Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтобы возвеличивать Бога





во все дни своей жизни

 

 

Глубоко в кедровом сундуке моей памяти хранится воспоминание о невысокой, склонной к полноте учительнице воскресной школы из маленькой церкви в Западном Техасе. Она носила темные очки, своей формой напоминавшие карнавальную маску. Седые пряди сверкали в ее черных волосах, словно серебряная жила на стене шахты. Она пахла, как мамина косметика, и улыбалась, как ребенок в Рождество, когда видела нас, входящих в ее класс. Ее любовь к нам была поистине безграничной. Она обнимала нас, когда мы входили в класс и когда выходили из него после урока. Она знала каждого из нас шестерых по имени, и ее уроки были такими интересными, что мы готовы были скорее пропустить приезд фургончика с мороженым, чем занятие в воскресной школе.

Я рассказываю вам о ней вот почему. Ей нравилось давать каждому из нас по баночке с восковыми мелками и картинку с изображением Иисуса из книги-раскраски. Заметьте — у каждого из нас была собственная баночка, перекочевавшая в класс из кухонной кладовки. То, в чем раньше хранились консервированные персики или шпинат, теперь служило для хранения десятка восковых мелков. «Возьмите мелки, которые я дала вам, — говорила она, — и раскрасьте Иисуса». Так мы и делали.

Мы не раскрашивали собственные изображения; мы раскрашивали Сына Божьего. Мы не таскали мелки друг у друга; мы пользовались тем, что дала нам учительница. В этом и заключалось самое интересное: сделать все, что в твоих силах, используя то, что есть в твоем распоряжении. Нет синего, чтобы раскрасить небо? Пусть оно будет фиолетовым. Если волосы Иисуса получались светлыми, а не темными, учительница не возражала. Ведь она сама раздавала нам мелки.

Она учила нас раскрашивать Иисуса теми цветами, которые у нас были.

Подобным же образом поступает и Бог. Он положил мелки в вашу баночку. Он сделал вас неповторимым. Но знать о том, что Он дал вам, — недостаточно. Вам нужно понять, для чего Он дал вам это: чтобы вы могли показать окружающим Христа. Чтобы вы возвеличили Его. Сделали прекрасным Его лицо, расцветили Его образ. Несколько следующих глав объединены одной мыслью: раскрашивайте Христа теми мелками, которые дал вам Бог.

Не тратьте понапрасну годы, изображая самого себя. Не сочтите за грубость, но кому нужно видеть ваше лицо? И кто не имеет нужды в том, чтобы увидеть лицо Божье?

Кроме того, Бог не обещал вознаграждения тем, кто выставляет напоказ себя. Однако великая награда ожидает тех, кто показывает другим Бога: «Хорошо, добрый и верный раб!» (Мф. 25:23). Моя учительница хвалила нас примерно так же. Судя по ее похвалам, в классе было полно Рембрандтов и Ван Гогов. Одну за другой она поднимала и показывала всем только что раскрашенные картинки: «Прекрасно, Макс! Просто прекрасно!»

Улыбка до ушей расплывалась на моем лице. Такая же улыбка появится и на вашем.

 

 

ГЛАВА 6

 

РИСКУЙТЕ МНОГИМ ВО ИМЯ БОГА

..Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.

2 Тим. 1:7

 

 

Две семьи отправились в путешествие в один и тот же летний месяц одного года. Обеим семьям нужен был мальчишка, который мог бы присматривать за их домом. Обе семьи пригласили меня. Мне было тринадцать лет, я был безработным и переживал финансовый кризис, поэтому взялся за обе работы.

Я кормил их домашних животных (в обеих семьях жили собаки), подстригал лужайки перед домами (у обеих семей имелись лужайки), вынимал из почтовых ящиков письма и газеты (обе семьи получали и то, и другое). Эти две работы были, за одним исключением, абсолютно одинаковыми. Однако это единственное отличие оказалось самым важным.

Одна работа пугала меня. Другая — приводила в восторг.

Я страшился работы в доме Уилсонов и любил работать у Джонсонов. В чем была причина? Я не был знаком с мистером Уилсоном. Все, что я знал о нем, — это то, что видел собственными глазами: высокий забор с острыми пиками наверху, рычащий бульдог с квадратной мордой и «кадиллак», задние крылья которого напоминали акульи плавники — на машинах такого типа разъезжали гангстеры в кинофильмах.

Высокий забор, злая собака, гангстерская машина? Только испорти его лужайку, и можешь готовиться к тому, что тебя заживо похоронят в цементе. Работа у Уилсона страшила меня и вызывала отвращение.

Но я обожал работать у Джонсона. У него тоже были забор и собака. Ездил он на маленьком грузовичке. Грузовичок этот частенько можно было видеть рядом с нашим домом. Он был другом нашей семьи. Я знал, как он смеется, знал его жену, знал его любимого защитника в американском футболе. И, поскольку я был знаком с этим человеком, работа у него мне нравилась.

То, как вы относитесь к хозяину дома, определяет все. Если вы боитесь его, вы будете ненавидеть свою работу. Если вы доверяете ему, вы будете любить ее.

То, какие чувства вы испытываете по отношению к Хозяину вселенной, определяет вашу жизнь. Считаете ли вы, что Бог обходится с вами с деликатностью охранников Освенцима? Такое предположение гарантирует, что каждый день вы будете испытывать приступы страха. Или же вы полагаете, что Бог дорожит вами, как Страдивари дорожил бы своей лучшей скрипкой? Ведь именно так Он к вам и относится. Верьте, что это так, и вам будет удивительно радостно делать то, что вам хорошо удается.

Иисус объяснил это в Своей притче о талантах:

 

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. (Мф. 25:14-15)

Прежде чем слово «талант» стало иметь значение «способности», оно имело значение «деньги». Оно означало самую большую расчетную денежную единицу в древнегреческой валюте — 10 ООО динариев1. Судя по притче о работниках в винограднике, динарий являлся достойной оплатой за день работы (см.: Мф. 20:2). Умножьте свой дневной заработок на 10 ООО, и вы узнаете, что такое талант. Если вы зарабатываете 30 ООО долларов в год и работаете по 260 дней в году, ваш дневной заработок составляет порядка 115 долларов в день. В вашем случае талант составил бы 10 000 раз по 115 долларов, или 1 150 000 долларов.

Попробуйте взглянуть на это с такой точки зрения. Предположим, человек зарабатывает по 30 000 долларов в год на протяжении сорока лет. За всю жизнь он заработает 1 200 000 долларов, это лишь на 50 000 долларов больше, чем составляет один талант. Таким образом, талант — это то, что человек может заработать, трудясь всю свою жизнь. Это огромная сумма денег, и это — ключ к пониманию притчи. То, как вы устроены, ваша Богом данная неповторимость очень высоко ценится на небесах. Бог доверил вам не какой-нибудь талантик за пару долларов и не пятидолларовые способности. Подумайте о себе как о миллионном вложении, а во многих случаях — и как о многомиллионном предприятии.

Бог наделяет дарами не скупо, но щедро.

И делает Он это не как попало, а прицельно: «...каждому по его силе...» (Мф. 25:15)2.

Помните, ни у кого нет ваших талантов. Ни у кого. Бог возвышает вас над обыденностью, сопоставляя ваши уникальные способности с индивидуально подобранными для вас занятиями.

В притче первые два слуги оправдали доверие своего господина. «Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два...» (Мф. 25:16-17).

Слуга, получивший пять талантов, безотлагательно взялся за то, что ему было поручено. Он «...пошел, употребил их в дело...» Он купил журналы, посвященные инвестированию, и стал смотреть деловой канал по телевизору. Получив достоверные сведения, он отправился изучить возможность приобретения какой-то собственности. Он услышал о деловом проекте, нуждающемся в начальном капитале. Он поразмышлял над возможными вариантами, произвел расчеты, шумно сглотнул и ринулся в бой. Он вложил доверенные ему деньги в дело.

Второй слуга проявил не меньшее рвение. Может, у него и было всего два таланта, но он ведь заставил их работать. Как и первый слуга, он вел переговоры, торговал и вкладывал деньги.

Оба рисковали. Оба могли потерпеть неудачу. Кто мог гарантировать, что их инвестиции не превратятся в ничто после очередного биржевого кризиса? Никто. Тем не менее, они попытались.

И хозяин похвалил их. Когда он вернулся из путешествия, он отметил того, которому доверил пять талантов: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю...» (Мф. 25:21).

Этими словами Иисус приоткрывает для нас завесу над концом истории, над тем неведомым днем, в который земля и все дела на ней будет подвергнуты суровому суду (см.: 2 Пет. 3:10).

«Хорошо», — скажет тогда Иисус некоторым людям. Хотите ли вы оказаться в их числе? Хотите ли вы, чтобы ваш Создатель посмотрел вам в глаза, и на виду у всего человечества сказал во всеуслышание: «У тебя хорошо получилось»? Возможно, вы никогда не слышали слов одобрения от своего отца, может быть, ваши учителя всегда ругали вас, но Бог похвалит вас.

И Он назовет вас «хорошим». Когда Он называет кого-то хорошим, вы можете Ему верить! Только Он может сделать плохих и грешных людей хорошими. И только Он может сделать нестойких верными. «Хорошо, добрый и верный». Не «добрый и яркий» или «добрый и знаменитый». Даже не «добрый и плодовитый» — просто «верный».

После разговора со слугой, получившим пять талантов, хозяин повернулся к тому, кто получил два. Хозяин окружил невероятными почестями менеджера, которому было доверено пять миллионов долларов. Что же он скажет тому, который распоряжался двумя миллионами? В точности те же самые слова! «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:23).

Он не поменял ни единого слова и похвалил этого слугу не меньше. Слуга с двумя талантами, который разливает напитки в столовой для бездомных, слышит ту же похвалу, что и благовестник с пятью талантами, собирающий целые стадионы. Плод разный, похвала одинаковая.

В чем же смысл? Используйте свою неповторимость, чтобы идти на риск для Бога!

Если вы хорошо ладите с детьми, вызовитесь помогать в детском доме.

Если у вас есть деловая хватка, откройте столовую для малоимущих и бездомных.

Если Бог дал вам способности к медицине, посвятите день или десятилетие тому, чтобы помогать больным СПИДом.

Единственной ошибкой будет не рисковать, опасаясь совершить ошибку.

Эту-то ошибку и совершил слуга, которому был доверен один талант. Обратил ли хозяин на него внимание? Да, конечно. И случай с третьим слугой преподносит нам отрезвляющий урок. «Подошел и получивший один талант и сказал: "господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле..."» (Мф. 25:24-25).

Сравните поступок третьего слуги с поступками первых двух.

Верные слуги пошли и употребили свои таланты в дело (см.: Мф. 25:16-17). Боязливый слуга пошел и закопал (см.: Мф. 25:18).

Первые два — вложили в дело. Третий — похоронил.

Первые два — отправились в путь, рискуя. Третий — уселся и сидел, боясь пошевелиться.

Он совершил наиболее трагическую и в то же время наиболее распространенную ошибку, свойственную одаренным людям. Он не смог принести пользу господину, используя свой талант. Таланты есть у всех. Но сколь-кие используют свои дары, чтобы принести пользу Господину?

Многие находят свое «что». Возможно, им повезет отыскать и «где», чтобы использовать свое «что». Но «почему»? Почему Бог упаковал вашу сумку именно так, а не иначе?

Бухгалтер, как объяснишь ты свою способность управляться с числами?

Инвестор, ты рассматриваешь рынок акций, как Бобби Фишер рассматривает шахматную доску. Никогда не задумывался, откуда у тебя такие способности?

Лингвист, иностранные языки парализуют речевой аппарат большинства людей, а ты чувствуешь себя еще свободнее, разговаривая на чужом наречии. Почему?

Домохозяйка, в твоем ухоженном доме все работает так слаженно и незаметно, как мотор «роллс-ройса». Для чего ты это делаешь?

Для того, чтобы люди любили тебя? Платили тебе? Восхищались тобой? Нанимали тебя?

Если в вашем ответе фигурируете только вы сами, вы упускаете из виду главную причину и совершаете большую ошибку.

Грех в своей уродливой сущности конфискует небесные дары для собственной наживы. К. С. Льюис писал:

 

...Любой грех — искажение энергии, которую вдохнул в нас Бог. Если бы мы все не испортили, эта энергия распустилась бы дивным цветком одного из тех действий, о которых верно сказать и «это сделал Бог», и «это сделал я». Мы отравляем вино, льющееся в нас из божественного сосуда. Он хочет создать с нашей помощью Музыку, но мы фальшивим. Он хочет нарисовать автопортрет, мы превращаем его в карикатуру. Поэтому любой грех — святотатство3.

 

Служа в Бразилии, я руководил работой добровольцев в нашей маленькой церкви. На улицах Рио-де-Жанейро было много нуждающихся. Часто они обращались к нам за помощью. Когда они просили дать им денег, мы обычно отказывали, но иногда другой возможности помочь им у нас просто не было. Неоднократно мне случалось видеть, как несколько часов спустя человек, которому мы помогли, бредет, шатаясь от выпитого. Эта картина вызывала у меня негодование: «Я дал ему денег, чтобы он купил себе еды. Как он смеет тратить их на то, чтобы напиться!»

Был ли я неправ, возмущаясь? Нет. Этот человек употребил то, что ему дали, не по назначению.

Ошибается ли наш Господин, когда гневается, если мы поступаем так же? Нет. И, судя по этой притче, Он действительно будет разгневан.

Некоторые употребляют свои таланты в дело и приносят Богу славу. Другие злоупотребляют своими талантами и приносят Богу огорчение. Некоторые чествуют Его, принося плоды. Другие оскорбляют Его, приводя отговорки. Так, например, поступил слуга, которому был доверен один талант. «Я знал тебя, что ты человек жестокий...» — сказал он.

Этого господин не мог вынести. Почувствуйте мощь, которая звучит в его ответе: «...лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью...» (Мф. 25:26-27).

Ого! Что же произошло? Откуда этот взрыв? Ответ вы найдете в пропущенной фразе. Господин повторил то, что сказал о нем слуга, слово в слово, за исключением одной фразы. Заметили? «Я знал тебя, что ты человек жестокий...» (Мф. 25:24). Господин не повторил слов о самом себе, с которыми не мог согласиться.

Слуга заслужил суровое осуждение, назвав господина человеком жестоким. Слуга употребил то же слово, какое использовал Христос, описывая жестокосердных и же-стоковыйных фарисеев (см.: Мф. 19:8; Деян. 7:51). Автор Послания к Евреям использует это слово, умоляя читателей не ожесточать свои сердца (см.: Евр. 3:8). Слуга с одним талантом назвал своего господина жестоковыйным, жестокосердным и жестоким.

Его грех заключался не в том, что он не сумел правильно распорядиться доверенным ему, но в том, что у него отсутствовало правильное понимание. Был ли его господин жестоким? Он дал многомиллионные дары не заслужившим этого работникам; он похвалил того, кому доверил два таланта, так же, как и того, у которого их было пять; он встретился лицом к лицу с обоими и провозгласил перед небесами и преисподней: «Хорошо, добрый и верный раб!»

Был ли этот господин жестоким? Безгранично добрым, многомилостивым — да. Но жестоким? Нет.

Слуга с одним талантом не знал своего господина. А следовало бы. Слуга жил с ним под одной крышей. Он видел его лицо, знал его имя, но так и не понял его сердца. И потому разбил его сердце.

А ведь этот слуга мог знать своего господина. Другие работники знали его. Он мог хотя бы спросить у них. Но не спросил. В конце концов господин приказал: «Избавьтесь от этого перестраховщика, который даже не попытался ничего предпринять. Выбросьте его прочь, в кромешную тьму» (см.: Мф. 25:29-30).

Иисус отказывается смягчить финал этой истории. Неверные слуги населяют дом Господина. Они наслаждаются Его вселенной, пользуются богатствами Его земли; им известно Его имя и Его привычки; им даже случается бывать в Его присутствии. Но они не знают, чего Он страстно желает, и потому используют свои таланты не по назначению.

Кто этот бесполезный слуга? Если вы никогда не служили своими талантами Богу — это вы. Если вы думаете, что Бог жестокий, — это вы. И вам предстоит жить, погребая свои таланты.

Вы засунете свой талант стоимостью миллион долларов в банку из-под кофе, запрячете банку в ящик стола и ничего не сделаете для Бога. Вы можете использовать свою неповторимость для того, чтобы создать себе хорошую репутацию, обеспечить свою старость, стать владельцем инвестиционного портфеля или построить империю, но вы не будете строить Царство Божье. Вы можете знать все о самом себе, но не будете ничего знать о Нем. Как в моей истории с мистером Уилсоном, вы можете подстригать траву на Его лужайке и кормить Его собаку, но будете делать это со страхом. Ваше сердце будет холодно. Из страха ошибиться, делая что-то для Бога, вы не сделаете для Него ничего. Из страха принять неправильное решение относительно Его Царства, вы вообще не будете принимать решений. Из страха что-то сделать неправильно, вы упустите возможность сделать хоть что-то. Вы вернете то же, что вернул этот слуга, и услышите то же, что услышал он: «...лукавый раб и ленивый!» (Мф. 25:26).

Но вы не обязаны идти этой дорогой. Еще не слишком поздно взыскать и познать сердце вашего Отца. Ваш Бог — благой Бог.

 

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: Не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: Ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. (Пс. 102:8-13)

 

Похоже ли, что этот Бог — жестокосердный, жестоковыйный и бессердечный? Вовсе нет. Он одарил вас способностями и дал вам обещание жизни вечной. Так шагайте же вперед — Он не даст вам упасть. Рискуйте по-крупному — Он не даст вам потерпеть поражение. Он призывает вас подумать о том дне, когда вы почувствуете Его руку на своем плече и Его взгляд на своем лице. «Хорошо, добрый и верный раб», — скажет Он.

Уверены ли вы, что услышите эти слова? Если да, хватайте свою баночку с мелками и раскрашивайте портрет Христа! Если нет, прочитайте следующую главу. Я думал о вас, когда писал ее. Пусть Бог использует эту главу, чтобы привести вас к лучшей «золотой точке» во вселенной, где величайшие из ваших даров служат высшей цели: тому, чтобы возвеличивать Бога.

 

 

ГЛАВА 7

 

ЛУЧШАЯ «ЗОЛОТАЯ ТОЧКА» ВО ВСЕЛЕННОЙ

...Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных... 1 Пет. 3:18

 

 

Восьмидесятисемилетний старик влачил свои дни в сонной итальянской деревушке неподалеку от Рима, в обществе книг и семи кошек. Его жена умерла двенадцать лет тому назад, а единственная дочь работала в Афганистане. Он жил в монотонном ритме, нечасто выходя из дому и редко разговаривая с людьми.

Жизнь его была бесцветной, вялой и одинокой. И вот, когда настал день, в который Джорджио Ангелоцци решил что-то предпринять в связи с этим, он стал искать для себя приемную семью. Давно разменявший девятый десяток, он подал объявление в самую большую ежедневную газету Италии: «...ищу семью, нуждающуюся в дедушке. Готов добавить 500 евро к бюджету семьи, пожелавшей принять меня».

Это объявление изменило его жизнь.

На первой полосе газеты появилась статья о нем. Запросы стали поступать из таких отдаленных мест, как Колумбия, Новая Зеландия и Нью-Джерси. За один день Ангелоцци превратился в знаменитость. Все поменялось: раньше у него не было ничего, кроме времени, а теперь времени едва хватало, чтобы встречаться с людьми и отвечать на запросы.

На его объявление отреагировала одна из поп-звезд. Миллионер предложил жизнь на роскошной вилле на берегу моря. Но одно письмо, как объяснил Ангелоцци, отличалось от остальных, потому что все члены семьи: отец, мать и дети — брат и сестра — подписались под ним.

Он переехал в квартиру на первом этаже, откуда выходит в сад на прогулки, помогает мыть посуду и делать работу по дому. «Я не мог сделать лучшего выбора, — говорит он, — может быть, это была удача, а может быть, это Бог позаботился обо мне, не знаю... Я сразу же понял, что нашел свой новый дом»1.

Лучше всего объясняет случившееся его последнее предположение. Небеса никогда не создают ничего скучного и монотонного. Христос однажды провозгласил: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Кроме того, Бог не является автором одиночества. Среди первых записанных слов нашего Творца мы находим такие: «...не хорошо быть человеку одному...» (Быт. 2:18).

Бог не принимает от нас возражений. Мы можем ценить моменты уединения — но жить так всю жизнь? Ни в коем случае. Тем не менее многие из нас слишком хорошо усвоили язык одиночества.

«Никто не знает меня, — думаем мы. — Люди знают мое имя, но не знают моей души. Они знают мое лицо, но им неизвестны мои чувства. У меня есть номер карточки социального страхования, но нет того, кого я мог бы назвать своим сердечным другом. Никто не знает меня по-настоящему. И... рядом со мной никого нет».

Мы нуждаемся в физическом контакте. Поняв это, два предприимчивых жителя Нью-Йорка стали продавать объятия. Вы можете принять участие в празднике объятий, — разумеется, предварительно ознакомившись со специальным кодексом поведения2. С того момента, как из ребра Адама появилась Ева, мы тянемся друг к другу, стремясь прикоснуться. Мы нуждаемся в контакте. И мы нуждаемся в том, чтобы нас замечали.

В гимне одинокого сердца есть и третья строчка: «Я никому не нужен». «Я был нужен другим ребятам... Когда-то я был нужен в бизнесе... Моему супругу (или супруге) я не нужен...» Одинокие люди постоянно борются с чувством собственной никчемности.

Что же делать с этими мыслями? «Никто не знает Никого нет рядом со мной. Я никому не нужен». Как справиться с этим мучительным желанием быть значимым?

Некоторые загружают себя работой, другие напиваются допьяна. Кто-то заводит домашних животных, кто-то — любовников. Некоторые обращаются к врачам. И лишь немногие ищут Бога.

Он зовет всех нас искать Его. Божий курс лечения от никчемности вы будете проходить не в баре и не в службе знакомств, не в браке и не в клубе по интересам. Божье радикальное лечение от обыденности заключается в том, чтобы привести вас к вифлеемским яслям. К Младенцу. К Эммануилу. Помните обетование, данное через ангела: «...Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23)?

Эммануил. Значение этого еврейского имени не изменилось за последние две тысячи лет. «Эмману» означает «с нами». «Ил» — производное от «Элохим», то есть «Бог». Не «над нами Бог» или «где-то по соседству Бог». Он пришел как «с нами Бог». Бог с нами.

Не «Бог с богатыми» или «Бог с религиозными». Но Бог с нами. Со всеми нами. Русскими, немцами, буддистами, мормонами, водителями грузовиков, таксистами и библиотекарями. Бог с нами.

Бог с нами. Мы ведь любим этот предлог «с»? «Пойдешь со мной?» — спрашиваем мы. «В магазин, в больницу? По жизни?» Бог говорит, что пойдет. «...Я с вами, — сказал Христос, перед тем как взойти на небеса, — во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Поищите в этом обещании какие-то условия — вы не найдете их. Вы не найдете там слов: «Я буду с вами, если вы будете хорошо себя вести... если вы веруете. Я буду с вами по воскресеньям на богослужениях... если это будет месса». Нет, ничего подобного. Божье обещание не сопровождается дополнительными условиями, напечатанными мелким шрифтом. Он с нами.

Бог с нами.

Пророки не могли дать людям то, в чем они нуждались. Апостолы были не в силах этого сделать. Ангелы не подходили для этого. Бог ниспослал больше, чем просто чудеса и изречения. Он ниспослал Самого Себя, Он послал Своего Сына. «И Слово стало плотию и обитало с нами...» (Ин. 1:14).

Муж моей племянницы устроился на работу в другом городе. Целый месяц он мотался по выходным туда и обратно. Он проводил со своими детьми меньше времени, чем им всем хотелось бы. Однажды вечером он позвонил, чтобы пожелать своему трехлетнему сынишке спокойной ночи. Но тот отказался подойти к телефону. «Мне не нужен его голос, — запротестовал мальчик, — мне нужен он сам».

На протяжении тысяч мы слышали голос Божий. До Вифлеема Он посылал нам вестников, учителей и Свои слова. Но там, в кормушке для скота, Бог даровал нам Самого Себя.

Для многих это является камнем преткновения. Ислам видит Бога как Того, Кто действует через посланников. Он посылает ангелов, пророков, книги, но слишком свят, чтобы Самому приходить к нам. Если бы Бог соприкоснулся с землей, это «скомпрометировало» бы Его3. Люди, заявляющие, что Бог прикоснулся к земле, ставят под сомнение Его святость. Они оскверняют Его. Они богохульствуют.

Христианство же, напротив, радуется неожиданному приходу Бога. Его природа не удерживает Его на небесах, а ведет на землю. В великом Евангелии Божьем Он не только посылает с поручениями — Он приходит Сам; Он не просто смотрит сверху вниз — Он обитает среди людей; Он не только говорит с нами — Он живет с нами как один из нас.

Он кувыркается в утробе Марии.

Ворочается в соломе, лежащей в яслях.

Трясется на спине осла.

Бог с нами.

Он знает, что такое страдание. Его братья и сестры называли Его сумасшедшим.

Он знает, что такое голод. Он ел зерна, растирая между ладонями колосья на пшеничном поле.

Он знает, что такое усталость. Его так клонило ко сну, что Он задремал в лодке, которую кидало волнами.

Он знает, что такое предательство. Он отдал Иуде три года любви. Иуда, в свою очередь, наградил Его предательским поцелуем.

Более же всего Он знаком с грехом. Не подумайте, Сам Он безгрешен. Но Он знает ваш грех.

Каждое лживое слово, когда-либо произнесенное вами.

Каждого человека, которому вы причинили боль.

Каждый грош, украденный вами.

Каждое обещание, которое вы нарушили.

Каждую добродетель, которую вы утратили.

Каждую возможность, которую вы упустили.

Иисус знает о каждом поступке, совершенном вами против Бога, — поскольку всякий грех — это грех против Бога. Он знает об этих поступках лучше вас самих. Он знает им цену. Ведь Он уплатил ее. «...Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных...» (1 Пет. 3:18).

Юный Блейк Роджерс способен помочь нам понять суть милосердного поступка Иисуса, заставляющего замереть сердце. Он совершил нечто, отдаленно напоминающее этот поступок, в отношении своей подруги, Мауры. Блейк и Маура ходили в одну группу в детском саду. Однажды Маура начала напевать что-то себе под нос. Воспитательница оценила ее музыкальные способности, но попросила перестать. Напевать во время занятий — невежливо.

Маура не могла остановиться. Песня, звучавшая в ее сердце, требовала, чтобы ее пели вслух. После нескольких предупреждений воспитательница пошла на решительные меры. Она передвинула магнитик Мауры из зеленой зоны на классной доске успеваемости в пугающую синюю. Это означало проблемы.

А еще это означало, что у Мауры есть повод для тревоги. Магнитики остальных учеников находились в зеленой зоне. Маура оказалась в синей одна-одинешенька.

Блейк попытался помочь ей. Он хлопал ее по плечу, корчил смешные рожицы и пробовал утешить добрыми словами. Но ничего не помогало. Маура по-прежнему чувствовала себя одинокой. И вот, наконец, Блейк решился пойти на последнюю жертву. Убедившись, что воспитательница смотрит в его сторону, он тоже начал напевать. Воспитательница допросила его перестать. Он не перестал. У нее не оставалось другого выхода, кроме как переместить его магнитик из зеленой зоны в синюю.

Блейк улыбнулся, и Маура перестала плакать. У нее был друг. А у нас появилась иллюстрация того, что совершил ради нас Христос.

Закрасьте нас синим. Каждый из нас согрешил по-синему. Наши магнитики находятся в «плохой» части доски. Наши грехи отделили нас от Бога. Но Христос возлюбил нас слишком сильно, чтобы оставить одних. Как Блейк, Он добровольно перешел из зеленой зоны в синюю, от праведников к неправедным.

Но на этом аналогия заканчивается. Блейк разделил одиночество Мауры, но Христос сделал намного больше. Он занял наше место. Он перешел из зеленой зоны в синюю, чтобы мы смогли перейти из синей в зеленую. «...Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных...» (1 Пет. 3:18).

Христос уничтожает ваш грех и, делая это, уничтожает вашу заурядность. Вам уже не нужно говорить: «Меня никто не знает». Бог знает вас. Он начертал ваше имя на Своих руках и хранит ваши слезы в Своем сосуде (см.: Ис. 49:16; Пс. 55:9). «Господи! Ты... знаешь, — обнаружил Давид. — Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. <...> Сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на мне руку Твою» (Пс. 138:1-3,5).

Бог знает вас. И Он рядом с вами! Далеко ли находится пастух от овец (см.: Ин.10:14)? А виноградная лоза от ветвей (см.: Ин.15:5)? Вот так же близко к вам находится и Бог. Он рядом. Эти слова кажутся напоминанием, наклеенным на зеркало в ванной: «...Бог за меня» (Пс. 55:10).

И Его Царство нуждается в вас. Бедные нуждаются в вас; одинокие нуждаются в вас; Церковь нуждается в вас... дело Божье нуждается в вас. Вы — необходимая часть той главной цели, которой служит все, что Он совершает повсюду и в каждом (см.: Еф. 1:12). Для Царства Божьего необходимо, чтобы вы открыли и использовали свои уникальные способности. Используйте их, чтобы возвеличить Бога. Расскажите всем: Бог с нами, мы не одиноки.

Одиночество сердца Джорджио Ангелоцци побудило его начать поиски дома. Он нашел дом. К сожалению, его дом не вечен. Но ваш — будет вечным. Сразу за могильной чертой вас ожидает место, приготовленное для вас Богом. «...Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:3).

«...Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения...» (1 Фес. 5:9). Вы родились, чтобы быть спасенными. Позволили ли вы Иисусу спасти вас? Подумайте об этом серьезно. Человек может быть религиозным и при этом — идущим в погибель. Посещение родео не сделает из вас ковбоя. Посещение церкви не сделает вас чадом Божьим. Вам нужно принять Его предложение. Можете ли вы указать на день в календаре вашей жизни, ставший днем вашего спасения?

Нет смысла пытаться отыскать в себе силы, данные вам Богом, пока вы не решите полагаться на Его силу. Во Христе мы обнаруживаем, кем мы являемся и для чего живем (см.: Еф. 1:11). Уделите время тому, чтобы поговорить с Богом. Принимаете вы решение сейчас или утверждаетесь в решении, принятом вами ранее, — поговорите с вашим Творцом о вашей вечной жизни. Может быть, вам поможет эта молитва: «Эммануил, Ты со мной. Ты стал человеком и облекся в плоть. Ты стал Спасителем и взял на Себя мой грех. Я принимаю Твой дар. Я верую в Тебя, Ты — мой Господь, Спаситель и друг. Благодаря Тебе я уже никогда не буду одинок»4.

Когда я писал эту главу, у меня появился еще один образ, дающий представление о Божьей благодати. Из банка мне пришло письмо, где сообщалось о перерасходе средств со счета одной из моих дочерей. Я учу моих окончивших школу дочерей следить за состоянием своих банковских счетов. Тем не менее иногда у них случаются перерасходы.

Что же мне следовало сделать? Понадеяться на то, что банк забудет об этом? Но этого не случится. Послать

дочери гневное письмо? Наставление может помочь ей позже, но проблему с банком не решит. Позвонить и сказать, чтобы она положила деньги на счет? С тем же успехом можно сказать рыбе, чтобы она начала летать. Я знаю, сколько у нее денег. Ноль.

Перевести деньги с моего счета на ее? Похоже, это было наилучшим вариантом. В конце концов, у меня были эти 25 долларов и 37 центов. Я мог залатать дыру в ее счете и заплатить пеню за перерасход.

В конце концов, это моя обязанность. Только не подумайте, что в подобных случаях вы можете обратиться ко мне. Если у вас случится перерасход, не звоните мне. Моя дочь может что-то, чего не можете вы: она может называть меня папой. И поскольку она зовет меня папой, я сделал то, что делают отцы. Я загладил вину моей дочери.

Когда я сказал ей, что у нее возник перерасход, она попросила у меня прощения. Но не сказала, что сейчас же пойдет и положит деньги на счет. У нее их не было. У нее оставалась только одна возможность — сказать: «Папа, а ты не мог бы...» Я перебил ее: «Дорогая, я уже сделал это». Я сделал то, в чем она нуждалась, прежде чем она узнала, что нуждается в чем-то.

Задолго до того, как вы узнали, что нуждаетесь в благодати, ваш Отец сделал то же самое. Он сделал перевод, бесценный перевод на ваш счет. «...Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Прежде чем вы узнали, что нуждаетесь в Спасителе, у вас уже был Спаситель. И когда вы просите Его о милости, Он отвечает: «Я уже даровал ее тебе, дорогое дитя. Я уже даровал ее».

И это еще не все! Когда вы уверуете во Христа, Он вдохнет в вас Свой Дух. А когда в вас поселится Святой Дух, Он принесет дары, своего рода подарки на новоселье. Духовные дары даются каждому из нас для того, чтобы приносить пользу всей Церкви (см.: 1 Кор. 12:7).

Помните, Бог создал вас и наделил способностями. Когда вы становитесь чадом Божьим, Святой Дух использует ваши способности для расширения Царства Божьего, и они становятся духовными дарами. Святой Дух может по Своему изволению давать и другие дары. Но без дара не остается никто.

Одиноки? Бог с вами.

Истощены? Он восполняет то, чего вам недостает.

Утомлены обыденностью своего существования? Ваше духовное приключение впереди.

Исцеление от обыденности начинается и заканчивается в Боге.

 

 

ГЛАВА 8

 

ПОКЛОНЯЙТЕСЬ БОГУ

...Поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Ин. 4:24

 

Мы страдаем из-за того, что неправильно видим. Дело не в заболевании глаз, которое поддается коррекции с помощью линз. Проблема в том, что у нас искажено восприятие не окружающего мира, а самих себя.

Некоторые люди очень высокого мнения о самих себе. Возможно, из-за ученой степени или благородного происхождения. Может быть, все дело в татуировке, новом внедорожнике или Нобелевской премии мира. Каким бы ни было основание, результат тот же: «Я такой одаренный! Для меня нет ничего невозможного».

Твердо уверенные в себе, абсолютно довольные собой, зацикленные на самих себе — эти люди уже давно вышли за пределы обычной самоуверенности и переселились в землю чванства. Это те, кто говорят: «Я могу все!»

И вы произносили эти слова. По крайней мере, когда-то. А возможно, на протяжении всей своей жизни. Все мы в той или иной степени виновны в том, что считаем себя лучше других.

А разве не знакома нам другая крайность: «Я ничего не могу!»?

Никакой душной атмосферы напыщенности, напротив — миазмы самоуничижения. Кажется, у тараканов — и у тех самооценка выше. Дождевые черви — и те держат спину прямее. «Я — лоботряс. Я — ничтожество. Мир стал бы лучше, если бы в нем не было меня».

Эту струну заставляют звучать разводы. Болезни. И увольнения. Там, где первые проявляют надменность, эти — подавлены. Вините их во всех несчастьях — они не станут возражать. Они лишь будут кивать головой и повторять: «Я ни на что не годен».

Вот две крайности искажения восприятия человеком самого себя. Самовлюбленность и отвращение к себе. Мы мечемся между первым и вторым. Повышения по службе и перевод на низшую должность швыряют нас то туда, то сюда. Сегодня мы слишком высокого мнения о себе, завтра — слишком беспощадны. Ни то ни другое не является верным. Самовосхваление и самоуничижение одинаково неправильны. Так где же истина?

Точно посередине. Ровно на полпути от «Я все могу» к «Я ничего не могу» находится «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13).

Не всемогущий и не бессильный, не «самый ценный игрок» Божьей команды и не Божья ошибка. Не самоуверенный и не неуверенный, но уверенный в Боге — вот самооценка, основанная на том, что мы являемся детьми Божьими. Правильное представление о самих себе находится точно посередине между двумя крайностями.

Но как нам оказаться там? Как остановить маятник точно по центру? Посоветоваться с кем-нибудь? Пригласить на ужин Лукадо? Попробовать лечение? Самовнушение? Длительные прогулки? Все это может сыграть свою положительную роль, но не идет ни в какое сравнение с Божьим лекарством от искаженного восприятия себя.

С поклонением.

Удивлены? Это слово вызывает у нас много ассоциаций, и не все они имеют положительную окраску. Устаревшие гимны. Стандартные молитвы. Бесполезные проповеди. Сборы пожертвований. Странные ритуалы. Почему именно поклонение? Что общего у него с исцелением от обыденности?

Искреннее поклонение заставляет нас отвести глаза от самих себя и посмотреть на Бога. Самый известный из всех поклонников Бога, о которых мы читаем в Библии, написал: «Воздайте Господу, сыны Божий, воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс. 28:1-2).

Поклонение воздает Богу честь, встречает Его овациями.

Поклонение возможно в любой из дней, во всяком деле. Мы можем прославлять Бога по воскресеньям нашими песнопениями и по понедельникам — нашими способностями. Каждый раз, когда мы делаем что-то от всего сердца, из благодарности Богу за то, что Он не пожалел Самого Себя ради нас, мы поклоняемся. Возьмите ваши повседневные, житейские дела — такие как сон, еда, дорога на работу, отдых — и принесите их Богу как жертвоприношение (см.: Рим. 12:1).

Поклонение ставит Бога на главное место, а нас — в правильное положение перед Ним.

Позвольте мне объяснить, каким образом это происходит.

Царь Давид и его люди только что собрали достаточно денег, чтобы построить храм. Это была самая успешная кампания по сбору средств за всю историю человечества. Журнал «Благотворительность» с радостью посвятил бы свой очередной номер этим людям. Им ничего не стоит возгордиться. Но прежде чем их носы начинают задираться, их колени преклоняются. Давид возносит молитву, поклоняясь Богу, и его люди вторят ему. Неторопливо прочтите слова этой молитвы:

 

...Благословен Ты, Господи, Боже Израиля, отца нашего,

от века и до века! Твое, Господи, величие, и могущество,

и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое:

Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.

И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем,

и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все.

И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое.

Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать?

Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе...

(1 Пар. 29:10-14)

 

Представьте себе важного государственного мужа, возносящего молитву. Он начинает горделиво — грудь вперед, большие пальцы под лацканами пиджака, — но по мере того, как идет поклонение, ему открывается истинное положение вещей. Когда он повторяет слова: «Ты превыше всего», «и богатство, и слава от лица Твоего», «от Тебя все», он спускается со своего пьедестала. Поклонение Богу смиряет самодовольного.

Таким же образом поклонение Богу поднимает и упавшего духом. Прочтите псалом 26 (ст. 10-11,13-14) и решите, не укрепят ли эти слова ослабевшего:

Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня. Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих... Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.

 

Разве вы не видите, как поднимается опущенная голова? Как распрямляется согнутая спина? «...Господь примет меня....Я... увижу благость Господа...» Видите, как эти слова способны помочь человеку обратить свое лицо к Отцу и перестать размышлять о собственной беспомощности?

Все это происходит во время поклонения. Поклонение Богу приводит нас в правильное состояние — и перестают задираться головы надменных, и распрямляются спины обремененных.

Преломление хлеба, чаша причастия.

Преклонение колен, вознесение рук.

Вот что такое поклонение — в уединении, в офисе или в церковной общине.

Открывая сердца, служа Ему нашими способностями.

Открывая уста, вознося Ему хвалу.

Поклонение Богу ставит того, кто Ему поклоняется, в правильное положение. Ах, как мы нуждаемся в этом! Мы идем по жизни, потеряв свой первоначальный образ. Те, кому досталось по пять талантов, хвастаются: «Да, Богу повезло, что у Него есть я!» Те, у кого по два таланта, мучаются: «Богу, должно быть, уже надоело меня терпеть». Мы такого высокого мнения о себе, словно кто-то оставил нам в наследство царский титул. Или же наоборот — столь низкого, что думаем, будто все нас бросили.

И то и другое исцеляется поклонением Богу. Когда почувствуете внезапное обострение болезни под названием «обыденность», устремите взгляд на нашего необыкновенного Царя.

Во время летнего отпуска мы с дочерьми отправились на морскую экскурсию с группой ныряльщиков. Я воспользовался временем, проведенным на яхте, чтобы расширить свои познания о хождении под парусом. Неспособный отличить наветренную сторону от подветренной и то и другое — от киля, я стал расспрашивать об этом членов команды. Через какое-то время капитан спросил: «Не желаете постоять у штурвала на обратном пути?» Я напомнил ему, что среди победителей Кубка Америки до сих пор не было ни одного выходца из Западного Техаса. Он заверил меня, что это совсем не сложно, и показал на скалистую возвышенность на берегу. «Видите этот утес? — спросил он. — Не упускайте его из виду и держите курс прямо на него».

Следовать его указаниям оказалось нелегко. Мое внимание постоянно переключалось на другие объекты: роскошную палубу красного дерева, моих хихикающих дочерей, пенящиеся волны. Я хотел увидеть все сразу. Но стоило мне засмотреться на что-то, и я сразу же рисковал потерять правильное направление. Судно шло верным курсом лишь до тех пор, пока я смотрел вперед, за его пределы.

Поклонение Богу помогает нам делать то же самое в нашей жизни. Оно поднимает наш взор от судна, со всеми его украшениями и пассажирами, и направляет на поиски «...горнего, где Христос сидит одесную Бога...» (Кол. 3:1).

Мы поклоняемся Богу, потому что это необходимо нам. Но наша нужда в поклонении занимает лишь второе место, далеко отстоящее от главной причины, по которой нам следует поклоняться.

Какова же главная причина? Бог заслуживает этого. Если песнопения лишь утомили ваши голосовые связки, если пожертвования лишь опустошили ваш кошелек — если поклонение никак не повлияло на вас — все равно следует поклоняться. То, Кем является Бог, — вот главная причина нашего поклонения Ему.

Как еще нам вести себя по отношению к Существу неизменной и бесконечной святости? Ни единого пятнышка. Ни одного изъяна. Ни тени дурной мысли, плохого настроения, неправильного решения... Никогда! Что делать с такой святостью, как не поклоняться ей?

И Его могущество! Он управляет силами, расшвыривающими метеоры, удерживающими планеты на орбитах и зажигающими звезды. Повелевает китам выпускать фонтаны соленых брызг, петуниям — наполнять воздух ночи благоуханием, а певчим птицам — заливаться радостным пением весной. Над землей бесконечно меняют форму целые флотилии облаков; под землей со стоном смещаются глыбы. Кто мы такие, чтобы странствовать по этому трепещущему и удивительному миру, полному чудес?

А Его нежность? Бог постоянно и неотрывно смотрит на вас. Он не отрывается ни на тысячную долю секунды. Он всегда рядом. Он живет, чтобы слушать биение вашего сердца. Он любит слушать ваши молитвы. Он предпочел бы умереть за ваш грех, чтобы вам не пришлось умирать во грехе. И Он поступил именно так.

Как вы поступите с таким Спасителем? Разве не станете петь Ему? Не будете хвалить Его во время крещения, превозносить во время причастия? Не преклоните колени, не склоните голову, не вобьете гвоздь, не накормите бедных и не вознесете свой дар в поклонении Ему? Конечно же, вы сделаете все это.

Поклоняйтесь Богу. Аплодируйте Ему громко и часто. Ради вас же самих — вы нуждаетесь в этом.

И ради всего святого — Он достоин этого.

 

ГЛАВА 9

 

ВОЙДИТЕ В БОЖЬЮ СЕМЬЮ ДРУЗЕЙ

...Как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины.

1Тим. 3:15

Гэри Клар и Стив Барбин вели себя как братья.

Эти двое жителей Фейрфилда, что в штате Коннектикут, были похожи внешне, заканчивали фразы друг за друга и произносили их с одинаковой интонацией. Гэри был свидетелем на свадьбе у Стива. Стив поддерживал Гэри, когда умер его отец. Они были неразлучными друзьями на протяжении двадцати пяти лет.

Тридцатого декабря 1998 года их дружба получила объяснение. Служащая, изучающая условия жизни семей и лиц, нуждающихся в материальной или психологической помощи, позвонила Гэри и задала ему несколько личных вопросов. Гэри подумал, что она хочет узнать, не заинтересован ли он в усыновлении. Отчасти он был прав. Ее звонок действительно касался усыновления — его собственного.

Новость эта поразила его как гром среди ясного неба. Пятьдесят один год он полагал, что является родным сыном Бенджамина и Марджори Клар. Оказалось, что Гэри ошибался. Однако это было только началом.

В разговоре Гэри упомянул, что его друг, Стив Бар-бин, также был усыновлен. Служащая немедленно заинтересовалась этим и позвонила Стиву. «Вы сидите? Представьте, у вас есть брат, — сообщила она. — Это ваш друг Гэри Клар!»1

Не просто приятели, но братья! Не просто друзья — родственники! Как вы думаете, что почувствовали эти двое?

Бог хочет, чтобы и вы испытали подобное. Он приглашает вас в семью, все члены которой — друзья, и дает друзей, которые являются братьями и сестрами. Это — Его Церковь. Он всегда хотел усыновить нас и принять в Свою семью, приблизив нас к Себе через Иисуса Христа. И эта возможность приносит Ему великую радость (см.: Еф.1:5). Когда вы полагаетесь на Христа, Он не только дарует вам прощение, Он принимает вас в семью Своих друзей.

«Семья» — вот слово, которое опережает все другие, употребленные в Библии для описания Церкви. Обращения «братья», «братья и сестры» и производные от этих слов встречаются от Книги Деяния до Книги Откровение целых 148 раз2. Вот лишь несколько примеров:

 

...Братство любите... 1 Пет. 2:17

О братолюбии же нет нужды писать к вам... Умоляем же вас, братия, более преуспевать... 1 Фес. 4:9-10

Братолюбие между вами да пребывает. Евр. 13:1

Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца... 1Пет. 1:22

Бог создает семью. Вечную семью. Земные семьи живут недолго. Даже тех, кому удается избежать развода, в конце концов разлучает смерть. Божья же семья переживет эту вселенную. «Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле...» (Еф. 3:14-15).

Христос даже дал определение Своей семье, основанное не на плотских понятиях, но на вере. «Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?...Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк. 3:32-33,35).

Общая вера является отличительной чертой членов семьи Божьей. Их объединяет любовь. Павел дает такое повеление относительно взаимоотношений в Церкви: «...будьте братолюбивы друг к другу с нежностью...» (Рим. 12:10). Апостол использует здесь игру слов, начиная и заканчивая фразу родственными словами. Начинает он словом «филосторгос» («филос» означает «дружеский»; «сторгос» — «любовь между членами семьи»), а завершает словом «филадельфиа» («филео» означает «нежная привязанность»; «адельфиа» — «братья»). Немного неуклюжим, но буквальным переводом этого стиха мог бы быть примерно такой: «По-дружески/по-родственному будьте преданы друг другу как друзья/родные». Если первое слово, употребленное Павлом, не привлекло нашего внимания, он рассчитывает, что мы наверняка заметим второе. Оба слова он использует, чтобы напомнить нам: Церковь — это семья Божья.

Вы меня не выбирали. Я вас не выбирал. Может быть, я вам не нравлюсь. Может быть, вы мне не нравитесь. Но поскольку Бог выбрал и полюбил и вас, и меня, мы — семья.

И мы поступаем друг с другом как друзья.

К. С. Льюис сказал: «Дружба рождается в то мгновение, когда один человек говорит другому: "Что?! И ты тоже? Я думал, я один"»3.

Если общие переживания ведут к дружбе, не должна ли церковь быть переполнена друзьями? С кем у вас больше общего, чем с другими верующими? Вы вместе стоите, пораженные, у одних и тех же вифлеемских яслей, вас побуждает к действию одно и то же Слово Божье, вы спасены одним и тем же Крестом и направляетесь в то же отечество на небесах. Разве не можете вы повторить вслед за псалмопевцем: «Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои» (Пс. 118:63)?

Церковь. Это больше чем просто семья — мы друзья. И больше чем просто друзья — мы семья. Божья семья друзей.

Колорадские осины служат хорошей иллюстрацией того, что такое Церковь. Доводилось ли вам видеть, как кучно они растут на совершенно порой пустынных горных склонах? Они тянутся к солнцу и имеют общие корни. В отличие от елей и сосен, которые предпочитают тенистые места, колорадские осины — солнцепоклонники. В отличие от дубов, чьи корни растут вглубь, осины пускают корни в стороны. Их корни переплетаются, и они получают из почвы одни и те же питательные вещества.

Любят свет. Имеют общие корни. Это похоже на описание здоровой церкви.

Странно, некоторые люди любят находиться под сенью церкви, но при этом отказываются пускать в ней корни. Бог — да. Церковь — нет. Им нравится получать пользу, но они не желают проявлять преданность. Музыка, проповеди, чистая совесть — они пользуются тем, что дает им церковь. И вот они ходят к ней на свидания, встречаются с ней. Им доставляют удовольствие их случайные рандеву. Они используют церковь. Но быть верными ей? Нет, они не могут. Им нужно, чтобы у них всегда была возможность выбора. Они не хотят упустить какую-либо из возможностей.

Думаю, что такие люди все же упускают одну возможность. Пренебрегите церковью - и вы пренебрежете орудием, созданным Самим Богом для того, чтобы возвеличивать Бога. Ведь церковь — это ключевое место, где вы можете делать то, что у вас получается лучше всего, во славу Божью.

Писание называет церковь поэмой. «...Мы — Его творение...» (Еф. 2:10). Греческое слово роео, переведенное здесь как «творение», означает «поэзия». Мы — поэзия Божья! То, что Лонгфелло создавал при помощи пера и бумаги, наш Творец делает посредством нас. Мы - лучшее из Его творчества.

Вы — не Божья поэзия. Я — не Божья поэзия. Мы — Божья поэзия. Поэзия требует разнообразия. «...Действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех» (1 Кор. 12:6). Бог пользуется разными шрифтами, чтобы напечатать Свое послание. Логичные мыслители. Эмоциональные поклонники. Энергичные лидеры. Верные последователи. Провидцы, ведущие за собой. Ученые, погруженные в размышления. Доброхоты, оплачивающие счета. Глаголы, рвущиеся в бой. Незыблемые, как скала, существительные. Таинственные знаки вопроса. По одиночке мы — ничего не значащие символы, разбросанные по бумаге. Но все вместе мы — вдохновенное творение. Вместе мы - Тело Христово, и каждый из нас по отдельности — необходимая его часть (см.: 1 Кор. 12:27).

У миллиардов последователей Христа, живших на протяжении последних двух тысячелетий, есть нечто общее: «...каждому дается проявление Духа...» (1 Кор. 12:7). В Теле Христовом нет никого, кто мог бы сказать о себе, что он — «просто никто». Исключений нет. Наши дары звучат в вечности лишь тогда, когда они входят в ансамбль Церкви. Вне Тела Христова мы подобны остриженным

ногтям, сбритым усам, срезанным волосам. Кому они нужны? Никому! Они не приносят никакой пользы. То же самое справедливо и по отношению к нашим дарам. Каждый из нас находит смысл своего существования и предназначенную ему роль в качестве части Тела Христова (см.: Рим. 12:5).

 

И он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова... Еф. 4:11-12

Он дает дары, чтобы мы могли «совершать святых». Здесь Павел употребил термин из медицинского лексикона своего времени. Врачи использовали это слово, описывая соединение частей сломанной кости4. Сломленные люди приходят в церкви. Их кости целы — разбиты сердца, семьи, мечты и жизнь. Они приходят в церковь — хромая, опираясь на надломленную веру, и, если церковь функционирует правильно, эти люди обретают исцеление. Пасторы-учителя заботятся о христианах и учат их. Благовестники несут Благую весть. Пророки возвещают истину. Провидцы показывают, как действовать еще эффективнее. Кто-то занимается административными вопросами. Кто-то молится. Кто-то ведет. Кто-то следует. Но все помогают исцелению надломленности: «для созидания Тела Христова».

Моим любимым примером, иллюстрирующим эту истину, является история одного из служителей нашей церкви, Рэнди Боггса. Он любит церковь так сильно, что невозможно подумать о нем, не вспомнив при этом о церкви. Руководя собственным делом и заботясь о семье, он находит время, чтобы подбадривать больных и беседовать с теми, кто пребывает в смятении. Такое доброе сердце, как у него, есть не у многих. Но в то же время далеко не каждому сердцу случалось быть разбитым так, как было разбито сердце Рэнди в тот вечер, когда его отец был убит, а мачеха арестована по подозрению в убийстве мужа. В конце концов ее оправдали, но в результате случившегося Рэнди лишился и отца, и наследства, так и не узнав при этом правды о случившемся.

Как можно оправиться от такого? Рэнди поведает вам: в церкви. Друзья молились за него, плакали вместе с ним, уделяли ему время. Наконец, после месяцев борьбы с гневом и горем Рэнди решил, что надо жить дальше. Это решение он принял во время поклонения Богу, услышав слова из церковного гимна. Рэнди называет это чудом. И я согласен с ним.

Бог исцеляет членов Своей семьи в Своей семье. В церкви мы используем наши дары, чтобы любить друг друга, уважать друг друга, заботиться о тех, кто попадает в беду, и носить бремена друг друга. Вы нуждаетесь в ободрении, молитвах или гостеприимном доме?5 Бог доверяет церкви раздачу этих сокровищ. Можете считать церковь Божьим центром исправительного воздействия, где исцеляют от обыденности.

Не пренебрегайте этим. Нет человека, который был бы силен во всем. Не пройдите мимо того места, где вы сможете найти себя и исцелиться от ран.

Узнайте то, что испытали Гэри Клар и Стив Барбин, друзья и родственники одновременно. Кстати, социальному работнику удалось в конце концов обнаружить, что у этих двух братьев было еще одиннадцать братьев и сестер. Приятель, с которым Гэри вместе ходил в тренажерный зал, оказался его братом, а бывшая подружка — сестрой (пугающая мысль).

О, глубина и красота и непредсказуемость семейной жизни!

Найдите же все это в церкви Божьей.

 

 

ГЛАВА 10

 

ЗАБУДЬТЕ 0 СВОЕЙ РЕПУТАЦИИ

...Он... уничижил Себя Самого... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Флп. 2:6-8

 

 

Когда мы были подростками, среди моих знакомых была горстка христиан, и ни один из них не считался «крутым». Дочь одного служителя церкви отказывалась ходить на пивные вечеринки и сплетничать. В результате большие перемены и пятничные вечера она, как правило, проводила в одиночестве. Один теннисист вернулся после летних каникул с христианской наклейкой на бампере своей машины и улыбкой на лице. Мы называли его «чудаком Христовым».

Среди голосов насмешников был и мой. Ему не следовало бы там быть, но он был. Где-то в глубине души я знал, как мне нужно было поступать, но я не прислушивался к голосу сердца. Мои родители водили меня в церковь. Мой пастор рассказывал мне о Христе. Но придавал ли я большое значение церкви или Богу? Нет. У меня было нечто намного более важное, о чем мне следовало заботиться.

Моя репутация. Спортсмен, ловелас, любитель попить пивка и погулять на вечеринках. Я холил и лелеял свою репутацию так, словно это был «мустанг» 1965 года выпуска. Самым важным для меня было то, что думают обо мне другие.

Но потом я поступил в колледж и услышал, как один профессор рассказывает о Христе, Которого я прежде не знал. О Христе, любящем людей и побеждающем смерть. Об Иисусе, Который проводит время с одинокими, с неудачниками... об Иисусе, Который умер за лицемеров вроде меня. И я подписался. Я отдал Ему свое сердце, насколько был способен сделать это.

Вскоре после этого я отправился домой, где мне предстояло встретиться с приятелями из нашей старой компании. Я не провел в дороге и нескольких минут, как уже начал нервничать. Мои друзья не знали о моей вере. Я не был уверен, что мне следует им о ней рассказывать. Я помнил, как мы смеялись над дочерью проповедника и «чудаком Христовым». Осмелился бы я рискнуть услышать те же насмешки в свой адрес? Разве мне не нужно было заботиться о своей репутации?

Никто не может одновременно заботиться о двух репутациях. Берегите Божью репутацию и забудьте о своей. Или берегите свою и забудьте о Божьей. Мы должны выбирать.

Иосиф сделал свой выбор. Матфей описывает земного отца Иисуса, называя его плотником (см.: Мф. 13:55). Он живет в Назарете — маленьком, ничем не примечательном городке. Иосиф в Новом Завете не разговаривает. Зато многое делает. Он видит ангела, женится на беременной девушке и ведет свою семью сначала в Вифлеем, а затем — в Египет. Он многое делает, но не произносит ни слова.

Плотник из маленького городка, ни одно из слов которого не было удостоено того, чтобы войти в Писание. Подходящий ли он человек? Разве у Бога нет возможности выбрать Себе кого-то получше? Красноречивого священника из Иерусалима или книжника, одного из фарисеев? Почему Иосиф? Ответ в немалой степени связан с его репутацией — точнее, с тем, что он жертвует ею ради Иисуса. «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1:19).

Словом «праведен» Матфей говорит нам о том положении, которое занимал Иосиф. Он был цадиком — человеком, серьезно изучавшим Тору1. В Назарете на Иосифа смотрели, как мы смотрим на церковного старосту, дьякона или учителя библейской школы. Цадики изучали закон Божий. Они ежедневно произносили молитву «Шма»2 и жили ею. Они заботились о синагоге, отмечали религиозные праздники и придерживались ограничений в пище. Для обычного плотника зарекомендовать себя цадиком значило очень многое. Иосиф, скорее всего, гордился своей репутацией, угроза которой исходила теперь от слов, сказанных Марией: «Я беременна».

К этому моменту родители Марии уже заключили соглашение и подтвердили серьезность своих намерений, определив приданое. Мария принадлежит Иосифу; Иосиф принадлежит Марии. Они связаны законом и узами брака.

Что же теперь делать? Как должен поступить цадик? Его невеста беременна, осквернена, запятнана... а он — праведен, благочестив. С одной стороны, у него есть закон. С другой — любовь. Закон говорит: «Побей ее камнями». Любовь говорит: «Прости ее». Иосиф оказывается меж двух огней. Но Иосиф — добрый человек. Он, «...не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1:19).

Тайный развод. До каких пор он оставался бы тайным? Скорее всего, недолго. Впрочем, хотя бы на первое время это было выходом.

А потом появляется ангел. «Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого...» (Мф. 1:20).

Растущий животик Марии — не повод для тревоги, а основание для радости. «Во чреве она носит Сына Божьего», — провозглашает ангел. Но кто поверит этому? Кто послушает эту сказку? Представьте себе Иосифа, стоящего перед городскими старейшинами.

— Иосиф, — говорят они, — насколько мы понимаем, у Марии будет ребенок.

Он кивает.

— Это твой ребенок?

Он отрицательно качает головой.

— Знаешь ли ты, как она забеременела?

Он шумно сглатывает. Бусинка пота повисает на кончике бороды Иосифа. Он стоит перед выбором. Солгать и сохранить свое положение в обществе или сказать правду и распрощаться с репутацией цадика. Он принимает решение. «...Принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус» (Мф. 1:24-25).

Иосиф забыл о своей репутации. Он обменял звание цадика на беременную невесту и незаконнорожденного сына и принял главное решение ученичества. Иосиф решил, что Божьи планы важнее его собственных.

Смогли бы вы поступить так же? Бог дарует нам необыкновенную жизнь столь щедро, что мы готовы отдать за нее жизнь обыкновенную. «...Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее...» (Мф. 16:25). Готовы ли вы распрощаться со своей репутацией, чтобы увидеть, как Христос рождается в мир?

Представьте себе такие ситуации.

Вы работаете фотографом в рекламном агентстве. Ваш босс собирается поручить вам самое важное задание из всех, которые вам доводилось выполнять. В чем оно заключается? Это заказ журнала «для взрослых». Ваш босс знает о вашей вере. Скажите «да» — и вы получите хорошие рекомендации. Скажите «да» — и используйте ваше данное Богом дарование, чтобы запятнать репутацию Христа. Что вы решите?

Преподаватель философии в колледже ежедневно выступает против Христа. Он высмеивает духовность и иронизирует по поводу идеи прощения грехов. И вот однажды он просит поднять руку тех студентов, которые считают себя христианами. Поднимете ли вы руку?

И еще один пример. Вам нравится быть «рождественским христианином». Вы поете рождественские гимны, посещаете богослужения... На следующей неделе вера летит за борт, а Библия занимает свое место на книжной полке. Но в рождественские праздники вы невероятно духовны.

Однако в этот раз случается что-то необычное. Вы осознаете глубину происходящего. Небеса послали свою надежду, своего Царя на крест — умереть за вас. Вам в голову приходят смелые мысли: начать посещать группу по изучению Библии, отправиться в миссионерскую поездку, помогать готовить и раздавать пищу бездомным. Ваша семья и друзья думают, что вы спятили. Перемены в вашей жизни затрагивают и их. Они хотят, чтобы вы снова стали «рождественским христианином».

Сохранить свою репутацию или встать на защиту Христа? Вы находитесь перед выбором.

Иосиф принял решение.

Иисус тоже. Он «...уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7-8).

Date: 2015-08-06; view: 236; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию