Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация прыжков





Все прыжки в гимнастике делятся на две большие группы: не-ог.орные, или простые, и опорные.

В данной главе будут рас­смотрены разнообразные прыж­ки начальной подготовки, вы­полняемые без опоры руками о снаряд, а также прыжки с опо­рой руками, не применяемые в спортивной гимнастике. В эту группу входят следующие прыжки:

 

а) на месте на обеих ногах и на одной с различными пово­ротами и движениями руками; б) в высоту с места и с разбе­га; в) в длину с места и с раз­бега; г) с высоты: с подвесного мостика (площадки) или с гим­настических снарядов (рис.


121); д) далеко-высокие; е) в «окно»; ж) с трамплина; з.) через планку или веровочку (рис. 122); и) со скакалкой (короткой и длинной); к) сравнительно легкие опорные прыжки.

Простые Прыжки

Гимнастический прыжок в отличие от опорного состоит из че­тырех фаз: разбега, толчка одной или двумя ногами, полета и приземления. Толчок ногами можно выполнять от земли (пола), деревянного мостика, трамплина. Самыми важными фазами прыж­ка являются: разбег и толчок ногами. От них в значительной сте­пени и зависит результат прыжка.

Разбег выполняется с постепенным ускорением: этим обес­печивается скорость горизонтального перемещения тела и в сочета­нии с толчком создается условие для выполнения прыжка.

Длина разбега колеблется в пределах 15—20 м. В простых прыжках в высоту разбег значительно меньше и равен 7—9 бего­вым шагам.

Толчок начинается с момента напрыгивания на мостик или на пол (землю). При выполнении прыжка в длину и высоту с раз­бега толчковую ногу занимающийся ставит на мостик (или землю) с пятки и с перекатом на носок быстро отталкивается. Маховая. нога и руки энергично подаются вперед-вверх. При прыжках с места в высоту и в длину толчок совершается обеими ногами.

Полет при выполнении всех прыжков должен обеспечить со­хранение равновесия прыгуна в воздухе для правильного выпол­нения прыжка.

Приземление начинается с момента касания мата или зем­ли ногами и заключается в смягчении удара и своевременном по­гашении скорости движения тела за счет деформации матов и рес­сорного действия суставов и мышц — разгибателей ног.

Овладеть техникой прыжков невозможно без достаточной фи­зической подготовленности. Обучение следует начинать с легких прыжков.

Прыжки на месте выполняются на обеих ногах или на одной ноге. Эти прыжки необходимо усложнять и разнообразить различ­ными исходными положениями рук и ног, поворотами.

Прыжки в вмсоту. Прыжки с места: 1. Стоя лицом к планке или веревочке, толчком обеих ног прыжок согнув ноги. 2. Стоя бо­ком, прыжок перешагивая. 3. Прыжки согнув ноги с поворотами и приземлением на одну или обе ноги. 4. Прыжки толчком обеими ногами о различные препятствия (сложенные маты, козел, конь и другие снаряды).

Прыжки с разбега (через планку или веревочку лицом к ней): 1. Толчком одной ногой прыжок согнув ноги. 2. То же толчком обеими ногами. 3. То же"толчком одной с прямыми нога­ми (гимнастический прыжок). Для выполнения этого прыжка мос­тик ставится от планки на расстоянии длины поднятой вперед ноги.

Прыжки в длину. Прыжки в длину с места выполняются толчком одной или обеими ногами вперед, в сторону и назад. Ко-


гда прыжок освоен, даются задания, например, прыгнуть на опре­деленную длину, дальность.

Прыжки с разбега. Выполняются толчком одной или обеими ногами. Прыжки можно усложнять, сочетая их с движением рука­ми, держа в руках мяч, гимнастическую палку, гантели и другие предметы.

Прыжки далеко-высокие. Выполняются с разбега толчком од­ной ногой. Они являются хорошими упражнениями для совершен-

ствования разбега и полета в прыжках в длину. Усложняются увеличением высоты, удалением мостика и стоек от места приземления, касанием предметов над головой, ловлей и бросанием мяча. Прыжки в «окно». На две гимнастические стойки, поставленные, на расстоянии 50—60 см, подвесить две веревочки на разной высоте, обра­зовав «окно», в которое выполнять прыжки раз­личными способами: 1. После толчка одной ногой тело сгибается в тазобедренных суставах (как бы наклоняясь к ногам) (рис. 123). 2. После толчка ногой в «окно» проходят сначала ноги, а затем слегка наклоненное назад туловище. 3. Кувырок прыжком (лет-кувырок). После толчка ногами в

полете тело выпрямляется, а затем сгибается, и прыжок заканчи­вается кувырком вперед. Прыжки усложняются уменьшением «ок­на» (сужают стойки, сближают верхнюю веревочку с нижней или делают и то и другое одновременно).


Прыжки с трамплина. Их следует применять после того, как занимающиеся научатся выполнять толчок о простой мостик. При выполнении прыжков с трамплина надо максимально использовать силу толчка ногами и пружинность трамплина, что достигается высоким наскоком на него. Выполняются следующие прыжки: про­гнувшись, согнув ноги, ноги врозь, согнувшись, согнув ноги назад, согнувшись ноги врозь, ноги врозь, одну вперед, другую назад.

Прыжки с высоты (с бревна, козла, коня, стола и других сна­рядов, например с мостика, подвешенного у гимнастической стен­ки) выполняются из седа, приседа или стойки вперед, в сторону или назад. Толчком обеими или одной ногой. Прыжки с высоты из виса на наклонной или горизонтальной лестнице, то же на гимна­стической стенке, держась за рейку или за край подвесного мости­ка без поворотов и с поворотами. Прыжки с высоты согнув ноги, прогнувшись, ноги врозь, согнув ноги назад, согнувшись, согнув­шись ноги врозь и др. Прыжки с высоты с ловлей предметов, прыжки с закрытыми глазами, а также с приземлением на препят­ствия (козел, гимнастический стол и т. п.).

Перечисленные прыжки усложняются увеличением высоты, по­воротами, движениями руками, удалением места приземления, протягиванием веревки (или планки) выше места отталкивания, ограничением площади приземления (квадратом или кругом уста­новленного размера).


Методические рекомендации к обучению

При проведении прыжков необходимо: а.) обращать внимание на хорошее устойчивое приземление; б) на занятиях с новичками и женскими группами начинать прыжки с высоты 70—80 см; в) соблюдать последовательность в подборе упражнений; г) обу­чать сначала более легким прыжкам и постепенно переходить к более сложным.

Занимающемуся не рекомендуется при приземлении низко при­седать, так как это опасно для связок суставов ног и может при­вести к падению на спину. Нельзя также приземляться на напря­женные прямые ноги.

При обучении необходимо применять страховку и помощь, од­нако оказывать ее надо лишь тогда, когда это необходимо. Боль­шое внимание нужно уделять обучению занимающихся.самостра­ховке, научить их самостоятельно выходить из создавшихся опас­ных положений (падению с перекатом на спину и др.).

Прыжки (подскоки) со скакалкой. Упражнения со скакалкой используются не только на повседневных занятиях, но и на гим­настических выступлениях. Прыжки со скакалкой очень разнооб­разны. Их можно выполнять с длинной или с короткой скакалкой.

Прыжки (подскоки) с длинной скакалкой. Эти упражнения приучают прыгающих к точности и быстроте, согла­сованности своих движений со скоростью и направлением движе­ний скакалки. Скакалку вращают двое участников или один (при этом один конец прикрепляется к стойке, стене и к другим предме­там на высоте 130 см). Длина скакалки колеблется от 5 до 8 м.

Упражнения с длинной скакалкой делятся на три вида: пробе-гание, перепрыгивание и прыжки (подскоки).

Пробегание. Скакалку вращают так, чтобы из верхнего крайнего положения она двигалась вниз на пробегающего. Пробе­гать следует в тот момент, когда скакалка пройдет на уровне голо­вы и будет двигаться к земле (полу). Вращать скакалку надо рав­номерно, почти касаясь ею земли. Если исполняющий упражнение заденет скакалку, то ее необходимо тотчас же отпустить.


Пробегания могут быть выполнены:

1) после нескольких вращений скакалки;

2) по заданию преподавателя после двух-трех и более враще­ний скакалки;

3) после каждого вращения скакалки;

4) под движущейся скакалкой (вперед, боком и спиной вперед);

5) один за другим после установленного числа вращений;

6) по внезапному сигналу преподавателя;

7) с различными исходными положениями рук (на поясе, за головой, за спину) или с движениями руками и хлопками; то же с движениями ногами: сгибая ноги вперед или с движениями но­гами назад;

8) по 2—3 человека; то же с поворотами; то же с бросанием и ловлей мяча и т. д.

143,


Перепрыгивание выполняется через неподвижную, ка­чающуюся или вращающуюся скакалку. Начальными упражнения­ми являются перепрыгивания через неподвижную скакалку на вы­соте 5—10 см от пола.

Рекомендуемые упражнения:

1) перепрыгивание с места (вперед и назад);

2) перепрыгивание с шага и бега;

3) прыжок на обеих ногах вперед, в сторону и назад; то же на одной ноге;

4) те же прыжки, но с поворотами, с хлопками;

5) прыжки в полуприседе, в приседе.

Перепрыгивание через качающуюся скакалку является подводящим упражнением к прыжкам через вращающуюся ска­калку.

Рекомендуемые упражнения:

1) перепрыгивание с шага или разбега (вперед, в сторону, назад);

2) перепрыгивание вдвоем, втроем, взявшись за руки;

3) перепрыгивание с поворотами; то же последовательно через две качающиеся скакалки и т. д.

Перепрыгивание через вращающуюся скакалку. Вращать скакалку надо так, чтобы из верхнего крайнего положения она дви­галась вниз от пробегающего (т. е. в направлении, обратном вра­щению скакалки при пробегании).

Рекомендуемые упражнения:

1) вбежать, перепрыгнуть через скакалку и выбежать;

2) вбежать вдвоем (в затылок друг другу) и перепрыгнуть; то же лицом друг к другу с противоположных сторон перепрыгнуть и выбежать;

3) вбежать один за другим и после одного прыжка выбежать.
Прыжки (подскоки) с длинной скакалкой:

1) вбежать, выполнить подскоки на обеих ногах, обычные или двойные (лицом, боком и спиной к скакалке), с различными услож­нениями: поворотами и движениями руками;

2) прыжки (подскоки) вдвоем, втроем (друг к другу в заты­лок или лицом);

3) прыжки с бросанием и ловлей мяча; то же на определенное4 число раз;

4) один прыгает, другой пробегает; то же после каждого прыж­ка вбегает второй, третий и также по одному выбегают, а когда останется один, опять вбегают следующие и т. д.

Прыжки (подскоки) с короткой ска кал кой. Что­бы определить длину скакалки, надо взять ее за концы и встать на середину обеими ногами; руки, согнутые в локтевых суставах под прямым углом, отвести в стороны, кисти рук повернуть кверху, локти прижать к телу (рис. 124).

Вращая скакалку, необходимо обращать внимание на точность положения изгиба рук в локтевых суставах и на плавные движе­ния кистями. Первоначальные вращательные движения скакалки



производятся руками в плечевых, локтевых и лучезапястных суста­вах, а затем главным образом в лучезапястных суставах. Скакал­ка должна вращаться натянутой и не касаться пола. Заканчивать упражнения или комбинацию надо мягким приседанием. По окон­чании упражнений рекомендуется сложить скакалку вчетверо и за­вязать узлом.

Вращать скакалку можно в различных направлениях: из поло­жения скакалка сзади — вращение вперед; из и. п. скакалка спе-

реди — вращение назад; из и. п. скакалка слева (левая рука за спиной, правая впереди)—вращение вправо; из и. п. скакалка вправо — вращение влево. При всех выполнениях поворотов скакалка вращается сбоку.

Изучение подскоков следует начинать с вращения скакалки вперед: это позволяет прыгающему видеть движение скакалки и определить точно момент толчка ногами для прыжка. Прыжок выполняется несколько выше кружащейся над самым полом скакалки, с пря­мым туловищем и ногами.

Перечень упражнений с короткой скакалкой:

1. Перешагивание — махнуть скакалкой вперед и перешагнуть через нее медленно, затем быстрее.

2. Подскоки на обеих ногах (обычные и двойные).

3. Подскоки на одной ноге, поднимая другую вперед и назад (обычные и двойные).

4. Прыжки с ноги на ногу (шагом). Сначала скакалка прохо­дит под находящейся впереди ногой, которая ставится слегка впе­ред, а затем выполняется мах другой ногой назад, и скакалка про­ходит под ней.

5. Прыжки из стойки ноги скрестно.

6. То же, но меняя на каждый подскок ногу (сначала левая впереди, затем правая).

7. Прыжки на обеих ногах с продвижением в стороны, вперед, назад, по кругу.

8. Прыжки на одной ноге с продвижением в различных на­правлениях.

9. Бег на месте с высоким подниманием колена на каждое вра­щение скакалки (ценное упражнение для укрепления мышц жи­вота).

 

10. Прыжки с вращением скакалки вправо и влево; при испол­нении прыжков одна рука находится сзади, другая — впереди.

11. Прыжки в полуприседе (скакалка соответственно укорачи­вается).

12. Прыжки с поворотом на 90—180° и т. д.

13. «Метелочка» в приседе на одной или обеих ногах; скакалку складывают вдвое и одной рукой кружат под ногами (рис. 125).

14. Прыжки с «петлей»; то же в приседе (рис. 126).

15. Прыжки со взмахом ногой в сторону на месте и в движении (рис. 127).

16. На один подскок двойное вращение скакалки.


17. Перепрыгивание с переменой ручек скакалки при ее про­хождении над головой.

18. Прыжки вдвоем с одной скакалкой лицом и спиной друг к другу (обычные и двойные); одна вращает скакалку, другая дер­жит партнершу за талию (рис. 128).

19. То же с поочередным выходом и входом.

20. То же с передачей скакалки (во время подскоков).

21. То же боком друг к другу (вращать скакалку «наружными» руками, а «внутренними» держаться за руки).

Подскоки вдвоем и втроем выполняются на месте, с различ­ными движениями, с передвижением в разных направлениях. Все упражнения разучиваются при вращении скакалки вперед и назад.

Методика обучения. Приступая к обучению упражнени­ям со скакалкой, необходимо вначале научить занимающихся без скакалки мягко приземляться и правильно держать тело.

При проведении занятий следует учитывать подготовленность и физическое развитие занимающихся. В группах начинающих, а также лиц среднего и старшего возраста надо применять наибо­лее простые упражнения, а времени для отдыха после них отводить больше, чем на сами прыжки.

Рекомендуется повышать нагрузки путем:

а) постепенного увеличения продолжительности упражнений
без изменения времени для отдыха;

б) уменьшения времени для отдыха без изменения времени для
упражнения;

в) увеличения времени на упражнения и уменьшения времени
для отдыха.

В зависимости от подготовленности группы и цели, которая сто­ит перед занятиями, продолжительность упражнений со скакалкой должна быть не более 20—35 мин.

При проведении занятий во избежание односторонней нагрузки на мышцы ног, на органы дыхания и кровообращения и для разно­стороннего воздействия на весь организм упражнения со скакалкой следует чередовать с различными общеразвивающими упражне­ниями.

При выполнении упражнений со скакалкой надо следить за тем,


чтобы занимающиеся не задерживали дыхание. После прыжков ре­комендуется выполнять ходьбу на месте.

Обучая упражнениям со скакалкой, преподаватель должен об­ращать внимание на точное и правильное выполнение прыжка (лег­кость, мягкость исполнения, оттянутые носки, хорошая осанка и др.).

Упражнения следует выполнять под музыку (обычно на 21\). Уп­ражнения составляются на 8—16—32—64 счета.

Опорные прыжки

Вскок в упор присев, соскок прогнувшись (козел или конь в ши­рину, высота ПО—120 см).

Оттолкнувшись ногами, опереться руками о снаряд и, подняь спину, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах. Таким путем перейти в упор присев на снаряде. В темпе, выпрямляясь, от­толкнуться вверх, прогнуться, одновременно подняв руки вверх-на­ружу. Такое положение сохранить до момента приземления.

Обучению данному прыжку должны предшествовать подготови­тельные и подводящие упражнения:

1. Из упора присев на полу прыжок вверх с мягким приземле­нием.

2. Стоя на гимнастической скамейке, на низком бревне или на подвесной площадке, прыжок вверх с устойчивым приземлением.

3. Стоя на подвесной площадке, козле, коне, соскоки в круг, на­черченный мелом.

Усложнения. Из упора присев: соскок с поворотом на 90— 360° с движением руками, хлопками над головой, за телом, с разве­дением ног; соскок углом вперед, ноги вместе и ноги врозь; соскок согнув ноги назад; соскок через натянутую веревочку или планку.

Страховка. Страхующий должен стоять спереди снаряда сбоку у места предполагаемого приземления. В случае падения впе­ред необходимо поддержать под грудь и за руку выше локтя. При падении назад держать одной рукой'под спину, а другой — за руку выше локтя.

Прыжок ноги врозь через козла в ширину без замаха. При обу­чении прыжку следует обратить внимание на то, чтобы толчок о мостик был сделан обеими ногами, а отталкивание от козла — обе­ими руками; толчок ногами должен быть направлен вверх, после че­го ноги нужно развести врозь пошире, разогнуться-в тазобедренных суставах и с движением ног назад, поднимая руки вверх-наружу, прогнуться. Это положение сохранить до начала приземления.

Последовательность разучивания:

1. Прыжки на месте с разведением ног в воздухе и сведением их при приземлении.

2. В упоре лежа толчком развести ноги врозь и возвратиться в

И. П.

3. Из упора лежа толчком ногами упор стоя согнувшись ноги
врозь (ноги прямые).


4. То же, но с толчком руками перейти в стойку ноги врозь.

5. Вскок в упор на колени и взмахом руками соскок ноги врозь.

6. Прыжок ноги врозь через козла в ширину.

Усложнения. Прыжок ноги врозь через козла в длину толч­ком руками в конце, середине или начале снаряда; прыжки с хлоп­ками руками; с поворотом перед приземлением; через веревочку, натянутую перед козлом и за козлом (для усвоения замаха); с от-ставлением мостика (до 100 см).

Страховка. Стоять спереди, страховать, поддерживая гим­наста одной рукой под грудь, а другой за руку выше локтя.

Прыжок согнув ноги через козла в ширину. После энергичного разбега напрыгнуть на мостик. В момент толчка ногами поднять таз и одновременно согнуться в тазобедренных и коленных суставах. В полете сохранить согнутое положение тела, а затем после толчка руками, пройдя снаряд, энергично разогнуться, руки поднять вверх-наружу и сохранить это положение почти до приземления.

В начале изучения этот прыжок выполняется через козла в ши­рину и длину, затем через плинт и коня в длину.

Последовательность разучивания:

1. Прыжок на месте вверх со сгибанием ног вперед.

2. Из упора лежа оттолкнуться носками и перейти в упор присев, колени вместе и затем обратно в упор лежа.

3. Из упора лежа толчком ногами упор присев и с энергичным толчком руками встать.

4. Прыжок согнув ноги через низкое бревно (60—80 см).

5. Прыжок согнув ноги.

6. То же, увеличивая высоту и отодвигая мостик.

7. Прыжок с поворотом на 90—180° и более.

8. Прыжок на дальность приземления.

Страховка и помощь. Стоять впереди и немного сбоку места приземления. При обучении держать гимнаста двумя руками за руку выше локтя, а когда прыжок изучен, — одной рукой за пред­плечье, другой — выше локтя за плечо или под грудь (при падении вперед) и под спину (при падении назад).

Прыжок углом через коня в длину толчком одной и махом дру­гой ногой. Выполняется толчком левой (правой) ногой (дальней от снаряда) с одновременной опорой правой (левой) рукой на тело коня. Маховая нога направляется вверх и через снаряд, опорная нога после толчка от мостика быстро присоединяется к маховой, и над снарядом они находятся вместе. Туловище по возможности вы­прямляется. Руки опираются о снаряд последовательно: в начале прыжка — правая (при толчке левой ногой), а во второй половине прыжка — левая.

При выполнении прыжка углом через коня в длину толчком од­ной ногой тело прыгающего не должно уходить от опоры, поэтому отталкиваться надо вверх, а не в длину. Разбег должен быть неболь­шим. Мостик для прыжка устанавливается сбоку, параллельно ко­ню, у ближнего края снаряда.

Страховать стоя у места приземления лицом к снаряду. При


обучении держать занимающегося правой рукой выше локтя, а ле­вой — под таз или под спину.

Последовательность разучивания:

1. Сидя на коне на правом бедре, опереться руками за телом, де­лая взмах ногами вперед-вправо, соскочить со снаряда и призем­литься левым боком к нему.

2. Сидя ноги врозь на коне, опереться руками о тело коня; взма­хом ног соскок углом вправо (влево).

УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Характеристика и классификация упражнений

Основная задача занятий художественной гимнастикой заклю­чается в том, чтобы путем специально подобранных, постоянно пов­торяемых тренировочных упражнений помочь занимающимся на­учиться свободно и пластично управлять своими движениями.

Общеразвивающие упражнения художественной гимнастики классифицируются на упражнения для ног, туловища и рук. Они выполняются отдельными частями тела и всем телом. По этому принципу они и подразделяются на специальные упражнения для ног (позиции ног, полуприседание; приседание; выставление ноги на носок; бросок ноги на 45°; круговое движение вытянутой ногой, ка­саясь носком пола — '/г круга; медленное поднимание ноги на 90°; бросок ноги на 90°), туловища и рук.

Специальные упражнения для ног

В художественной гимнастике при выполнении упражнений для ног решается ряд задач, основной из которых является развитие и совершенствование так называемой «выворотности». Под этим тер­мином понимается положение ног, при котором ступни, разведенные носками в стороны, направлены по линий плеч.

Выворотность способствует более свободному движению ног, увеличивает амплитуду, площадь опоры и повышает устойчивость, но при этом необходимо помнить, что ступни ног должны плотно примыкать к поверхности пола. Тяжесть тела равномерно распреде­ляется на всей ступне. Мышцы живота, спины и ягодичные предель­но напряжены. Плечи отведены немного назад.

Правила выворотности обязательны как для опорной, так и для работающей ноги, занимающей различные пространственные поло­жения.

При отведении ноги о. ц. т. находится на опорной ноге. Голова во время выполнения движения ногой вперед или назад поворачи­вается к одноименному плечу. При выполнении движения в сторону голову необходимо держать прямо.

Полностью сохранить выворотность опорной ноги, в то время как другая отведена на 90°, практически возможно при выполнении уп­ражнений с опорой о гимнастическую стенку. На середине зала та­кие упражнения выполняются на ноге не вполне выворотной.


       
 
   
 


В учебно-тренировочном процессе по художественной гимнасти­ке применяются пять позиций, из которых выполняются различные движения ногами. Когда упражнения для ног хорошо изучены у опо­ры, их совершенствуют на середине зала.

Позиции ног (рис. 129). В I позиции обе ступни соединены пят­ками и образуют прямую линию; во II позиции ступни находятся на

одной линии, но между пят­ками сохраняется расстоя­ние, равное длине ступни; в III позиции ступни соприка­саются, закрывая друг дру­га наполовину своей длины; в IV позиции ступни распо­лагаются параллельно одна по отношению к другой на расстоянии, равном длине ступни; в V позиции ступни соединены и полностью за­крывают друг друга; при

этом пятка одной ноги соприкасается с носком другой.

Сначала рекомендуется изучать I и II позиции, стоя лицом к опоре, руки свободно лежат на опоре на ширине плеч, локти слегка опущены; затем — III и V позиции и, наконец, IV — наиболее труд­ную позицию.

Полуприседания (рис. 130). Изучать полуприседания следует, стоя лицом к опоре. Выполняют упражнение раздельно по четыре раза в каждой позиции. Музыкальный размер — 2U; на один такт выполняется полуприседание, на один такт выпрямление ног. Темп медленный.

Разучив полуприседания в каждой позиции в отдельности, зани­мающиеся выполняют это упражнение слитно, лицом к опоре, по два раза в каждой позиции, сменяя их в определенном порядке. Ос­воив полуприседание с переменой позиций ног стоя лицом к опоре, занимающиеся выполняют его, стоя боком к опоре, держась за опо­ру одной рукой, другая рука во II позиции.


Полуприседание — подводящие упражнения к приседанию, оно может выполняться в сочетании с выставлением ноги на носок, с подниманием ноги на различную высоту, с движением свободной рукой и др.


Приседания (рис. 131). Музыкальный размер —4Л, 3А, 6/s; на один такт выполняется приседание, на один такт — выпрямление ног. Темп медленный.

Во всех позициях, кроме II, необходимо приседать до предела, незначительно отделяя пятки от пола. Нельзя при этом садиться на пятки и отводить их назад. При выполнении приседания во II по-

зиции пятки не отделяются от пола, а бедра горизонтальны. Выпрямление ног начинается плавно, равномерно, сразу же после полного приседания, без остановки. Пятки ставятся на пол одновременно. Разучивать и совершенствовать приседа­ния рекомендуется по той же схеме, что и полуприседание. Выставление ноги на носок

(рис. 132). Изучать выставление ноги на носок рекомендуется раз­дельно правой и левой ногой в сторону, стоя лицом к опоре в I по­зиции и позднее в V позиции. Музыкальный размер—2/4: один такт —выставление ноги на носок; другой такт —пауза; один такт —приставление ноги в и. п.; другой такт —пауза.

Скольжение ноги начинается всей ступней, постепенно пятка от­деляется от пола. Движение выполняется по прямой без опоры на носок в конечной точке. Возвращается нога в исходную позицию с носка на всю ступню, скользя по полу; колено при этом не сгиба­ется.

По той же схеме изучается выставление ноги вперед и назад.

В дальнейшем упражнение выполняется раздельно в каждом на­правлении на два музыкальных такта, затем на один музыкальный такт и, наконец, из-за такта на каждую четверть.

Упражнение, разученное раздельно, выполняется слитно, стоя боком к опоре. При совершенствовании его можно выполнять в со­четании с полуприседом на обеих ногах или на одной ноге в I, V, II и IV позициях, со стойкой на носках, с последующим подниманием ноги на 45°, с движением туловищем, головой и руками.

Бросок ноги на 45° (рис. 133). Изучается раздельно правой и ле­вой ногой в сторону, стоя лицом к опоре в I позиции, затем в V по­зиции на четыре музыкальных такта размером 2Д. Один такт — бро-

сок ноги; второй такт — держать, с тем чтобы уточнить угол отведения маховой ноги; один такт— возвратить ногу в и. п.; второй такт — пауза.

В данном упражнении маховую ногу надо подни­мать вперед, назад или в сторону легким, скользя-


 




           
   
 
 
   

щим движением, следя за точным направлением и заданной высо­той. При этом пальцы вытянутой стопы в воздухе должны быть на­против пятки опорной ноги. Возвращать ногу в и. п. надо без за­держки, энергично касаясь пола вытянутыми пальцами, не рас­слабляя в этот момент подъема, но и не задерживая скольжения стопы.

Аналогично изучается бросок ногой вперед и назад. Затем дан­ное упражнение разучивается, стоя боком к опоре, по той же схеме.

Это упражнение впо­следствии можно вы­полнять из стойки на носке опорной ноги в момент броска, с полу­приседом на опорной ноге.

Круговое движение вытянутой ногой, каса­ясь носком пола, — 'А круга (рис. 134). Изучается из I пози­ции, стоя боком к опо-

ре, на два музыкальных такта размером */А: на2/4— скользящим движением выставить ногу вперед на носок; на 2А — отвести но£у в сторону на носок; на 2А — отвести ногу назад на носок; 2А — в и. п. В обратном направлении это упражнение изучается по той же схеме.

Впоследствии упражнение выполняется слитно (на один такт в 4А, 2А, 'А и 7в). Когда оно будет освоено, его можно выполнять на музыкальный размер 3А- В процессе совершенствования упражне­ние выполняется с полуприседом на опорной ноге; то же ногой, под­нятой на 45°.

Медленное поднимание ноги на 90° (рис. 135). Изучается из I по­зиции, затем из V; сначала в сторону, стоя лицом к опоре, на два му­зыкальных такта в 4А: 'А — ногу в сторону на носок; у4 — поднять ногу на 45°; 'А — продолжая движение, поднять ногу до 90°; '/4 — держать; 'А — опустить ногу на 45°; 'А — ногу в сторону на носок; У4 — и. п.; ]А — пауза.


 

После этого изучается отведение ноги вперед, стоя боком к опо­ре, затем отведение ноги назад, стоя лицом к опоре. Туловище при отведении ноги вперед и в сторону необходимо держать прямо, при


отведении назад — немного наклонить вперед. Плечи не поднимать и не поворачивать в сторону маховой ноги.

Данное упражнение можно выполнять и на один музыкальный такт в 4А в сочетании с полуприседом на опорной ноге, со стойкой на носке и т. д., стоя боком к опоре.

Бросок ноги на 90°. Данное движение по технике выполнения аналогично медленному подниманию ноги на 90°, но выполняется быстро и слитно без каких бы то ни было движений головой, туло­вищем, руками, вызываемыми усилием броска.

Маховая нога поднимается легким, скользящим движением ступ­ней по полу и продолжает мах с возрастающей силой, достигая вы­соты 90°. Возвращается в и. п. сдержанно, легко касаясь носком

пола.

Изучается данное упражнение по той же схеме, что и медленное поднимание ноги на 90°. При совершенствовании движение выпол­няется из-за такта, может по дугообразной линии с переводом махо­вой ноги в момент броска из одного и. п. в другое.

Упражнения для туловища

Выполнение многих элементов в художественной гимнастике связано с подвижностью в суставах во всех отделах позвоночника. Известно, что подвижность в суставах увеличивается за счет улуч­шения растяжимости мышечно-связочного аппарата. При развитии активной подвижности в суставах необходимо большое место отво­дить силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на растя­гивание.

В занятия следует включать упражнения на расслабление, спо­собствующие развитию как активной, так и пассивной подвижности в суставах. Подвижность в суставах сохраняется и совершенствует­ся только при регулярном повторении упражнений.

Рекомендуемые упражнения.

1. Наклоны головы вперед, назад, влево, вправо.

2. Повороты головы налево и направо.

3. Круговые движения головой.

4. Сочетание движений головой с упражнениями для рук, ног и I туловища.

5. Из упора стоя на коленях прогибание и выгибание спины.

 

6. Из упора стоя на коленях прогибание спины (поочередно пере­ставляя руки вперед до касания грудью пола) и выгибание (пере­ставляя руки в и. п.).

7. Из седа на пятках прогибание и выгибание спины.

8. В седе на полу повороты туловища направо, налево. То же из положения полушпагата и шпагата.

9. Из стойки на коленях, на одном колене, другая впереди на нос­ке, наклон назад до касания руками пола.

10. Наклоны вперед, назад, в сторону с движением суками в
различном темпе (из стойки с сомкнутыми носками, в I, II, III по­
зициях, в стойке на носках лицом, спиной, боком к опоре). То же в
сочетании с движениями ногой вперед, назад, в сторону на носок.


11. Лежа на спине, чередовать напряжение мышц всего тела с расслаблением.

12. Из упора сидя, ноги согнуты, голова между коленями, рас­слабляя мышцы туловища, лечь на спину.

13. Из положения лежа на животе прогнуться, поднимая руку и ногу (одноименную, разноименную), поднимая руки и ноги; то же, сгибая ноги к голове.

Упражнения для рук

Правильное положение и движение рук, так же как ног и туло­вища, — необходимое условие выполнения многих элементов худо-

жественной гимна­стики. Движения ру­ками весьма разно­образны по рисунку, ритму и характеру. Руки придают дви­жениям закончен­ность. Движения ру­ками всегда сочета­ются с поворотами головы, направлени­ем взгляда.

Неопределенные

положения рук не допускаются. Осваивая позиции рук, занимаю­щиеся приобретают умение фиксировать их в определенных поло­жениях.

Позиции рук (рис. 136): I позиция — руки вперед; II позиция — руки в стороны; III позиция — руки вверх.

Помимо перечисленных выше трех основных позиций рук воз­можны различные их сочетания. Например, одна рука находится в I, другая во II позиции и др..

Методические указания:

1. Во всех позициях руки слегка округлены в локтях и запястьях, не напряжены, плечи опущены.

2. Кисть руки находится на уровне сгиба руки в локте, слегка согнута.

3. Пальцы свободны и не напряжены в суставах (как продол­жение закругляющейся линии руки).

4. В положении вперед и в стороны руки находятся несколько ниже уровня плеч, в положении вверх и в стороны — несколько впе­реди туловища.

Вначале рекомендуется изучать подготовительное положение рук пальцев, а затем отдельно каждую позицию рук. Изучать пози­ции рук следует, стоя на середине зала в I полувыворотной позиции ног. Музыкальный размер — 3Д.

Рекомендуемые упражнения:

1. Одновременное и последовательное сгибание и разгибание пальцев.


 

2. Сведение и разведение лопаток.

3. Одновременное и последовательное опускание плеч.

4. Сгибание и разгибание кисти вверх и вниз.

5. Отведение и приведение кисти вправо и влево.

6. Круги, полукруги и восьмерки кистью.

7. Одновременные и последовательные движения руками с от­стающей кистью.

8. Круговые движения руками.

I 9. Одновременное и последовательное поднимание и опускание напряженных и расслабленных рук.

10. Сочетание движений руками с движениями туловищем и но­гами.

Характеристика ходьбы, бега, танцевальных шагов

В занятиях художественной гимнастикой широко используются различные виды ходьбы, бега и элементы танца. Они применяются для совершенствования двигательных качеств занимающихся, раз­вития музыкальности, чувства ритма, координации движений, эмо­ционального воздействия на гимнасток. Являясь основным средст­вом выразительности, эти упражнения способствуют эстетическому воспитанию занимающихся. Ходьба, бег, элементы танца использу­ются на занятиях в соответствии с задачами художественной гим­настики в целом.

В зависимости от поставленной задачи эти элементы могут быть включены в любую часть урока. Так, в подготовительной части уро­ка они создают у занимающихся бодрое и веселое настроение и под­готавливают организм занимающихся к предстоящим нагрузкам; в основной части урока выполняются в соединениях с различными движениями руками и туловищем (без предмета и с предметами); в заключительной части урока используются для снижения физиоло­гической нагрузки на организм занимающихся. '

Чтобы выполнение танцевальных шагов было доступно каждой занимающейся, необходимо использовать в процессе обучения под­водящие упражнения, которые значительно облегчают овладение тем или иным танцевальным шагом в целом. Каждый танцевальный шаг можно разложить на составные части и разучивать последова­тельно по частям.

1. Мягкий шаг выполняют перекатом с носка на всю ступ­
ню, незначительно сгибая ногу в коленном суставе. Мягкий бег
выполняется так же, как и шаг, но с минимальными колебаниями по
вертикали.

2. Высокий шаг выполняется с подниманием бедра вперед,
голень вертикальна, носок оттянут. Стойка на левом носке, правую
ногу поднять вперед, руки: левую вперед, правую в сторону-назад.
Аналогично выполняется высокий бег.

3. Пружинный шаг выполняется из стойки на носках, не­большим перекатным шагом с носка на всю ступню. Сгибая и быст­ро выпрямляя колено, встать в стойку на носок, другую ногу вперед.

4. О с т р ы й ш аг выполняется шагом левой ногой. Сгибая пра-


вую вперед, сильно вытягивать носок и касаться им пола левого носка. Острый бег выполняется с небольшим продвижением вперед выпрямлением толчковой ноги в фазе полета и отрывистым и острым сгибанием вперед свободной ноги.

5. Ходьба на носках выполняется на сгибах пястнофа-ланговых суставов, с прямыми коленями. Легкий бег выпол­няется на носках.

6. Широкий шаг (выпадами). В момент выпада вперед ле­вой ногой, правая сзади на носке (прямая), наклон туловища впе­ред, руки сильным взмахом выносятся одна вперед, другая назад. Широкий бег выполняется энергичным толчком/толчковая но­га выпрямляется, свободная сгибается вперед.

7. Приставной шаг выполняется вперед, в сторону, назад, на один музыкальный такт 2/4. Из III позиции, правая впереди, руки на поясе. На счет 1 — шаг правой, левую назад на носок; 2 — и. п.; на следующий такт движение выполняется с той же ноги. Аналогич­но делается приставной шаг в сторону, назад. По мере освоения приставной шаг выполняется в стойке на носках с различными дви­жениями руками. Приставной шаг — подводящее упражнение к ша­гу галопа.

8. Шаг галопа выполняется вперед, в сторону, назад. На один музыкальный такт в 2Д можно выполнить два шага галопа. Шаг галопа вперед выполняется из стойки в III позиции, правая впереди, руки на поясе. На счет «№> — небольшой полуприсед на левой, правую вперед-книзу; 1 — шагом правой прыжок выпрямив­шись вверх. Аналогично выполняется шаг галопа в сторону и назад. По мере освоения упражнение сочетается с различными движения­ми руками. Шаг галопа можно использовать для разбега при выпол­нении прыжков.

9. Переменный шаг выполняется вперед, назад, в сторо­ну, на один музыкальный такт в 2Д. Из III позиции, правая впереди, руки на поясе: на счет 1 — приставной шаг правой; 2 — шаг правой, левую назад на носок, поворот головы направо; на счет 3—4 — то же с другой ноги. Переменный шаг назад и в сторону изучается по той же схеме. По мере освоения переменный шаг выполняется в стойке на носках, в сочетании с различными движениями маховой ногой и руками, переменный шаг является подводящим упражнени­ем к шагу польки.

10. Шаг польки выполняется вперед, назад, в сторону, на
один музыкальный такт в 2U.

Шаг польки вперед делается из и. п. III позиция, правая впере­ди, руки на поясе: на счет «И» — небольшой подскок на левой, пра­вую вперед-книзу; 1 — шаг галопа с правой; 2 — шаг правой, не­большой подскок на ней, левую вперед-книзу. На счет 3—4 — то же с другой ноги. Шаг польки назад и в сторону изучается по той же схеме, что и шаг польки вперед.

Выполняется шаг польки легко и изящно, по мере освоения соче­тается с различными движениями руками, прыжками, с шагом га­лопа и др.


11. Ш.аг вальса выполняется вперед, назад, в сторону на один музыкальный такт в 3Д (шаг вальса в сторону с поворотом кругом — на два музыкальных такта в 3/4) из и. п. стойка на носках в III позиции, правая впереди, руки на поясе. На счет «И» — стой­ка на носке левой, правую вперед-книзу; 1 — шаг правой, полупри­сед на ней, левую вперед-книзу, поворот головы налево; 2 — шаг ле­вой на носок; 3 — шаг правой на носок; на следующий такт то же с другой ноги. Аналогично изучается шаг вальса назад.

Шаг вальса в сторону выполняется из того же и. п., что и впе­ред. На счет «И» — стойка на носке левой, правую в сторону-кни-зу; 1 — шаг правой в сторону, полуприсед на ней, левую назад к щиколотке правой, небольшой наклон туловища и поворот головы направо; 2 — стойка на левом носке скрестно за правой; правую вперед-книзу; 3 — приставить правую к левой в и. п.; на следующий такт то же с другой ноги. Шаг вальса в сторону с поворотом напра­во кругом выполняется из того же и. п., что шаг вальса вперед. «И» — стойка на носке левой, правую в сторону-книзу; 1 — с пово­ротом направо шаг правой, полуприсед на ней, левую вперед-книзу;

2 — с поворотом направо шаг левой в сторону в стойку на носках;

3 — приставить правую к левой в стойку на носках; второй такт — на счет «И» стойка на носке правой, левую в сторону-книзу; 1 — шаг левой в сторону, полуприсед на ней, правую назад к щиколот­ке левой; 2 — с поворотом направо шаг правой назад в стойку на носках; 3 — с поворотом направо приставить левую к правой в стой­ку на носках. Аналогично выполняется шаг вальса в сторону с по­воротом налево кругом. По мере овладения включать движения ру­ками.

12. Шаг мазурки женский и мужской выполняется из-за
такта на один музыкальный такт в ZU. Женский шаг мазур-
к и делается легким бегом, стремительно, слитно, без прыжков из
и. п. стойка на носках в III позиции, правая впереди, руки на поясе.
На счет «И» — стойка на носке левой, правую вперед-книзу; 1 —
шагом правой полуприсед на ней, левую вперед-книзу; 2 — шаг ле­
вой на носок; 3 — шаг правой на носок; то же с другой ноги.

Мужской шаг мазурки выполняется энергично, прыж­ками, с продвижением вперед из того же и. п. На счет «И» — не­большой подскок на левой, правую вперед-книзу; 1 — скользящий шаг правой с полуприседом на ней; 2 — продолжая скользить пра­вой, левую согнуть назад; 3 — небольшой прыжок на правой, ле­вую вперед-книзу; то же с другой ноги на следующий музыкальный

такт.

13. Основной шаг русской пляски выполняется впе­
ред, назад, на один музыкальный такт в 2U-

Основной шаг русской пляски вперед выполняется из III пози­ции, правая впереди, руки на поясе. На счет 1 — шаг правой; «Ил-шаг левой; 2 — шагом правой полуприсед на ней, левую вперед-кни­зу, поворот головы налево; на следующий такт—то же с левой ноги. Аналогично изучается основной русский шаг назад. По мере овла­дения включать движения руками.


 




14. Основной шаг украинской пляски выполняет­ся на один музыкальный такт в 2Д из III позиции, правая впереди, руки на поясе. На счет «И» — полуприсед на левой, правую вперед-книзу; 1 — толчком левой прыжок на правую в полуприсед на ней, левую вперед-книзу; «И» — небольшой шаг на левый носок; 2 — небольшой шаг на правый носок; «И» •— левую вперед-книзу (счеты «И» — 2 выполнять на слегка согнутых ногах, наклоняя туловище вперед); то же с другой ноги.

АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Характеристика и классификация

Акробатические упражнения как одно из средств гимнастики широко используются * общеразвивающих, прикладных и спортив­ных ее видах. Если рассматривать неспортивные виды гимнастики, то особенно широкое применение акробатические упражнения нахо-. дят в основной, спортивно-прикладной, профессионально-приклад­ной и военно-прикладной видах гимнастики.

В перечисленных видах гимнастики применяются наиболее про­стые акробатические упражнения. В некоторых случаях использу­ются и более сложные упражнения из числа описанных в главе «Ак­робатика».

Акробатические упражнения способствуют общему физическому развитию, хорошо развивают ориентировку в пространстве, лов­кость, смелость, решительность и навыки самостраховки в случае неожиданных падений. Все акробатические упражнения подразде­ляются на три группы: акробатические прыжки, балансирования, бросковые упражнения.

Акробатические прыжки

Эта группа объединяет прыжковые упражнения с частичным или полным вращением тела. По особенностям техники выполнения они подразделяются на пять подгрупп:

1. Перекаты — упражнения, характеризующиеся вращательным движением тела с последовательным касанием опоры без перевора­чивания через голову. Выполняются вперед, назад и в стороны, в группировке, согнувшись и прогнувшись.

2. Кувырки — вращательные движения тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Выполняются вперед и назад, в группировке, прогнувшись и согнувшись.

3. Перевороты — вращательные движения тела с полным пере­ворачиванием и промежуточной опорой.

4. Полуперевороты — неполные вращения. Они выполняются прыжком с одной части тела на другую, вперед и назад с обязатель­ной фазой полета.

5. Сальто — свободные (безопорные) вращения в воздухе впе­ред, назад или в сторону с полным переворачиванием через голову.


Балансирования

Данную группу составляют упражнения, в основе которых лежит сохранение собственного равновесия и уравновешивание одного или нескольких партнеров. Упражнения в балансировании подразделя­ются на три подгруппы:

1. Одиночные упражнения включают в себя следующие разно­видности: стойки (на лопатках, на голове, на предплечьях и голове, на руках), мосты, шпагаты.

2. Парные упражнения — это упражнения, в которых один парт­нер (нижний) не только сохраняет собственное равновесие в раз­личных положениях, но и уравновешивает другого (верхнего) парт­нера. В зависимости от положения верхнего парные упражнения подразделяются на следующие группы:

а) стойки, в которых верхний партнер находится в стойке на ру­ках, на одной руке или в стойке на голове на нижнем; ' б) стойки ступнями;

в) поддержки, объединяющие все упражнения, в которых поло­жение верхнего партнера отличается от положений, указанных в пунктах «а» и «б».

3. Групповые упражнения подразделяются на пирамиды втроем,
пирамиды вчетвером и т. д. В пирамидах может участвовать любое
количество партнеров, но в соревнованиях по спортивной акробати­
ке, выступают четверо мужчин. Пирамиды с большим количеством
участников выполняются в показательных выступлениях.

Бросковые упражнения

В эту группу входят упражнения, в основе которых лежит бро­сок и ловля одного (верхнего) партнера другим (нижним) или не­сколькими партнерами.

По характеру полета верхнего партнера эта группа подразделя­ется на следующие упражнения:

1. Без вращения, когда верхний партнер выполняет полет без вращения или с вращением только относительно продольной оси.

2. С неполным вращением — верхний партнер выполняет полет с неполным вращением относительно поперечной оси (полуперево­роты).

3. С полным вращением — верхний партнер выполняет сальто.
'4. Пируэты — верхний партнер выполняет сальто с вращением

относительно двух осей одновременно (поперечной и продольной) *.







Date: 2015-08-07; view: 1426; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.106 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию