Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга третья 12 page





Ибо робкие серые глаза Эсты и весь ее вид предвещали несчастье. Развернув

газету, которую она держала в руках, и с тревожной заботой глядя на мать,

Эста указала на заметку. Миссис Грифитс стала просматривать газетные

строки. Но что это?

 

"УБИЙЦА РАБОТНИЦЫ ПРЕДАН СУДУ"

"ОБВИНЕН В УБИЙСТВЕ МИСС РОБЕРТЫ ОЛДЕН... НА ОЗЕРЕ БОЛЬШОЙ ВЫПИ,

В АДИРОНДАКСКИХ ГОРАХ, 8 ИЮЛЯ СЕГО ГОДА"

"ОБВИНЯЕМОГО В УБИЙСТВЕ С ЗАРАНЕЕ ОБДУМАННЫМ НАМЕРЕНИЕМ"

"НЕСМОТРЯ НА ПОЧТИ НЕОСПОРИМЫЕ УЛИКИ, ЗАЯВИЛ, ЧТО ОН НЕВИНОВЕН"

"ОСТАВЛЕН ПОД СТРАЖЕЙ ДО СУДА, КОТОРЫЙ НАЗНАЧЕН НА 15 ОКТЯБРЯ"

"ОГЛУШИЛ И ЗАТЕМ УТОПИЛ СВОЮ ВОЗЛЮБЛЕННУЮ"

"НИКТО ИЗ РОДНЫХ НЕ ВЫСТУПИЛ В ЕГО ЗАЩИТУ"

 

Так ее глаза и мозг автоматически выхватывали важнейшие строки. И снова

так же быстро пробегали по ним:

 

"КЛАЙД ГРИФИТС, ПЛЕМЯННИК БОГАТОГО ФАБРИКАНТА

ВОРОТНИЧКОВ В ЛИКУРГЕ (ШТАТ НЬЮ-ЙОРК)"

 

Клайд, ее сын! И совсем недавно, - нет, уже больше месяца... (они с

Эйсой даже стали беспокоиться, что он не...) восьмого июля! А сегодня

одиннадцатое августа! Значит - да! Но нет, это не ее сын! Невозможно!

Клайд - убийца девушки, которая была его возлюбленной! Но он совсем не

такой! Он писал ей, что делает успехи: он заведующий большим отделением на

фабрике, у него прекрасное будущее. Но ни слова ни о какой девушке! И

вдруг! Да, но была же та девочка в Канзас-Сити... Боже милостивый! И

Грифитсы в Ликурге, брат ее мужа, - они знают все и не написали! Конечно,

им стыдно и противно. Или все равно. Хотя нет, ведь Сэмюэл пригласил двух

адвокатов. Но какой ужас! Эйса! Другие дети! Что будет в газетах! А

миссия! Придется снова бросить все и уехать куда-нибудь в другой город.

Однако виновен он или нет? Она должна это знать, прежде чем осудить его. В

газете говорится, что он не признал себя виновным. О, этот мерзкий,

грешный, блестящий отель в Канзас-Сити! Эти испорченные юноши - друзья

Клайда. Эти два года, когда он блуждал неизвестно где, не писал родителям,

жил под именем Гарри Тенета! Что он делал? Чему учился?

Она стояла неподвижно, преисполненная безмерного страдания и ужаса, от

которых ее в эту минуту не могла защитить даже вера в откровение и

утешение, в божественные истины и божественное милосердие и спасение,

вера, которую она всегда проповедовала. Ее мальчик! Ее Клайд! В тюрьме,

обвиняемый в убийстве! Она должна телеграфировать, написать, может быть,

поехать туда. Но как достать денег? И что делать там, когда она приедет?

Где взять мужество и веру, чтобы все это вынести? И опять-таки: ни Эйса,

ни Фрэнк, ни Джулия не должны знать. Эйса с его воинствующей и все же как

бы бессильной верой, с усталыми глазами и слабеющим телом... И почему

Фрэнк и Джулия, едва вступающие в жизнь, должны нести на себе такое бремя,

такое клеймо?

Боже милостивый! Неужели ее несчастья никогда не кончатся?

Она обернулась; большие, огрубевшие от работы руки ее дрожали, и в них

дрожала газета. Эста стояла рядом; она в последнее время особенно

сочувствовала матери, понимая, как много тяжелого ей пришлось пережить.

Мать порою казалась такой усталой, а теперь еще этот удар! Однако Эста

знала, что мать сильнее всех в семье - такая крепкая, широкоплечая,

смелая; пусть на свой лад - упрямая, негибкая, - она все же настоящий

кормчий душ.

- Мама, я просто не могу поверить, что это Клайд! - только и сумела

сказать Эста. - Это просто невозможно, правда?

Но миссис Грифитс все смотрела на зловещий газетный заголовок, потом

быстро обвела своими серо-голубыми глазами комнату. Широкое лицо ее

побледнело, словно облагороженное безмерным напряжением и безмерным

страданием. Ее грешный, заблудший и, конечно, несчастный сын так безумно

мечтал выдвинуться, сделать карьеру, и вот ему грозит смерть, казнь на

электрическом стуле за преступление, за убийство! Он убил кого-то - бедную

работницу, говорится в газете.

- Шш!.. - прошептала она, многозначительно приложив палец к губам. - Он

(это значило - Эйса) пока не должен знать. Нужно прежде всего

телеграфировать или написать. Пусть ответят на твой адрес. Я дам тебе

денег. Но мне надо на минутку присесть. Ослабела немного. Я сяду здесь.

Дай мне Библию.

Миссис Грифитс присела на край простой железной кровати, взяла со

столика Библию и инстинктивно раскрыла ее на псалмах 3 и 4.

 

"Господи, как умножились враги мои".

"Когда я взываю, услышь меня, боже правды моей".

 

И затем про себя, внешне даже спокойно, она прочитала 6, 8, 10, 13, 23,

91 псалмы, а Эста стояла рядом в безмолвном и горестном удивлении.

- О мама, я не могу этому поверить! Это так ужасно!

Но миссис Грифитс продолжала читать. Казалось, она наперекор всему

сумела укрыться в каком-то тихом пристанище, где хотя бы в эти минуты

ничто человеческое, злое и греховное не могло ее настигнуть. Наконец она

совершенно спокойно закрыла книгу и поднялась.

- Теперь мы должны подумать, что написать в телеграмме и кому ее

послать. Я хочу сказать, Клайду, конечно... в этот... как его... в

Бриджбург, - прибавила она, заглянув в газету, и тут же процитировала из

Библии: "Страшный в правосудии, услышь нас, боже". - Или, может быть, этим

двум адвокатам, тут есть их имена. Я боюсь телеграфировать брату Эйсы,

вдруг он ответит Эйсе. ("Ты - оплот мой и сила моя. На тебя уповаю"). Но,

я думаю, Клайду передадут телеграмму, если послать ее на имя судьи или

этих адвокатов, как по-твоему? Нет, пожалуй, пошлем лучше прямо Клайду.

("Он водит меня к водам тихим"). Нужно просто написать, что я прочла о нем

в газете, и все же любовь моя с ним, и я верю в него, но он должен сказать

мне всю правду и написать, что мы должны делать. Если ему нужны деньги,

надо будет подумать, как их достать ("Он укрепляет душу мою").

И тут, утратив кратковременное внешнее спокойствие, она вновь стала

ломать своя большие огрубевшие руки.

- Нет, этого не может быть. Боже мой, нет? Ведь он мой сын. Все мы

любим его и верим в него. Мы должны сказать ему об этом. Бог освободит

его. Бодрствуй и молись! Не теряй веры. Под сенью крыл его обретешь покой

душевный...

Она была вне себя и едва сознавала, что говорит. Эста, стоя рядом,

повторяла:

- Да, мама! Да, конечно! Я напишу, телеграфирую! Конечно, ему

передадут?

Но в то же время она думала: "Господи, господи! Обвинен в убийстве -

что может быть хуже! Нет, конечно, это неправда. Этого не может быть. Что,

если он узнает! (Она думала о муже.) И это - после истории с Расселом. И

после неприятностей, которые были у Клайда в Канзас-Сити... Бедная мама! У

нее столько горя..."

Немного погодя, стараясь, чтобы их не заметил Эйса, помогавший

прибирать в соседней комнате, они обе спустились в зал миссии, где стояла

тишина и многочисленные надписи на стенах возвещали милосердие, мудрость и

вечную справедливость господа бога.

 

 

 

Телеграмма, составленная в вышеописанном духе, была немедленно

отправлена на имя Белнепа и Джефсона, и они посоветовали Клайду сейчас же

ответить, что у него все в порядке: он имеет прекрасных защитников, не

нуждается в денежной помощи, и, пока его защитники не посоветуют, лучше

никому из родных не приезжать сюда, поскольку все, что можно для него

сделать, уже делается. В то же время они и сами написали миссис Грифитс,

заверяя ее в своем желании помочь Клайду и рекомендуя пока не вмешиваться

в ход событий.

Таким образом, опасность появления западных Грифитсов на Востоке была

устранена; однако Белнеп и Джефсон отнюдь не возражали бы, чтобы кое-какие

сведения о родителях Клайда, об их занятиях, местонахождении, верованиях и

привязанности к сыну просочились в газеты, которые упорно подчеркивали,

что близкие не проявляют к нему ни малейшего интереса. Поэтому для

адвокатов вышло очень удачно, что телеграмма матери, полученная в

Бриджбурге, немедленно была прочитана людьми, которые особенно

интересовались этим делом и поспешили по секрету сообщить ее содержание

кое-кому из публики и из представителей печати; в результате все семейство

в Денвере тотчас было разыскано и проинтервьюировано. И вскоре во всех

западных и восточных газетах появились более или менее полные отчеты о

теперешнем положении семьи Клайда, о деятельности его родителей в качестве

руководителей миссии, об их крайней набожности, граничащей с фанатизмом, о

своеобразии их религиозных верований; говорилось даже о том, что в ранней

юности Клайда тоже заставляли ходить вместе со всей семьей по улицам и

петь псалмы, - разоблачение, которое почти так же неприятно поразило

общество в Ликурге и на Двенадцатом озере, как и самого Клайда.

А миссис Грифитс, честная и глубоко искренняя в своей вере и

деятельности, без колебаний сообщала репортерам, которые являлись к ней

один за другим, все подробности о миссионерских трудах своих и мужа в

Денвере и других местах. Рассказала она и о том, что ни Клайд, ни

остальные дети никогда не знали обычных детских радостей и развлечений.

Однако ее мальчик, в чем бы его теперь не обвиняли, не был дурным по

природе своей, и она не верит, что он действительно виновен в таком

преступлении. Тут какое-то несчастное стечение обстоятельств, и он,

конечно, объяснит это на суде. Но если он и совершил что-нибудь

безрассудное, во всем виновата несчастная случайность, прервавшая

несколько лет назад деятельность миссии в Канзас-Сити и заставившая всю

семью переехать в Денвер, так что Клайд был предоставлен самому себе. И

это по ее совету он написал богатому брату ее мужа в Ликург, что и

повлекло за собою его переезд туда.

Клайд у себя в камере читал эти сообщения, и его мучило жгучее чувство

унижения и досады. Наконец он написал матери о своем неудовольствии: зачем

она рассказывает так много о прошлом и об их миссионерской деятельности,

ведь она знает, что он никогда не любил этого и терпеть не мог ходить по

улицам. Очень многие смотрят на это совсем иначе, чем она и отец, в

частности, его дядя и двоюродный брат и все те богатые люди, с которыми

ему довелось познакомиться и которые сумели устроить свою жизнь совсем

по-иному и с несравненно большим блеском. Теперь, говорил он себе, Сондра,

конечно, прочтет все это, все, что он надеялся скрыть.

Однако, несмотря ни на что, он невольно думал о матери с нежностью и

уважением - так много было в ней силы и искренности, а ее неизменная и

непоколебимая любовь к нему глубоко его трогала. В ответ на его письмо она

написала, что ей очень жаль, если она сделала ему больно или оскорбила его

чувства. Но разве не следует всегда говорить правду? Пути господни ведут к

добру, и никакое зло не может, конечно, возникнуть из служения делу

господа. И Клайд не должен просить ее лгать. Но если он скажет хоть слово,

она с радостью попытается достать денег и приедет, чтобы ему помочь... она

будет сидеть с ним в камере и думать вместе с ним о его спасении и держать

его руки в своих... Но Клайд хорошо знал, что она будет ждать от него

правды, неотступно глядя ему прямо в глаза своими ясными голубыми глазами.

И потому, подумав, он решил, что ей пока не нужно приезжать. Сейчас он бы

этого не вынес.

Ибо перед ним, подобно огромной базальтовой скале над бурным

разгневанным морем, стоял суд, а это означало свирепое нападение Мейсона,

на которое он сможет отвечать главным образом небылицами, сочиненными для

него Джефсоном и Белнепом. Хотя он и старался успокоить свою совесть

мыслью о том, что в последнюю минуту у него не хватило мужества ударить

Роберту, тем не менее рассказать эту новую историю и стоять на своем было

для него бесконечно трудной задачей. Это понимали оба адвоката, и поэтому

Джефсон все чаще появлялся у двери в камеру Клайда, приветствуя его

словами:

- Ну, как сегодня наши делишки?

Как странно выглядели грубые, неряшливые, небрежно сшитые костюмы

Джефсона! И его истрепанная темно-коричневая мягкая шляпа, низко

надвинутая на глаза! И длинные, костлявые узловатые руки, в которых

чувствовалась огромная сила! И холодные, маленькие голубые глаза -

проницательные, полные хитрости и непреклонной решимости, которую он

старался передать Клайду, - и это ему отчасти удавалось!

- Ну, кто еще являлся сегодня? Проповедники, деревенские девчонки или

парни Мейсона?

Он спрашивал так потому, что Клайда все время осаждала самая

разнообразная публика, жадная до уголовных сенсаций и скандальных любовных

историй; печальная гибель Роберты и существование ее красивой и богатой

соперницы не давали покоя любопытным. Приходили мелкие провинциальные

адвокаты, врачи, лавочники, сельские евангелисты или пасторы - все народ

тупой и неотесанный, друзья и знакомые разных городских чиновников; они

появлялись у двери камеры Клайда спозаранку, часто в самые неожиданные

минуты, и, осмотрев его любопытными, или злыми, или испуганными глазами,

задавали вопросы вроде следующих: "Молитесь ли вы, брат? Преклоняете ли

колена для молитвы?" (При этом Клайд всегда вспоминал отца и мать.) И

далее: "Примирился ли он с богом? Неужели он и вправду отрицает, что убил

Роберту Олден?" Девицы спрашивали: "Говорят, вы влюблены? А как ее зовут?

А где она сейчас? Расскажите, нам, пожалуйста! Мы никому не скажем! Она

будет на суде?" Клайд старался не обращать внимания на такие вопросы или

отвечал так двусмысленно, уклончиво и безразлично, как только мог. Они его

раздражали, но ведь и Белнеп и Джефсон постоянно внушали ему, что ради

собственной пользы он должен казаться возможно более веселым, бодрым и

приветливым. Потом являлись журналисты и журналистки в сопровождении

художников или фотографов, интервьюировали его, снимали и зарисовывали. Но

с этими людьми, по совету Белнепа и Джефсона, он обычно отказывался

разговаривать или отвечал только заранее подсказанными ему, заученными

фразами.

- Говорите, что хотите, - весело поучал его Джефсон, - лишь бы ничего

не сказать. Не вешайте носа. И чтобы с лица не сходила улыбка, понятно? Вы

не забываете зубрить свою шпаргалку? (Джефсон снабдил Клайда отпечатанным

на машинке длинным списком вопросов, которые наверняка зададут ему на

суде; на каждый вопрос он должен будет дать именно такой ответ, какой

заготовлен в этой шпаргалке, - или пусть теперь же сочинит и выучит

что-нибудь получше. Все вопросы касались поездки на озеро Большой Выпи,

причины, заставившей его купить вторую шляпу, пережитого им душевного

перелома: почему, когда, где?) Для вас это "Отче наш", понимаете? - А

потом он закуривал папиросу, но никогда не предлагал Клайду: чтобы

прослыть воздержанным юношей, Клайд не должен был курить здесь.

И после каждого визита Джефсона Клайд некоторое время сам верил, что

сумеет вести себя в точности так, как наставлял его адвокат: быстро и

уверенно войдет в зал суда, стойко выдержит все взгляды - даже взгляд

самого Мейсона, забудет (даже давая показания как свидетель) о своем

страхе перед ним, о том, как ужасны все эти известные Мейсону факты,

которые он должен объяснить с помощью напечатанных в шпаргалке ответов...

забудет Роберту и ее последний крик и душевную боль и муку, вызванную

потерей Сондры и всего ее веселого, блестящего мирка.

Но когда вновь наступала ночь или когда приходилось проводить весь

долгий день в обществе сухопарого, бородатого Краута или хитрого,

изворотливого Сиссела (они вечно околачивались поблизости и часто

подходили к двери камеры, чтобы окликнуть его: "Как живем?" - и завести

разговор о городских происшествиях или сыграть в шашки или шахматы), Клайд

все больше и больше мрачнел и начинал думать, что в конце концов, пожалуй,

у него нет никакой надежды на спасение. Ведь он совсем одинок, если не

считать адвокатов, матери, брата и сестер! От Сондры, разумеется, ни

слова. Оправившись немного от первого потрясения и ужаса, она теперь

несколько иначе думала о Клайде: в конце концов, быть может, он убил

Роберту и сделался отверженным, жертвой, только из-за любви к ней. И все

же общество относилось к нему так враждебно, с таким ужасом, что она не

отважилась даже думать о том, чтобы написать ему хоть слово. Ведь он

убийца! И вдобавок эта его жалкая семья! В газетах пишут, что его

родители, живущие на Западе, - просто уличные проповедники и сам Клайд

мальчиком распевал псалмы на улицах!

Но порою она невольно опять вспоминала о его пылкой, безрассудной и,

очевидно, всепожирающей страсти. Как горячо он, должно быть, ее любил,

если мог решиться на такое ужасное дело! Быть может, когда-нибудь, много

позже, когда об этой истории немного забудут, можно будет как-нибудь

осторожно, не подписываясь, ему написать? Пусть он знает, что не совсем

забыт, ведь он так горячо ее любил. Но нет, нет... родители... если они

узнают или заподозрят... и общество... и все ее прежние приятели... Нет!

Во всяком случае, не теперь. Быть может, после, когда он будет освобожден

или... или... осужден... она сама не знает. И все же она очень страдала,

каким бы мерзким и отвратительным ни казалось ей ужасное преступление, при

помощи которого Клайд хотел ее завоевать.

А Клайд в это время ходил взад и вперед по камере, или смотрел сквозь

тяжелые решетки окна на мрачную площадь, или читал и перечитывал газеты,

или нервно перелистывал страницы журналов и книг, которые доставлял ему

адвокат, или играл в шашки и шахматы, или обедал: Белнеп и Джефсон

специально договорились с тюремным начальством (таково было желание дяди

Клайда), чтобы его меню состояло из лучших блюд, чем те, что обычно

подаются рядовым заключенным.

И все снова и снова - из-за того, что Сондра, по-видимому, была

безвозвратно, навсегда потеряна для него - он спрашивал себя, хватит ли у

него сил продолжать эту, как ему порой казалось, почти бесполезную борьбу.

Но по временам, среди ночи или перед рассветом, когда вся тюрьма

затихала, - сны... призрачные видения того, что больше всего страшило его

и лишало последнего мужества... - он вскакивал на ноги, расширенными

глазами глядя в одну точку. Сердце его неистово колотилось, холодный пот

выступал на лбу и ладонях. Электрический стул - где-то там, в тюрьме штата

- Клайд прежде читал о нем, о том, как умирают на нем люди... И он начинал

ходить взад и вперед и думал, думал... если все пойдет не так, как уверяет

Джефсон... если он будет осужден и в новом судебном разбирательстве

откажут... тогда... Нельзя ли тогда как-нибудь вырваться из этой тюрьмы и

бежать? Эти старые кирпичные стены... Какой они толщины? Может быть,

все-таки можно при помощи молотка, камня, чего-нибудь, что могли бы ему

принести... хотя бы брат Фрэнк, или сестра Джулия, или Ретерер, или

Хегленд... если б только он мог списаться с кем-нибудь из них и уговорить

их принести ему что-нибудь подходящее... Если бы добыть пилку, чтобы

перепилить решетку! И потом бежать, бежать, как он должен был бежать

тогда, в тех лесах...

Но как? И куда?

 

 

 

Пятнадцатое октября. Хмурые тучи и пронизывающий, почти январский

ветер, который сгоняет в кучи опавшие листья, а потом внезапными порывами

взметает их, и они кружатся и мечутся туда и сюда, словно летящие птицы.

И, несмотря на предчувствие борьбы и трагедии, охватившее многих, несмотря

на возникающий в глубине сознания призрак электрического стула, - какое-то

праздничное настроение: фермеры, лесорубы, торговцы сотнями съезжаются в

фордах и бьюиках - с женами, дочерьми и сыновьями, даже с младенцами на

руках. Они собрались на площади задолго до открытия суда, а когда

приблизился назначенный час, столпились - кто у ворот тюрьмы, в надежде

хоть мельком взглянуть на Клайда, кто у ближайшего к тюрьме входа в здание

суда: через эти двери должны были провести Клайда, и здесь публика могла

увидеть его, а затем и пройти в зал суда. Голуби невесело бродят по

карнизам и по краю крыши старинного здания.

Мейсона окружают его приближенные - Бэртон Бэрлей, Эрл Ньюком, Зилла

Саундерс и молодой, недавно окончивший курс обучения юрист по фамилии

Мэниго: они помогают ему приводить в порядок материалы следствия и давать

наставления и инструкции различным свидетелям, уже собравшимся в приемной

прокурора, чье имя стало в эти дни известно всей стране. А на улице, около

суда, крики разносчиков: "Вот орехи!", "Сосиски! Горячие сосиски!",

"Покупайте историю Клайда Грифитса со всеми письмами Роберты Олден! Только

двадцать пять центов!" (Один приятель Бэртона Бэрлея выкрал копии писем

Роберты из канцелярии Мейсона и продал их издателю бульварных романов в

Бингхэмптоне, а тот немедленно выпустил их отдельной брошюркой вместе с

описанием "страшного преступления" и с портретами Роберты и Клайда).

А в это время в тюремной приемной сидят Элвин Белнеп и Рубен Джефсон и

с ними Клайд, облаченный в тот самый костюм, который он пытался навсегда

схоронить в водах Двенадцатого озера. При этом на Клайде новый галстук,

новая сорочка и новые башмаки, - все для того, чтобы он предстал на суде в

своем лучшем виде, таким, каким он был в Ликурге. Рядом Джефсон - длинный

и тощий и, по обыкновению, одетый кое-как, но с той железной силой,

сквозящей в каждой черточке лица, в каждом движении, в каждом взгляде,

которая всегда так поражала Клайда. Белнеп наряден, как первый франт из

Олбани; на него падает вся тяжесть предварительного изложения дела на суде

и участия в перекрестном допросе свидетелей.

- Смотрите, ничего не пугайтесь и не подавайте виду, что нервничаете,

что бы там ни стали говорить и делать на суде, слышите, Клайд? - заговорил

он. - Мы будем с вами все время, с начала до конца. Вы будете сидеть между

нами. Улыбайтесь или делайте равнодушное лицо, но только не сидите с

испуганным видом. Однако не нужно быть и слишком развязным и веселым, а то

они решат, что вы относитесь ко всему этому несерьезно. Понимаете, вы все

время должны выглядеть приятным, симпатичным юношей и держаться как

подобает джентльмену. И ни в коем случае не пугайтесь - это может очень

повредить и вам и нам. Ведь вы не виноваты, значит, у вас нет никаких

причин бояться, хотя вы, конечно, должны быть огорчены случившимся. Я

уверен, что вы прекрасно все это осознали.

- Да, сэр, я вас понимаю, - ответил Клайд. - Я все сделаю, как вы

говорите. И потом - я ведь не ударял ее нарочно, это чистая правда, чего

же мне бояться?

И он взглянул на Джефсона, на которого по чисто психологическим

причинам полагался больше, чем на Белнепа. В самом деле: сказанные им

сейчас слова были точным повторением того, что твердил ему Джефсон два

месяца подряд. И сейчас, поймав его взгляд, Джефсон придвинулся ближе и, в

упор глядя на Клайда своими сверлящими, но в то же время ободряющими

голубыми глазами, начал:

- Вы не виновны! Вы не виновны, Клайд, ясно? Вы теперь вполне это

понимаете и должны все время верить в это и помнить об этом, потому что

так оно и есть. У вас не было намерения ударить ее, слышите? Вы клянетесь

в этом. Вы поклялись мне и Белнепу, и мы вам верим. Обстоятельства таковы,

что мы не можем заставить средний состав присяжных понять это и поверить в

это, если мы изложим все в точности так, как вы рассказываете. Это не

пройдет, я уже вам объяснял. Ну, так что ж! Вы знаете правду, мы - тоже.

Но чтобы добиться для вас справедливого приговора, нам приходится дать

несколько иное, подставное объяснение, подменить им правду, которая

заключается в том, что вы ударили мисс Олден нечаянно: мы не можем

надеяться, что присяжные поймут эту правду в чистом, неприкрашенном виде.

Понимаете?

- Да, сэр, - ответил Клайд, который всегда слушал этого человека с

почтительным вниманием.

- Именно поэтому, как я часто говорил вам, мы и изобрели эту историю о

внутреннем переломе, который вы пережили. Это не совсем верно по времени,

но ведь вы действительно почувствовали перемену в себе, когда были на

озере. И в этом наше оправдание. Но, ввиду всех странных обстоятельств

дела, присяжные никогда этому не поверят, и потому мы просто перенесем

переворот, который произошел в вашей душе, на другое время, - понятно?

Устроим его до того, как вы поехали кататься на лодке. Это не совсем

верно, но ведь неверно и обвинение, будто вы ударили ее намеренно. И вас

не должны посадить на электрический стул по неправильному обвинению, - по

крайней мере, я на это не согласен. - Он посмотрел Клайду прямо в глаза,

потом прибавил: - Понимаете, Клайд, это все равно, что заплатить за

картошку или за костюм пшеницей или бобами, потому что, хотя у вас и есть

деньги, кто-то вдруг ни с того ни с сего объявил, будто они не настоящие,

и теперь у вас не хотят их брать. Поэтому вам приходится расплачиваться

пшеницей или бобами. Вот мы и дадим им бобы. Но оправданием служит то, что

вы не виновны. Вы не виновны? Вы поклялись мне, что под конец не хотели ее

ударить, какие бы у вас ни были намерения сначала. И этого для меня

довольно. Вы не виновны.

И тут, взяв Клайда за отвороты пиджака и пристально глядя в его карие

глаза, взгляд которых выдавал напряжение и тревогу, Джефсон добавил твердо

и убежденно (для него самого это убеждение было лишь иллюзией, но он во

что бы то ни стало хотел внушить его Клайду):

- И в Ту минуту, когда вы станете слабеть или нервничать или когда

будете отвечать на вопросы Мейсона и вам покажется, что он берет верх,

запомните, я хочу, чтобы вы твердо сказали себе: "Я не виновен! Не

виновен! Они не имеют права меня осудить, потому что я на самом деле не

виновен". А если это не поможет вам взять себя в руки, - посмотрите на

меня. Я буду рядом. Если вы начнете волноваться, вам надо будет только

посмотреть мне прямо в глаза, вот как я сейчас смотрю. И вы будете знать,

что я хочу, чтобы вы взяли себя в руки и вели себя так, как я вам сейчас

говорю: вы присягнете в том, в чем мы просили вас присягнуть, что бы вы

при этом ни чувствовали, хотя бы даже вам казалось, будто это неправда. Я

не допущу, чтобы вас казнили за то, чего вы не делали, только потому, что

вам не позволяют подтвердить под присягой настоящую правду. Ну, вот и все!

И он весело и ласково похлопал Клайда по спине, а Клайд, ощутив

необычайный прилив бодрости, почувствовал в эту минуту, что, конечно, он

сумеет вести себя так, как ему сказано, и именно так и сделает.

Потом Джефсон вынул часы и взглянул сперва на Белнепа, затем в

ближайшее окно. Толпа уже собралась около суда и у дверей тюрьмы, - здесь

репортеры и фотографы нетерпеливо ждали появления Клайда, чтобы на ходу

заснять его и всякого, кто причастен к делу.

- Ну, как будто пора, - невозмутимо сказал Джефсон. - Похоже, что все

население округа Катараки намерено попасть в зал суда. У нас будет

обширная аудитория. - И, обращаясь к Клайду, прибавил: - Вам нечего

смущаться, Клайд. Все это просто-напросто деревенский люд, олухи, которые

собрались развлечься городским представлением.

И Джефсон и Белнеп выходят. Их сменяют возле Клайда Краут и Сиссел;

среди перешептываний толпы защитники пересекают заросшую жухлой осенней

травой площадь и входят в здание суда.

А еще через пять минут, предшествуемый Слэком и Сисселом,

сопровождаемый Краутом и Суэнком и сверх того охраняемый еще

дополнительными стражами - по два справа и слева - на случай каких-либо

Date: 2015-08-06; view: 252; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию