Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гимнастика как научная дисциплина
Научная работа в области гимнастики — это специфическая деятельность исследователя, направленная на приобретение (разработку) и теоретическую систематизацию знаний: об отличительных особенностях средств и методов гимнастики; об условиях, в которых проводятся занятия; об их оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных возможностях; о гимнасте как личности и субъекте спортивной деятельности. В процессе научной работы постепенно накапливаются и совершенствуются знания и опыт, необходимые не только в гимнастике, но и в учебе, труде, спорте, военном деле и других видах деятельности. На каждом историческом этапе научное знание использует специфическую совокупность познавательных форм, фундаменталь- ных категорий, принципов, методов и схем объяснения вновь полученных экспериментальных фактов. Иными словами, у каждой эпохи свой стиль мышления: для античного периода было характерно наблюдение как основной способ получения нового знания; наука Нового времени опиралась на эксперимент и аналитический метод (например, суставная гимнастика Песталоц-. ци); современная наука стремится к целостному, многостороннему охвату изучаемых объектов (принцип целостности). Этим принципом руководствуется и гимнастика как наука. Это означает, что в процесс овладения гимнастическими упражнениями вовлекается личность гимнаста в целом, а не отдельные его свойства (способности). Гимнастика как научная дисциплина находится на грани между естественными, общественными и техническими науками. Поэтому исследования в ее области опираются на законы механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии, педагогики. Каждая из этих наук имеет свою сложную систему научных дисциплин. В связи с этим большую роль играют междисциплинарные (комплексные) исследования. Вопросы гимнастики, требующие исследований Вопросы гимнастики, нуждающиеся в дальнейшей научной разработке, настолько многочисленны и разнообразны, что перечислить их все не представляется возможным. Рассмотрим некоторые из них. Изучение гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности предполагает исследование следующих вопросов: оздоровительное, образовательное и воспитательное воздействие с помощью средств гимнастики на различные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся. В исследовании оздоровительной направленности гимнастических упражнений важное значение имеют: совершенствование методики стимулирования естественного созревания функций организма, психики у детей различных возрастных групп, формирование правильной осанки, повышение общей физической подготовленности, неспецифической устойчивости к воздействию внешней среды обитания, лечебные возможности гимнастических упражнений при различных видах заболеваний, продление жизни. В образовательной направленности средств и методов гимнастики большой интерес вызывают: методика обогащения занимающихся теоретическими знаниями в области гимнастики и смежных с ней дисциплин; обогащение их опытом двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным; научение занимающихся познавать самих себя, свои способности, достоинства и недостатки; стимулирование глубоко осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, трудовой деятельности и др. Важное значение имеют изучение гимнастики древних народов Востока, Греции, Рима, Египта, Закавказья и др., обобщение достижений современной гимнастики народов разных стран и континентов. При исследовании воспитательных возможностей средств и методов гимнастики в научной разработке нуждается методика воспитания личности занимающегося. Это касается воспитания положительного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, труду, чувства собственного достоинства, скромности, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности и смелости, привычки заранее обдумывать способ выполнения сложных двигательных действий и др. Особое значение имеет исследование прикладной направленности средств и методов гимнастики. В научной разработке нуждается методика применения гимнастических упражнений при изучении (оценке) и развитии способностей у занимающихся и тем самым оказание им помощи в овладении школьной учебной программой, спортивным, профессиональным мастерством и боевой подготовкой в процессе службы в армии. В научной разработке нуждается методика применения средств гимнастики в целях активного отдыха, восстановления работоспособности после умственных, физических и эмоциональных напряжений, постепенного вхождения в процесс учебной, спортивной и профессиональной деятельности. Недостаточно разработана методика применения средств и методов гимнастики в их комплексе (гимнастические упражнения, музыка, слово педагога, условия, в которых проходят занятия, и др.) с целью подготовки детей к обучению в школе, выпускников средней школы к овладению профессией, юношей к службе в армии, а девушек к детородной функции и материнству. В вопросах истории развития гимнастики основной недостаток исследовательских работ состоит в том, что отдельные исторические факты излагаются в отрыве от условий экономического развития того или иного народа, его национальных традиций, культуры, способов ведения войн, комплектования армии, уровня развития наук о человеке и закономерностей самой гимнастики. История развития гимнастики ставится в зависимость от взглядов отдельных исследователей, вносящих тот или иной вклад в ее освещение. При таком подходе часто страдает объективность изложения исторических событий и подлинность причин, их вызывающих. В историческом плане лучше освещены вопросы спортивной, художественной гимнастики и акробатики. Но и этим работам присущ отмеченный выше недостаток. Значительно хуже об- стоит дело с другими видами гимнастики. Специального анализа и обобщения требуют достижения и недочеты в области гигиенической, лечебной, профессионально-прикладной гимнастики. Слабо исследованы возможности средств и методов гимнастики при занятиях с лицами среднего и пожилого возраста, мужчинами и женщинами. Знания и практический опыт, накопленные по указанным вопросам, еще очень мало изучены специалистами, а следовательно, это наследие еще не в полной мере служит людям. Много ценных, но не опубликованных сведений находится в архивах. Недочеты в изучении истории гимнастики затрудняют возможность предвидеть: как будет развиваться тот или иной ее вид и под влиянием каких факторов (закономерностей) пойдет это развитие; в каком направлении должна будет работать мысль ученых, педагогов, с тем чтобы использовать средства и методы гимнастики с наибольшей пользой для людей в новых условиях их трудовой, спортивной, военной и других видах деятельности; как гимнастика будет служить экономическому и культурному прогрессу общества, повышению обороноспособности страны. Таким образом, исторический материал в области гимнастики нуждается в анализе и обобщении применительно к современным условиям жизни людей и ближайшего будущего. Большая необходимость существует в разработке вопросов, касающихся техники исполнения гимнастических и акробатических упражнений. Здесь лучше изложены закономерности исполнения сложных упражнений в спортивной, художественной гимнастике и акробатике, которые включаются в обязательные и произвольные комбинации ведущих гимнастов страны и мира. Слабым местом исследований является то, что анализу подвергаются в основном механика движений и работа ведущих групп мышц и таким образом устанавливается рациональная форма движений, входящих в изучаемое упражнение. Но как она воспроизводится, как усваивается занимающимися — часто остается за пределами внимания исследователей. Как правило, не рассматриваются особенности функционирования центральной нервной системы, обеспечение ее необходимой информацией, энергообеспечение движений, психические и личностные свойства гимнаста, благодаря которым происходит активизация его двигательной деятельности. Не учитывается главное условие успешного овладения техникой движений — отношение гимнаста к изучаемому упражнению, степень соответствия его способностей требованиям, предъявляемым к нему. Этот вопрос почти совсем не разработан, хотя учебно-тренировочный процесс должен начинаться прежде всего с изучения способностей гимнаста и с формирования у него сознательного и активного отношения к изучаемому упражнению и к занятиям гимнастикой в целом.
В существующей методике использования гимнастических упражнений в оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных целях не учитывается их безграничное многообразие, многоструктурность, а кроме того, многофункциональность каждого отдельно взятого упражнения. С одной стороны, это проявляется в неумении выбрать наиболее эффективные для решения поставленной задачи упражнения, а с другой стороны, в неумении одно и то же упражнение использовать в различных целях за счет изменения способа его выполнения. В специальном научном обосновании нуждаются организация и методика проведения школьного урока, а именно: содержание урока и его отдельных частей, планирование последовательности изучения упражнений с учетом возможностей переноса эффекта (положительного, отрицательного) от овладения одним упражнением на другое — последующее; регуляция нагрузки и отдыха в процессе урока с учетом индивидуального предела допустимых нагрузок; управление вниманием, памятью на движения, эмоциями и волей в процессе обучения занимающихся новому упражнению и в течение всего урока; способы управления занимающимися в ходе урока (команды, распоряжения, просьбы, личный пример учителя, поощрение, порицание, убеждение, внушение и др.) и особенности их применения в различных ситуациях на уроке с различными категориями занимающихся; возможности введения в урок теоретического раздела гимнастики; взаимоотношения между учителем и учениками в процессе урока, дифференцированный, индивидуальный и личностный подход учителя к занимающимся; система домашних заданий и их эффективность. Существенного улучшения требуют гимнастическое оборудование и инвентарь: совершенствование имеющихся гимнастических снарядов и разработка новых оригинальных приспособлений с целью облегчения работы педагога при обучении упражнениям, для повышения моторной плотности урока, оказания помощи и страховки (подставки, ограничители, столики, стоялки, страховочные пояса и др.); изготовление детских гимнастических снарядов, нестандартного оборудования и разработка методики их использования в различных целях с разными категориями занимающихся; целесообразная разметка гимнастического зала для улучшения организации занятия и сокращения простоев; применение средств ТСО и тренажеров. Основной темой исследований по гимнастике является разработка средств и методов формирования у занимающихся здорово- го образа жизни, развития у них способностей, необходимых в учебном, производственном, военном труде: • подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе, а выпускников школ к успешному овладению избранной ими профессией; • особенности методики развития двигательных и психических способностей, воспитание личностных свойств у детей различных возрастных групп; • спортивная, профессиональная ориентация, консультация и отбор. Как же все-таки выбрать тему для научной и научно-методической работы, какой она должна быть? Об этом мы расскажем в следующем разделе. Date: 2015-08-07; view: 431; Нарушение авторских прав |