Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные упражнения. Размахивания в висе и простые соскоки





Размахивания в висе и простые соскоки

1. Размахивание изгибами и мах дугой. Упражнение использует­ся для набора маха в висе на перекладине.

Из виса хватом сверху гимнаст поднимает ноги до положения угла или несколько выше. Затем, расслабляя мышцы живота и провисая, энергично разгибается и делает маховое движение назад. Таз и плечи несколько смещаются вперед, а тело в целом остается на месте. Вслед за этим спортсмен быстро сгибается в тазобедрен­ных и особенно в плечевых' суставах. Сильно нажимая книзу рука­ми на перекладину, он стремится подняться в согнутом положении вверх. При этом его тело отходит назад, а ноги постепенно сближа­ются с перекладиной; голова приподнята. Эту часть упражнения можно сделать с прямыми руками или с быстрым подтягиванием в висе.

С началом маха вперед гимнаст еще больше сгибается и подно­сит голени к перекладине, а после прохождения нижней вертикали энергично разгибается одновременно в тазобедренных, плечевцх, а если были согнуты руки, то и в локтевых суставах. Ноги перемеща­ются высоко вверх и вперед, а руки отталкиваются от снаряда, за-


ставляя тело удаляться от опоры. В конце разгибания, в высшей точке движения, гимнаст полностью выпрямляется, после чего дела­ет мах назад в висе.

Последовательность разучивания:

а) освоить правильную рабочую осанку в висе на перекладине:
научиться держать тело совершенно'выпрямленным, «оттянутым»
от опоры; плечи расслабить, голову «убрать» между руками;

б) параллельно с освоением осанки развивать силу мышц-сгиба­
телей рук, для чего рекомендуются следующие упражнения: подтя­
гивания в висе на перекладине и кольцах (на быстроту и количест­
во), лазанье по канату на скорость (с помощью ног и без нее), мно­
гократные подтягивания штанги до уровня груди (максимально
сгибая руки);

в) освоить размахивание изгибами в висе на перекладине; де­
лать в одном.подходе по 3—5 пар махов, добиться ритмичных дви­
жений в висе; не переходить к маятникообразным махам;

г) разучить упражнение в целом. Мах дугой делать вначале с
помощью преподавателя, который помогает гимнасту вовремя под­
тянуться вверх и выбрать верное направление разгибания.

2. Размахивание в висе. Набрав мах в висе, гимнаст активно под­держивает нужную амплитуду движений.

Важнее всего в упражнении исполнить мах вперед. Перемещаясь вниз, спортсмен движется выпрямленным, расположив голову меж­ду руками, расслабив плечи. Достигнув отвесного положения, о"н начинает сгибаться в тазобедренных, а затем в плечевых суставах, посылая стопы вверх-вперед. На первых махах это движение не­сколько затруднено, а с увеличением амплитуды размахиваний ста­новится более быстрым, бросковым. По мере приближения маха вперед к высшей точке сгибание тела сменяется плавным разгиба­нием, но гимнаст по-прежнему тянется вверх-вперед и в крайней точке движения полностью выпрямляется.

Мах назад в висе протекает относительно пассивно: гимнаст дви­жется выпрямленным и лишь во второй половине маха обычно не­сколько приподнимается плечами вверх, перехватывает кисти впе­ред, а затем вновь полностью выпрямляется, готовясь к повторному маху вперед.

Последовательность разучивания:

а) освоить движения, необходимые для первоначального набора
маха в висе;

б) выполнить размахивание в висе на перекладине, добиваясь
большой и постоянной силы махов. Особое внимание обращать на
свободное, бросковое движение ногами вперед-вверх, не допуская
преждевременного (до прохождения нижней вертикали) сгибания
тела. Желательно перед исполнением упражнения закреплять кисти
на грифе с помощью петель;

в) закрепить технику размахивания без крепления кистей к
опоре. Особое внимание обращать на перехват кистей в конце каж­
дого маха назад, помня, что хват должен быть надежным. Вместе
с тем чтобы предохранить гимнаста от внезапного срыва на махе


назад, тренеру следует стоять сзади гимнаста и быть готовым пре­дохранить его от падения.

3. Соскок махом назад (рис. 151) делается после размахиваний или в конце простой комбинации.

Проходя во время маха назад нижнюю вертикаль, гимнаст уско­ренным движением посылает ноги назад-вверх и несколько проги-

бается. При этом стопы обгоняют остальные звенья тела, а голова по-прежнему удерживается между руками. В конце маха назад, когда бросковое движением ногами притормаживается, спортсмен активно нажимает руками на опору, приподнимает плечи и голову вверх и, дождавшись, когда давление на перекладину уменьшится, снимает руки с опоры. Перейдя в безопорное положение, он отходит от снаряда плечами вверх-назад и, сохраняя тело прогнутым и на­пряженным, приземляется на мат.


Последовательность разучивания:

а) освоить размахивание в висе на перекладине. Гимнаст должен
четко ощущать момент ослабления давления на опору в конце каж­
дого маха назад;

б) выполнять соскок после размахивания средней силы. На ма­
хах назад, предшествующих переходу в безопорное положение, пре­
подаватель каждый раз помогает гимнасту определить момент, ког­
да надо отпустить перекладину. Упражнение повторять до полного
освоения правильной техники. Преподаватель контролирует дейст­
вия спортсмена и страхует его от падения в случае преждевремен­
ного срыва кистей с опоры;

в) разучить соскок с максимально активным, форсированным
движением ногами назад-вверх, энергичным отталкиванием руками
и вылетом над снарядом. В этом случае при торможении ног допус-


кается небольшое сгибание тела в тазобедренных суставах и его последующее прогибание.

4. Соскок махом вперед (см. рис. 145). Техника движения описа­на в главе «Общие основы техники упражнений на снарядах» (стр. 273).

Последовательность разучивания:

а) стать спиной к гимнастической стенке (в полуметре от нее),
держась за рейку на уровне головы. Прогибаясь и отталкиваясь ру­
ками, перейти в стойку руки вверх. Необходимо добиться эффек-

■ тивных действий руками при отталкивании;

б) выполнить предыдущее упражнение, имитируя сгибание и
разгибание тела при соскоке. Разгибаться одновременно с отталки­
ванием руками от стенки;

в) из виса на гимнастической стенке, сгибаясь и разгибаясь в
тазобедренных суставах, соскок махом вперед. При сгибании от­
толкнуться от стенки тазом, а при разгибании — плечами и кистями.
Добиться активного вылета тела вверх-вперед;

г) размахивание в висе на перекладине, имитируя на махе впе­
ред движения опорной стадии соскока. Необходимо установить зри­
тельный ориентир, чтобы помочь гимнасту определить направление
движения ног при броске снизу вверх. Точность этого движения
преподаватель корректирует на каждом махе вперед;

д) выполнить соскок махом вперед в целом с помощью препода­
вателя, а затем самостоятельно, до полного освоения. Силу маха'
вперед увеличивать по мере совершенствования навыка исполнения
упражнения. При этом должна соответственно возрастать и высота
броскового движения ног.

Подъемы разгибом Подъем разгибом из виса (рис. 152). В висе хватом сверху гим­наст берет умеренный мах вперед. Движение протекает плавно, с прямым телом. В данном случае подчеркнутое бросковое движение ногами отсутствует. В конце маха вперед гимнаст начинает подно­сить, а с началом маха назад вплотную подносит ноги к перекладине (при небольшом исходном махе — стопами, а при сильном — голе­нями). В дальнейшем, нажимая прямыми руками книзу и прижимая голени, а затем и бедра к перекладине, он быстро разгибается в та-


зобедренных и одновременно сгибается * в плечевых суставах. Ноги спортсмена скользят вдоль грифа, а кисти переходят от голеней к тазу. Описанное разгибание начинается ускоренно,-но затем, когда плечи поднимутся несколько выше уровня перекладины, движение ногами плавно затормаживается, и гимнаст, поднимаясь по инерции, выходит в упор.


Последовательность разучивания:

а) махом вперед в висе на низкой перекладине с разбега- вис
согнувшись. Необходимо освоить правильный ритм движения, на­
учиться своевременно подводить ноги к перекладине. Вначале вы­
полнять с помощью преподавателя. Физически слабым гимнастам
необходимо предварительно развить мышцы брюшного пресса и
сгибателей плеча;

б) принять вис согнувшись на низкой перекладине; не отрывая
стоп от грифа, с помощью преподавателя набрать мах в этом поло­
жении и при движении назад выполнить подъем разгибом. Препода­
ватель стоит сбоку и помогает спортсмену сделать упражнение тех­
нически правильно, прочувствовать и освоить действия ногами и ру­
ками во время подъема;

в) подъем разгибом с разбега на низкой перекладине. По необ­
ходимости оказывать гимнасту помощь. Когда упражнение будет
освоено, перейти на высокую перекладину.

Махи и соскоки дугой

1. Мах дугой из упора (рис. 153) можно выполнять из статиче­ского положения или делать махом из упора. В последнем случае, начиная мах вперед, гимнаст закрепляет плечевой пояс, а также все тело и, не давая тазу сразу опуститься к кистям, несколько от­ходит плечами назад.


* Анатомически данное сгибание в плечах также разгибание.

Когда тело проходит примерно вертикальное положение, а плечи отходят назад, спортсмен ускоряет движение ногами, несколько сгибается в тазобедренных суставах и, надавливая руками к себе, прижимает таз к перекладине. При этом движение всем телом ус­коряется, и гимнаст начинает быстро переворачиваться назад.


 




По мере сгибания тела в тазобедренных суставах ноги соскаль­зывают с грифа и таз отходит от опоры, благодаря чему спортсмен оказывается в висе согнувшись с приподнятым вверх тазом (коле­ни— у грифа). Проходя это положение, он нажимает руками на перекладину назад, от себя, разгибается всем телом и посылает ноги высоко вверх-назад до полного выпрямления. Далее следует мах назад в висе.

Последовательность разучивания:

а) освоить правильную осанку и ознакомиться с общим харак­
тером движений, исполняемых при махе дугой. С этой целью в.
упоре на низкой перекладине гимнаст, напрягаясь, полностью вы­
прямляется и плотно прижимается к опоре; преподаватель замед­
ленно переворачивает его назад, в вис согнувшись, а затем, после
разгибания в плечевых суставах — в вис. Следует избегать рас­
слабления тела в висе согнувшись и «падения» таза;

б) на низкой перекладине освоить мах дугой в нормальном тем­
пе. Преподаватель стоит сбоку и контролирует выполнение упраж­
нения, особенно в конце спада и во время разгибания тела. Следу­
ет напомнить гимнасту, что прогибание тела в конце маха дугой
недопустимо.

2. Соскок дугой из упора начинается так же, как мах дугой из упора, но при соскоке дугой тело разгибается гораздо активнее. Гимнаст не только отходит вперед-вверх от перекладины, но и силь­но прогибается, при этом носки ног опускаются, а грудь приподни-» мается. Разгибание сопровождается энергичным отталкиванием от опоры, голова откидывается назад. Когда прогибание тела притор­маживается, а отталкивание от снаряда полностью завершается, гимнаст отпускает перекладину. В полете он прогибается и накло­няет голову назад (опустить ее на грудь можно только перед при­землением на мат).


Последовательность разучивания:

а) разучить мах дугой в вис. Гимнаст должен владеть высоким
и энергичным движением с мощным разгибанием тела;

б) проделать упражнения «а» и «б», рекомендованные для овла­
дения соскоком махом вперед из виса;

в) выполнить соскок дугой, начиная движение прыжком из виса
стоя на согнутых руках (на низкой перекладине); наскок делать
вверх и несколько назад. Движение через упор должно быть про­
ходящим, плечи все время остаются сзади, не заходят за вертикаль­
ную плоскость снаряда. Упражнение исполняется с помощью
преподавателя, который сбоку поддерживает спортсмена под
спину и ноги и продвигается вместе с ним вперед, к месту призем­
ления;

г) освоить соскоки дугой из упора на низкой перекладине из
статического положения, а затем маха вперед в упоре. При исполне­
нии упражнения желательно контролировать высоту и дальность
полета тела с помощью вспомогательного ориентира: перед пере­
кладиной, на расстоянии, несколько большем длины ног самого вы­
сокого гимнаста, на уровне грифа натянуть веревочку;


д) освоить соскок на высокой перекладине. Разгибание и оттал­кивание руками здесь могут'быть менее активными.

1. Подъем двумя в упор. Сразу вслед за перемахом двумя гим­наст плотно сгибается в тазобедренных суставах, а пройдя нижнюю вертикаль, энергично разгибается, посылая стопы по высокой дуге вверх-вперед и затем вниз. При этом он держит ноги на некотором расстоянии от грифа, а прямыми руками сильно тянет на себя пере­кладину. Когда плечи приподнимутся над уровнем опоры, разгиба­ние в тазобедренных суставах плавно затормаживается, и спорт­смен, оставаясь слегка согнутым и жестко упираясь прямыми рука­ми в перекладину, выходит в упор сзади.

Последовательность разучивания:

а) освоить упражнения, близкие по характеру к подъему двумя:
подъем одной, подъем разгибом на брусьях (хватом за концы).
Гимнаст должен освоить достаточно высокое движение ногами при
разгибании и активные действия прямыми руками;

б) освоить спад назад из упора сзади.

в) разучить на низкой перекладине подъем двумя после спада
назад из упора сзади. Первоначально выполнять с помощью. При
исполнении упражнения пресекать попытки спортсмена выйти в
упор сзади за счет сильного прогибания тела и сгибания рук;

г) разучить (или повторить) перемах согнувшись из виса; при
перемахе гимнаст должен проносить ноги под грифом без касаний
и задержек;

д) освоить на низкой перекладине подъем вперед с прыжка в
вис углом. Исполнять до овладения правильным ритмом и коорди­
нацией движений;

е) выполнять упражнение на высокой перекладине. Препода­
ватель должен быть готов предохранить гимнаста от падения вперед
в случае излишне быстрого выхода в упор сзади или от перевора­
чивания назад через голову в результате неполного подъема и по­
следующего неверного спада в вис.

Подъемы и обороты назад


 

1. Подъем назад (рис. 154). Махом вперед из виса хватом свер­ху гимнаст выполняет перемах согнувшись и, посылая ноги назад-вверх (оставляя голову на груди), делает как бы неполный мах


дугой назад. При этом он временно удаляется от перекладины, ча­стично разгибаясь в тазобедренных и плечевых суставах. Припод­нявшись назад-вверх, спортсмен вновь сгибается в тазобедренных суставах и на махе вперед возвращается в вис согнувшись. Пройдя нижнюю вертикаль и начиная собственно подъем назад, он активно разгибается в тазобедренных суставах, при этом тянет прямыми руками перекладину к себе и заставляет таз вплотную приблизиться к грифу; спина все время должна оставаться округленной, а голова опущенной на грудь. Если разгибание тела не было преждевремен­ным и ноги не остались сзади, под перекладиной, то гимнаст выйдет в упор сзади.

Последовательность разучивания:

а) освоить перемах согнувшись махом вперед из виса. Добиться
четкого прохождения ног под перекладиной;

б) разучить «полумах» дугой назад. Вначале делать его из раз­
махивания'в висе согнувшись сзади, затем в соединении с перема­
хом согнувшись. При разгибании добиться далекого и высокого от­
хода тела вверх-назад (но не вверх-вперед). Преподаватель помога­
ет гимнасту набрать мах в висе согнувшись и затем корректирует
его действия, следя за точным перемещением ног на каждом махе
назад;

в) имитировать разгибание тела, стоя на полу: наклоняясь впе­
ред, отводить руками за спину гимнастическую палку, затем, энер- *
гично разгибаясь, прижать ее к тазу, преодолевая сопротивление
преподавателя, придерживающего палку за спиной гимнаста;

г) выполнить основную часть упражнения в замедленном темпе;
гимнаст принимает вис согнувшись сзади на низкой перекладине,
несколько человек берут его за ноги и поднимают в упор сзади.
В ходе движения спортсмен, используя опору ногами, самостоятель­
но разгибается, сохраняя необходимую осанку;

д) приступить к разучиванию подъема назад в целом. На пер­
вых порах контролировать исполнение подъема, не позволяя гимна­
сту преждевременно разгибаться. С этой целью обращать его вни­
мание на ритм упражнения, подавать сигналы к исполнению от­
дельных действий, а также следить за тем, чтобы подготовительное
сгибание тела на махе вперед было достаточно сильным.

2. Оборот назад представляет собой слитное исполнение спада назад из упора сзади и одноименного подъема.

В исходном положении гимнаст подает плечи назад и, теряя равновесие, начинает спад. В ходе ускоренного движения он посте­пенно сгибается в тазобедренных суставах; при этом голова обяза­тельно держится на груди, спина округлена, а ноги как бы соскаль­зывают с грифа назад. Во время спада гриф снаряда, перемещаясь относительно ног, должен продвинуться от таза почти до уровня коленных суставов (но не дальше), так, чтобы у нижней вертикали тело спортсмена было полностью уравновешено. Продолжая движе­ние вперед, гимнаст исполняет подъем назад.

Последовательность разучивания:

а) разучить подъем назад в упор сзади;


б) освоить спад назад из упора сзади с помощью преподавате­
ля, который страхует гимнаста от переворачивания через голову в
случае недостаточного отведения таза назад при спаде;

в) слитно исполнить обе части оборота. Если в ходе спада гим­
наст недостаточно отводит таз назад, то во второй части оборота
его может отбросить вперед от перекладины, поэтому преподаватель.
должен быть готов предотвратить падение.

Обороты из упоров

1. Оборот назад в упоре. Начало упражнения аналогично соот­
ветствующей фазе маха дугой из упора (см. стр. 311). Здесь также
важно начать движение на некотором расстоянии от грифа, сразу
отвести плечи назад и преждевременно не согнуться в тазобедрен­
ных суставах. Миновав вертикальное положение, гимнаст прибли­
жает таз к перекладине, сгибаясь и постепенно приподнимая голову,
ускоренно посылает ноги под опору, вверх и вперед. Благодаря это­
му вращение тела назад ускоряется. В дальнейшем спортсмен, по-
прежнему прижимая таз к перекладине, переворачивается через го­
лову, плавно прогибается и выходит в упор.

Последовательность разучивания:

а) освоить правильную осанку в упоре на перекладине; тело
должно быть слегка прогнуто, приподнято в плечах, руки полностью
выпрямлены;

б) выполнить оборот назад из упора (без предварительного ма­
ха). Движение начинается отведением плеч назад и потерей равно­
весия. В дальнейшем спортсмен, прижимаясь тазом к опоре и сги­
баясь, переворачивается через голову и разгибается лишь в самом
конце движения;

в) исполнить оборот в соединении с предварительным махом
назад из упора. Следить, чтобы сразу после подготовительного от­
маха гимнаст начал отводить плечи назад (а не посылал вперед)
и напрягал тело.


 

2. Оборот назад в вис, в стойку на руках (рис. 155) начинается
замахом назад в упоре. В этот момент гимнаст удерживает плечи
над опорой или незначительно наклоняет вперед, голову слегка


опускает на грудь, выпрямляет тело и приподнимает до горизон­тального положения или выше.

Исполняя собственно оборот, спортсмен постепенно закрепля­ется в плечевых суставах и, теряя равновесие, начинает ускоренно двигаться всем телом вниз и затем вперед. При этом он сразу отво­дит плечи назад, а таз, приблизив к перекладине до 25—35 см, в дальнейшем удерживает на этом расстоянии и не касается грифа. Первая половина оборота представляет собой быстрый спад в висе согнувшись (колени у грифа). Пройдя положение вниз головой, гимнаст немедленно разгибается; удерживая голову на груди и энергично нажимая от себя прямыми руками на гриф, он посылает ноги назад-вверх, за перекладину. Разгибание протекает одновре­менно в тазобедренных и плечевых суставах и заканчивается при­ходом в вис или в положение, близкое к стойке на руках.

Последовательность разучивания:

а) проверить, подготовлен ли гимнаст к разучиванию оборота.
Он должен уверенно владеть простейшими силовыми выходами в
стойку на руках, отмахом назад из упора на перекладине в стойку
(через прямые руки), а также быть достаточно физически подготов­
ленным;

б) освоить доступные упражнения, сходные с оборотом (напри­
мер, кувырок назад в стойку на руках на полу);

в) разучить оборот назад не касаясь в упоре. Упражнение сходно
с оборотом в вис, но связано с неполным разгибанием тела и опуска»
нием в упор. Его назначение—приучить гимнаста удерживать те­
ло на определенном расстоянии от перекладины, чувствовать
характер движений руками и овладеть необходимой для оборота
осанкой.

г) освоить оборот в вис на низкой перекладине. Необходимо ука­зывать гимнасту, что излишнее приближение к грифу затрудняет разгибание тела и выход в высокое конечное положение. Чрезмер­ное удаление от перекладины, напротив, приводит к преждевремен­ному выпрямлению тела и срыву в вис. При разучивании оборота рекомендуется подавать условные сигналы в момент приложения основных усилий при разгибании тела.

Махи назад из упоров

1. Мах назад из упора в вис. В упоре хватом сверху гимнаст пружинящим движением сгибается в тазобедренных суставах и, оставляя плечи несколько впереди, слегка заводит ноги под пере­кладину. Если упражнение делается из статического положения, то в это время руки незначительно сгибаются в локтях, чтобы тело могло опереться о перекладину тазобедренным сгибом.

Вслед за сгибанием исполняется возможно более энергичное разгибание. Гимнаст отталкивается от грифа и делает мах ногами назад-вверх. Ноги как бы увлекают за собой остальные звенья те­ла; подхватывая это движение, спортсмен наклоняет голову на грудь, энергично нажимает от себя прямыми руками на перекладину


и выпрямляется в высшей точке подъема тела. Далее следует мах вперед в висе.

Последовательность разучивания:

а) проверить, подготовлен ли гимнаст физически к освоению уп­
ражнения. Он должен уметь при отмахе быстро отвести тело назад-
вверх прямыми руками;

б) освоить соскок махом назад из упора на низкой перекладине.
Особое внимание обращать на подготовительное сгибание тела и
действия руками при отмахе назад;

в), разучить мах назад в вис на средней перекладине. Гимнаст должен сразу стремиться выйти в максимально высокое положение,

вплоть до стойки на руках. Упражнение исполняется с помощью, затем самостоятельно; в первом случае преподаватель стоит сбоку, на высокой подставке, контролирует движение и помогает гимнасту удерживать плечи над опорой, не допуская их преждевременного отведения назад;

г) разучить мах назад в вис в соединении с подъемом разгибом. Освоить отмах с прямыми руками.

2. Соскок ноги врозь (рис. 156), как и предыдущие упражнения данного раздела, основан на махе назад из упора. Выполнив отмах и поднявшись несколько выше горизонтали, гимнаст быстро, акцен-тированно сгибается в тазобедренных суставах и несильно разводит ноги; при этом он слегка приподнимает голову, плечи наклоняет вперед несколько больше, чем при обычном махе, а руками актив­но нажимает книзу на опору. Как только спортсмен согнется при­мерно под прямым углом, он резко затормаживает это движение и начинает разгибаться. Одновременно с заключительным толчком гимнаст снимает руки с опоры и, поднимаясь плечами вверх, пере­ходит через перекладину.

Последовательность разучивания:

а) овладеть махом назад из упора (см. упражнение l)j

б) разучить переход в упор стоя ноги врозь махом назад из
упора. Гимнаст должен делать высокий отмах и быстро ставить
ноги на гриф сверху (а не подтягивать их снизу к опоре);


в) разучить или повторить прыжки ноги врозь через козла в ши­
рину и коня с ручками (опорой о ручки и седло);

г) выполнить пробные соскоки вперед махом назад из упора на
низкой перекладине: махом назад упор присев и соскок вперед —
1—2 раза; махом назад упор стоя ноги врозь и соскок вперед— 1—
3 раза;

д) выполнить соскок ноги врозь из упора на низкой перекладине.
Упражнение делать с помощью преподавателя, который стоит перед
снарядом и держит гимнаста за предплечья, чтобы он не упал, если
заденет ногой за перекладину. В момент перехода спортсмена через
снаряд преподаватель вместе с ним отходит к месту приземления.

Подъемы большим махом

1. Подъем махом назад в упор (рис. 157) обычно исполняется в соединении с махом дугой из виса или упора. В обоих случаях

мах назад, необходимый для подъема, должен быть как можно сильнее. В основной стадии уп­ражнения, проходя в висе хватом сверху нижнее вертикальное по­ложение, гимнаст энергичном движением посылает ноги назад-вверх и прогибается. При этом руки и туловище по-прежнему располагаются на одной прямой линии, голова втянута в плечи и несколько опущена на грудь.

В высшей точке движения спортсмен слегка приподнимает голову и, нажимая прямыми рука­ми на перекладину, посылает плечи вперед, стремясь перейти в упор. Ноги должны оставаться

--win ди*1л\пи uci аьаться как можно выше: это позволяет в дальнейшем сделать полноцен­ный мах вперед в упоре.

Последовательность разучивания:

а) освоить подъем махом назад после размахиваний увеличи­
вающейся амплитуды. При выполнении упражнения надеть петли,
крепящие кисти к опоре. Переходить в упор необходимо только тог­
да, когда на махе назад гимнаст поднимется выше горизонтали.
Вначале этот момент подсказывает преподаватель, затем спортсмен
должен научиться самостоятельно определять амплитуду маха и
время приложения основных усилий;

б) разучить (или повторить) мах дугой в висе. В высшей точ­
ке маха дугой гимнаст должен подниматься не йиже горизонталь­
ного положения. Важно научиться сохранять прочный хват сверху '
при большом махе назад;


в) выполнить подъем махом назад в соединении с махом дугой из виса или упора. Упражнение делается с применением петель и без них. В последнем случае нужно внимательно страховать гим­наста и контролировать движения его кистей, так как на данном этапе обучения возможны срывы со снаряда.

2. Подъем переворотом в упор (рис. 158). Простые варианты упражнения обычно выполняются после маха назад из упора в вис,

реже — с размахивания. Если полученный мах вперед в висе был достаточно большим, то основная часть подъема переворотом про­текает пассивно: в висе гимнаст перемещается выпрямленным, а в конце движения вверх, в момент его остановки, он быстро откиды­вает голову назад (стараясь увидеть перекладину), четко прогиба­ется и, жестко упираясь прямыми руками в гриф, перевернувшись назад через голову, опускается в упор.

Для исполнения подъема требуются активные действия. Про­ходя отвесное положение, гимнаст делает хлестообразное движе­ние ногами вперед-вверх и затем назад, через перекладину, при этом сгибаясь в тазобедренных и плечевых суставах. Описанное сгибание должно закончиться приблизительно в момент подъема тела до горизонтального положения. Тотчас же следует разгибание в тазобедренных суставах с одновременным, движением головой назад и приведением туловища к рукам.

Последовательность разучивания:

а) выполнить на низкой перекладине несколько раз подъем пе­
реворотом в упор махом одной и толчком другой. Уточнить направ­
ление движения ногами в ходе переворота, время разгибания тела,
а также действия рук и головы;

б) сделать подъем переворотом в упор из размахивания в висе
(желательно с применением петель, крепящих кисти к опоре). Осо-


*бое внимание обращать на движение ногами вверх-назад через себя и добиваться выполнения подъема с прямыми руками;

в) освоить подъем переворотом после маха назад из упора в вис. Основная задача гимнаста — возможно точнее определить мо­мент разгибания тела и опускания в упор. При большом махе пре­ждевременное сближение со снарядом приводит к закручиванию в упоре, а позднее —к неполному переворачиванию тела и падению тазом на перекладину.

Большие обороты

•1. Большой оборот назад (рис. 159) делается после отмаха назад из упора в стойку на руках, после оборота назад из упора

в вис (или стоику), а также в со­единении со многими движениями типа больших оборотов.

Из стойки на руках хватом сверху гимнаст движется назад-вниз, максимально выпрямившись и оттянувшись в плечах; кисти располагаются на ширине плеч (или несколько уже), голова дер­жится между руками, взгляд уст­ремлен на перекладину. Подходя» к горизонтальному положению, спортсмен слегка сгибается в та­зобедренных суставах, а позднее, расслабляя мышцы живота, ус-, коренно прогибается. Последнее прогибание должно быть наи­большим в момент, когда гимнаст не дойдет до нижней вертикали на 40—45°. В это время мышцы

передней поверхности тела натянуты, а ноги, отставая в движении, как бы делают замах для броска вперед.

Заканчивая первую половину упражнения, гимнаст прогибается и мощным бросковым движением посылает ноги вперед, а затем вверх, через себя. В результате этого в третьей четверти упражне­ния (уже поднимаясь) он сгибается вначале в тазобедренных, а за­тем и в плечевых суставах, тело сближается с опорой, что в даль­нейшем позволяет закончить оборот выходом в стойку на руках. Наибольшим сгибание бывает примерно в начале последней чет­верти оборота. Затем спортсмен плавно, замедленно разгибается в тазобедренных суставах, а под конец оборота и в плечевых. Это позволяет ему выйти в стойку на руках в выпрямленном, оттянутом от опоры положении и подготовиться к исполнению повторного обо­рота или аналогичного упражнения.

Последовательность разучивания: а) проверить готовность гимнаста к разучиванию оборота. Он должен уверенно владеть обычными размахиваниями в висе на


перекладине, стойкой на руках на брусьях быстрым махом, а также высоким отмахом из упора в вис на средней перекладине;

б) повторить размахивания в висе на высокой перекладине и,
выполняя их с достаточной амплитудой, уточнить характер подго­
товительных действий в первой части маха вперед и особенности
броска ногами, необходимого для большого оборота назад. Это уп­
ражнение, а также упражнения «д», «и» исполнять с применением
петель, крепящих кисти к опоре. При исполнении упражнения необ­
ходимо намечать зрительный ориентир, в направлении которого
гимнаст будет посылать ноги в решающий момент -оборота;

в) несколько раз выполнить на полу стойку на руках, сохраняя
с помощью осанку, необходимую для начала и окончания оборота;

г) имитировать на матах первую часть оборота: из выпрямлен­
ной стойки на руках гимнаста медленно опускают в положение
лежа руки вверх. В ходе движения сохранять выпрямленное, на­
пряженное положение тела; первыми должны коснуться пола носки
ног (а не грудь или живот);

д) из упора на перекладине сделать отмах в стойку на руках и
спад назад. Во всех фазах движения тело должно быть строго вы­
прямлено и фиксировано;

е) ознакомить гимнаста с заключительной частью оборота: из
виса лежа на низкой перекладине (ноги впереди) с помощью парт­
неров гимнаста согласованным движением подбрасывают вверх
так, чтобы он, энергично выпрямляясь, быстро прошел через
стойку;

ж) повторить упражнение «д», добавив к нему подготовитель­
ные действия и несильное бросковое движение ногами вперед-вверх;

з) сделать мах назад из упора в вис и попытаться выполнить
большой оборот назад. Предварительно необходимо указать гимна­
сту, что в случае неудачного исполнения он должен сохранять же­
сткое положение всего тела, чтобы не упасть в сторону. В ходе уп­
ражнения преподаватель помогает гимнасту, подталкивая его вверх
(а не вперед) во второй половине оборота;

и) выполнить серию оборотов после размахивания в висе увели­чивающейся амплитуды. Это упражнение в зависимости от хода обучения может предшествовать упражнению «з» или заменить его;

к) большой оборот назад в нормальных условиях.

2. Большой оборот вперед (рис. 160) выполняется после отма­ха назад из упора в стойку на руках, в соединении с аналогичным подъемом махом назад, а также с другими упражнениями типа больших оборотов.

В стойке на руках хватом снизу гимнаст максимально выпрям­ляется и, наклоняя голову на грудь, начинает переворот вперед. В первой четверти оборота он держит тело напряженным, затем, по мере перехода в вис и увеличения скорости спада, постепенно расслабляется, продолжая оттягиваться от опоры. Пройдя в таком положении нижнюю вертикаль и поднявшись приблизительно на 45°, гимнаст делает быстрое движение тазом кверху и одновре­менно слегка «проваливается» в плечах. Вслед за этим он припод-

*/212—699 321


               
   
 
 
 
   
   

нимает голову и мягким, но сильным рывком сгибается в плечах, как бы притягиваясь прямыми руками к опоре. Энергично нажи­мая руками на перекладину вниз и к себе, спортсмен устремляется плечами вперед, к верхней вертикали; остальные звенья тела в дан­ный момент отстают.

В момент, когда плечи гимнаста проходят над опорой, характер прилагаемых усилий меняется: прекратив притягиваться к перекла-

дине, он начинает отжи­маться от нее вверх. Вы­прямившись в плечах, спортсмен доводит до вертикального положения спину, таз и в последнюю очередь ноги. Когда тело минует верхнюю верти­каль и полностью Выпря­мится, он наклоняет голо­ву на грудь и вновь начи­нает переворот вперед.

Последов а т е л в-
ность разучива-

ния:

а) освоить правильную
осанку, необходимую в
начале оборота (на полу
или стоялках с по­
мощью);

б) к упражнению «а»
добавить спад вперед в

положении лежа на спине на матах. Выполнять с помощью, без пе­реката спиной по матам;

в) освоить мах назад из упора хватом снизу в стойку на ру­
ках— на низкой перекладине;

г) повторить упражнение «в» на высокой перекладине с после­
дующим переворотом вперед в вис и соскоком махом назад;

д) имитировать основную часть оборота на полу: из упора лежа
толчком обеими ногами выйти в стойку на руках. Можно выпол­
нять в сочетании с упражнением «б»;

е) разучить большой оборот вперед на средней перекладине
(с применением лямок);

ж) исполнять большие обороты на высокой перекладине в се­
риях и с разной скоростью.







Date: 2015-08-07; view: 2976; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.054 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию