Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правда о виртуальной реальности





 

1. Виртуальность ноосферы

Как в средствах массовой информации, так и в общественном сознании принято сводить понятие виртуальной реальности к компьютерной реальности (Интернет, содержимое жестких и гибких дисков). При этом дефиницию термина «виртуальный» редуцируют до понятия «компьютерный». Такой подход представляется в корне неверным, чересчур узко-упрощенным.

Поначалу слово «виртуальный» использовалось в терминологии физики для обозначения особых виртуальных частиц и означало – вероятный, возможный. Затем этот термин взяла на вооружение кибернетика, и, наконец, он прочно вошел в обыденный лексикон, по большей мере применительно к феномену компьютерной реальности.

В философии существуют категории «духовное» и «идеальное». Понятие духовного намного шире понятия идеального. Духовность (духовная природа) включает в себя как сознание (разум), так и психику (эмоционально-чувственную сферу, подсознание и Супер-Эго). Идеальное же ограничивается сферой сознания индивида или коллектива. При этом идеальное есть преимущественно образы вещей и явлений, отраженных человеческим сознанием. Отображение внешнего в голове (мозге) людей проявляется в форме тех или иных идеальных образов. По сути, идеальное есть свойство духовной культуры человечества. Идеальное, как и духовное, вне человека (как носителя и того и другого) не существует. Когнитивно-ментальное (познавательно-умственное) может быть передано с помощью знаков (символов), несущих определенную информацию, т. е. тот или иной смысл. Но постигается ментальное лишь разумом человека и существует только в человеческом сознании. Носителем информации могут быть те или иные знаковые системы, отображенные материальными (техническими) средствами.

Виртуальная реальность есть идеальное содержимое вещественной, социальной или психической реальностей. Так как базисом, субстратом проявления идеального (а значит и виртуального) являются материальные нейродинамические процессы, происходящие в мозге, то идеальное и виртуальная реальность – материальны в своей основе (идеальное есть свойство живой материи, заключающееся в отражении бытия). Информация, заключенная в материальных системах, созданных обществом (человеком как общественным организмом), является коллективной памятью и становится идеальным (виртуальной реальностью), будучи затребована индивидами (отображена в их сознании, мозге, голове).

Виртуальная реальность (и идеальное) всегда субъективна; носителем и выразителем этой реальности является субъект – индивид, коллектив, общество. Поэтому идеальное и виртуальная реальность тождественны субъективной реальности. Потенциально (как знаково-смысловая возможность) виртуальная реальность существует в объектах – предметах духовной и материальной культуры человечества, несущих определенную информацию. Последняя может быть записана в виде букв-слов, чисел-цифр, звуков, изображений-образов (рисунков), электронных сигналов (электромагнитных импульсов). Книги, картины, скульптуры, аудио– и видеоносители, любая аудио-, видео-, теле– и компьютерная техника содержат и передают информацию, потребляемую индивидами посредством органов чувств и головного мозга. Но виртуальной реальностью эта информация становится в форме идеального лишь в сознании – индивидуальном, общественном. Два важнейших аспекта этой информации: когнитивный (познавательно-мысленный) и аксиологический (ценностно-смысловой). Первый оперирует мысленными образами и понятиями, второй – идеями и идеалами.

Сам по себе какой-либо текст или изображение не являются виртуальной реальностью, ни, конкретнее, идеальным. Таковыми текст или изображение становятся, лишь будучи затребованы человеком, отражены в его сознании. Так и материальная основа психики – головной мозг, спинной мозг и нервная система вкупе с органами чувств – не являются вышеуказанными категориями. Виртуальной реальностью является сама психика (и сознание) как совокупность духовных процессов, происходящих в голове (в мозге) людей.

Предметы и явления бытия познаются (отражаются в сознании) людьми не сами по себе, а посредством образов. Каждому предмету (явлению) соответствует определенный образ. Образы предметного (реального) мира осознаются и выражаются людьми как знаки. Таким образом, создается особый символический мир, в котором информация выражена в виде знаков и символов. Информационная сфера (содержащая виртуальную реальность) – это мир символов. Отражение бытия (объективной реальности – материальной и духовной) происходит в сознании людей посредством образной системы. А образы, в свою очередь, осознаются как знаки-символы. То есть речь идет об отражении отражения бытия. По сути, символический мир – иллюзорная (нереальная) действительность, «реальность второго уровня» (ведь даже цвета в природе не существует, это – ощущение разной длины электромагнитных волн, присущее человеческому восприятию).


Содержимое виртуальной реальности актуализируется индивидом несколькими способами: записью на каком-либо материале в виде знаков, рисунков; звуком в форме речи, пения, музыки (игры на музыкальных инструментах); телесно в форме жестов, мимики, поз. То есть идеальное овеществляется, опредмечивается, становясь наличной объективной реальностью, но порожденная всегда субъективно-индивидуальным или коллективным способом. Можно сказать, что образы виртуальной реальности (как компоненты идеального) всегда субъективны по восприятию, но объективны по своему содержанию. Благодаря своему сознанию, функциям психического отражения объективного мира, человек в голове (головном мозге) создает, выстраивает и оперирует идеальными образами независимо и материально существующих предметов и явлений, при этом проникая за пределы феноменального уровня в сущностный. Этому способствует мышление, благодаря которому индивид не только осознает проявления феноменального мира, но и создает новые идеи, т. е. проявляет себя творчески. Таким образом, виртуальная реальность – это всегда потенциальное личностное бытие, возможность осуществления, вероятностная сторона материальной реальности. Виртуальная реальность создает идеальные модели (ментальные паттерны) действительности и, будучи объективирована, порождает продукты материального и духовного характера, т. е. осуществляется как конкретный результат.

В то же время следует отметить, что и понятие «виртуальная реальность» несколько шире понятия «идеальное». Виртуальным является любое ментально-психическое (как сознательное, так и чувственное) отражение объективной реальности, идеальное же всегда связано с творчеством, с целеполаганием, с мысленным проектированием бытия, с результативностью мышления (осознания эмоционально-когнитивных образов, становящихся идеями). Идеальное может существовать лишь в субъективном виртуальном мире (в то же время, согласно Э.В. Ильенкову, идеальное выступает как объективная реальность по отношению к индивиду – в качестве духовной культуры, коллективного сознания). Виртуальное в отличие от идеального охватывает все сознательные компоненты психики (как проекты-идеи, так и понятия, умозаключения, суждения, т. е. все формы абстрактного мышления).

Представляется возможным расширить понятие «виртуальная реальность» до категории «духовное», «душа». Для обоснования данного тезиса, прежде всего, необходимо определиться с дефинициями таких понятий как «сознание», «психика», «дух» и «душа». Сознание человека включает в себя два аспекта – рациональный и эмоциональный. Компонентами первого являются понятия (включая понятия-идеи), умозаключения и суждения; компонентами второго – ощущения, представления и восприятия. Психика включает в себя три уровня индивидуального отражения действительности: 1) подсознание (бессознательные процессы), включающее предсознание; в сфере личного Бессознательного действуют психические инстанции – Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-Эго), а также архетипы (первообразы коллективного Бессознательного) – Тень, Анима-Анимус. 2) сознание («дневной разум»), включающее интеллект (разум и рассудок); в сфере сознания действует инстанция Я (Эго) и архетип Персоны (Личины, социальной маски); 3) надсознание (сверхсознание, «космическое сознание»), включающее высшие духовные переживания и состояния – любовь, сострадание, мудрость, веру, волю, кроме того, вдохновение и интуицию (озарение); в сфере Сверхсознания действует архетип Самости (центр психической целостности, высшее духовное «Я» человека, интегрирующее все остальные психические сферы и проявления души). В наиболее чистом своем проявлении сверхсознание выражается в актах интуитивного познания, инсайта, «прямого знания», духовного «просветления» (мистического экстаза) и катарсиса; к нему же относятся состояния медитации, созерцания. В более узком смысле психика – предпосылка сознания («животный рассудок», «инстинктивный разум»), эмоциональная сфера личности. Традиционно в философской литературе принято отождествлять дух с сознанием и душу с психикой. Можно определить душу как внутренний мир человека, выраженный его сущностными силами. Последние есть совокупность разума, чувственной сферы и волевых аспектов. Таким образом, духовное включает в себя любые проявления человеческого сознания (духа) и психики (души) – как в индивидуальной форме, так и в общественной.


На сегодняшнем этапе развития науки и философии представляется целесообразным создание новой научной дисциплины, рождающейся на стыке философии и многих (в особенности передовых) научных направлений, – виртуологии. Виртуология – наука, изучающая феномен виртуальной реальности, состоящий из виртуального времени и виртуального пространства. Последнее включает в себя различные виртуальные миры (уровни виртуального бытия) с присущими им виртуальными объектами и явлениями.

Так к источникам виртуальной реальности (т. е. виртуальной реальности в потенциальном состоянии) относится: содержимое печатных изданий (книг, журналов, газет, буклетов, брошюр, комиксов, бюллетеней, проспектов, альбомов, сборников, плакатов, листовок, календарей, фотографий, визиток, этикеток), содержимое компьютеров (жестких дисков), содержимое компакт-дисков (CD-ROM) и гибких дисков (дискет или флоппи-дисков и зип-дискет), содержимое аудио– и видеоносителей (аудиокассет, музыкальных компакт-дисков, мини-дисков, грампластинок, кинолент, видеокассет, видеокомпакт-дисков, DVD), содержимое фотопленок и слайдов; содержание передач телевидения и радио, Интернета; содержание мифов, фольклора, литературных произведений, текстов, чертежей, фильмов, музыки, песен, образы картин и прочие художественные изображения (включая скульптурные образы), танцевальные образы; содержимое человеческой психики, включая сознание и подсознание (сновидения, фантазии, воображение, представления, образы, символы, мысли, эмоции, желания, чувства, побуждения, мечты и т. д.). Таким образом, источники виртуальной реальности – все то, что несет информацию, созданную и используемую людьми.


Как уже указывалось выше, виртуальная реальность состоит из информации (данных, выраженных в образах и знаках-символах, в том числе, в буквах-словах и цифрах-числах). Знание, являющееся основой духовной культуры, целиком принадлежит к сфере виртуальной реальности, как и сама духовная культура человечества (составные части которой: наука, искусство, религия, мифология, философия, оккультизм, мораль, право, идеология). Искусство, мир художественного представляет собой целиком вымысел, хотя и является аналогией реальности, копией наличного бытия. По сути, проявления искусства, художественного творчества есть своеобразное отражение действительности, создающее реальность второго порядка – виртуальную реальность, выраженную посредством своих материальных носителей – произведений искусства. Это – осмысление и отображение мира преимущественно через призму эстетическо-чувственного сознания. Познание бытия посредством эстетического чувствования и составляет сущность феномена искусства.

 

Таким образом, проявленное бытие (бытие в мире) состоит из нескольких глобальных реальностей, основой которых является объективная материальная реальность. Последняя подразделяется на вещественную (естественную) и виртуальную (искусственную) реальности. Отсюда: виртуальная реальность есть искусственное (созданное человеком) духовное бытие, в отличие от естественного (природного) бытия и искусственного материального (техника, сооружения, доместикаты и пр.) и социального (общество, социальные институты, связи и отношения) бытия. По сути дела, применительно к бытию человека, можно говорить о двух мирах – эмпирическом (опытном) и символическом (образном), в которых протекает его жизнедеятельность и творческая самореализация.

Виртуология пересекается со многими научными дисциплинами, в частности, с кибернетикой, синергетикой, информодинамикой, культурологией, семантикой, лингвистикой, мифологией, футурологией, но в первую очередь с психологией и, в особенности, с глубинной психологией. Так и одним из разделов философии, наряду с гносеологией, должна стать новая и самостоятельная философская дисциплина – теория (философия) виртуальности. Следует категорично не согласиться с теми, кто относит к науке философию. Последняя является отдельной независимой областью духовной культуры наряду с наукой, религией, искусством и т. д. Как к науке относится эпистемология – теория научного познания, а к философии – гносеология (теория познания), так и в отношении изучения феномена виртуальной реальности можно рассматривать научную дисциплину – виртуологию, и дисциплину философскую – теорию виртуальности.

Следует вкратце упомянуть и о негативной стороне явления виртуальности. Феномен воздействия виртуальных миров на человеческую психику таков, что нужно говорить о не более и не менее, как особом душевном заболевании – синдроме виртуальной зависимости, относящемся к классу психоневрозов. По аналогии с различными бредовыми состояниями – манией величия и манией преследования, а также с наркоманией, токсикоманией, табакоманией, алкоголеманией и кофеманией, это расстройство (от легких проявлений до тяжелых форм) может быть названо виртуоманией, включающей телеманию, видеоманию, компьютероманию и т. п.

Источниками и предметами виртуомании являются созданные человеком носители потенциальной виртуальной реальности, такие как (убывание по степени воздействия): компьютеры, видеоаппаратура, телевизоры, кинопроекторы, книги, периодическая печатная продукция, средства мобильной связи, электронные игрушки, картины, скульптуры и прочая продукция изобразительного искусства, зрелища и зрелищные мероприятия (различные шоу, театральные постановки, балет, эстрада и др.).

Отсюда видно, что все виды искусства, как и средства массовой информации, содержат в себе потенциально виртуальную реальность, а значит могут являться источником патологической зависимости от их содержимого – виртуоманией.

Сознание, целиком погруженное в пространство виртуального, с трудом переключается на реальность первого уровня и, в конечном итоге, все менее способно адекватно воспринимать подлинную окружающую действительность – материальное бытие в мире.

Парадокс виртуальной реальности заключается в том, что чрезмерное увлечение ею ведет к быстрому привыканию и очень трудному избавлению от маниакальной болезненной тяги к ней. В особенности, этому подвержены природы, склонные к визионерству – фантазированию, мечтательности, уходу от насущных проблем жизнедеятельности и взаимодействия с внешней средой в миры грез и снов. По сути, виртуомания – ослабленная разновидность аутизма, бегства от мира внешнего в мир внутренний, мир виртуальной реальности. И в наше ультрасовременное, постмодернистское время «уход» личностей в виртуальные миры растет по экспоненте – чему в значительной степени способствует идеология и реклама обществ постмодерна..

Человек – вообще существо, постоянно нацеленное на непрерывную виртуализацию бытия в мире. Воспринимая с помощью органов чувств мир вокруг и внутри себя, а также самого себя как объекта (тело, психика), и отражая все это в сознании, человек творит перманентную виртуальную реальность в своем душевном аппарате, состоящем, как уже было указано выше, из трех уровней (ярусов, областей, инстанций) – подсознания, сознания и сверхсознания.

В заключение еще один аспект рассмотрения феномена виртуальности как способа существования духовных процессов (в форме виртуальной реальности) – это предположение о гуманитарной и нечеловеческих видах виртуальной (духовной) реальности, сводящееся к проблеме разных форм сознания. Существуют гипотезы, предполагающие наличие внеземной формы разума (а значит и виртуальной реальности у иных разумных существ), о существовании сознания у высших животных (примитивный рассудок) и о так называемом «машинном мышлении» («искусственном интеллекте», «электронном мозге»). Если подтвердятся вышеуказанные гипотезы, то мы будем вынуждены постулировать наличие виртуальной реальности не только антропогенного характера. По крайней мере, роботам присуща своя (потенциальная) виртуальная реальность – киберпространство, правда, заданная искусственно человеком. Но мыслительные процессы (логические, вычислительные, запоминающие – по заданным программам) в работающих кибер-машинах могут происходить и происходят независимо от участия и воли человека (пользователя). Здесь человек выступает звеном системы «человек-машина», одной из сторон обеспечиваемого интерфейсом взаимодействия, интерактивного диалога человеческой личности и «искусственного разума» (ЭВМ, робота). Но следует отметить, что, исходя из принципа целесообразности (телеономной детерминации), деятельность «искусственного интеллекта» (т. е. интеллекта, созданного человеком) является целеисполняющей; цель здесь задается человеком и исполняется кибер-машиной. Деятельность людей же целеполагающая. В этом – принципиальное отличие человеческого (естественного, живого) сознания от машинного (искусственного, неживого).

Вообще же, говоря о значении термина «гуманитарный», можно судить двояко. Прежде всего, гуманитарный, в общем смысле, значит – человеческий, имеющий отношение к человеческому. Например, культура вся гуманитарна по своей сути, т. е. является человеческой, включая в себя материальную и духовную составляющие (мы пока не можем судить о существовании негуманитарной культуры, т. к. не доказано наличие иных разумных существ во Вселенной; у животных же, даже высших, феномен культуры отсутствует). Кроме того, смысл термина «гуманитарный» может трактоваться как обозначающий сферу гуманитарного знания, т. е. совокупности наук о человеке (гуманитарных наук) в противоположность наукам о природе.

Итак, говорить о том, что виртуальная реальность это компьютер или пространство Интернета – также нелепо, как утверждать, что психические акты (ощущения, восприятия, представления и т. п.) – это мозг. Мозг – носитель сознания (и происходящих в сознании мыслительных действий, психических актов). Так и компьютер – только лишь носитель информации, которая составляет виртуальную реальность. То же и с Интернетом – это потенциальная возможность виртуальной реальности, которая актуализируется тогда и только тогда, если ее воспринимает сознание потребляющего ее индивида.

Подытоживая, можно сказать, что в мире виртуальной реальности существует лишь возможность, вероятность, идеальность, проектирование, интенциональность, симуляция, подобие, подражание, дублирование, имитация – но отнюдь не подлинное (актуальное, вещественно-материальное) бытие человека и окружающего мира. Все здесь основано исключительно на отражении бытия (отображении в сознании идей и образов материальных и социальных объектов, явлений и отношений, существующих в мире материальной реальности). Условно говоря, мир виртуального – это существование паттернов (слепков, образцов) и симулякров (копий, подобий без оригиналов, подлинников).

2. Виртуальность бытия

Диалектика бытия предстает как противостояние (то есть взаимное единство и отрицание) двух онтологических реальностей: материальной (физической, вещественной) и идеальной (духовной, информационной). Последняя суть виртуальный (возможный, вероятный) мир – то есть идеальный слепок (проект, возможность) материального мира. Виртуальный мир – информационное пространство образов (паттернов) материальных объектов (предметов, явлений, процессов, состояний).

Виртуальная реальность (как совокупность психических актов и переживаний) присуща определенным живым существам земной биосферы – как разумным (человечество), так и неразумным (высшие животные). В этом смысле, относительно человека, можно постулировать, что виртуальная реальность (ВР) является также семантическим пространством, так как любой образ (отражение предметного и психического мира) имеет свое наименование. Таким образом, ВР человечества – это мир имен и названий. А значит, это – знаковая реальность, где бал правят знаки и их разнообразные типы – символы, эмблемы, симулякры и т. д. Важнейшие (в плане социокультурного бытия) из знаков – языковые.

При этом следует учитывать, что, являясь средством отражения действительности (и познания бытия), многие знаки (в первую очередь, символы) несут более глубокий (внесознательный) смысл, чем мы это себе представляем. То есть реальность символа выходит за пределы человеческой дискурсивной реальности, познать которую (скрытую сущность символа) возможно лишь внедискурсивным (т. е. интуитивным) способом. Говоря иными словами – знаки помимо того однозначного (или многозначного) значения, что мы им придаем, вмещают в себя такие значения, о которых мы не имеем ни малейшего представления. В этом случае, можно сказать, что знаки живут своей независимой жизнью (в знаковом, информационном пространстве). А это уже ВР, не связанная (не сопряженная) с человеческой областью идеального.

Отсюда парадоксальный вывод: возможно существование ВР независимо от человечества, то есть вне ноосферы (и соответственно – вне антропосферы). Здесь мы вплотную подходим к гипотетическим «иным измерениям пространственно-временного континуума», «параллельным мирам», «тонкоматериальным планам бытия» и т. п. Рассуждая логически, нужно будет принять следующий постулат: «иные миры» населены присущими им объектами – в том числе и разумными. В этом нет ничего удивительного. По аналогии выходит, что если материальный мир состоит из различных материальных объектов, в том числе и живых, часть из которых наделена психикой (высшие животные) и даже разумом (человек), то, соответственно, информационный мир (или правильнее – миры) состоит из информационных объектов, части которых также присущ феномен жизни, а значит и разума.

Возьмем, к примеру, такую разновидность ВР как мир сновидений. Эта область психосферы человека (то есть подсистема сложной системы) населена собственными объектами – персонажами и предметами сна. Там есть и косные объекты, и живые, причем последние – как обладающие психикой (высшие животные), так и разумные (люди, мифические существа). Если персонажи сна есть идеальные образы, то есть знаки, то значит знаковой реальности (ВР) присущи феномены жизни и разума (другой вопрос, что эти феномены жизни и разума не биологического характера, а чисто энергоинформационного – спинорно-торсионной, либо нейтринной, либо микролептонной природы).

Живое (тем более разумное) существо характеризуют помимо прочих и такие его свойства, как свобода волеизъявления (поведение, интенциональность, реализация потребностей). Все это присуще некоторым информационным объектам (персонажам сновидений, фантазий, литературных и киносценариев, компьютерных игр и программ). Конечно, для ВР человечества свойственно, что подобное поведение информационных объектов предварительно ЗАДАНО человеком (автором, сценаристом, программистом, сновидцем, фантазером) – то есть является импринтированным. Но подобное импринтирование (заданность) отнюдь не доказывает, что все вышесказанное – блеф. Дело в том, что жизнь, разум и поведенческая деятельность информобъектов является реальностью именно (простите за тавтологию) на уровне виртуальной реальности, а значит, существует на самом деле, как одно из проявлений бытия в мире! Коль скоро мы договорились считать обе – материальную и идеальную – реальности онтологическими.

Вполне возможно, что и в нечеловеческой ВР существует своя «информационная» жизнь и разум, то есть за «ликом» символов и прочих знаков (как человеческих изобретений) скрыты присущие им как существам неизвестные нам интенции и жизнедеятельность (на их структурном уровне).

Но, если информобъектам свойственна жизнь, значит, им присуща и смерть? Смертны ли они, или же онтологически бессмертны? Здесь возможны два ответа, оправдывающие каждый одну из двух точек зрения. Согласно первой, информобъекты смертны: при умирании человека или выключении киберсети, стирании (удалении) с материального носителя исчезают окончательно («умирают») и данные информобъекты, населявшие психосферу умершего индивида, либо содержавшиеся в киберпространстве носителя. Согласно второй, информобъекты бессмертны: либо потому, что их можно перенести – переписать с носителя на носитель, передать (пересказать – устно или письменно) другому человеку(правда, в этом случае все зависит оттого, успели выполнить эту процедуру или нет); либо потому, что созданный в ВР информобъект начинает жить СОБСТВЕННОЙ жизнью, независимой от создателя – то есть, мы, например, полагаем, что знаки «живы», пока существует человечество, представители которого договорились о значении этих знаков (о том смысле, который они несут). Но, как уже говорилось выше, вполне вероятно, что знаки имеют свою собственную жизнь (помимо той «жизни», что им даровали люди). Тогда знаки (информобъекты) могут быть и вечными и конечными, но не зависящими от наличия человеческой ВР, а значит и от самого феномена человечества.

Здесь оправданы аллюзии с платоновскими эйдосами, декартовскими врожденными идеями и даже лейбницевскими монадами. Отсюда любые (или некоторые) знаки, информобъекты есть ноумены (вещи в себе), не зависящие от человеческого опыта и интерпретации. Сиречь возникает чистой воды объективный идеализм рационалистов. Но кто окончательно доказал, что они неправы? Эмпирики, материалисты?.. И кто поручится, что правы последние? Мне возразят, что их (материалистов) выводы подтверждены исторически всей практической деятельность человечества, ибо практика – критерий истины, а идеи проверяются на практике (и подтверждаются или опровергаются ею). Все это так, но мы забываем об одном: помимо вещественной (материальной) практики (практической деятельности) существует и практика духовная (психопрактика), то есть виртуальная. А посему независимое, объективное существование информобъектов (знаков, идей, ноуменов) представляется вполне возможным и реальным.

Реальными информобъектами, существующими въяве, в материальной действительности являются социоголемные образования: Големы Лазарчука-Лелика (Левиафаны Гоббса) – государства и прочие социальные (общественно-политические, общественно-экономические) структуры. Это информационные существа с присущей им жизнью и псевдоразумом. Элементами подобных систем являются люди и человеческие группы, а также отношения и связи между ними. При этом Големы выглядят и как организмы, и как механизмы. Уместна следующая дефиниция. Големные структуры есть псевдоразумные, порожденные человеком информобъекты: Левиафаны (государственно-административные образования), кибероиды (Сеть-Интернет, компьютерные игры, телевещание, радиовещание), машинерия (роботы, автоматы, ЭВМ-компьютеры), человейники (урбанистические системы – города, мегаполисы, конгломераты). Кстати, Сеть (Интернет) существует и как потенциальная ВР, и как актуальное големное образование. Таким образом, Големы – искусственные объекты, созданные с применением техно-технологий, биотехнологий, социотехнологий и психотехнологий. Если с первыми тремя все ясно, то с последней разновидностью технологии создания големоподобных сущностей следует разобраться особо. Под психотехнологиями по созданию Големов мы подразумеваем конструирование человеком (экстрасенсорным способом) различных тонкоматериальных существ – информационных двойников-муляжей, астральных фантомов, сущностей, именуемых в тибетском оккультизме – тульпа. Опять же это проявление, по словам Р. Уилсона, одного из множества субъективных Тоннелей Реальности.

К классу информобъектов (виртуальных существ), возможно существующих в материальной реальности (на субатомном уровне – микролептонные поля, кварки), относятся идейные образования, представляющие ментально-психические (эмоционально-мировоззренческие) построения людей – религиозные, фольклорно-мифологические, оккультно-мистические, философские, научные, художественные (относящиеся к видам и родам искусства), идеологические, морально-правовые и т. д. В эзотерике такие структуры называются Эгрегорами. Эгрегор – разумное энергоинформационное существо, состоящее из мыслеформ и эмоций (то есть ментальных и астральных энергий) людей, мыслящих и переживающих в едином ключе, т. е. принадлежащих к какой-либо экономико-политической или социокультурной общности – научному сообществу, религиозной конфессии, творческой гильдии, производственной группе, социальному классу, политической партии, родовой или семейной ячейке и др. Приверженцы того или иного учения, доктрины, системы знаний, творческого направления, профессии, стиля жизни – все они как бы подпитывают «своих» Эгрегоров ментально-умственными и астрально-психическими излучениями, в свою очередь, получая энергоинформацию и то Эгрегоров. То есть связь здесь обратная. Таким образом, различные откровения, экстатическое общение, трансцендентные диалоги с нематериальными сущностями (Боги, Ангелы, Демоны, прочие сверхъестественные существа и силы) – есть не что иное, как коммуникативная деятельность человека – с одной стороны, и Эгрегора – с другой. Человек и информсущество взаимодействуют по линиям информационной когерентности, взаимно обогащая друг друга информацией и энергией. При этом возможно, что Эгрегоры (в отличие от Големов) подобно человеку существа креативные, рождающие новые проекты, идеи и смыслы (и познающие бытие). Позиционируя себя в рамках той или иной системы (культурной, общественной, политической, экономической), человек вступает в опосредованный контакт с тем или иным (присущим данной системе) Эгрегором. У «продвинутых адептов» наблюдаются спонтанные случаи непосредственного контакта с Эгрегорами. Верующий общается с божеством, ученый видит во сне решение проблемы, литератора посещает муза, бизнесмен «случайно» получает несущую выгоду информацию и т. п. Людям являются видения, слышатся голоса, ниоткуда возникают тексты – все это проявления Эгрегоров в материальном мире.

Таким образом, Эгрегоры либо существуют в материальной реальности, на уровне элементарных частиц, либо – в информпространстве (ВР), не относящимся к нашему пространственно-временному континууму. Возможно, эта ВР – коллективный Разум или коллективное Бессознательное людей, а Эгрегоры – сущности этой ВР (наряду с архетипами, имаго-первообразами).

В заключение, можно добавить, что мы еще очень немного знаем как о существовании субъективных (личных) Тоннелей Реальности, так и о различных виртуальных сферах бытия. Разобраться в этом – задача, как философии, так и науки, в особенности, такой ее новопостулированной дисциплины как виртуололгия.

 







Date: 2015-08-07; view: 659; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию