Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мифология и знаки зодиака
Овна мы встречаем в древнеиндийской мифологии: Агни, бог огня, изображался сидящим верхом на баране. В Каббале и Таро Овен появляется под буквой he, соответствующей Папе, — пятой карте главного аркана Таро. Эта буква воплощает вторжение божественного начала в материю. В этом отношении треугольный, «рогатый» символ Овна весьма многозначен: он означает нисхождение на землю принципа божественного всеединства, который, словно клеймо из раскаленного железа, оставляет свою печать на свойствах и явлениях мира. Отметим, что астрологическая эра Овна заключена приблизительно между 2000 г. до н.э. и началом христианской эры. Ей предшествовала эпоха, в астрологии соответствующая эре Тельца, когда и в Персии, и в Месопотамии правил гигантский бык, изваяния которого высекали во дворцах и храмах. Вслед за этой эрой буйного политеизма утверждается непреклонный монотеизм иудейской религии, яростно уничтожавшей идолопоклонство. Это ветви неопалимой купины пророка Моисея, рога которого явно соотносятся с Овном. Тот же Моисей, спасенный из вод (можно проследить связь с рыбами), раздвигает воды Красного моря, чтобы провести свой народ к земле обетованной. Во время этого пути был важный для нас эпизод: Моисей пришел в неистовую ярость (недостаток, весьма характерный для Овна), когда евреи стали поклоняться Золотому тельцу — побежденному идолу минувшей эпохи.. Один из важнейших религиозных обрядов иудаизма — искупительное жертвоприношение пасхального ягненка. Готовясь к Пасхе, евреи выпускают в пустыню черного "козла — называют козлом отпущения, — на которого возлагаются грехи Израиля; также совершается жертвоприношение белого агнца, олицетворяющего невинность, — оно призвано искупить первородный грех. Отметим, что у древних греков мифы, связанные с Овном, очень близки к фессалийской легенде о Ясоне и золотом руне, а в шумерском эпосе мы находим такие слова, касающиеся Гильгамеша: [Буйный муж, чья глава, как у тура, подъята,] Чье оружье в бою не имеет равных, [...] Отцу Гильгамеш не оставит сына! Днем и ночью буйствует плотью [...] (I, 8 — 13) Можно найти бесчисленные примеры соответствий этому мифу в памятниках древних цивилизаций. Приведем строки из древнеармянской книги: Из пламени выбегал огненно-русый отрок, У отрока кудри из огня, Борода из пламени, А очи у него — как два солнышка. [Перевод Л. Мкртчян] Вслед за Овном, олицетворяющим первичный толчок, т.е. то, что астрофизики называют «большим взрывом», и первую фазу божественного творения, приходит второй этап — пора Тельца. Это эра материализации, конкретизации энергии, радостного распространения богов, форм и явлений в расцветающей и тучнеющей природе, полнокровной, пресыщенной жизненными соками и энергией. Это цикл воплощения в буквальном смысле этого слова со своим характером, женственным и восприимчивым.
Из мифов более всего напоминает о Тельце миф о Дионисе, который представляется тем же самым образом юношеской мощи в самом своем расцвете. Сын Зевса [в оригинале — Юпитера. — Прим. пер.], юноша бурного нрава, наделенный бессмертием, c головой тельца, увенчанной плющом, виноградной лозой и фиговыми листьями [Образу Диониса иногда присущи черты «тауроморфизма», однако их нельзя назвать самыми для него характерными в изобразительной традиции. — Прим. пер.] Его изображали то сидящим на бочке, то стоящим в колеснице, запряженной тиграми и кентаврами, и играющим на лире или на двойной флейте. В Афинах чествования Диониса были особенным праздником. Группы девушек размахивали амфорами, полными вина, и корзинами с фруктами. Торжественной процессией проходили мужчины, переодетые силенами, панами и сатирами, которые предавались разным эксцентричным выходкам, вертелись в танце и корчили гримасы, изображая безумие опьянения. Привыкший предаваться радостям жизни, терзаемый неумеренными желаниями, Дионис разрывается между трансом чисто плотских удовольствий и экстазом божественной благодати. Бог Дионис — неразрывная связь между двумя измерениями: он указывает на необходимость испытать силы тяготения инстинктов для того, чтобы легче их преодолеть. Есть и другой миф, указывающий на наиболее. отрицательную сторону Тельца, — это миф о Минотавре, жестоком и ненасытном чудовище, запертом в лабиринте своих самых эгоистичных желаний и страхов и не желающем открыться окружающей его действительности. Наконец, в легенде о Гильгамеше спутник героя Энкиду представляет собственническое чувство и мощную чувственность знака.
Одним из оснований традиционного эзотеризма является понятие великого андрогина: нельзя не заметить сходства со знаком Близнецов. Общий смысл этого персонажа в гностицизме, Каббале и теософии состоит в идее о том, что первым актом творения было создано существо неопределенного пола. После того как появилось разделение живых существ по полам — разделение мира на две взаимно дополняющие и полярно противоположные силы, — все живые существа неосознанно ищут возможности воссоединиться с искомой «братской душой», «двойником» по плоти и духу, без которого человек — не более чем жалкая половинка тела и духа, существо, обреченное вечно быть несовершенным и неполноценным. Когда этот страстный поиск наконец завершается великим воссоединением, сознание вступает в период пробуждения и преображения, которое можно сравнить с мистическим озарением: это восшествие или воскресение великого андрогина. Что касается иудаизма, то там этот символ связывают одновременно и с великим Адамом - праотцом, жившим до грехопадения, и с приходом будущего Мессии, который должен помирить и объединить всех, кого разделяли противоречия. В греческой мифологии с этим знаком связан миф о Касторе и Поллуксе, близнецах-полубогах, рожденных Ледой от Юпитера, который спустился с Олимпа в обличье лебедя. [Согласно легенде, полубогом был лишь один из братьев — Поллукс (или Полидевк), обладавший бессмертием; Кастор же был смертен. — Прим. пер.] С самого рождения братьев Меркурий (кстати, управитель знака Близнецов) взял на себя заботу о них: кормил и воспитывал. Братья, спаянные нерушимым дружеским союзом, совершили вместе неисчислимое множество подвигов: вместе с Ясоном участвовали в походе за золотым руном. — намек на Овна, первый знак зодиака. Впоследствии они одолели Тесея, победителя Минотавра, — тем самым вторгаясь во владения Тельца (следующий знак). Третий этап: они влюбляются в двух прекрасных царевен и, объединив свои усилия, крадут их у женихов. Таким образом, мы входим в мир Близнецов с их обаянием, изощренностью, с их хитростями и уловками. В бешеной ярости осмеянные женихи преследуют и настигают братьев, В результате ожесточенной схватки Кастор погибает. Поллукс, потрясенный этим, умоляет Юпитера даровать несчастному брату бессмертие. Не имея возможности полностью выполнить эту просьбу, отец поделил бессмертие на двоих поровну: попеременно живя и умирая, каждый изнихпроводит шесть месяцев в преисподней и шесть месяцев — на Олимпе. Поэтому они никогда не появляются В обществе богов вместе — подобно тому как из двух важнейших звезд созвездия Близнецов одна скрывается за горизонтом, как только восходит другая. Так и индивидуальность человека, рожденного под знаком Близнецов, состоит из частей, которые нередко чужды друг другу.
В символике Рака находит свое выражение великий принцип мирового женского начала, эта Magna Mater (Великая Матерь), которую безмерно почитали все древние цивилизации. Пожалуй, более всего эту фигуру Божественной Матери возвышал индуизм в образе Шакти и ее различных Воплощении. По мнению Мирче Элиадс, «в этом мы должны усматривать открытие тайны женщины через религию, ибо всякая женщина становится Воплощением Божественной Матери. Женщина воплощает одновременно Тайну творения и тайну бытия, всего того, что есть и что возникает, что умирает и что рождается заново непостижимым образом. Когда большая опасность грозит устоям Вселенной, боги взывают к Божественной Матери, чтобы отвести эту опасность» («Раtanjali et le yoga»). Легендой, в наиболее отчетливом виде представляющей отличительные черты Рака, является миф, повествующий о битве Геракла и Лернейской гидры. Это ужасное девятиголовое чудовище жило в болоте и пожирало всякого, кто бы ни проходил мимо. Гераклу никак не удавалось убить Гидру, ведь как только он отрубал ей головы — вырастали новые. Кроме того, одна из голов была бессмертна. К счастью, на помощь Гераклу пришел его племянник Иол: он прижигал гидре головы по мере их появления. Богиня Гера послала огромного краба (символ Рака), Который ущипнул Геракла за ногу; боль привела в чувство героя, который все рубил и рубил головы... Он засунул бессмертную голову гидры под скалу, навсегда отняв у нее возможность наносить вред. Есть в этом мифе. и тонкая связь с символикой Рака: человека затягивает в себя топкая трясина мнимых удовольствий, опасная порча, в которой онможет захлебнуться; боль от укуса Краба и упрятанная бессмертная голова — свидетельство мудрого выбора: возвращение в реальный мир. Это всегда трудно для рожденных под знаком Рака... Можно найти другие примеры из мифологии. Пастух Эндимион [царь-пастух, сын Эола. — Прим. пер.], в которого влюбляется Селена и которого она погружает в волшебный сон. Или история Орфея и Эвридики как пример присущей знаку памяти, не дающей покоя.
По сравнению с острой восприимчивостью Рака, представляющей женское и лунное начала, знак Льва представляет собой утверждение творчески активного и мужского начала, стремящегося воплотиться в независимом «я», одерживающем верх над судьбой и смутными движениями бытия. Во всех культурных традициях этой основополагающей космической энергии поклонялись как великим солнечным божествам. Это в первую очередь бог Аполлон, бог света и победитель циклопов. Он олицетворяет собой самые пугающие и отталкивающие силы подсознания. Можно привести также миф о Гелиосе — боге Солнца, который обитает во дворце, сверкающем хрусталем и драгоценными металлами, и восседает на ослепительно сияющем троне. Гелиоса часто изображали в виде огромного глаза, неотрывно вглядывавшегося в космическую бездну. Эти два персонажа представляют собой божественную сторону знака — то, как мужское космическое начало вписывается в действительность. Человеческая же сторона Льва довольно наглядно отразилась в легенде о Геракле. Вот классический тип героя или даже сверхчеловека, ведь он, простой смертный, своими поступками заслужил быть в одном ряду с богами. Геракл был весьма почитаем во всех культурах Средиземноморского бассейна. После жизни, полной титанических подвигов (одним из знаменитых двенадцати подвигов Геракла была победа над Немейским львом), он был предательски убит. Видя свой неминуемый конец, герой соорудил костер, натянул поверх него свою львиную шкуру и лег на нее. Юпитер метнул в него молнию, отчего герой перестал быть смертным и превратился в полу бога: для того чтобы достигнуть настоящего совершенства, Лев должен смириться и принести в жертву собственную индивидуальность и самые заманчивые иллюзии.
В знаке Девы проявляется тайна воплощения: уход в себя, сдержанность и закрытость, которые приписывают этому знаку, происходят прежде всего от пугающего осознания самой головокружительной из тайн: тайны схождения с небес и добровольного заключения Слова на земле, божественного начала — в материи и в хаосе. Мы коснемся здесь также большой оси: Дева — Рыбы. Через чудо непорочного зачатия Бог буквально вписывается в чрево мира, чудесно воплощенное в образе простой девушки Марии, которая — блестящий метафизический прием! — теперь сама становится Богоматерью. Никакие из ее женских свойств не умаляются и не отрицаются после того, как они были возвышены и оплодотворены — и в этом высочайшая тайна — Богом, высшей любовью. Символика Рака — это потенциал, заложенный в женщине; Дева. же — это образ женщины, реализовавшей свой потенциал. Пришествие Сына Божия, Мессии, Спасителя мира, знаменует собой воцарение эры Рыб. Иисус Христос, полюс, противоположный Деве и в то же время дополняющий ее, — это, по сути своей, таинство причастия, распятия и воскресения из мертвых. После того как 'Бог — из любви — сам себя воплотил, ограничил и заключил в чреве женщины, он — также из любви — пожертвовал собой, исчез и растворился в мире, сполна претерпев самые страшные земные испытания, приняв муки и смерть. Явление во плоти (знак Девы) и духовная сопричастность (Рыбы) — эти два таинства неразделимы. Знаком Девы закрывается дневная страница знаков, связанных с детством и юностью. Именно Дева усваивает труд других знаков, отбирает, устраняет ненужное, доводит до совершенства. Здесь содержится двойной смысл: движение к развязке и окончательный итог. Дева — знак и образ, неразрывно связанные с урожаем. В греко-римской мифологии она точнее всего соответствует Церере, богине урожая, а также ее дочери Прозерпине, которая была украдена Плутоном, повелителем преисподней, и стала его женой. Эта часть мифа хорошо подчеркивает те особые отношения, которые связывают знаки Девы и Скорпиона.
Знак Весов знаменует собой подчеркнутое значение противопоставления и взаимной дополнительности полюсов. Это утверждение вечных пар — черного и белого, дня и ночи, света и тьмы и т- д. Столь острое восприятие великого космического равновесия особенно заметно в древней религиозной традиции Персии (маздеизм) и в доктринах, ведущих свое начало от манихейства, которые нашли свое явное отражение в феномене движения катаров [см. примеч. к ст. «Философия». — Прим. пер.] и в южнофранцузской культуре XII—XIII веков. Со своими «дуалистическими» воззрениями на мир, который соподчинен двойной власти сил Добра и Зла (Бог и Дьявол), южно-французская культура катаров очень напоминает мир знака Весов: настолько она странным образом колебалась между привлекательным, грациозным и изощренным миром трубадуров, любовных интриг и труверов — с одной стороны, и — с другой стороны — пуританской суровостью и аскетизмом, безграничным и строгим, ратующим за почти полное подавление проявлений жизни. В греко-римской мифологии с символикой Весов связаны образ очаровательного Адониса и история его любви к богине Венере (Афродите). Ослепленный мучительной яростью, Марс, бессменный возлюбленный Афродиты, превращается в страшного Кабана и убивает своего соперника (противопоставление Марса и Венеры — это ось Овен — Весы). Весы являются также знаком справедливости. Это царство богини Фемиды; она, будучи похищенной Юпитером, родила Мир, Беспристрастность и закон. От нее появились на свет также три Грации, которые представляют наиболее положительные черты Весов (красоту, гармонию и терпимость), и Три Парки, неумолимые существа, которые сматывают в клубки нити судеб смертных: Клото держит прялку, Лахесис тянет нити жизни, а Атропос перерезает их.
В Новом завете евреи, обвиняемые в богоубийстве за мучительную казнь Иисуса Христа, сравниваются со скорпионами. Знак Скорпиона также соотносят и с Иудой. Однако было бы чрезвычайно поверхностным приписывать этому символу значение предательства и коварства. В этой великой драме Иуда играет первостепенную роль: без него не было бы принесения Мессии в жертву, а значит, и воскресения Христа и спасения рода человеческого. Рассматривать Иуду вне мистического контекста, заклеймить его вечным проклятием и подвергать однобокому морализаторскому осуждению было бы несправедливостью по отношению к самым основам христианства. Знаком Скорпиона управляет далекая планета Плутон. Место, где вершатся глубинные метаморфозы (жизнь разрушается для того, чтобы возродиться), восьмой знак зодиака следует рассматривать как знак погружения в адские глубины бытия. В греко-римской традиции Плутон является именно богом преисподней. Мучимый плотскими вожделениями, этот бог предается всяческим любовным излишествам, несмотря на свою репутацию мрачного и угрюмого существа. «С того дня, как он вступил в свои владения, никто из слуг не осмелился нарушить его приказ, ни один из его подданных не попробовал восстать против него. Это единственный из богов, у которого не было нужды бояться непочтительности и непослушания, единственным, чья власть признавалась всеми» (Комлен «Греческая и римская мифология» — Comelin «Mythologie Grecque et Romaine», Gamier). Стоит вспомнить другой интересный сюжет. Это миф об Орионе, грубом великане, одержимом страстью к охоте, дающем волю своим самым примитивным желаниям и самым - жестоким инстинктам, не останавливающемся ни перед насилием, ни перед убийствами. Он умрет от укуса бронзового скорпиона, которого напустила на него богиня Артемида за то, что он осмелился приподнять ее покрывало. Можно найти также соответствия этому знаку в эпосе о Гильгамеше (там рассказывается о людях-скорпионах, стражниках ворот Солнца); далее — в фигуре Осириса, в индуистском мифе о Шиве и, наконец, в тибетской Книге мертвых, в которой.умерший должен сразиться с полчищами божеств бесформенных и ужасных, которые оказываются тем, во что, откладываясь, превратились его собственные тревоги, становясь отвратительным порождением его собственного безграничного эгоизма: «Не пугайся. Знай, что это лишь воплощение твоих собственных мыслей; как только ты поймешь это, ты станешь свободен...» [Перевод наш. — Прим. пер.}
Знак Стрельца ассоциируется более всего с мифом о кентаврах, удивительной толпе существ, вечно жестикулирующих и даже приплясывающих от радости жизни, опьяненных тем, что смогли остановить смерть; они обитали на противоположном берегу реки Стикс, т. е. на берегу мертвых. Большую часть этих необыкновенных существ составляли необузданные и кровожадные звери, по дикости не знавшие себе равных. Но были и другие кентавры, самым известным представителем которых был Хирон. Его называли мудрым за глубокие познания и изобретательность. Легенда о нем связана с другим античным сюжетом — мифом о Прометее, которому Хирон уступил свое бессмертие. Впоследствии Зевс вознес Хирона в круг зодиакальных созвездий, а именно в созвездие Стрельца. [Некоторые авторы оспаривают это, утверждая, что Хирон был отправлен на небо в виде созвездия Центавра. — Прим. пер.] Тот первичный огонь, который Прометей выкрал у богов, спрятав его в полом древке стрелы для того, чтобы одарить им род человеческий, ассоциируется у нас с глубоко внутренней природой огня Стрельца, огня, который утихомиривает молнии, брошенные с Олимпа. Это также и тот таинственный огонь, живое пламя святого духа, который исходит от отца и передается ученикам как источник познания и вдохновения. Другой мифологической фигурой, связанной со Стрельцом, является царь богов Юпитер. И именно планета, носящая это имя, управляет знаком Стрельца.
Если Стрелец может восприниматься как гость из необозримых далей, то Козерог — это пришелец из глубин. Его можно сравнить с той спасительной искрой, которая должна вспыхнуть где-то там, в средоточии тьмы, в крайнем отчуждении, в непроницаемых потемках души. Чтобы постигнуть жизнь людей во всей ее полноте, Сын Божий воплощается в человека в самое трудное и самое суровое время года. Время Рождества -— это как раз то время, когда на фоне голой, ослепшей и окоченевшей природы открывается свет глазам рожденного бога. С таинством рождения Христа в изгнании и запустении перекликается противоположное таинство: Христос во гробе. Это путь от скудости и пустоты — к триумфу его воскресения. В греко-римской мифологии знак связан с богом Сатурном, неумолимым Кроносом, пожирающим своих собственных детей, однако в конце концов побежденным и изгнанным с небес. Проживая изгнанником среди людей, Сатурн устанавливает «золотой век» (самая положительная черта знака), во время которого весь мир живет в гармонии — спокойно, раскованно и изобильно. Содержание этой легенды схоже с алхимической трансмутацией сатурнианского свинца в золото — не в простой драгоценный металл, а в то новое состояние, в котором действительность как бы наполняется божественным сознанием. Оставив все честолюбие, всю свою жажду власти, Сатурн становится мудрецом, т. е. более чем богом. Другой миф, связанный с Козерогом, — это миф о Янусе, который своим двойным ликом (один смотрит в прошедшее, а другой всматривается в грядущее) представляет такжевремяво всей его всеохватности, а стало быть, и неотвратимость судьбы.
В эпосе о Гильгамеше, великом шумерском метафизическом повествовании, Водолей ясно просматривается в рассказе о всемирном потопе. Оскорбленные боги наслали ураган и обесплодили землю, чтобы уничтожить человечество. Однако великий голос Эа предупреждает мудрого и благочестивого Утнапиштима:
Шурипаккиец, сын Убар-Туту, Снеси жилище, построй корабль, Покинь изобилье, заботься о жизни, Богатство презри, спасай его душу! (XI, 23—26) Освобождение духа через жертву — основной мотив одиннадцатого знака зодиака, тайна, которую Утнапиштим открывает Гильгамешу; а тот, видно, ее не понимает. Посвященный внушает герою, что ему нужно пройти испытания, потому что Гильгамеш не вполне освободился от пут материи, чтобы претендовать на бессмертие. Пусть он попробует не спать шесть дней и семь ночей! Паладин принимает вызов, но:
Только он сел, раскинув ноги, Сон дохнул на него, как мгла пустыни. (XI, 200—201)
Постигнет ли наказание этого бесстрашного искателя, этого Фауста? Нет, за него заступится вечное женское начало, жена Утнапиштима, охваченная жалостью. Мы присутствуем здесь при магических обрядах, при церемонии очищения:
Возьми, Ур-Шанаби, отведи его умыться: Пусть свое платье он добела моет, Пусть сбросит шкуры — унесет их море. Прекрасным пусть станет тело, Новой повязкой главу пусть повяжет, Облаченье наденет, наготу прикроет. Пока не дойдет по своей дороге, Облаченье не сносится; все будет новым. (XI, 239—246)
«Прошедший через такое очищение, Гильгамеш теперь достоин узнать больше о божественных тайнах» (Кирилл Вильчковский «Человек и Зодиак»).
Пугающая и непостижимая божественная тайна составляет основу мифологического значения Водолея. Дыхание этой тайны можно ощутить в величественной античной Легенде об Уране, самом первом из повелителей. Вселенной. Подвергшись жестокому и коварному нападению собственного сына Сатурна, Уран был кастрирован, свергнут с престола, разорван на части и разбросан во все стороны... Его правление, которое предшествовало даже самому существованию времени (т. 6. Сатурна), несовместимо с реальностью мира в его становлении, чем и объясняется жестокость и неотвратимость его падения. Однако этот вневременной характер, который присущ тайне бытия и небытия, все же ставит его над всеми богами и вне его собственной судьбы. Вне времени Уран и существует и не существует, царствует и не царствует, он вечно мертв, но никогда не умирает.
Теперь мы наконец подходим к знаку Рыб, к краю бездны, к концу Времен. Вселенная распадается, поколения перемешиваются, культуры тонут в стоячих водах огромного моря, волны которого лижут берега вечности. Основные черты этого знака широко представлены в легендах и мифах греков и римлян. Вот, например, миф о Тифоне, воплощении чудовищного беспорядка, отце таких монстров, как сфинкс, химера и Лернейская гидра. Другой характерный сюжет — легенда о Медузе, гипнотическая власть которой смертельно опасна. Герой еще одного мифа, Протей, отражает податливый и изменчивый характер Рыб. Это страшное создание, которое охраняло морские стада Нептуна,. имело свойство принимать любые обличья для того, чтобы отпугивать непрошеных гостей. Древние греки полагали, что сирены могут своими колдовскими песнопениями очаровывать людей, сбивая путников с дороги и губя их. Наконец, было бы упущением завершить эту главу, не упомянув о Нептуне, боге морей, и о целой череде сопровождавших его тритонов и наяд. Date: 2015-07-27; view: 487; Нарушение авторских прав |