приобщением школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно- нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получении навыков самообразования школьников;

● формированием информационной культуры личности, участием в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе.

Препятствием в реализации этой важнейшей социальной роли школьных библиотек являются следующие проблемы:

1. Несовершенство современной нормативно-правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений.

2. Недооценка школьной библиотеки как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы как образовательной структуры; низкий уровень интеграции школьных библиотек в образовательное пространство школы, принижение их роли в осуществлении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

3. Невключенность школьных библиотек в федеральные и региональные образовательные проекты и программы.

4. Низкое качество книжных фондов школьных библиотек.

5. Несоответствие технического оснащения и уровня информатизации школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования.

6. Нескоординированность деятельности школьных библиотек в рамках муниципальных образований, регионов и на федеральном уровне из-за отсутствия адекватной системы управления деятельностью школьных библиотек.

7. Низкий уровень социального престижа, социальной и экономической защищенности школьного библиотекаря, отсутствие у него статуса педагогического работника школы.

Решение этих проблем требует определения приоритетных направлений развития школьных библиотек, соответствующих задачам современной системы образования, для разработки как оперативных мероприятий, так и построения среднесрочной и долгосрочной перспектив развития школьных библиотек страны.

Основными целями отечественных школьных библиотек являются:

● реализация информационного обеспечения образовательного процесса в школе, содействие самообразованию учащихся и учителей;

● содействие развитию творческих способностей школьников,

формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;

● организация библиотечного обслуживания всех членов

школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессионального или общественного положения;

● обеспечение организации доступа к местным, региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;

● формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т. п.);

● интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни[16].

Реализация этих целей предполагает решение следующих задач:

● формирование качественных библиотечных фондов;

● оказание библиотечно#информационных услуг и услуг дополнительного образования;

● организация взаимодействия с педагогическим коллективом

по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;

● содействие в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий, координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первую очередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общественности к ценностям семейного чтения.

Школьная библиотека как социальный институт призвана выполнять следующие основные функции:

1. Образовательную — содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.

2. Информационную — обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей и других категорий работников общеобразовательных учреждений с использованием как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и информационных сетей и систем.

3. Культурную — обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродуктивной и продуктивной культурной деятельности.

4. Досуговую — содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.

Изучение современного состояния отечественных школьных библиотек позволяет выделить следующие основные направления модернизации их деятельности:

● обновление нормативно-правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений;

 

Date: 2015-08-07; view: 1993; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию