Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационная культура: эволюция понятия





Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х гг. Инициаторами привлечения внимания общественности к этому феномену явились работники библиотек.

Одними из первых работ, в которых использовалось это понятие, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А.Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» (сборник материалов известного исследования «Библиотека и информация», 1974 г.) и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.). И поныне авторами большей части публикаций являются библиографоведы, библиотековеды, книговеды.

Результатом этой деятельности явилась выработка представлений об информационной культуре как области культуры, связанной с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности; как научном направлении и области деятельности, являющейся следствием выделения и осознания научным сообществом глобальной роли информации в становлении общества и жизнедеятельности личности.

С конца 1980- х годов проблемами информационной культуры наряду с библиографоведами, библиотековедами, заинтересовались обществоведы, философы, специалисты в области философии информации.

Привлечению внимания научной общественности к феномену информационной культуры способствовало издание в серии «Эврика» книги профессора кафедры основ государственного управления Московского историко-архивного института Г.Г. Воробьева " Твоя информационная культура" (1988 г.) С позиций сегодняшнего дня содержание этой популярной книги имеет достаточно отдаленное отношение к информационной культуре. В ней речь шла о культуре рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей.

Однако именно эта книга сделала словосочетание "информационная культура" широко употребляемым, а затем ввела его в сферу "большой науки».

В составе ведущих авторов, внесших вклад в разработку методологических проблем информационной культуры, - М.Г.Вохрышева, А.А.Гречихин, Н.Б.Зиновьева, Ю.С.Зубов, И.К.Кирпичева, В.А.Минкина, И. Г. Моргенштерн, В.М.Петров, А.И. Ракитов, Б.А.Семеновкер, Н.А.Сляднева, Э.П.Семенюк, А.Д.Урсул,В.А.Фокеев, Ю.А.Шрейдер. Заслугой этих и целого ряда других авторов является формирование теоретических основ и понятийно-терминологического аппарата информационной культуры [6, с. 50].

На сегодняшний день существует большое количество определений понятия “информационная культура”. Так И.Г.Хангельдина пишет: “Информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности”.

Иное определение дает Е.А.Медведева: “Информационная культура – уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию”.

По иному к этому подходит Э.Л.Семенюк: “Информационная культура – степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех всевозможных видах работ с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании”[11, с.56].

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.(Краткий справочник школьного библиотекаря. СПб, 2001).

Н. И. Гендина предлагает следующее определение: «Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе»[4, с. 18].

В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Такой подход мотивируется тем, что с развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди без образования, не умеющие самостоятельно обучаться и переучиваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. И если прежде причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, то сегодня фактором расслоения становится уровень информационной культуры. А это означает, что в ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

Если рассматривать информационную культуру личности как готовность и способность к самообразованию, ее составляющими окажутся:

-культура поиска новой информации;

-культура ее восприятия;

-умение работать с большим объектом сведений;

-умение сохранять полученную и переработанную информацию, а при необходимости передавать ее коллективного использования;

-умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности.

Культура поиска новой информации – это одно из наиболее важных и одновременно сложных умений. Человек прибегает к поиску информации в том случае, когда сталкивается с информационным дефицитом, пониманием того, что без освоения новых знаний и навыков нельзя сделать следующий шаг. Информационная культура здесь проявляется и в стремлении к самосовершенствованию, и в вере в свои силы, и в умении сформулировать собственные потребности как «знание о своем незнании», и в моральной готовности к тому, что нужной информации в виде, пригодном для непосредственного использования в собственной деятельности, может вообще не существовать. Важнейшим условием информатизации общества является обеспечение доступности информации, в том числе через создание единого информационного пространства – в пределах отдельных стран и в мире в целом. Его реализация обеспечивается современной информационной технологией.

В современных условиях чрезвычайно усложняются социальные функции библиотеки, как института, осуществляющего хранение и передачу человеческих знаний, духовных ценностей, зафиксированных на различных носителях информации.

Библиотека в меняющейся информационной реальности должна сохранить свое место посредника в коммуникационном мире.

Все перемены в обществе, так или иначе, касаются библиотек, а точнее - бросают вызов современным библиотекам, тем более - детским. Библиотека, обслуживая юных читателей, находится в постоянном поиске и совершенствовании своей деятельности.

В такой ситуации значительно возрастает значение информационной функции библиотеки, а конкретно, сферы его библиографической деятельности. Происходит расширение как объектов библиографирования, так и возможностей в поиске и предоставлении информации. В практику работы библиотек прочно входит такое понятие, как библиографический поиск в Интернете, который позволяет вести такой поиск с ориентацией на мировые информационные ресурсы, а не только на фонд данной библиотеки.

В деле формирования информационной культуры личности сейчас можно услышать очень много нареканий, и одной из главных причин этого видится слабо выраженная профессиональная рефлексия.

Обсуждение проблем формирования информационной культуры личности имеет для всех библиотек очень большое значение.

Главным фактором, в деле повышения информационной культуры личности, является тот огромный информационный потенциал, который заложен в объеме и характере фондов, разнообразном по видам, формам, содержанию; справочно-поисковом аппарате, включающем в себя фонд справочно-библиографических пособий, электронные и карточные каталоги и картотеки; десятилетиями накопленный опыт справочно-библиографического обслуживания различных категорий читателей, от студентов до специалистов и ученых; использование в работе новых информационных технологий.

Пути оптимизации формирования информационной культуры личности в условиях деятельности общеобразовательных учреждений.

1. В учебные планы общеобразовательных учреждений всех типов должна быть введена специальная учебная дисциплина “Основы информационной культуры”, призванная сформировать у школьников целостную систему знаний и умений в области информационного обеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов;

2. Внедрение учебной дисциплины “Основы информационной культуры” должно сопровождаться разработанной соответствующей учебной программы для учащихся и учителей общеобразовательных учреждений. Эта учебная программа должна содержать конкретный набор требований к знаниям и умениям в сфере информационной культуры учащихся.

3. Наряду с разработкой учебной программы внедрение курса “Основы информационной культуры” требует создания комплекта учебно-методических материалов, рассчитанных как на учителей, так и на учащихся;

4. Формирование знаний и умений, учащихся в области новых информационных технологий как неотъемлемой части информационной культуры может быть реализовано только при создании особой образовательной среды в виде системы компьютерных классов различного профиля.

5. Успешность внедрения курса “Основы информационной культуры” в практику работы общеобразовательных учреждений существенным образом зависит от уровня организации специальной подготовки педагогов, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых[14, с. 21].

Учитывая причастность каждого школьного педагога и работника библиотеки к решению проблемы формирования информационной культуры личности, необходимо также решение задачи повышения квалификации в данной предметной области названных категорий специалистов.

Все компоненты информационной культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Доминирование библиографического компонента при отсутствии других (к примеру, книжной, лексической, интеллектуальной культуры) делает формирование информационной культуры бессмысленным.

Внедрение в учебный процесс школы курса «Основы информационной культуры» даст не только повышение уровня информационной культуры учащихся и качественный результат их самостоятельной работы, но и позволит сформировать профессиональную ориентацию многих старшеклассников.

Учитывая возрастные особенности школьников, следует выделить несколько основных задач курса:

1.Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.

2.Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.)

Вывод. По мере развития научно-технического прогресса, понятие информационной культуры вбирало в себя знания из тех наук, которые явились основанием для реализации принципиально новых подходов в работе с информацией. Эти подходы обеспечивали решение проблемы информационного кризиса (теория информации, кибернетика, информатика, семиотика, документалистика и ряд др.) Особое влияние на наполнение понятия информационная культура новым содержанием оказали работы специалистов в области информатики, вычислительной техники, новых информационных технологий. Расширяющееся использование в повседневной жизни современных технических средств, применение новейшей информационной техники и технологии определили возникновение нового типа грамотности – компьютерной.

 

Date: 2015-08-07; view: 2649; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию