Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Фйкторы puckr и типология нпрушЕнип психологического зпоровья петеп 51





Можно утверждать, что для ребенка-дошкольника особую важность имеют семейные взаимоотношения. Однако конф­ликты, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к нарушению эдипова развития. Так, в случае раз­вода родителей или конфликтов между ними он заменяется на конфликт лояльности. Как указывает Г. Фигдор в книге «Дети разведенных родителей...» (1995), конфликт лояльности заключается в том, что ребенок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: на маминой или на папиной. И если он проявляет любовь к одному из родителей, под угрозой оказы­ваются его отношения с другим. Следствием конфликта лояль­ности может явиться развитие тех или иных невротических симптомов: страхов или фобий, сильно выраженной общей го­товности к реагированию, излишней покорности, недостаточ­ности фантазирования и т.п. При этом ребенок чувствует свою ненужность, покинутость, поскольку переживание родителями супружеских конфликтов отвлекает их внимание от эмоцио­нальных трудностей ребенка. Более того, нередко нарушения в развитии ребенка в той или иной степени используются ро­дителями в ссорах, а его душевные страдания вменяются в пину друг другу. Возможен несколько иной вариант, когда ро­дители частично переносят на ребенка свои негативные чув­ства к партнеру, что делает их отношения довольно противо­речивыми, имеющими существенный агрессивный компонент. Необходимо отметить, что конфликты между родителями или развод далеко не всегда имеют такие выраженные неблагопри­ятные последствия, а только тогда, когда родители бессозна­тельно или осознанно привлекают детей в качестве союзников и борьбе друг против друга. Иногда к такому же итогу приво­дит рождение в семье второго ребенка, в особенности если до этого старший являлся кумиром семьи. Таким образом, преоб­ладающим в этой ситуации является у ребенка чувство оди­ночества.

Однако оно нередко возникает у дошкольника и в полной семье, если у ребенка нет возможности вступать с родителями и эмоционально близкие отношения. Причинами этого может быть сильная занятость родителей или стремление заниматься


 


собственной жизнью. Достаточно часто такой ребенок живет рядом с эмоционально холодной матерью, замкнувшейся в собственном одиночестве. Нередко такую семью дополняет одинокий отец. По сути дела, одинокий ребенок страдает от отсутствия сопричастности к людям, поэтому ощущает свою

слабость и малоценность.

Однако один и тот же внутренний конфликт по-разному проявляется внешне в зависимости от стиля поведения ребен­ка в конфликте.

Современные исследователи выделяют два основных дест­руктивных стиля поведения в конфликте: пассивный и ак­тивный. Пассивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением ребенка приспособиться к внешним обстоя­тельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Некон­структивность проявляется в его ригидности, в результате чего ребенок пытается полностью соответствовать желаниям окружающих. Ребенок с преобладанием активных средств, на­оборот, занимает активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктив­ность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. От чего зависит выбор ребенком активных или пассивных средств? По мнению Л. Крейслера, «пара "активность —пассивность" появляется на сцене уже в первый период жизни» (см. Мать, дитя, клиницист, 1994, с. 137), то есть даже младенцев можно различить по преобла­данию активного или пассивного поведения. Более того, уже в младенчестве дети с линией активности и линией пассивное-1 ти проявляют различные психосоматические симптомы, напри­мер, пассивные дети склонны к тучности. Можно предполо-1 жить, что склонность ребенка к активным или пассивным средствам во многом определяется темпераментными особен­ностями, закрепленными, естественно, условиями развития.

Конечно, ребенок может в разных ситуациях использовать и тот и другой стили, например, в детском саду и дома. По­этому можно говорить лишь о преобладающем стиле поведе­ния для конкретного ребенка. Но условное отнесение поведе-








Date: 2015-08-07; view: 367; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию