Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историческое краеведение в гражданском образовании взрослых
Щербакова Наталья Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Общественные науки» Калужского филиала Финансового государственного университета при Правительстве РФ. Евченко Инна Александровна, методист 1 квалификационной категории отдела сопровождения воспитательных программ и дополнительного образования ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования» Согласно Основам государственной культурной политики, утвержденным Указом Президента Российской Федерации в 2014 году, среди наиболее опасных для будущего России возможных проявлений гуманитарного кризиса названо снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России; атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других [1]. Одним из адекватных ответов на эти вызовы может стать развитие исторического краеведения. Какую роль играет история в жизни человека? Являются ли исторические факты предметом личного интереса россиян или только профессионального, узкого круга лиц? Насколько современный взрослый человек интересуется историческими событиями? Окружающая действительность показывает, что обыватель обращается к истории в связи с экстраординарными мировыми событиями, исходя из современной политической ситуации в мире, в контексте «исторических разоблачений». Собственно личного интереса к исторической проблематике сегодня недостаточно для того, чтобы говорить о стабильном повышенном интересе общественности к отечественной истории вообще. Актуализировать гражданское образование, как для детей, так и взрослых, повысить мотивацию к изучению и приобщению к своей родной истории и культуре позволяет региональное краеведение. Именно оно, как элемент современного исторического образования, помогает решать задачу формирования системы традиционных ценностей у подрастающего поколения и дальнейшее приобщение к ним взрослых. Изучение истории и культуры «малой родины», приобщение к ее ценностям способствует формированию уважения к самобытной истории и культуре родного края. Важно понимать, что и преемственность в культурных традициях сохраняется лишь тогда, когда социокультурные знания передаются из поколения в поколение, закрепляясь через определенные событийные, духовные, культурные особенности «малой родины». Таким образом, задачи, которые ставятся перед историческим краеведением, масштабны и социально значимы. Как решаются эти задачи, и какая проблематика выявляется? Преподавание различных исторических дисциплин в системе гуманитарного образования требует введения регионального компонента. Довольно часто студенческая аудитория формулирует эту проблему так: «Мне много раз рассказывали про Петра I, но никогда не говорили про наш край в это время или в любой другой период. Я мало знаю про город, в котором живу, мои знания случайны. Расскажите, что было у нас, как жили у нас?» Поэтому необходимо освещать государственные события на фоне или с примерами из местной истории. В настоящее время в профессиональной педагогической среде недостаточно внимания уделяется проблеме ментальной особенности русского национального самосознания, которое очень тесно связано с православной культурной традицией, где акцент делается на ценностях, формировавших русское самосознание: Бог, Родина, семья, соборность, терпимость, идея любви и добра, идея правды и, самое главное, идея жертвенности. Без понимания данных ценностей, теряется (умаляется) ценностно-смысловая сущность жизни и поступков наших предков. А именно героизация истории в краеведческой литературе является наиболее актуальной. Решением данной задачи послужило бы выстраивание краеведческого материала в таком ключе, чтобы личностное восприятие «дел минувших дней» способствовало персонификации (проектированию на себя) и инкультурации (преобразованию социального содержания в индивидуальное), когда социальный и духовный опыт общества, поступки исторических личностей становятся движущими силами поведения самого человека уже на уровне потребности, а не только нормы. И чем успешнее этот процесс осуществляется в гражданском образовании взрослых, тем успешнее он осуществится у подрастающего поколения, как преемника. Местная история должна стать антропоцентричной, когда главным объектом изучения для историка или краеведа является человек, его жизнь и внутренний мир. Внешняя предметная деятельность человека должна преобразовываться во внутреннюю, ценностно-смысловую деятельность, чего пока не хватает современному историческому краеведению, оперирующему в основном только историческими фактами и обращающее внимание на предметную сторону рассматриваемого исторического вопроса. Чтобы решить обозначенную проблему, необходимо изменить само понимание образования не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, что составляет инструментальную компетенцию человека. Образование – это также процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетенции, который не завершается в молодежном возрасте, а продолжается всю жизнь человека. В последнее время растет число научных работ, так или иначе касающихся повседневности или предметом изучения которых является повседневность. Это отражает не только своего рода моду в научной среде, но и определенный общественный запрос на желание узнать о жизни обычного человека, провинциала или жителя столицы, представителя какого-то слоя. Мы предлагаем многоперспективный подход к изучению истории, несомненным достоинством которого является развитие мотивации (интереса) к обсуждаемым вопросам и проблемам, предложенным краеведческим материалом, к анализу ситуаций морального выбора исторических персоналий. Ценностные ориентиры должны выстраиваться из процесса размышления, сопоставления, поиска решений в контексте духовно-нравственных тем в истории. В советский период появился ряд работ по местной истории, которые освещали революционный процесс, строительство советских государственных органов и партийных организаций. Персоналии касались главным образом советских деятелей. Даже герои партизанского сопротивления немецко-фашистским захватчикам остаются в тени. Так, немногие калужане знают молодежную группу под руководством Алексея Шумавцова, действующую на территории Людиновского района, на счету которой подвиги сродни молодогвардейским. Для восстановления исторической справедливости необходимо заполнить лакуны, образовавшиеся в советское время. Среди этих лакун можно выделить как минимум три. Во-первых, в событиях Первой мировой и Гражданской войн вернуть имена солдат и офицеров царской армии и белогвардейцев. Иначе получается односторонняя картина, доходящая до абсурда: если среди участников Гражданской войны мы имеем только большевиков, с кем же они воевали? Во-вторых, надо рассказывать о трагедии целого слоя так называемых «бывших», после 1917 года эмигрировавших и выброшенных на обочину истории. В-третьих, переход к рынку со всеми вытекающими сложностями и перекосами, ставит задачу изучения истории предпринимательства в крае. Она полна примерами не только успешного приращения благосостояния, но и бескорыстной деятельности в интересах общества. Так, в 1862 году в Калуге на подаренном калужскому купечеству и мещанству капитале начал работать Общественный банк купцов Михаила и Павла Малютиных. На средства благотворителей Малютиных же была устроена богадельня. Малютины искренне считали, что Бог способствует одним, чтобы они помогали другим. Известный на всю страну Мальцовский промышленный район может изучаться с точки зрения отеческого, опекунского отношения предпринимателей к своим рабочим. Все это примеры для наших современников - предпринимателей. Практическая реализация поставленных целей потребует определенных усилий, как со стороны профессионального исторического сообщества, так и структур гражданского общества. Прежде всего, нужно желание сотрудничать, взаимодействовать, чего пока нет. В регионах есть немалое количество образовательных учреждений, краеведческих и военно-патриотических обществ, однако они существуют сами по себе. Есть и отдельные энтузиасты краеведения, люди талантливые и увлеченные. Однако их краеведческие открытия и творческий потенциал слабо востребованы. Как в любом регионе России, в Калужской области проводятся мероприятия, на базе которых уже началось приобщение к местной истории широкой аудитории. В конце мая текущего года (2015) в городах Калуге и Мещовске прошла очередная VIII Международная научно-практическая конференция «У истоков российской государственности». Среди целей конференции можно выделить следующие: обогащение социального императива поведения через апелляцию к духовно-нравственным традиционным ценностям российского общества, через осмысление истории Отечества; внесение научно-обоснованного вклада в формирование на международном уровне положительного образа России, умеющей помнить свою историю и извлекать из нее уроки; выстраивание коммуникативной площадки для исследователей истории России; продвижение брендов: «Калужский край – родина трех российских цариц», «Духовные оазисы земли Мещовской», «Кукша – святитель Земли вятичей». Особенно интересным было выступление доктора исторических наук Кулешова А.С., посвященное истории и персоналиям калужско-московской ветви рода Аксаковых. Был показан фрагмент четырехсерийного фильма «Аксаковы. Семейные хроники», снятого по заказу ГТРК «Культура» в 2010 году. Состоялась передача подарка Калужской области из Аргентины – коллекции гравюр «История Дома Романовых» Гершельмана А.С. от его дочери Аксаковой М.А. Главной линией конференции была трагическая судьба представителей рода Аксаковых, многие из которых оказались за границей, но так и не смирились с потерей родины. Это мероприятие собирает многочисленную аудиторию, правда, в основном представленную студенчеством и преподавателями вузов. Подводя итоги, попытаемся сформулировать наше видение методики и содержания исторического краеведения в системе гражданского образования взрослых: 1) историческое краеведение может стать серьезным ресурсом преодоления гуманитарного кризиса российского общества; 2) региональное краеведение как элемент современного исторического образования, помогает решать задачу формирования системы традиционных ценностей у подрастающего поколения и дальнейшее приобщение к ним взрослых; 3) актуализация гражданского образования должна основываться на православной культурной традиции; 4) насущной потребностью преподавания различных исторических дисциплин в системе гуманитарного образования является введение регионального компонента; 5) краеведческий материал должен способствовать персонификации (проектированию на себя) и инкультурации (преобразованию социального содержания в индивидуальное); 6) местная история должна стать антропоцентричной и отражать повседневность; 7) развитие исторического краеведения предполагает заполнение исследовательских лакун советского периода, в частности, по истории предпринимательства в регионе; 8) практическая реализация поставленных целей требует определенных усилий со стороны профессионального исторического сообщества, краеведов и других заинтересованных структур гражданского общества; 9) развивая систему гражданского образования взрослых необходимо активно использовать действующие образовательные, научные и общественные площадки. В заключение заметим, что постоянно действующей площадкой, реализующей гражданское воспитание взрослых, может стать региональное отделение Гражданского университета. Посредством Гражданского университета можно объединить усилия региональных образовательных учреждений, краеведческих и военно-патриотических обществ, партийных представительств относительно гражданского образования взрослых. Список литературы: 1. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента Российской Федерации вот 24 декабря 2014 г. № 808. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ 2. Балашова Е. Историк должен говорить правду. Интервью с д.и.н., профессором РПУ и МГИМО Зубовым А.Б. / Православное образование. Зима 2012. С. 127-134. 3. Вяземский Е.Е., Стрелкова О.Ю. Национально-региональный компонент исторического образования. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013. 4. Калужская энциклопедия. – Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 2000. 690 с. (с переизданиями). 5. Ксенофонтов И.В. Литературное краеведение. Калужские страницы. Информационно-методическое пособие. – Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012. 199 с. 6. Образовательные маршруты Калужского края. Информационно-методическое пособие / сост. И.А. Евченко, Г.Н. Леонтьева. – Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2011. 263 с.
Date: 2015-08-06; view: 495; Нарушение авторских прав |