Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гражданское общество в понятиях и терминах
Городнина Ольга Сергеевна, доцент кафедры общей и прикладной политологии Орловского государственного университета, кандидат политических наук, член Российского общества политологов. Развитие гражданского общества в России сегодня является одним из приоритетных направлений в деятельности государства, свободных некоммерческих ассоциаций и гражданских активистов, важной задачей «научения» действующих акторов общественного пространства языку общения между собой, методам эффективной (продуктивной) коммуникации в интересах народов России и каждого гражданина страны в отдельности. Поэтому так важно научиться разговаривать на одном языке и понимать друг друга. Этому как раз и способствует терминологическое и понятийное оснащение государственного служащего, руководителя местного самоуправления, активиста некоммерческой организации. Что собой представляет современное гражданское общество, подлежит ли оно трансформации и кто сегодня влияет на реформирование общества, осуществляет контроль за властью со стороны граждан? Как в нём позиционирует себя гражданин, как в его поступках и действиях обнаруживается толерантное и нетерпимое отношение к происходящему? Является ли гражданская деятельность деятельностью политической и как формируется политическая культура? Что имел в виду Платон, когда считал обращение к идее единственным путём преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира? Ответами на эти вопросы могут служить понятия, которые раскрываются в настоящей публикации, служат формированию объективного восприятия вещей и которые побуждают думающего человека искать дополнительную информацию в множестве источников. Итак, поговорим о терминах. Гражданин -термин, активно используемый в юриспруденции, в политологии, а также в смежных с нею науках. Последнее отражает сложную природу гражданина, которая не может быть сведена и/ или ограничена одним критерием, характеристикой. Анализируя гражданина, мыслители прошлого, современные эксперты затрагивали, помимо правового компонента, и политическую, психологическую, этическую составляющие. С точки зрения теории права гражданин есть лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин обладает правоспособностью и, как следствие, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению гражданин конкретного государства отличается от иностранного гражданина и лица без гражданства, находящихся на территории этого государства[1]. Современные российские филологи рассматривают гражданина в качестве: 1) лица, принадлежащего к населению какого-либо государства, пользующегося всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющего все обязанности, установленные законами этого государства; 2) человека, служащего родине, народу, заботящемуся об общественном благе; 3) взрослого человека, мужчины; 4) официального обращения к мужчине[2]. Сложившиеся в условиях современного социума дефиниции термина «гражданин» далеко не всегда противоречат определениям, сложившимся ранее. Так, В.Даль понимал под гражданином члена общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство. Гражданские обязанности двояки: к правительству и к ближнему[3]. Для Д.Н.Ушакова гражданин - это не только подданный какого-нибудь государства, но и сознательный член общества, человек; подчиняющий свои личные интересы общественным[4]. В целом, гражданин – это человек не только связанный с конкретным государством взаимными правами и обязанностями, но и участвующий в социальном творчестве. Гражданин - самостоятельный в своем осознанном политическом выборе человек. В основе «гражданского» типа личности лежит осознание круга своих интересов иценностей, зависимости их от состояния политической жизни общества и государственной политики, самостоятельный выбор в пользу политического участия как социального творчества[5]. Гражданское общество – сложно дефинируемая категория политической науки. На сегодняшний день сосуществуют как классические подходы к пониманию сущности гражданского общества, так и современные разработки, акцентирующие внимание на неоднозначной природе данного института и, как следствие, на вариативности взаимодействия последнего с государством. Следует выделить несколько моделей научного синтеза идеи гражданского общества. Первый синтез исторически обусловлен концепциями «естественного права» и общественного договора[6]. Второй синтез включил в себя основные варианты соотношения государства и структур, созданных по инициативе граждан. Новый этап эволюции научных представлений об изучаемом институте характеризуется утверждением идеи о гражданском обществе как сфере социальной реальности, наделенной особыми качествами. Рубеж 70-80-х годов XX века стал временем создания более сложной формулы понимания гражданского общества: «системный мир - жизненный мир», «гражданское общество - личность»[7]. В конце XX столетия гражданское общество рассматривается в контексте мультипарадигмального подхода, учитывающего рациональную, культурологическую, антропологическую и прочие составляющие. Российские исследователи понимают под гражданским обществом: 1) определенную социальную универсалию[8]; 2) сетевое, горизонтальное образование[9]; 3) союз независимых индивидов и их добровольных объединений[10]; 4) конгломерат организаций, включающий НКО, независимые политические партии, бизнес и СМИ[11]; 5) совокупность множества межличностных отношений, социальных, культурных, семейных, экономических, религиозных и других ассоциаций и структур, которые развиваются в данном сообществе вне рамок государства[12]. Нередко в научной литературе встречаются определения гражданского общества, акцентирующие внимание на определенном уровне развития индивида, социума, особенностях сотрудничества и взаимодействия и пр. Например, А.Г. Володкин полагает, что гражданское общество «…есть состояние зрелости социума, ищущего равновесия на индустриально-капиталистическом базисе»[13]. А.И. Соловьев, в свою очередь, подчеркивает, что данный институт – это вся совокупность разнообразных форм социальной активности населения, воплощающая реальный уровень самоорганизации социума[14]. С точки зрения Ч.Тейлора гражданское общество - это выходящее за рамки семейного круга и малых объединений явление, вырастающее в независимое от государственной власти политическое общество, которое позволяет реализовать свободу и обязывает каждого принимать участие в его жизни. Условием достижения свободы и этического совершенствования является плюралистически и демократически структурированная культура. Для Уолцера, человек как свободная личность, становится условием формирования гражданского общества, т.е. последнее не рассматривается в качестве индикатора возможности свободы, но оно необходимо для ее реализации. Согласно воззрениям Р.Дарендорфа, гражданское общество есть общий знаменатель подлинной демократии и эффективной рыночной экономики, в основе которых лежит плюрализация, т.е. многообразии институтов и организаций, способствующих индивидуальной реализации гражданами разнообразных интересов в различных областях; автономность, т.е. независимость институтов и объединений от государства, а так же значимость общественности и развитой гражданственности[15]. На сегодняшний день исследователи подчеркивают взаимообусловленность государства и гражданского общества. Сотрудничество становится одной из приоритетных характеристик последнего, способствующего установлению «…обратной связи для взаимодействия с государством»[16]. В целом, гражданское общество - это совокупность негосударственных институтов, являющихся элементами современной социально-политической системы, которые способствуют самореализации индивида в общественно-политической сфере, как активной и сознательной социально-экономической, общественно-политической единицы социума и постоянно взаимодействуют (в форме сотрудничества и /или конфликта) с государством с целью максимально полной реализации общественных интересов[17]. Процессы формирования и становления гражданского общества обусловлены наличием и степенью устойчивости ряда принципов: индивидуальная свобода личности; гармоничное сочетание прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, которое способствует достижению сотрудничества в системе «гражданское общество – государство»; отсутствие диктата, жесткого контроля со стороны государства по отношению к социуму в целом, и к каждому человеку в отдельности; индивидуализация, конкуренция, сотрудничество, осведомленность граждан о деятельности государства и общества, свобода формирования общественного мнения; справедливость законов и неукоснительное их исполнение. Для устойчивого функционирования современного гражданского общества необходимы: правовое государство, помогающее реализации прав и свобод граждан и их ассоциаций; готовность граждан осуществлять свой политический выбор и нести ответственность за него друг перед другом и перед обществом в целом; автономные от государства разнообразные ассоциации и механизмы социального партнерства и согласия; эффективные государственные и гражданские механизмы поддержания социального порядка и решения общественных проблем; максимально разнообразные механизмы внутриобщественных и властно-общественных коммуникаций; автономные механизмы гласности и выражения и учета общественного мнения[18]. Роль гражданского общества на современном этапе развития раскрывается через его функции. Приоритетными среди них считаются функции обеспечения свободного развития личности на основе разнообразных форм собственности, рыночной экономики, правового государства; формирования среды для свободного взаимодействия граждан, конкуренции и согласования интересов последних; совершенствование нормативно-ценностной базы социума и государства, обеспечение социализации, в том числе и политической, граждан; выражение и защита интересов каждого члена общества, достижение общегражданского консенсуса, содействие демократизации всей общественно-политической системы. Основными формами реализации потенциала гражданского общества на практике являются НПО, НКО, НГО, а также свободная самодеятельность граждан. Ключевыми признаками структурных компонентов гражданского общества являются: - «социетальность», т. е. озабоченность общественными проблемами; - автономность от государства; - «гражданственность», т.е. социальная ответственность, умение считаться с интересами других, выражать интересы социума, действовать в соответствии с законом; - горизонтальность, добровольность, подвижность связей, свобода от принуждения, т.е. равноправие отношений. Экономическая сфера гражданского общества включает все формы и виды предприятий и организаций, созданных гражданами на основе добровольного объединения, по собственной инициативе, без участия государства в области хозяйственно-экономической деятельности (кооперативы, частные предприятия, акционерные общества, отраслевые союзы и ассоциации, коллективные хозяйства, индивидуальные формы экономической активности). К социально-политической сфере гражданского общества относятся общественные, политические организации и движения, структуры местного самоуправления, ассоциации граждан, негосударственные средства массовой информации. Духовная сфера гражданского общества (самостоятельные, независимые от государства творческие, научные, культурные, духовные, образовательные организации, объединения, союзы, ассоциации, сообщества) базируется на важнейших гражданских правах и свободах, которые реализуются посредством творческой самодеятельности граждан. Гражданское общество нуждается не только в личности - носителе конкретных исторических общественных отношений, субъекте, который оказывает активное воздействие на эти отношения, в том числе политические, в соответствии со своими индивидуальными способностями, сознательностью, организованностью и общественно-политической активностью, но и в ответственном, инициативном гражданине - человеке, добровольно взявшим на себя функцию политика и совместно с другими участвующим в обсуждении и решении всех важнейших общественных дел, живущим не только частным, но и общим интересом[19] Идея – термин в буквальном переводе значащий «увидеть». Античные мыслители соотносили идею с терминами эйдос, форма, сущность. Сократ утверждал, что общая идея, эйдос или смысл есть то прекрасное, что объединяет, «роднит» все прекрасные вещи. Для Платона идея, обращение к ней - это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира[20]. С точки зрения психологии идея рассматривается как мысль, продукт человеческого мышления, прямо не связанный с сенсорной сферой. В противоположность непосредственным впечатлениям идея возникает как результат процесса идеации[21]. В современных исследованиях на смену термину «идея» пришла категория «понятие» - результат общения, выделения общих признаков изучаемых явлений, позволяющий отличать эти явления от других[22]. Политическая деятельность – обобщенное понятие, призванное объединить сущностные характеристики деятельности как специфической формы отношения к окружающему миру, содержание которой представляет собой целенаправленные воздействия на него в интересах людей, с одной стороны, и политики, как многомерного явления, представленного в качестве сферы общественной жизни, выполняющей функции согласования общих и частных интересов, властвования и поддержания социального порядка, достижения общезначимых целей, управления людьми и общественными делами; вида активности социальных субъектов; типа социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями; политического курса, с другой стороны[23]. В конкретном виде сводится к пониманию политики как специальной деятельности особых людей - политиков по согласованию различных интересов многообразных участников публичной сферы. Операционально политическая деятельность складывается из конкретного участия человека в исполнении политических обязанностей президента, члена правительства, депутата законодательного собрания (на высшем уровне), партийного функционера, сотрудника политической организации, чиновника аппарата исполнительной власти (средний уровень), рядового члена партии или просто избирателя (низший уровень). Категория «политическая деятельность» необходима для психологического возвышения роли политики в массовом сознании и самосознании субъектов политической деятельности, выступает инструментом сакрализации и дополнительной легитимации политики за счет формирования политической дистанции между высшими и всеми иными уровнями социальной стратификации и политической системы[24]. Трансформация общества - социолого-политологическое пакетное понятие, используемое с 1950-1960-х для описания радикальных структурных перемен в обществе, а также (в более узком смысле) для обозначения процесса общественно-исторических перемен, осуществляющихся в государствах Центральной Европы с конца 80-х - начала 90-х 20 в., а позднее - в новых независимых государствах бывшего СССР. Выражает переход к качественно новому состоянию организации общества, осуществляющийся как результат нарастания удельного веса неравновесных и нелинейных отношений со своим окружением. Трансформационные процессы в обществе предполагают отрицание существенных элементов прошлого и преодоление их, выдвижение новых целей и идеалов, определение способов и средств продвижения к ним. Трансформация общества включает в себя ряд стадий/этапов: 1) оценка существующего состояния общества как системно-кризисного; 2) социальная диагностика, т.е. непредвзятая, объективная характеристика возможностей и путей выхода из кризисной ситуации; 3) демонтаж отжившей системы, ликвидация ее элементов, очевидно несоответствующих мировому уровню общественного развития и его тенденциям; 4) новое самоопределение общества, выдвижение и обоснование путей его дальнейшего движения. В контексте системной трансформации общества реализуются в политической и государственной системе (отказ от монополии на власть какой-либо одной партии, создание парламентской республики, общая демократизация общественных отношений); в экономической сфере (отход от централизованной плановой экономики с ее доминирующими распределительными функциями, ориентация на экономику рыночного типа, разгосударствление собственности и широкая программа приватизации; создание нового правового механизма экономических и финансовых отношений, допускающего многоукладность форм экономической жизни и создающего инфраструктуру для развития частной собственности, введение свободных цен, коренное изменение содержания и роли государственного бюджета, отказ от поддержки нерентабельных предприятий); в социальной сфере (отказ от социалистической всеобщности труда, ликвидация системы социального иждивенчества с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократических свобод), а также инициируются и проводятся перемены в духовно-культурных ориентирах общественного развития[25]. Общественная палата -институт гражданского общества, призванный стать полноценной и эффективной «площадкой» для презентации, артикулирования, отстаивания собственных позиций различными акторами публичной политики с целью выявления и включения наиболее ценных общественных инициатив в сферу государственной политики. В связи с этим Общественная палата РФ вправе осуществлять сбор и обработку информации об инициативах граждан РФ и общественных организациях; организовать и проводить гражданские форумы и слушания по актуальным вопросам общественной жизни; привлекать граждан и общественные объединения к реализации государственной политики; осуществлять общественный контроль за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления; вырабатывать рекомендации органам государственной власти РФ при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан РФ, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации; оказывать информационную, методическую и иную поддержку общественным палатам в субъектах РФ; проводить общественную экспертизу проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления[26]. Основные задачи Общественной палаты: 1) привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций; 2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций; 3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления; 4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации; 5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации; 6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации; 7) привлечения граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций; 8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях. В целях реализации функций, возложенных на Общественную палату Федеральным законом, Общественная палата вправе: 1) проводить гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты Российской Федерации; 2) давать заключения о нарушениях законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам; 3) проводить экспертизу проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов правовых актов органов местного самоуправления; 4) приглашать руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты; 5) направлять членов Общественной палаты, уполномоченных советом Общественной палаты, для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 6) направлять в соответствии с федеральным законодательством запросы Общественной палаты. В период между пленарными заседаниями Общественной палаты запросы от имени Общественной палаты направляются по решению совета Общественной палаты; 7) вступать в международные организации, заключать с ними соглашения о сотрудничестве, направлять членов Общественной палаты для участия в работе международных конференций, совещаний и в других мероприятиях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 8) участвовать в работе общественных палат субъектов Российской Федерации, а также направлять членов Общественной палаты для участия в мероприятиях, проводимых общероссийскими, межрегиональными и региональными общественными объединениями, иными некоммерческими организациями; 9) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в формировании общественных наблюдательных комиссий, приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии, оказывать содействие общественным наблюдательным комиссиям в обеспечении их методическими материалами, документами и материалами, относящимися к деятельности общественных наблюдательных комиссий, а также проводить обучающие семинары в целях совершенствования деятельности общественных наблюдательных комиссий; 10) оказывать общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации, содействие в обеспечении их методическими материалами, предоставлять документы и материалы, находящиеся в распоряжении Общественной палаты, а также проводить семинары в целях совершенствования деятельности указанных общественных палат, общественных объединений и иных некоммерческих организаций[27]. Общественная палата была сформирована в три этапа. На первом этапе президент Российской Федерации назначил первых 42 члена Палаты. На втором этапе назначенные президентом члены путем рейтингового голосования избрали в состав Палаты еще 42 представителя от общероссийских общественных объединений, по одному представителю от общественного объединения. На третьем этапе члены Палаты (84 человека) выбрали еще 42 представителя от региональных и межрегиональных объединений. Всего 126 членов. В Общественной палате РФ сформирован ряд комиссий, в составе которых действуют подкомиссии по различным направлениям. Срок полномочий членов Палаты — два года. Аналогичные по статусу общественные палаты были также созданы в регионах Российской Федерации. Несмотря на рекомендательный характер решений Общественной палаты, последние подлежат обязательному рассмотрению на пленарных заседаниях Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ. Толерантность в контексте психологических исследований означает: 1) свойство личности проявлять терпимость к установкам, ценностям и поведению других людей; 2) способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо фактора среды без чрезмерного психологического или физиологического ущерба[28]. С точки зрения религиозной философии толерантность есть пассивное терпение, добровольное перенесение страданий. В XVI столетии толерантность соотносится с понятиями «позволение» и «сдержанность». Идеологи либеральной политической философии воспринимают толерантность как выражение внешней и внутренней свободы, как способность к продуманному выбору между альтернативными точками зрения и способами поведения[29]. Толерантность декларирует ценность человеческой личности, исключает попытки применения насилия. К показателям толерантности психологи относят эмпатию – способность понимать чувства и эмоции другого человека, вникать в них и переживать как свои собственные[30]; адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого[31]. В современном мире крайне актуальна активная, заинтересованная толерантность, основанная на конструктивном коммуникативном взаимодействии разных социальных акторов. Политическая толерантность - равноправный и симметричный публичный диалог, участниками которого являются органы, учреждения и институты государственной власти и негосударственные (общественные, некоммерческие, добровольческие, самостоятельные и пр.) организации, политические партии, профсоюзы, церковь и иные институты гражданского общества[32]. Социальный (общественный) контроль - деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Целями общественного контроля являются: 1) обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; 2) обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; 3) общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Задачами общественного контроля являются: 1) формирование и развитие гражданского правосознания; 2) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества; 3) содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов; 4) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; 5) обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; 6) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 7) повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Общественный контроль осуществляется на основе принципов: 1) приоритета прав и законных интересов человека и гражданина; 2) добровольности участия в осуществлении общественного контроля; 3) самостоятельности субъектов общественного контроля и их независимость от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; 4) публичности и открытости осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов; 5) законности деятельности субъектов общественного контроля; 6) объективности, беспристрастности и добросовестности субъектов общественного контроля, достоверности результатов осуществляемого ими общественного контроля; 7) обязательности рассмотрения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, учет указанными органами и организациями предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах; 8) многообразия форм общественного контроля; 9) недопустимости необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказания неправомерного воздействия на указанные органы и организации; 10) презумпции добросовестности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, за деятельностью которых осуществляется общественный контроль; 11) недопустимости вмешательства в сферу деятельности политических партий; 12) соблюдения нейтральности субъектами общественного контроля, исключающей возможность влияния решений политических партий на осуществление общественного контроля[33]. Политическая культура - 1) совокупность усваиваемых путем научения, социально передаваемых типовых образцов поведения, характеризующая управление и политику в данном обществе; 2) составная часть общей культуры человечества, формирующаяся и непосредственно проявляющаяся в процессе политической жизни; 3) ценностно-нормативная система исторически сложившихся политических традиций, идей, ценностей, ориентаций, установок, навыков, стиля массового политического поведения и функционирования субъектов политики, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества[34]. Структура политической культуры включает в себя три уровня: познавательные ориентации (знания о политической системе, ее ролях, их носителях и особенностях функционирования системы); эмоциональные ориентации (чувства по отношению к политической системе, ее функциям. участникам и их деятельности); оценочные ориентации (личное отношение к системе и ее составляющим)[35]. Выделяют три «чистых» типа политической культуры: патриархальный, подданнический, активистский. К смешанным типам политической культуры относят патриархально-подданическую, подданически-активисткую и иные варианты политической культуры.
Таким образом, внимательный читатель, безусловно, нашёл ответы на многие вопросы современного состояния и обнаружил пути развития российского гражданского общества. Те же вопросы и темы, которые остались за пределами представленных понятий и терминов, можно будет найти в многочисленных справочниках, энциклопедиях и словарях, в том числе в «Гуманитарном словаре преподавателя гражданского образования», который подготовлен в мастерских знаний о человеке и в ближайшем будущем будет доступен на электронных ресурсах в сети Интернет. Date: 2015-08-06; view: 526; Нарушение авторских прав |