Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Булавкин К.В





кандидат филологических наук,

доцент кафедры историко-правовых

и гуманитарных наук МГОГИ

 

В современном обществе особенно остро стоит проблема роста экстремистских настроений. Одна из главных опасностей, связанных с распространением радикальных идей, заключается в том, что они проникают в подростковую и молодёжную среду, поражая наименее защищённую в социальном и психологическом отношении часть общества. По мнению ведущих российских учёных, занимающихся проблемами национальной безопасности, в последние годы наблюдается формирование и активизация нового для России феномена – «молодежного экстремизма». Экстремизм в молодежной среде оперирует идеологическими конструкциями ультрапатриотического, шовинистического, «поколенческого» типа, представляющего опасность для основ конституционного строя, а также общественной безопасности России и духовно-нравственных основ общества»[36]. Отмечается активизация целого ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет.

Современный экстремизм является симптомом и последствием тяжелых социальных недугов, поразивших российское общество в 90-е – 2000-е годы. В основе экстремистских проявлений лежат прежде всего социально-экономические причины: социальное неравенство, бедность, деформации политических институтов, резкое падение жизненного уровня, ухудшение социальных перспектив значительной части населения и прежде всего молодёжи, доминирование в обществе настроений социальной и личной нереализованности, неполноты бытия, страха перед будущим, ориентация некоторых политических лидеров на радикальные методы политической деятельности. Ухудшение условий жизни, которое сопровождается кризисом духовных ценностей и «дефицитом» положительных идеалов среди молодого поколения, всё чаще приводит к тому, что многие молодые люди, которые не видят для себя достойной жизненной перспективы, встают на путь насилия. Для многих из них обращение к насилию – это своеобразный, хотя и извращенный способ вступить в контакт с тем обществом, которое игнорирует их проблемы. Возмущение, отчаяние и протест, связанные с вступлением молодежи в самостоятельную жизнь и с различными социальными проблемами, все чаще вызывают в её среде агрессивные настроения, которые принимают экстремистские формы.

Одновременно на проявления экстремизма в молодёжной среде влияют и внешние факторы, деструктивные процессы, охватившие мир – рост насилия, разжигание межэтнических и межконфессиональных конфликтов во многих регионах планеты. Российская цивилизация за последние десятилетия подверглась мощной атаке, направленной на подрыв традиционных устоев российского общества, разрушение семейных ценностей, сокращение численности населения.

Желая искоренить социальные недуги, остановить рост молодёжного экстремизма, необходимо хорошо осознавать, что речь идёт не о случайных фактах правонарушений, а о полномасштабной, целенаправленной войне, которая ведётся против молодого поколения, чьё мировоззрение в силу отсутствия жизненного опыта ещё не сформировалось и может быть легко деформировано любой деструктивных идеологий. Особенностью этой войны является то, что она носит, в первую очередь, информационный характер, её целью является не мгновенное физическое устранение человека, а контроль над его сознанием, внедрение в умы людей деструктивных моделей поведения. Человек, ставший членом экстремистской организации, сам становится распространителем данной социальной заразы, и это только на руку тем силам, которые заинтересованы в подрыве национальной безопасности России и установлении хаоса в нашей стране.

К числу самых опасных по силе воздействия на молодёжь экстремистских идеологий следует отнести национализм в его радикальной форме. Данная идеология, отстаивающая ценность нации как высшей формы общественного единства и основы государства, часто используется экстремистскими организациями самого разного толка и их зарубежными спонсорами. Сама по себе идея служения своему народу, отстаивания и защиты ценностей своей этнической культуры не является преступной, напротив, в определённых условиях она способствует консолидации общества, особенно, если общество является моноэтничным. Однако в условиях многонационального государства (а в современном мире большинство крупных государств являются полиэтничными) данная идеология может привести к негативным последствиям, так как на практике нередко служит оправданием дискриминации людей по расовому или этническому признаку. Так, в частности, произошло в 2014 году на Украине, где политическая победа украинского национализма привела к массовым репрессиям и геноциду русского населения в восточных регионах страны.

Чтобы государство могло успешно противостоять внешним и внутренним вызовам, необходимо знать и изучать возникающие угрозы. Например, проблема русского национализма довольно долгое время оставалась в тени и обнажилась после событий 11 декабря 2010 года на Манежной площади в Москве, когда под националистическими лозунгами «Россия – для русских, Москва – для москвичей!», выступили футбольные фанаты, участники молодёжных националистических группировок.. Данные события выявили узел проблем и противоречий, давно назревших в российском обществе и заставили по-новому взглянуть на сложившуюся ситуацию. Следует признать, что последующие действия властей в частности, аресты наиболее активных участников боевых организаций русских националистов, усиление запретов на размещение экстремистских материалов в интернете и других СМИ, постепенное ужесточение миграционной политики и активная профилактика экстремистских настроений в молодёжной среде привели к стабилизации положения, однако проблема распространения идеологии русского национализма в обществе не исчезла, а, скорее, перешла в латентное состояние.

Идеология современного русского национализма (точнее, его молодёжного варианта) весьма эклектична, она опирается на несколько концептов, которые могут показаться взаимоисключающими с точки зрения здравого смысла, однако парадоксальным образом совмещаются в сознании самих носителей данной идеологии.

Так, наиболее типичной и характерной чертой националистического мировоззрения в молодёжной среде является идеализация и мифологизация немецкого фашизма – увлечение идеями Гитлера, теорией расовой чистоты, нацисткой символикой, использование в качестве приветствия вскидывание правой руки («зига»). Факт уничтожения гитлеровской армией более 20 миллионов русских во время Второй мировой войны расценивается юными ультра-патриотами как досадная ошибка фюрера или даже самих жителей России, которые не смогли достойно встретить немецких «освободителей».

Религиозные взгляды русских националистов подчас диаметрально разнятся. Многие молодые участники правого движения являются сторонниками славянского неоязычества (так называемого, Родноверия), используют соответствующую символику (коловрат, звезда Велеса и т.п.) и выступают против официального Православия, считая его религией, искусственно навязанной русскому народу с целью его порабощения. Для последователей славянского неоязычества характерны такие черты, как мифологизация истории Древней Руси, возрождение или реконструкция языческих ритуалов, мистицизм и обращение к оккультизму. Но при этом некоторые националистические организации (например, «Русское национальное единство» или «Русский образ» Ильи Горячева) позиционируют себя как приверженцев традиционного Православия и выступают под лозунгами, исторически восходящими к идеям русского черносотенства начала ХХ века. Подобные идейные разногласия внутри националистического движения красноречиво свидетельствуют об отсутствии целостного мировоззрения у его сторонников, путанице понятий, а зачастую – о элементарном невежестве и незнании основ отечественной истории и культуры.

Важной чертой мировоззрения молодёжного крыла русского национализма является пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ), многие националистические объединения делают физическую подготовку и отказ от алкоголя и табака краеугольным камнем своей идеологической программы. Однако на практике провозглашаемые принципы нередко массово нарушаются, далеко не все члены ультраправых группировок ведут здоровый образ жизни.

Наконец, некоторые российские экстремистские организации парадоксальным образом сочетают элементы «правой» и «левой» идеологии, например, НБП («Национал-большевистская партия», нацболы), возглавляемая Эдуардом Лимоновым.

Как уже было сказано, среди разных возрастных групп населения наиболее подвержена экстремистскому влиянию молодежь. Это связано с теми характерными особенностями развития личности, которые приходятся на данный период. В подростковом возрасте начинается кризис в развитии личности, выражающийся, прежде всего, в потере идентичности. Это возраст становления некоего «итогового Я», когда молодой человек остро чувствует необходимость утвердить себя как яркую и неповторимую индивидуальность, но при этом максимально стремится избежать одиночества. Самоутверждение отрывает его от прошлого, от устоявшихся традиций, носителями которых являются его родители, и превращает в определенной степени в маргинала.

Молодость характеризуется наличием глубочайшего кризиса в отношениях со старшим поколением. Он проявляется, главным образом, в рамках семьи. Как правило, в такой период отношения переходят в новую стадию, когда родители, с одной стороны, считая своего ребенка уже взрослым, уделяют ему не так много внимания, а с другой – еще не видят в нем равного. Растущее чувство одиночества подросток может снимать в политически или религиозно ориентированных организациях. В подобной ситуации экстремистская группа может стать для молодого человека новой семьей, где он будет вести настоящую взрослую жизнь, где он обретет «настоящие ценности» и вместо родительского безразличия сможет ощутить чувство братства, товарищества. Тем более что внешние цели таких групп обычно выглядят очень позитивно, поскольку они стремятся к достижению справедливости, к благу для всех людей. В идеологии таких организаций тесно переплетены романтика жертвенности, героизм, очень близкие для юношества, и ощущение возможности изменить мир.

Важной характеристикой в этой ситуации выступает присущий молодости максимализм целей. Состояние собственной уникальности способно ввести в состояние эйфории, в котором молодым людям кажется, что напор позволяет осуществить любые, даже самые неосуществимые желания. Это определяет их приверженность к радикальным средствам достижения поставленных целей, жизненная энергетика молодежи очень часто находит свой выход в практике насилия, конкретного или символического. Как правило, личность экстремиста характеризует, в первую очередь, чрезмерная эмоциональность, которая преобладает над рациональным восприятием действительности.

Также необходимо учитывать негативное воздействие на рост молодежного экстремизма процессов, происходящих в последние два десятилетия в нашей стране. Становление гражданской и нравственной позиции подрастающего поколения напрямую зависит от политической и экономической стабильности страны в целом. Занятость выступает основой для решения многих жизненно важных вопросов, включая семейно-бытовое устройство, участие в общественно-политической жизни и т.д. Между тем, именно в этой сфере молодежь испытывает наибольшие трудности и особо нуждается в социальной поддержке.

Таким образом, рассматривая вопрос вовлеченности молодежи в экстремистскую деятельность, будет правильно говорить о некой обобщенной категории молодежных группировок, которая характеризуется крайним радикализмом, склонностью к насилию, жесткой внутренней иерархией и дисциплиной, подверженной существенному влиянию националистической и неонацистской идеологии. Большая часть групп действует в децентрализованном режиме.

В противовес националистически и расистски настроенным молодёжным группировкам в современной России возникло не менее радикальное «антифашистское» движение – «Антифа». Это анархистские молодежные объединения, которые воспринимают действие (экшен – от англ. «action») как высшую стадию политической активности. Единственно возможная организационная структура, на которую они способны, продиктована особенностями ведения уличной драки, то есть это либо хулиганская толпа, либо группа из 4-5 человек, готовая для неожиданного нападения на противников. В целом, члены «Антифа» ведут борьбу только с группировками русских националистов, а националистов, относящихся к тюркским, кавказским, азиатским народам, не преследуют.

За прошедший отрезок времени резко сменились ценностные ориентации граждан России, в том числе и социальные. Предпосылок делить город на зоны влияния сейчас, возможно, нет, зато существуют другие возможности проявить свою агрессию, которой у современных подростков гораздо больше, чем у их сверстников двадцать лет назад. «Антифа», националисты и другие неформальные молодежные экстремистские группировки – это все та же подростковая война «двор на двор», «квартал на квартал». Современная молодежь разделяет людей не по территориальному признаку, а по убеждениям, по принадлежности к идее.

С точки зрения психологических особенностей всех участников рассмотренных выше молодежных движений можно объединить в одну группу: несмотря на разницу в идеях их объединяет одна цель – противодействие участникам других движений и возможность безнаказанного проявления агрессии. Примечательно, что органы правопорядка, как правило, стараются не вмешиваться в драки между противоборствующими группировками, да и сами участники в случае получения ущерба здоровью или имуществу не обращаются в правоохранительные органы.

Неблагополучие в психологическом отношении участников всех молодежных движений агрессивной направленности проявляется в том, что чувства, которые ими движут, – это ненависть, выражаемая открыто, и страх, который подростки прячут за агрессией. В психологии существует термин «агро» (aggro), что означает «игра в агрессию». Бритая голова и армейские ботинки сами по себе вреда не приносят – это aggro. А избиение человека – это уже непосредственное проявление агрессии. Среди участников агрессивных молодежных групп всего около 5% реальных агрессоров, 70% участников – это подверженные влиянию моды молодые люди, которых привлекают только внешние атрибуты агрессивности. Как правило, члены агрессивных группировок сегодня – это те, кто не может приспособиться к реальной жизненной ситуации. Наблюдения показывают, что причастность к военизированным структурам и обряды инициации, которыми изобилуют упомянутые группировки, являются весьма привлекательными для подростков со склонностью к невротизации психики. Постоянный поиск врага во внешнем мире – это проявление появившейся еще в детстве неуверенности в собственных силах.

Обобщенной характеристикой активных членов всех группировок является склонность к решению проблем силовыми методами на фоне социальной невостребованности. В гендерном аспекте агрессивные группировки представлены в основном юношами. По результатам опроса участников фанатского движения и движения скинхедов, более 80% из них в детстве перенесли эпизоды насилия со стороны взрослых или подростков старшего возраста. Ситуации насилия сопровождались выраженным чувством беспомощности и унижения.

Мобилизуя действия общественности, правоохранительных органов, системы образования на отпор экстремизму, важно не просто обличать и критиковать его, а противопоставлять ему идеологию, направленную на его искоренение. Нужно вести постоянную и интенсивную работу по заполнению идейной пустоты здоровыми созидательными идеями, несущими баланс традиционных ценностей и гражданского общества. Необходима разработка и внедрение в жизненную практику социальных проектов с участием общественных организаций, отстаивающих традиционные духовно-нравственные ценности, реальные программы семейной и молодёжной политики, духовно-нравственного возрождения и оздоровления общества, военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, борьбы с алкоголизмом и наркоманией и так далее. Только предложив подростку достойную альтернативу асоциальному образу жизни, можно рассчитывать на положительный результат профилактической работы.

Экстремизм начинается в первую очередь там, где бездействуют закон и силы правопорядка, и искоренение этого зла является комплексной задачей, в которой должны быть задействованы и силовые ведомства, и система образования, и средства массовой информации и гражданское общество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев Ю.И., Гуськов А.Я. Современный экстремизм: понятие, структура, связь с терроризмом // Экстремизм и другие криминальные явления. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008.

2. Воропаева А.В., Юнусов А.М. Роль образования и воспитания в предотвращении ксенофобии, национализма, терроризма и иных форм экстремизма. – М.: Экслибрис-Пресс. 2007.

3. Проблемы формирования толерантного сознания и профилактики терроризма, экстремизма в молодёжной среде: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Орехово-Зуево, МГОГИ, 2012.

4. Практические аспекты профилактики экстремизма и противодействия распространению его идеологии в молодежной среде: сборник научных трудов международной заочной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2013.

5. Профилактика проявлений экстремизма и ксенофобии в образовательной среде: Методические рекомендации. – АСОУ, 2011

6. Сальников Е.В. Проблема природы экстремизма // Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Академии управления МВД России 16 июня 2006 г. Ч. 1. – М, 2006.

7. Экстремизм в современном обществе: сущность, формы проявления, пути противодействия: Учебное пособие. Авторский коллектив: Т.В. Гаврилова, С.А. Боровая, Л.Р. Никандрова. – М., 2011.

8. Юнусов А.М., Рябцев А.В., Моркунцов С.А.Измайлов М.В., Романова Г.А. Основные направления информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2011.

 

 

Миссия институтов воспитания в возрождении традиций русской культуры и национальной идентичности сквозь призму КОНЦЕПЦИИ И.А. Ильина

С.А. Муравьёв (Курск)

Ослабление внимания государства и общества к вопросам воспитания привело к изменению системы ценностных ориентаций молодёжи. Исследователи отмечают, что в молодёжной среде растет проявление индивидуализма, противопоставления себя другим людям, прагматизма. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентирование на личное благополучие. Современное общество находится в состоянии поиска воспитательной парадигмы, исследователи постулируют о кризисном положении дел в этом направлении. Но вместе с тем, кризис побуждает к поиску моделей духовно-нравственного воспитания, призванных противостоять негативным процессам и явлениям. Создаются формы воспитания, способные выработать у подрастающего поколения «нравственный иммунитет», и вместе с тем подготовить их к жизни в новых социально-экономических условиях.

Анализируя происходящие процессы в образовании, следует отметить два момента. Во-первых, внешние причины трансформаций. Коренные перемены, происходящие в России в последние десятилетия, требуют изменений во всех сферах жизни человека, в том числе и в образовании, которое с начала 90-х годов и до настоящего момента находится в стадии постоянного реформирования. Во-вторых, в гораздо большей степени, чем образование, реформирования требует российское воспитание. И это отнюдь не случайно, поскольку воспитание гораздо в большей степени, чем образование, связано с формированием личности. Поэтому в девяностые годы вместе с разрушением социалистического строя в нашей стране неизбежно пострадала и система воспитания. Соответственно, со сменой общественного строя потребовалась и смена системы воспитания – она должна соответствовать новым условиям.

Сегодня, как и в начале XX века, общество ищет эффективные механизмы и способы формирования духовной культуры молодежи, обогащения опыта строительства гражданского мира. От позиции молодежи по отношению к стране, своему народу во многом зависит будущее России, ее культурный облик, ее духовный и экономический потенциал. Поэтому очевидно, что воспитание играет здесь существенную роль. Важнейшие потребности, знания, ценности передаются молодым поколениям обществом. «Они детерминированы исторически накопленной культурой. Каждый раз они преломляются через призму нашего воспитания в детстве и юности» [1, с. 469]. Очевидно, что хорошее образование и воспитание – гарант стабильного развития общества. Духовную, внутреннюю жизнь людей очень трудно предугадать, спрогнозировать, «… но именно от этого зависит в итоге и гибель, и спасение цивилизации» [1, с. 469]. Упадок личной морали, проявляющийся в кризисе основных духовно-нравственных идеалов, угрожает нестабильностью в развитии общества. Ряд авторов в публикациях последних лет (А.В. Репринцев, И.Е. Булатников, Н.Н. Зарубина, Т.Б. Коваль, Е.Н. Ядова, И.В. Щербакова, М.А. Шабанова и др.) отмечают, что деструктивные тенденции в общественном сознании, разрушающие целостность этноса, его моральную и социально-психологическую сплоченность, самым негативным образом сказываются и на степени ответственности личности за результаты социальной и профессиональной деятельности, за результаты собственного труда, их отдаленные социальные последствия. Исследователи подчеркивают необходимость целенаправленного формирования этики служения обществу, идеям целостного этнического и этического мира. В этой связи мы должны честно сказать, что интересы сохранения целостности российского государства, консолидации, сплочения всего общества, обеспечения его суверенитета, его социально-экономического и культурного развития требуют восстановления ряда традиционных нравственных ценностей, о которых говорили философы русского Зарубежья, коллективистской общественной морали, целенаправленного развития в молодежи ответственного отношения к своему народу, своей истории, культуре, национальному достоянию, колоссальным природным богатствам, к своему труду, совершаемому во благо всего общества, а не отдельного человека. Но как сделать так, чтобы человек научился видеть перед собой идеал, необходимый для его жизнедеятельности? Как воспитать человека, помогающего и заботящегося об окружающих его людях?

«Сообразное природе человека воспитание опирается на доверие и заботу. Наказания укореняют в людях изворотливость и бесстыдство. В воспитании запрещено внушение, индоктринация, прозелитизм. Разрешено увлечение, истолкование, приглашение. В личности надобно взращивать чувство собственного достоинства, а для этого, в частности, нельзя ни при каких обстоятельствах унижать достоинство ребёнка. Разрешена тренировка в решении типовых и нетиповых задач, развитие рефлексии. Воспитание свободного человека предполагает величайшее уважение к правам человека любого возраста. Воспитание обязано освободиться от малейшего призвука угнетения, эксплуатации и тиранства» [1, с. 468]. Эти слова Б.М. Бим-Бада во многом созвучны идеям мыслителей русского зарубежья. Например, идеи И.А. Ильина о русском национальном воспитании опирались на его убеждение в том, что ребёнок с самого раннего детства должен почувствовать и понять, что он сын своего народа, имеющего величайшую историю, богатейшее духовное наследие. И, самое главное, воспитание должно строиться на добровольных началах. Он писал об основах воспитания: «…самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей …источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство и свою свободу…» [6, с. 208]. Философ, предлагая своё собственное содержание воспитания, писал: «…всё воспитание ребёнка, или, во всяком случае, его основная задача, состоит в том, чтобы ребёнок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось, на всё значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях» [6, с. 207]. Эти идеи позволяют нам заключить, что человек, воспитанный естественно и непринуждённо, станет способен в дальнейшем и сам стать воспитателем и транслятором духовно-нравственных ценностей будущим поколениям.

Анализируя современную ситуацию в системе воспитания, мы приходим к следующему заключению: как в начале XX века, так и на современном этапе, необходимо определить приоритеты воспитания, а также личность самого воспитателя. От личности воспитателя зависит, каким будет воспитанник. Поэтому современные философы, как, например, В.М. Розин, в своих трудах склоняются не к поиску идей воспитания, которых у нас и так достаточно, а к самой личности наставника. Подготовка молодого поколения к данной миссии – вот главная задача современной системы воспитания и образования. Характеризуя современное нам общество как общество переходного типа, А.В. Мудрик проявляет в сфере воспитания круг специфических проблем, вызванных к жизни условиями социальной нестабильности. Основным качеством, облегчающим процесс воспитания в меняющемся обществе, автор называет «стихийность социализации», связанную с множественностью идеологий, стилей жизни и норм поведения [7, с. 102]. Проводя параллель с устойчивым, уравновешенным обществом (например, с дореволюционным обществом в Российской Империи), в котором органично осуществляется трансляция ценностей от поколения к поколению, А.В. Мудрик указывает на отсутствие в условиях нестабильного общества «социального консенсуса», наличие в нем несовпадения и даже противоречия интересов разных возрастных групп. Иными словами, в нестабильном обществе перед воспитателем остро стоит проблема «Что транслировать?», ибо в нем отсутствует устоявшаяся модель человека с определенными ценностями, расположенными в устойчивой иерархии [8, с. 153].

Указание на выход из такой сложной ситуации мы можем найти у философа В.М. Розина, который считает, что все исторические и культурные реалии сегодня должны быть переосмыслены. Необходимо, прежде всего, полагает он, определиться с идеалом воспитанного человека, выделить определённые ценностные ориентации, необходимые для обновления системы воспитания, обновления жизни человека. Как справедливо замечает В.М. Розин, «обновление жизни, вероятно, начинается не с другого человека или мира вне нас, а, прежде всего, с нас самих, когда мы полностью обновимся. Поэтому новый человек – это человек, не просто конституирующий себя, т. е. не только личность, а человек, вставший на путь «духовной навигации» [12, с. 45]. Мысли современного философа во многом созвучны с идеями И.А. Ильина, который писал в книге «Путь духовного обновления» о человеке с «обновлённым сердцем», о человеке «новой эпохи». Соответственно задача воспитателя состоит в том, чтобы показать своему воспитаннику определённый образ, идеал, необходимый для дальнейшего самовоспитания личности. И здесь, по мнению В.М. Розина, личности одного наставника недостаточно. Ведь человек – член общества, и в этом качестве он нуждается в его поддержке, от этого зависит активность его включения в жизнь общества, в политическую жизнь, умение влиять на других людей.

Конечно, в любом воспитании всегда должен присутствовать элемент самовоспитания. Без принятия учащимся активного участия в воспитательном процессе научить его ничему невозможно. Действительно, наставник помогает воспитанникам воспринять определённые уровни культурного наследия, но никто не сможет сделать это за них. Обеспечение человека опытом самовоспитания способствует самостоятельному усвоению культурного знания о себе и окружающем мире. Для этого необходимы новые пути реализации духовно-нравственного воспитания, которых сейчас не хватает. Есть идеи, но нет возможности (может, и желания) внедрять их в современный процесс воспитания.

Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием идейно-мировоззренческою кризиса, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались. Отсутствие чётких идеалов и целей в жизни весьма отрицательно сказывается на становлении молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам даже в стабильной социальной ситуации, а с другой стороны – для нее необходимы определенные идеалы и цели, чтобы осуществлять личностное развитие. Тем самым можно сделать вывод о том, что молодёжь – это носитель нравственных императивов, норм, ценностей, смыслов, новых векторов социального и культурного прогресса, определяющих перспективы бытия самого человека. Смысл воспитания тех, кто сегодня пребывает в «Академии» состоит в том, чтобы воспитать их не просто как «объект» культуры, которые вберут в себя достижения национальной культуры, достижения прежних эпох, но и сделать их субъектами культурного процесса, творцами социального прогресса, субъектами социальной и своей собственной жизни. То есть необходимо воспитать тех, кто будет строить будущее России. Обращение в этом плане к опыту философов русского зарубежья не случайно. Так как кризис, в котором оказались они, по своему характеру близок кризису конца XX – начала XXI веков, и который, возможно, является последствием тех социальных потрясений, которые произошли в начале XX века.

 

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. – М., 1998. – С. 469.

2. Булатников И.Е. Воспитание ответственности. Монография. – Курск: Мечта, 2011.

3. Булатников И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. – 2012. – №4 (24). – С.23-35.

4. Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободен и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. – 2011. – № 1 (17).

5. Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. – 2012. – №3 (23). – С.60-72.

6. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. – М., 1993. – С. 208.

7. Мудрик А.В., Тупицын А.Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. – 1999. – № 1-2. – С. 102.

8. Дементьева И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // Вестник РУДН. Серия социология. – 2004. – № 6-7. – С. 153

9. Репринцев А.В. Духовно-нравственная культура общества как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности: что может воспитание? // Психолого-педагогический поиск. – 2009. – №3 (11).

10. Репринцев А.В. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального вуза // Психолого-педагогический поиск. – 2011. – №2 (18). – С.24-42.

11. Репринцев А.В. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – №5. – С.18-27.

12. Розин В.М. Философия образования: Этюды-исследования. – М., 2007. – С. 45.

 

Date: 2015-08-06; view: 385; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию