Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задачи и направления современной библиотеки школыСтр 1 из 6Следующая ⇒ Роль, значение школьной библиотеки в информационном пространстве школы определяется теми целями и задачами, которые стоят сегодня перед библиотекой и четко сформулированы в «Положении о библиотеке ОУ». Главной задачей школьной библиотеки, в соответствии с этим «Положением», является «обеспечение участникам общеобразовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ОУ на различных носителях:бумажном, магнитном, цифровом и на иных носителях». Из главной задачи библиотеки вытекают и основные функции современной школьной библиотеки: •комплектование универсального фонда библиотеки учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях; •пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; •осуществление размещения, организации и сохранности всех этих документов; •организация и ведение каталогов, картотек, в том числе и электронного каталога, как печатных источников, так и на электронных носителях. И еще одна очень важная функция закрепляется за библиотекой: библиотекарь обязан помогать учителям, учащимся добывать информацию, как из традиционных источников, так и из любого электронного источника. Таким образом, библиотека сегодня является очень важным, емким структурным подразделением ОУ, играющим первостепенную роль в создании информационного пространства школы. В условиях развития глобального информационного общества особенно необходима грамотная политика культурного развития подрастающего поколения, частью которой должно стать развитие гуманной социокультурной и информационной среды, в которой дети и подростки могут получить представление о культурных ценностях и идеалах, действительно способствующих их становлению как будущих граждан страны. Органичным сегментом новой политики культурного развития подрастающего поколения должна стать библиотечная политика в интересах детей. Библиотеки могут и должны дать детям из различных социальных слоев общества благоприятную и безопасную среду, лучшие информационные ресурсы, новые информационные технологии для развития личности ребенка. Эту задачу решить можно, поскольку сегодня в стране существует развитая сеть библиотек разных типов, занимающихся обслуживанием детей: детские, школьные, юношеские, общедоступные (публичные) библиотеки. Школьную библиотеку (библиотеку общеобразовательного учреждения) можно рассматривать как социальный институт, призванный обеспечивать образовательный процесс, поддерживать детское чтение, развивать информационную культуру личности, содействовать образованию, воспитанию и развитию личности школьника. Права детей на информационное обслуживание закреплены в ряде документов, к числу которых, в первую очередь, относится Конвенция ООН, Конституция РФ и Конституция РК, законы, и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, регулирующие библиотечное дело [17, с. 12]. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, к детям относятся граждане возрастом до 18 лет. Согласно Конвенции, дети имеют следующие права: • право на получение образования и развитие личности (Ст.28,29); с целью постепенного достижения этого права на основе равных возможностей, должна обеспечиваться доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей (Ст.28, п.d). • право свободно выражать свое мнение (Ст.12, п.1); это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ (осуществление этого права может подвергаться некоторым необходимым ограничениям (Ст.13, п.1,2). Конвенция также определяет обязанность государства, а именно: • уважать и поощрять «права ребенка на участие в культурной и творческой жизни», содействовать «предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха (Ст.31). • обеспечивать доступ детей к информации и материалам из различных источников, поощрять распространение средствами массовой информации материалов, способствующих социальному и культурному развитию ребенка и предпринимать шаги по защите детей от вредной информации (Ст.17). Социальная роль школьныхтбиблиотек в обществе определяется следующими направлениями их деятельности: -концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе — на сетевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования; - приобщением школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно- нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получении навыков самообразования школьников; ● формированием информационной культуры личности, участием в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе. Препятствием в реализации этой важнейшей социальной роли школьных библиотек являются следующие проблемы: 1. Несовершенство современной нормативно-правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений. 2. Недооценка школьной библиотеки как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы как образовательной структуры; низкий уровень интеграции школьных библиотек в образовательное пространство школы, принижение их роли в осуществлении задач обучения и воспитания подрастающего поколения. 3. Невключенность школьных библиотек в федеральные и региональные образовательные проекты и программы. 4. Низкое качество книжных фондов школьных библиотек. 5. Несоответствие технического оснащения и уровня информатизации школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования. 6. Нескоординированность деятельности школьных библиотек в рамках муниципальных образований, регионов и на федеральном уровне из-за отсутствия адекватной системы управления деятельностью школьных библиотек. 7. Низкий уровень социального престижа, социальной и экономической защищенности школьного библиотекаря, отсутствие у него статуса педагогического работника школы. Решение этих проблем требует определения приоритетных направлений развития школьных библиотек, соответствующих задачам современной системы образования, для разработки как оперативных мероприятий, так и построения среднесрочной и долгосрочной перспектив развития школьных библиотек страны. Основными целями отечественных школьных библиотек являются: ● реализация информационного обеспечения образовательного процесса в школе, содействие самообразованию учащихся и учителей; ● содействие развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности; ● организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессионального или общественного положения; ● обеспечение организации доступа к местным, региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам; ● формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т. п.); ● интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни[16]. Реализация этих целей предполагает решение следующих задач: ● формирование качественных библиотечных фондов; ● оказание библиотечно#информационных услуг и услуг дополнительного образования; ● организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни; ● содействие в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий, координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первую очередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общественности к ценностям семейного чтения. Школьная библиотека как социальный институт призвана выполнять следующие основные функции: 1. Образовательную — содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе. 2. Информационную — обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей и других категорий работников общеобразовательных учреждений с использованием как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и информационных сетей и систем. 3. Культурную — обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродуктивной и продуктивной культурной деятельности. 4. Досуговую — содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки. Изучение современного состояния отечественных школьных библиотек позволяет выделить следующие основные направления модернизации их деятельности: ● обновление нормативно-правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений;
|