Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глеба 4. Фякторы рискя и типология нярншЕнии псинологичЕского зооровья оетсп 55
недеятельности. Если говорить о детях, то в некоторые возрастные периоды — раннем и подростковом возрастах — агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности ребенка. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития, например, вытеснения агрессивности или формирования реактивных образований, к примеру, подчеркнутой миролюбивости. Агрессивность, необходимую для обеспечения развития ребенка, принято называть нормативной. Ненормативная агрессивность как черта личности, то есть склонность ребенка к частому проявлению агрессивного поведения, формируется по разным причинам. В зависимости от причин несколько различны формы ее проявления. Защитной назовем агрессивность, основной причиной которой является нарушение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают. Итак, мы рассмотрели детей с выраженной линией активности, которые используют агрессивное поведение как защитный механизм от чувства опасности, страха окружающего мира. Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность, то в качестве защиты от чувства опасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи. Маскировочная функция детских страхов подробно описана. Иррациональ-ный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой не страх как таковой, но скорее объективацию скрытой тревоги. Действительно, часто можно наблюдать, что ребенок боится не тех животных, которые его | окружают, а льва, тигра, которых видел только в зоопарке, да и то за решеткой. Более того, становится понятным, поче- му снятие страха одного объекта, например, волка, может привести к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги. Усугублению ситуации содействует наличие повышенного уровня тревоги и страхов у самих родителей. Приводятся данные, свидетельствующие о закреплении детских страхов родительскими. Одно из исследований показало, что коэффициент корреляции между выраженными детскими страхами и страхами матери составляет 0,667. Было выявлено явное соответствие между частотой страхов у детей из одной и той же семьи. Но более всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (полной эмоциональной слитности). В этом случае ребенок играет роль «эмоционального костыля матери», то есть помогает компенсировать ей те или иные собственные внутренние конфликты. Поэтому сим-биотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться не только у детей, но и в более поздних иозрастах: подростковом, юношеском и даже у взрослых. Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется деструктивная агрессивность, в пассивном — социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту. Ввиду особой важности рассмотрим эту проблему подробнее. Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия являются для ребенка не просто нормальной, но особо важной формой активности — предпосылкой его последующей успеш-noii социализации. Агрессивные действия ребенка — это сообщение о своих потребностях, заявление о себе, установление споено места в мире. Однако сложность состоит в том, что пер-|ые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не до-
пускают их проявления. И если ребенок столкнется с неодобрением проявлений своего гнева, отвержением и тем, что он считает потерей любви, он будет делать все, чтобы избежать открытого проявления гнева. В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В. Окленд ер (1997), остается внутри ребенка, как камень преткновения, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его Я может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет требоваться постоянное подтверждение собственного существования. Однако дети с активным стилем поведения все-таки находят косвенные способы проявления агрессии, с тем чтобы все-таки заявить свою силу и индивидуальность. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии здесь — это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма — разрушение чего-либо. Это позволяет назвать такую агрессивность деструктивной. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассивном варианте он проявляет в различных формах социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. И это понятно. Дети с пассивным стилем поведения в конфликте не имеют возможности проявлять чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают само наличие у себя этого чувства. Но с отрицанием чувства гнева ими отрицается часть самого себя. Дети становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения. Более того, у них пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения (вызвано оно своими желаниями или желаниями окружающих). В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию. Понятно, что фокусируются детские трудности в социальных страхах: не соответствовать установленным нормам, требованиям значимых взрослых. Date: 2015-08-07; view: 940; Нарушение авторских прав |