Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация прыжков
Все прыжки в гимнастике делятся на две большие группы: не-ог.орные, или простые, и опорные. В данной главе будут рассмотрены разнообразные прыжки начальной подготовки, выполняемые без опоры руками о снаряд, а также прыжки с опорой руками, не применяемые в спортивной гимнастике. В эту группу входят следующие прыжки: а) на месте на обеих ногах и на одной с различными поворотами и движениями руками; б) в высоту с места и с разбега; в) в длину с места и с разбега; г) с высоты: с подвесного мостика (площадки) или с гимнастических снарядов (рис. 121); д) далеко-высокие; е) в «окно»; ж) с трамплина; з.) через планку или веровочку (рис. 122); и) со скакалкой (короткой и длинной); к) сравнительно легкие опорные прыжки. Простые Прыжки Гимнастический прыжок в отличие от опорного состоит из четырех фаз: разбега, толчка одной или двумя ногами, полета и приземления. Толчок ногами можно выполнять от земли (пола), деревянного мостика, трамплина. Самыми важными фазами прыжка являются: разбег и толчок ногами. От них в значительной степени и зависит результат прыжка. Разбег выполняется с постепенным ускорением: этим обеспечивается скорость горизонтального перемещения тела и в сочетании с толчком создается условие для выполнения прыжка. Длина разбега колеблется в пределах 15—20 м. В простых прыжках в высоту разбег значительно меньше и равен 7—9 беговым шагам. Толчок начинается с момента напрыгивания на мостик или на пол (землю). При выполнении прыжка в длину и высоту с разбега толчковую ногу занимающийся ставит на мостик (или землю) с пятки и с перекатом на носок быстро отталкивается. Маховая. нога и руки энергично подаются вперед-вверх. При прыжках с места в высоту и в длину толчок совершается обеими ногами. Полет при выполнении всех прыжков должен обеспечить сохранение равновесия прыгуна в воздухе для правильного выполнения прыжка. Приземление начинается с момента касания мата или земли ногами и заключается в смягчении удара и своевременном погашении скорости движения тела за счет деформации матов и рессорного действия суставов и мышц — разгибателей ног. Овладеть техникой прыжков невозможно без достаточной физической подготовленности. Обучение следует начинать с легких прыжков. Прыжки на месте выполняются на обеих ногах или на одной ноге. Эти прыжки необходимо усложнять и разнообразить различными исходными положениями рук и ног, поворотами. Прыжки в вмсоту. Прыжки с места: 1. Стоя лицом к планке или веревочке, толчком обеих ног прыжок согнув ноги. 2. Стоя боком, прыжок перешагивая. 3. Прыжки согнув ноги с поворотами и приземлением на одну или обе ноги. 4. Прыжки толчком обеими ногами о различные препятствия (сложенные маты, козел, конь и другие снаряды). Прыжки с разбега (через планку или веревочку лицом к ней): 1. Толчком одной ногой прыжок согнув ноги. 2. То же толчком обеими ногами. 3. То же"толчком одной с прямыми ногами (гимнастический прыжок). Для выполнения этого прыжка мостик ставится от планки на расстоянии длины поднятой вперед ноги. Прыжки в длину. Прыжки в длину с места выполняются толчком одной или обеими ногами вперед, в сторону и назад. Ко- гда прыжок освоен, даются задания, например, прыгнуть на определенную длину, дальность. Прыжки с разбега. Выполняются толчком одной или обеими ногами. Прыжки можно усложнять, сочетая их с движением руками, держа в руках мяч, гимнастическую палку, гантели и другие предметы. Прыжки далеко-высокие. Выполняются с разбега толчком одной ногой. Они являются хорошими упражнениями для совершен- ствования разбега и полета в прыжках в длину. Усложняются увеличением высоты, удалением мостика и стоек от места приземления, касанием предметов над головой, ловлей и бросанием мяча. Прыжки в «окно». На две гимнастические стойки, поставленные, на расстоянии 50—60 см, подвесить две веревочки на разной высоте, образовав «окно», в которое выполнять прыжки различными способами: 1. После толчка одной ногой тело сгибается в тазобедренных суставах (как бы наклоняясь к ногам) (рис. 123). 2. После толчка ногой в «окно» проходят сначала ноги, а затем слегка наклоненное назад туловище. 3. Кувырок прыжком (лет-кувырок). После толчка ногами в полете тело выпрямляется, а затем сгибается, и прыжок заканчивается кувырком вперед. Прыжки усложняются уменьшением «окна» (сужают стойки, сближают верхнюю веревочку с нижней или делают и то и другое одновременно). Прыжки с трамплина. Их следует применять после того, как занимающиеся научатся выполнять толчок о простой мостик. При выполнении прыжков с трамплина надо максимально использовать силу толчка ногами и пружинность трамплина, что достигается высоким наскоком на него. Выполняются следующие прыжки: прогнувшись, согнув ноги, ноги врозь, согнувшись, согнув ноги назад, согнувшись ноги врозь, ноги врозь, одну вперед, другую назад. Прыжки с высоты (с бревна, козла, коня, стола и других снарядов, например с мостика, подвешенного у гимнастической стенки) выполняются из седа, приседа или стойки вперед, в сторону или назад. Толчком обеими или одной ногой. Прыжки с высоты из виса на наклонной или горизонтальной лестнице, то же на гимнастической стенке, держась за рейку или за край подвесного мостика без поворотов и с поворотами. Прыжки с высоты согнув ноги, прогнувшись, ноги врозь, согнув ноги назад, согнувшись, согнувшись ноги врозь и др. Прыжки с высоты с ловлей предметов, прыжки с закрытыми глазами, а также с приземлением на препятствия (козел, гимнастический стол и т. п.). Перечисленные прыжки усложняются увеличением высоты, поворотами, движениями руками, удалением места приземления, протягиванием веревки (или планки) выше места отталкивания, ограничением площади приземления (квадратом или кругом установленного размера). Методические рекомендации к обучению При проведении прыжков необходимо: а.) обращать внимание на хорошее устойчивое приземление; б) на занятиях с новичками и женскими группами начинать прыжки с высоты 70—80 см; в) соблюдать последовательность в подборе упражнений; г) обучать сначала более легким прыжкам и постепенно переходить к более сложным. Занимающемуся не рекомендуется при приземлении низко приседать, так как это опасно для связок суставов ног и может привести к падению на спину. Нельзя также приземляться на напряженные прямые ноги. При обучении необходимо применять страховку и помощь, однако оказывать ее надо лишь тогда, когда это необходимо. Большое внимание нужно уделять обучению занимающихся.самостраховке, научить их самостоятельно выходить из создавшихся опасных положений (падению с перекатом на спину и др.). Прыжки (подскоки) со скакалкой. Упражнения со скакалкой используются не только на повседневных занятиях, но и на гимнастических выступлениях. Прыжки со скакалкой очень разнообразны. Их можно выполнять с длинной или с короткой скакалкой. Прыжки (подскоки) с длинной скакалкой. Эти упражнения приучают прыгающих к точности и быстроте, согласованности своих движений со скоростью и направлением движений скакалки. Скакалку вращают двое участников или один (при этом один конец прикрепляется к стойке, стене и к другим предметам на высоте 130 см). Длина скакалки колеблется от 5 до 8 м. Упражнения с длинной скакалкой делятся на три вида: пробе-гание, перепрыгивание и прыжки (подскоки). Пробегание. Скакалку вращают так, чтобы из верхнего крайнего положения она двигалась вниз на пробегающего. Пробегать следует в тот момент, когда скакалка пройдет на уровне головы и будет двигаться к земле (полу). Вращать скакалку надо равномерно, почти касаясь ею земли. Если исполняющий упражнение заденет скакалку, то ее необходимо тотчас же отпустить. Пробегания могут быть выполнены: 1) после нескольких вращений скакалки; 2) по заданию преподавателя после двух-трех и более вращений скакалки; 3) после каждого вращения скакалки; 4) под движущейся скакалкой (вперед, боком и спиной вперед); 5) один за другим после установленного числа вращений; 6) по внезапному сигналу преподавателя; 7) с различными исходными положениями рук (на поясе, за головой, за спину) или с движениями руками и хлопками; то же с движениями ногами: сгибая ноги вперед или с движениями ногами назад; 8) по 2—3 человека; то же с поворотами; то же с бросанием и ловлей мяча и т. д. 143, Перепрыгивание выполняется через неподвижную, качающуюся или вращающуюся скакалку. Начальными упражнениями являются перепрыгивания через неподвижную скакалку на высоте 5—10 см от пола. Рекомендуемые упражнения: 1) перепрыгивание с места (вперед и назад); 2) перепрыгивание с шага и бега; 3) прыжок на обеих ногах вперед, в сторону и назад; то же на одной ноге; 4) те же прыжки, но с поворотами, с хлопками; 5) прыжки в полуприседе, в приседе. Перепрыгивание через качающуюся скакалку является подводящим упражнением к прыжкам через вращающуюся скакалку. Рекомендуемые упражнения: 1) перепрыгивание с шага или разбега (вперед, в сторону, назад); 2) перепрыгивание вдвоем, втроем, взявшись за руки; 3) перепрыгивание с поворотами; то же последовательно через две качающиеся скакалки и т. д. Перепрыгивание через вращающуюся скакалку. Вращать скакалку надо так, чтобы из верхнего крайнего положения она двигалась вниз от пробегающего (т. е. в направлении, обратном вращению скакалки при пробегании). Рекомендуемые упражнения: 1) вбежать, перепрыгнуть через скакалку и выбежать; 2) вбежать вдвоем (в затылок друг другу) и перепрыгнуть; то же лицом друг к другу с противоположных сторон перепрыгнуть и выбежать; 3) вбежать один за другим и после одного прыжка выбежать. 1) вбежать, выполнить подскоки на обеих ногах, обычные или двойные (лицом, боком и спиной к скакалке), с различными усложнениями: поворотами и движениями руками; 2) прыжки (подскоки) вдвоем, втроем (друг к другу в затылок или лицом); 3) прыжки с бросанием и ловлей мяча; то же на определенное4 число раз; 4) один прыгает, другой пробегает; то же после каждого прыжка вбегает второй, третий и также по одному выбегают, а когда останется один, опять вбегают следующие и т. д. Прыжки (подскоки) с короткой ска кал кой. Чтобы определить длину скакалки, надо взять ее за концы и встать на середину обеими ногами; руки, согнутые в локтевых суставах под прямым углом, отвести в стороны, кисти рук повернуть кверху, локти прижать к телу (рис. 124). Вращая скакалку, необходимо обращать внимание на точность положения изгиба рук в локтевых суставах и на плавные движения кистями. Первоначальные вращательные движения скакалки производятся руками в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах, а затем главным образом в лучезапястных суставах. Скакалка должна вращаться натянутой и не касаться пола. Заканчивать упражнения или комбинацию надо мягким приседанием. По окончании упражнений рекомендуется сложить скакалку вчетверо и завязать узлом. Вращать скакалку можно в различных направлениях: из положения скакалка сзади — вращение вперед; из и. п. скакалка спе- реди — вращение назад; из и. п. скакалка слева (левая рука за спиной, правая впереди)—вращение вправо; из и. п. скакалка вправо — вращение влево. При всех выполнениях поворотов скакалка вращается сбоку. Изучение подскоков следует начинать с вращения скакалки вперед: это позволяет прыгающему видеть движение скакалки и определить точно момент толчка ногами для прыжка. Прыжок выполняется несколько выше кружащейся над самым полом скакалки, с прямым туловищем и ногами. Перечень упражнений с короткой скакалкой: 1. Перешагивание — махнуть скакалкой вперед и перешагнуть через нее медленно, затем быстрее. 2. Подскоки на обеих ногах (обычные и двойные). 3. Подскоки на одной ноге, поднимая другую вперед и назад (обычные и двойные). 4. Прыжки с ноги на ногу (шагом). Сначала скакалка проходит под находящейся впереди ногой, которая ставится слегка вперед, а затем выполняется мах другой ногой назад, и скакалка проходит под ней. 5. Прыжки из стойки ноги скрестно. 6. То же, но меняя на каждый подскок ногу (сначала левая впереди, затем правая). 7. Прыжки на обеих ногах с продвижением в стороны, вперед, назад, по кругу. 8. Прыжки на одной ноге с продвижением в различных направлениях. 9. Бег на месте с высоким подниманием колена на каждое вращение скакалки (ценное упражнение для укрепления мышц живота).
10. Прыжки с вращением скакалки вправо и влево; при исполнении прыжков одна рука находится сзади, другая — впереди. 11. Прыжки в полуприседе (скакалка соответственно укорачивается). 12. Прыжки с поворотом на 90—180° и т. д. 13. «Метелочка» в приседе на одной или обеих ногах; скакалку складывают вдвое и одной рукой кружат под ногами (рис. 125). 14. Прыжки с «петлей»; то же в приседе (рис. 126). 15. Прыжки со взмахом ногой в сторону на месте и в движении (рис. 127). 16. На один подскок двойное вращение скакалки. 17. Перепрыгивание с переменой ручек скакалки при ее прохождении над головой. 18. Прыжки вдвоем с одной скакалкой лицом и спиной друг к другу (обычные и двойные); одна вращает скакалку, другая держит партнершу за талию (рис. 128). 19. То же с поочередным выходом и входом. 20. То же с передачей скакалки (во время подскоков). 21. То же боком друг к другу (вращать скакалку «наружными» руками, а «внутренними» держаться за руки). Подскоки вдвоем и втроем выполняются на месте, с различными движениями, с передвижением в разных направлениях. Все упражнения разучиваются при вращении скакалки вперед и назад. Методика обучения. Приступая к обучению упражнениям со скакалкой, необходимо вначале научить занимающихся без скакалки мягко приземляться и правильно держать тело. При проведении занятий следует учитывать подготовленность и физическое развитие занимающихся. В группах начинающих, а также лиц среднего и старшего возраста надо применять наиболее простые упражнения, а времени для отдыха после них отводить больше, чем на сами прыжки. Рекомендуется повышать нагрузки путем: а) постепенного увеличения продолжительности упражнений б) уменьшения времени для отдыха без изменения времени для в) увеличения времени на упражнения и уменьшения времени В зависимости от подготовленности группы и цели, которая стоит перед занятиями, продолжительность упражнений со скакалкой должна быть не более 20—35 мин. При проведении занятий во избежание односторонней нагрузки на мышцы ног, на органы дыхания и кровообращения и для разностороннего воздействия на весь организм упражнения со скакалкой следует чередовать с различными общеразвивающими упражнениями. При выполнении упражнений со скакалкой надо следить за тем, чтобы занимающиеся не задерживали дыхание. После прыжков рекомендуется выполнять ходьбу на месте. Обучая упражнениям со скакалкой, преподаватель должен обращать внимание на точное и правильное выполнение прыжка (легкость, мягкость исполнения, оттянутые носки, хорошая осанка и др.). Упражнения следует выполнять под музыку (обычно на 21\). Упражнения составляются на 8—16—32—64 счета. Опорные прыжки Вскок в упор присев, соскок прогнувшись (козел или конь в ширину, высота ПО—120 см). Оттолкнувшись ногами, опереться руками о снаряд и, подняь спину, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах. Таким путем перейти в упор присев на снаряде. В темпе, выпрямляясь, оттолкнуться вверх, прогнуться, одновременно подняв руки вверх-наружу. Такое положение сохранить до момента приземления. Обучению данному прыжку должны предшествовать подготовительные и подводящие упражнения: 1. Из упора присев на полу прыжок вверх с мягким приземлением. 2. Стоя на гимнастической скамейке, на низком бревне или на подвесной площадке, прыжок вверх с устойчивым приземлением. 3. Стоя на подвесной площадке, козле, коне, соскоки в круг, начерченный мелом. Усложнения. Из упора присев: соскок с поворотом на 90— 360° с движением руками, хлопками над головой, за телом, с разведением ног; соскок углом вперед, ноги вместе и ноги врозь; соскок согнув ноги назад; соскок через натянутую веревочку или планку. Страховка. Страхующий должен стоять спереди снаряда сбоку у места предполагаемого приземления. В случае падения вперед необходимо поддержать под грудь и за руку выше локтя. При падении назад держать одной рукой'под спину, а другой — за руку выше локтя. Прыжок ноги врозь через козла в ширину без замаха. При обучении прыжку следует обратить внимание на то, чтобы толчок о мостик был сделан обеими ногами, а отталкивание от козла — обеими руками; толчок ногами должен быть направлен вверх, после чего ноги нужно развести врозь пошире, разогнуться-в тазобедренных суставах и с движением ног назад, поднимая руки вверх-наружу, прогнуться. Это положение сохранить до начала приземления. Последовательность разучивания: 1. Прыжки на месте с разведением ног в воздухе и сведением их при приземлении. 2. В упоре лежа толчком развести ноги врозь и возвратиться в И. П. 3. Из упора лежа толчком ногами упор стоя согнувшись ноги 4. То же, но с толчком руками перейти в стойку ноги врозь. 5. Вскок в упор на колени и взмахом руками соскок ноги врозь. 6. Прыжок ноги врозь через козла в ширину. Усложнения. Прыжок ноги врозь через козла в длину толчком руками в конце, середине или начале снаряда; прыжки с хлопками руками; с поворотом перед приземлением; через веревочку, натянутую перед козлом и за козлом (для усвоения замаха); с от-ставлением мостика (до 100 см). Страховка. Стоять спереди, страховать, поддерживая гимнаста одной рукой под грудь, а другой за руку выше локтя. Прыжок согнув ноги через козла в ширину. После энергичного разбега напрыгнуть на мостик. В момент толчка ногами поднять таз и одновременно согнуться в тазобедренных и коленных суставах. В полете сохранить согнутое положение тела, а затем после толчка руками, пройдя снаряд, энергично разогнуться, руки поднять вверх-наружу и сохранить это положение почти до приземления. В начале изучения этот прыжок выполняется через козла в ширину и длину, затем через плинт и коня в длину. Последовательность разучивания: 1. Прыжок на месте вверх со сгибанием ног вперед. 2. Из упора лежа оттолкнуться носками и перейти в упор присев, колени вместе и затем обратно в упор лежа. 3. Из упора лежа толчком ногами упор присев и с энергичным толчком руками встать. 4. Прыжок согнув ноги через низкое бревно (60—80 см). 5. Прыжок согнув ноги. 6. То же, увеличивая высоту и отодвигая мостик. 7. Прыжок с поворотом на 90—180° и более. 8. Прыжок на дальность приземления. Страховка и помощь. Стоять впереди и немного сбоку места приземления. При обучении держать гимнаста двумя руками за руку выше локтя, а когда прыжок изучен, — одной рукой за предплечье, другой — выше локтя за плечо или под грудь (при падении вперед) и под спину (при падении назад). Прыжок углом через коня в длину толчком одной и махом другой ногой. Выполняется толчком левой (правой) ногой (дальней от снаряда) с одновременной опорой правой (левой) рукой на тело коня. Маховая нога направляется вверх и через снаряд, опорная нога после толчка от мостика быстро присоединяется к маховой, и над снарядом они находятся вместе. Туловище по возможности выпрямляется. Руки опираются о снаряд последовательно: в начале прыжка — правая (при толчке левой ногой), а во второй половине прыжка — левая. При выполнении прыжка углом через коня в длину толчком одной ногой тело прыгающего не должно уходить от опоры, поэтому отталкиваться надо вверх, а не в длину. Разбег должен быть небольшим. Мостик для прыжка устанавливается сбоку, параллельно коню, у ближнего края снаряда. Страховать стоя у места приземления лицом к снаряду. При обучении держать занимающегося правой рукой выше локтя, а левой — под таз или под спину. Последовательность разучивания: 1. Сидя на коне на правом бедре, опереться руками за телом, делая взмах ногами вперед-вправо, соскочить со снаряда и приземлиться левым боком к нему. 2. Сидя ноги врозь на коне, опереться руками о тело коня; взмахом ног соскок углом вправо (влево). УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Характеристика и классификация упражнений Основная задача занятий художественной гимнастикой заключается в том, чтобы путем специально подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений помочь занимающимся научиться свободно и пластично управлять своими движениями. Общеразвивающие упражнения художественной гимнастики классифицируются на упражнения для ног, туловища и рук. Они выполняются отдельными частями тела и всем телом. По этому принципу они и подразделяются на специальные упражнения для ног (позиции ног, полуприседание; приседание; выставление ноги на носок; бросок ноги на 45°; круговое движение вытянутой ногой, касаясь носком пола — '/г круга; медленное поднимание ноги на 90°; бросок ноги на 90°), туловища и рук. Специальные упражнения для ног В художественной гимнастике при выполнении упражнений для ног решается ряд задач, основной из которых является развитие и совершенствование так называемой «выворотности». Под этим термином понимается положение ног, при котором ступни, разведенные носками в стороны, направлены по линий плеч. Выворотность способствует более свободному движению ног, увеличивает амплитуду, площадь опоры и повышает устойчивость, но при этом необходимо помнить, что ступни ног должны плотно примыкать к поверхности пола. Тяжесть тела равномерно распределяется на всей ступне. Мышцы живота, спины и ягодичные предельно напряжены. Плечи отведены немного назад. Правила выворотности обязательны как для опорной, так и для работающей ноги, занимающей различные пространственные положения. При отведении ноги о. ц. т. находится на опорной ноге. Голова во время выполнения движения ногой вперед или назад поворачивается к одноименному плечу. При выполнении движения в сторону голову необходимо держать прямо. Полностью сохранить выворотность опорной ноги, в то время как другая отведена на 90°, практически возможно при выполнении упражнений с опорой о гимнастическую стенку. На середине зала такие упражнения выполняются на ноге не вполне выворотной. В учебно-тренировочном процессе по художественной гимнастике применяются пять позиций, из которых выполняются различные движения ногами. Когда упражнения для ног хорошо изучены у опоры, их совершенствуют на середине зала. Позиции ног (рис. 129). В I позиции обе ступни соединены пятками и образуют прямую линию; во II позиции ступни находятся на одной линии, но между пятками сохраняется расстояние, равное длине ступни; в III позиции ступни соприкасаются, закрывая друг друга наполовину своей длины; в IV позиции ступни располагаются параллельно одна по отношению к другой на расстоянии, равном длине ступни; в V позиции ступни соединены и полностью закрывают друг друга; при этом пятка одной ноги соприкасается с носком другой. Сначала рекомендуется изучать I и II позиции, стоя лицом к опоре, руки свободно лежат на опоре на ширине плеч, локти слегка опущены; затем — III и V позиции и, наконец, IV — наиболее трудную позицию. Полуприседания (рис. 130). Изучать полуприседания следует, стоя лицом к опоре. Выполняют упражнение раздельно по четыре раза в каждой позиции. Музыкальный размер — 2U; на один такт выполняется полуприседание, на один такт выпрямление ног. Темп медленный. Разучив полуприседания в каждой позиции в отдельности, занимающиеся выполняют это упражнение слитно, лицом к опоре, по два раза в каждой позиции, сменяя их в определенном порядке. Освоив полуприседание с переменой позиций ног стоя лицом к опоре, занимающиеся выполняют его, стоя боком к опоре, держась за опору одной рукой, другая рука во II позиции. Полуприседание — подводящие упражнения к приседанию, оно может выполняться в сочетании с выставлением ноги на носок, с подниманием ноги на различную высоту, с движением свободной рукой и др. Приседания (рис. 131). Музыкальный размер —4Л, 3А, 6/s; на один такт выполняется приседание, на один такт — выпрямление ног. Темп медленный. Во всех позициях, кроме II, необходимо приседать до предела, незначительно отделяя пятки от пола. Нельзя при этом садиться на пятки и отводить их назад. При выполнении приседания во II по- зиции пятки не отделяются от пола, а бедра горизонтальны. Выпрямление ног начинается плавно, равномерно, сразу же после полного приседания, без остановки. Пятки ставятся на пол одновременно. Разучивать и совершенствовать приседания рекомендуется по той же схеме, что и полуприседание. Выставление ноги на носок (рис. 132). Изучать выставление ноги на носок рекомендуется раздельно правой и левой ногой в сторону, стоя лицом к опоре в I позиции и позднее в V позиции. Музыкальный размер—2/4: один такт —выставление ноги на носок; другой такт —пауза; один такт —приставление ноги в и. п.; другой такт —пауза. Скольжение ноги начинается всей ступней, постепенно пятка отделяется от пола. Движение выполняется по прямой без опоры на носок в конечной точке. Возвращается нога в исходную позицию с носка на всю ступню, скользя по полу; колено при этом не сгибается. По той же схеме изучается выставление ноги вперед и назад. В дальнейшем упражнение выполняется раздельно в каждом направлении на два музыкальных такта, затем на один музыкальный такт и, наконец, из-за такта на каждую четверть. Упражнение, разученное раздельно, выполняется слитно, стоя боком к опоре. При совершенствовании его можно выполнять в сочетании с полуприседом на обеих ногах или на одной ноге в I, V, II и IV позициях, со стойкой на носках, с последующим подниманием ноги на 45°, с движением туловищем, головой и руками. Бросок ноги на 45° (рис. 133). Изучается раздельно правой и левой ногой в сторону, стоя лицом к опоре в I позиции, затем в V позиции на четыре музыкальных такта размером 2Д. Один такт — бро- сок ноги; второй такт — держать, с тем чтобы уточнить угол отведения маховой ноги; один такт— возвратить ногу в и. п.; второй такт — пауза. В данном упражнении маховую ногу надо поднимать вперед, назад или в сторону легким, скользя-
щим движением, следя за точным направлением и заданной высотой. При этом пальцы вытянутой стопы в воздухе должны быть напротив пятки опорной ноги. Возвращать ногу в и. п. надо без задержки, энергично касаясь пола вытянутыми пальцами, не расслабляя в этот момент подъема, но и не задерживая скольжения стопы. Аналогично изучается бросок ногой вперед и назад. Затем данное упражнение разучивается, стоя боком к опоре, по той же схеме. Это упражнение впоследствии можно выполнять из стойки на носке опорной ноги в момент броска, с полуприседом на опорной ноге. Круговое движение вытянутой ногой, касаясь носком пола, — 'А круга (рис. 134). Изучается из I позиции, стоя боком к опо- ре, на два музыкальных такта размером */А: на2/4— скользящим движением выставить ногу вперед на носок; на 2А — отвести но£у в сторону на носок; на 2А — отвести ногу назад на носок; 2А — в и. п. В обратном направлении это упражнение изучается по той же схеме. Впоследствии упражнение выполняется слитно (на один такт в 4А, 2А, 'А и 7в). Когда оно будет освоено, его можно выполнять на музыкальный размер 3А- В процессе совершенствования упражнение выполняется с полуприседом на опорной ноге; то же ногой, поднятой на 45°. Медленное поднимание ноги на 90° (рис. 135). Изучается из I позиции, затем из V; сначала в сторону, стоя лицом к опоре, на два музыкальных такта в 4А: 'А — ногу в сторону на носок; у4 — поднять ногу на 45°; 'А — продолжая движение, поднять ногу до 90°; '/4 — держать; 'А — опустить ногу на 45°; 'А — ногу в сторону на носок; У4 — и. п.; ]А — пауза. После этого изучается отведение ноги вперед, стоя боком к опоре, затем отведение ноги назад, стоя лицом к опоре. Туловище при отведении ноги вперед и в сторону необходимо держать прямо, при отведении назад — немного наклонить вперед. Плечи не поднимать и не поворачивать в сторону маховой ноги. Данное упражнение можно выполнять и на один музыкальный такт в 4А в сочетании с полуприседом на опорной ноге, со стойкой на носке и т. д., стоя боком к опоре. Бросок ноги на 90°. Данное движение по технике выполнения аналогично медленному подниманию ноги на 90°, но выполняется быстро и слитно без каких бы то ни было движений головой, туловищем, руками, вызываемыми усилием броска. Маховая нога поднимается легким, скользящим движением ступней по полу и продолжает мах с возрастающей силой, достигая высоты 90°. Возвращается в и. п. сдержанно, легко касаясь носком пола. Изучается данное упражнение по той же схеме, что и медленное поднимание ноги на 90°. При совершенствовании движение выполняется из-за такта, может по дугообразной линии с переводом маховой ноги в момент броска из одного и. п. в другое. Упражнения для туловища Выполнение многих элементов в художественной гимнастике связано с подвижностью в суставах во всех отделах позвоночника. Известно, что подвижность в суставах увеличивается за счет улучшения растяжимости мышечно-связочного аппарата. При развитии активной подвижности в суставах необходимо большое место отводить силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на растягивание. В занятия следует включать упражнения на расслабление, способствующие развитию как активной, так и пассивной подвижности в суставах. Подвижность в суставах сохраняется и совершенствуется только при регулярном повторении упражнений. Рекомендуемые упражнения. 1. Наклоны головы вперед, назад, влево, вправо. 2. Повороты головы налево и направо. 3. Круговые движения головой. 4. Сочетание движений головой с упражнениями для рук, ног и I туловища. 5. Из упора стоя на коленях прогибание и выгибание спины.
6. Из упора стоя на коленях прогибание спины (поочередно переставляя руки вперед до касания грудью пола) и выгибание (переставляя руки в и. п.). 7. Из седа на пятках прогибание и выгибание спины. 8. В седе на полу повороты туловища направо, налево. То же из положения полушпагата и шпагата. 9. Из стойки на коленях, на одном колене, другая впереди на носке, наклон назад до касания руками пола. 10. Наклоны вперед, назад, в сторону с движением суками в 11. Лежа на спине, чередовать напряжение мышц всего тела с расслаблением. 12. Из упора сидя, ноги согнуты, голова между коленями, расслабляя мышцы туловища, лечь на спину. 13. Из положения лежа на животе прогнуться, поднимая руку и ногу (одноименную, разноименную), поднимая руки и ноги; то же, сгибая ноги к голове. Упражнения для рук Правильное положение и движение рук, так же как ног и туловища, — необходимое условие выполнения многих элементов худо- жественной гимнастики. Движения руками весьма разнообразны по рисунку, ритму и характеру. Руки придают движениям законченность. Движения руками всегда сочетаются с поворотами головы, направлением взгляда. Неопределенные положения рук не допускаются. Осваивая позиции рук, занимающиеся приобретают умение фиксировать их в определенных положениях. Позиции рук (рис. 136): I позиция — руки вперед; II позиция — руки в стороны; III позиция — руки вверх. Помимо перечисленных выше трех основных позиций рук возможны различные их сочетания. Например, одна рука находится в I, другая во II позиции и др.. Методические указания: 1. Во всех позициях руки слегка округлены в локтях и запястьях, не напряжены, плечи опущены. 2. Кисть руки находится на уровне сгиба руки в локте, слегка согнута. 3. Пальцы свободны и не напряжены в суставах (как продолжение закругляющейся линии руки). 4. В положении вперед и в стороны руки находятся несколько ниже уровня плеч, в положении вверх и в стороны — несколько впереди туловища. Вначале рекомендуется изучать подготовительное положение рук пальцев, а затем отдельно каждую позицию рук. Изучать позиции рук следует, стоя на середине зала в I полувыворотной позиции ног. Музыкальный размер — 3Д. Рекомендуемые упражнения: 1. Одновременное и последовательное сгибание и разгибание пальцев.
2. Сведение и разведение лопаток. 3. Одновременное и последовательное опускание плеч. 4. Сгибание и разгибание кисти вверх и вниз. 5. Отведение и приведение кисти вправо и влево. 6. Круги, полукруги и восьмерки кистью. 7. Одновременные и последовательные движения руками с отстающей кистью. 8. Круговые движения руками. I 9. Одновременное и последовательное поднимание и опускание напряженных и расслабленных рук. 10. Сочетание движений руками с движениями туловищем и ногами. Характеристика ходьбы, бега, танцевальных шагов В занятиях художественной гимнастикой широко используются различные виды ходьбы, бега и элементы танца. Они применяются для совершенствования двигательных качеств занимающихся, развития музыкальности, чувства ритма, координации движений, эмоционального воздействия на гимнасток. Являясь основным средством выразительности, эти упражнения способствуют эстетическому воспитанию занимающихся. Ходьба, бег, элементы танца используются на занятиях в соответствии с задачами художественной гимнастики в целом. В зависимости от поставленной задачи эти элементы могут быть включены в любую часть урока. Так, в подготовительной части урока они создают у занимающихся бодрое и веселое настроение и подготавливают организм занимающихся к предстоящим нагрузкам; в основной части урока выполняются в соединениях с различными движениями руками и туловищем (без предмета и с предметами); в заключительной части урока используются для снижения физиологической нагрузки на организм занимающихся. ' Чтобы выполнение танцевальных шагов было доступно каждой занимающейся, необходимо использовать в процессе обучения подводящие упражнения, которые значительно облегчают овладение тем или иным танцевальным шагом в целом. Каждый танцевальный шаг можно разложить на составные части и разучивать последовательно по частям. 1. Мягкий шаг выполняют перекатом с носка на всю ступ 2. Высокий шаг выполняется с подниманием бедра вперед, 3. Пружинный шаг выполняется из стойки на носках, небольшим перекатным шагом с носка на всю ступню. Сгибая и быстро выпрямляя колено, встать в стойку на носок, другую ногу вперед. 4. О с т р ы й ш аг выполняется шагом левой ногой. Сгибая пра- вую вперед, сильно вытягивать носок и касаться им пола левого носка. Острый бег выполняется с небольшим продвижением вперед выпрямлением толчковой ноги в фазе полета и отрывистым и острым сгибанием вперед свободной ноги. 5. Ходьба на носках выполняется на сгибах пястнофа-ланговых суставов, с прямыми коленями. Легкий бег выполняется на носках. 6. Широкий шаг (выпадами). В момент выпада вперед левой ногой, правая сзади на носке (прямая), наклон туловища вперед, руки сильным взмахом выносятся одна вперед, другая назад. Широкий бег выполняется энергичным толчком/толчковая нога выпрямляется, свободная сгибается вперед. 7. Приставной шаг выполняется вперед, в сторону, назад, на один музыкальный такт 2/4. Из III позиции, правая впереди, руки на поясе. На счет 1 — шаг правой, левую назад на носок; 2 — и. п.; на следующий такт движение выполняется с той же ноги. Аналогично делается приставной шаг в сторону, назад. По мере освоения приставной шаг выполняется в стойке на носках с различными движениями руками. Приставной шаг — подводящее упражнение к шагу галопа. 8. Шаг галопа выполняется вперед, в сторону, назад. На один музыкальный такт в 2Д можно выполнить два шага галопа. Шаг галопа вперед выполняется из стойки в III позиции, правая впереди, руки на поясе. На счет «№> — небольшой полуприсед на левой, правую вперед-книзу; 1 — шагом правой прыжок выпрямившись вверх. Аналогично выполняется шаг галопа в сторону и назад. По мере освоения упражнение сочетается с различными движениями руками. Шаг галопа можно использовать для разбега при выполнении прыжков. 9. Переменный шаг выполняется вперед, назад, в сторону, на один музыкальный такт в 2Д. Из III позиции, правая впереди, руки на поясе: на счет 1 — приставной шаг правой; 2 — шаг правой, левую назад на носок, поворот головы направо; на счет 3—4 — то же с другой ноги. Переменный шаг назад и в сторону изучается по той же схеме. По мере освоения переменный шаг выполняется в стойке на носках, в сочетании с различными движениями маховой ногой и руками, переменный шаг является подводящим упражнением к шагу польки. 10. Шаг польки выполняется вперед, назад, в сторону, на Шаг польки вперед делается из и. п. III позиция, правая впереди, руки на поясе: на счет «И» — небольшой подскок на левой, правую вперед-книзу; 1 — шаг галопа с правой; 2 — шаг правой, небольшой подскок на ней, левую вперед-книзу. На счет 3—4 — то же с другой ноги. Шаг польки назад и в сторону изучается по той же схеме, что и шаг польки вперед. Выполняется шаг польки легко и изящно, по мере освоения сочетается с различными движениями руками, прыжками, с шагом галопа и др. 11. Ш.аг вальса выполняется вперед, назад, в сторону на один музыкальный такт в 3Д (шаг вальса в сторону с поворотом кругом — на два музыкальных такта в 3/4) из и. п. стойка на носках в III позиции, правая впереди, руки на поясе. На счет «И» — стойка на носке левой, правую вперед-книзу; 1 — шаг правой, полуприсед на ней, левую вперед-книзу, поворот головы налево; 2 — шаг левой на носок; 3 — шаг правой на носок; на следующий такт то же с другой ноги. Аналогично изучается шаг вальса назад. Шаг вальса в сторону выполняется из того же и. п., что и вперед. На счет «И» — стойка на носке левой, правую в сторону-кни-зу; 1 — шаг правой в сторону, полуприсед на ней, левую назад к щиколотке правой, небольшой наклон туловища и поворот головы направо; 2 — стойка на левом носке скрестно за правой; правую вперед-книзу; 3 — приставить правую к левой в и. п.; на следующий такт то же с другой ноги. Шаг вальса в сторону с поворотом направо кругом выполняется из того же и. п., что шаг вальса вперед. «И» — стойка на носке левой, правую в сторону-книзу; 1 — с поворотом направо шаг правой, полуприсед на ней, левую вперед-книзу; 2 — с поворотом направо шаг левой в сторону в стойку на носках; 3 — приставить правую к левой в стойку на носках; второй такт — на счет «И» стойка на носке правой, левую в сторону-книзу; 1 — шаг левой в сторону, полуприсед на ней, правую назад к щиколотке левой; 2 — с поворотом направо шаг правой назад в стойку на носках; 3 — с поворотом направо приставить левую к правой в стойку на носках. Аналогично выполняется шаг вальса в сторону с поворотом налево кругом. По мере овладения включать движения руками. 12. Шаг мазурки женский и мужской выполняется из-за Мужской шаг мазурки выполняется энергично, прыжками, с продвижением вперед из того же и. п. На счет «И» — небольшой подскок на левой, правую вперед-книзу; 1 — скользящий шаг правой с полуприседом на ней; 2 — продолжая скользить правой, левую согнуть назад; 3 — небольшой прыжок на правой, левую вперед-книзу; то же с другой ноги на следующий музыкальный такт. 13. Основной шаг русской пляски выполняется впе Основной шаг русской пляски вперед выполняется из III позиции, правая впереди, руки на поясе. На счет 1 — шаг правой; «Ил-шаг левой; 2 — шагом правой полуприсед на ней, левую вперед-книзу, поворот головы налево; на следующий такт—то же с левой ноги. Аналогично изучается основной русский шаг назад. По мере овладения включать движения руками.
14. Основной шаг украинской пляски выполняется на один музыкальный такт в 2Д из III позиции, правая впереди, руки на поясе. На счет «И» — полуприсед на левой, правую вперед-книзу; 1 — толчком левой прыжок на правую в полуприсед на ней, левую вперед-книзу; «И» — небольшой шаг на левый носок; 2 — небольшой шаг на правый носок; «И» •— левую вперед-книзу (счеты «И» — 2 выполнять на слегка согнутых ногах, наклоняя туловище вперед); то же с другой ноги. АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Характеристика и классификация Акробатические упражнения как одно из средств гимнастики широко используются * общеразвивающих, прикладных и спортивных ее видах. Если рассматривать неспортивные виды гимнастики, то особенно широкое применение акробатические упражнения нахо-. дят в основной, спортивно-прикладной, профессионально-прикладной и военно-прикладной видах гимнастики. В перечисленных видах гимнастики применяются наиболее простые акробатические упражнения. В некоторых случаях используются и более сложные упражнения из числа описанных в главе «Акробатика». Акробатические упражнения способствуют общему физическому развитию, хорошо развивают ориентировку в пространстве, ловкость, смелость, решительность и навыки самостраховки в случае неожиданных падений. Все акробатические упражнения подразделяются на три группы: акробатические прыжки, балансирования, бросковые упражнения. Акробатические прыжки Эта группа объединяет прыжковые упражнения с частичным или полным вращением тела. По особенностям техники выполнения они подразделяются на пять подгрупп: 1. Перекаты — упражнения, характеризующиеся вращательным движением тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Выполняются вперед, назад и в стороны, в группировке, согнувшись и прогнувшись. 2. Кувырки — вращательные движения тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Выполняются вперед и назад, в группировке, прогнувшись и согнувшись. 3. Перевороты — вращательные движения тела с полным переворачиванием и промежуточной опорой. 4. Полуперевороты — неполные вращения. Они выполняются прыжком с одной части тела на другую, вперед и назад с обязательной фазой полета. 5. Сальто — свободные (безопорные) вращения в воздухе вперед, назад или в сторону с полным переворачиванием через голову. Балансирования Данную группу составляют упражнения, в основе которых лежит сохранение собственного равновесия и уравновешивание одного или нескольких партнеров. Упражнения в балансировании подразделяются на три подгруппы: 1. Одиночные упражнения включают в себя следующие разновидности: стойки (на лопатках, на голове, на предплечьях и голове, на руках), мосты, шпагаты. 2. Парные упражнения — это упражнения, в которых один партнер (нижний) не только сохраняет собственное равновесие в различных положениях, но и уравновешивает другого (верхнего) партнера. В зависимости от положения верхнего парные упражнения подразделяются на следующие группы: а) стойки, в которых верхний партнер находится в стойке на руках, на одной руке или в стойке на голове на нижнем; ' б) стойки ступнями; в) поддержки, объединяющие все упражнения, в которых положение верхнего партнера отличается от положений, указанных в пунктах «а» и «б». 3. Групповые упражнения подразделяются на пирамиды втроем, Бросковые упражнения В эту группу входят упражнения, в основе которых лежит бросок и ловля одного (верхнего) партнера другим (нижним) или несколькими партнерами. По характеру полета верхнего партнера эта группа подразделяется на следующие упражнения: 1. Без вращения, когда верхний партнер выполняет полет без вращения или с вращением только относительно продольной оси. 2. С неполным вращением — верхний партнер выполняет полет с неполным вращением относительно поперечной оси (полуперевороты). 3. С полным вращением — верхний партнер выполняет сальто. относительно двух осей одновременно (поперечной и продольной) *. Date: 2015-08-07; view: 1426; Нарушение авторских прав |