Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Электронный консультант (часть вторая)
2.1 Сущность и основные характеристики трудовой деятельности Человек реализует себя в определенной деятельности. Обычно такой деятельностью является труд. Процесс труда включает в себя следующие элементы: сам труд, предметы труда и средства труда. Труд — это целесообразная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом. К предметам труда относятся сырье, материалы, полуфабрикаты, информационные потоки и т.п. Средствами труда являются машины, приборы, инструменты, различное оборудование и др. Человек обладает способностью к труду, являясь тем самым рабочей силой. Реализуя эту способность, он с помощью средств труда создает материальные и духовные блага, необходимые для существования. Трудовая деятельность человека характеризуется такими физиологическими критериями, как тяжесть и напряженность работы, интенсивность труда, темп и ритм работы. Тяжесть работы характеризуется количеством затрачиваемой работником энергии для выполнения этой работы. Напряженность работы определяют напряжением нервной системы: памяти, внимания, слуха, зрения и т.д. Интенсивность труда отражает затраты энергии работника в единицу времени. Темп работы исчисляется количеством движений человека в единицу времени. Ритм работы — это равномерное чередование выпуска продукции в единицу времени. Все эти понятия учитываются при организации трудовой деятельности на предприятии. Персонал предприятия — это совокупность физических лиц, состоящих с предприятием как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. Категория «персонал предприятия» отражает совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с не основной деятельностью предприятия. Для характеристики трудового потенциала предприятия в экономической литературе и хозяйственной практике наряду с категорией «персонал» используются и такие понятия, как «кадры», «рабочая сила», «трудовые ресурсы» и «человеческие ресурсы». В одних случаях они употребляются как синонимы, в других — для выделения специфики трудовых ресурсов как особого вида применяемых фирмой ресурсов. Обычно под рабочей силой понимается совокупность физических и умственных способностей человека, которые используются им для производства материальных благ и услуг. Понятие «трудовые ресурсы» предприятия характеризует ее потенциальную рабочую силу как часть трудовых ресурсов страны. Под кадрами фирмы понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия. В понятие «человеческие ресурсы» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» за счет отражения активной роли человека в экономике, признания экономической целесообразности капиталовложений в формирование, использование и развитие работников. Человеческие ресурсы фирмы являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Отличие человеческих ресурсов от других видов ресурсов фирмы заключается в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать изменения условий труда и модификации неприемлемых с его точки зрения работ, переобучения другим профессиям и специальностям, может уволиться с предприятия по собственному желанию. Персонал предприятия и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и относительными показателями: • списочная и явочная численность работников предприятия и/или его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату; • среднесписочная численность работников фирмы и/или ее внутренних подразделений за определенный период; • удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников фирмы; • темпы роста (прироста) численности работников фирмы за определенный период; • средний разряд рабочих предприятия; • удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и/или работников предприятия; • средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов фирмы; • текучесть кадров; • фондовооруженность труда работников и/или рабочих на фирме и др. Совокупность перечисленных и ряда других показателей может дать представление о количественном, качественном и структурном состоянии персонала предприятия и тенденциях его изменения для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования человеческих ресурсов предприятия. Трудовые коллективы классифицируют по различных признакам. По виду деятельности и особенностям конечного продукта выделяют две большие группы: 1) коллективы производственных отраслей (промышленности, торговли, сельского хозяйства, строительства, общественного питания, грузового транспорта, сбыта, связи и других отраслей, относящихся к сфере материального производства); 2) коллективы непроизводственных отраслей, конечным продуктом деятельности которых являются различного рода услуги (здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение, образование, культура и искусство, кредитование, жилищно-коммунальное хозяйство, страхование, наука, пассажирский транспорт). В зависимости от выполняемых функций работники производственного предприятия разделяются на несколько категорий и групп. Работники торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, а также учреждений дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия, относятся к непромышленному персоналу предприятия. Кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции (услуг), т. е. занятые основной производственной деятельностью, представляют собой промышленно-производственный персонал. Работники промышленно-производственного персонала подразделяются на две основные группы — рабочие и служащие. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, ремонтом основных средств, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В свою очередь, рабочие обычно подразделяются на основных и вспомогательных. В группе служащих обычно выделяются такие категории работающих, как руководители, специалисты и собственно служащие. Отнесение работников предприятия к той или иной группе определяется классификатором профессий рабочих, должностей и тарифных разрядов служащих, имеющих, по существу, значение общероссийского государственного стандарта. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятия и его структурных подразделений, а также их заместители по следующим должностям: директоры, начальники, управляющие, заведующие на предприятии, в структурных единицах и подразделениях; главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный технолог, главный экономист и др.). К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности. К собственно служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, контролеры, делопроизводители, учетчики, фармацевты, провизоры, чертежники и др.). В зависимости от характера трудовой деятельности кадры предприятия подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации. При этом под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью — вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Специальность определяет вид трудовой деятельности в рамках одной и той же профессии. Например, экономисты (профессия) подразделяются на плановиков, финансистов (специальность) и т. д. Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации, т. е. степенью овладения работниками той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.
2.8 Факторы образования прибыли. Конечным результатом деятельности коммерческой организации является прибыль. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В общем виде показатель прибыли можно рассчитать следующим образом: П= ВР ─ С, (1) где: П — прибыль от продаж; С - себестоимость реализованной продукции (работ, услуг); ВР — выручка от продажи продукции (работ, услуг). Из данной формулы следует, что любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли. Все аспекты снабженческой, производственной и сбытовой деятельности предприятия находят свое отражение в показателе прибыли: уровень использования материальных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов, объем реализации продукции, уровень цен. С другой стороны, прибыль является основным источником развития предприятия, расширения его производственной базы и источником финансирования социальной сферы. Из прибыли выплачиваются дивиденды и другие доходы учредителям и собственникам предприятия. По прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы — о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики — о платежеспособности предприятия. Таким образом, прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции: 1) как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период; 2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия; 3) как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета. Где и как образуется прибыль производственной фирмы В самой общей форме прибыль можно определить как доход предприятия, который выступает в виде прироста капитала. В разных сферах экономики ─ в производстве, торговле и банковском деле — прибыль образуется неодинаково. Здесь выясним, как образуется доход на предприятиях - изготовителях продукции. Остальные виды прибыли, возникающие в сфере обращения (торговле и в банковском деле), рассмотрим позднее. По своему происхождению прибыль производственной фирмы имеет двойственную природу. Это обусловлено тем, что в производстве процесс образования прибыли проходит два этапа: 1) первый этап: прибыль образуется при создании новой стоимости. Однако нельзя не заметить, что производственная форма прибыли (доход, заключенный во вновь созданных товарах) предстает в ее потенциальном (скрытом, не проявляющемся) виде; 2 ) второй этап: созданная в производстве прибыль окончательно выявляется после продажи произведенной продукции, в ходе которой реализуется вся товарная стоимость. Прибыль как форма реализованной стоимости полностью завершает весь процесс формирования дохода производственной фирмы. Здесь мы проследим именно второй этап образования прибыли. Как известно, в большинстве случаев крупные фирмы, действующие в сфере производства, создают товары в массовом масштабе. Затем, как правило, они продают свою продукцию торговым посредникам оптом (крупными партиями) по определенной оптовой цене. Фирма-изготовитель получает прибыль, если оптовая цена изделия Ц0 выше себестоимости товара Сс — затрат на его производство. Следовательно, прибыль производителя (Пп) ─ это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции: Пп = Ц0 ─ Сс, (2) Отсюда следует вывод: прибыль, получаемая с каждой единицы изделия, зависит от двух основных факторов; а) уровня себестоимости продукции и б) уровня оптовых цен. Рассмотрим детальнее эти факторы. Первый фактор, определяющий размер прибыли, ─ себестоимость изделий, т. е. расходы бизнесмена на производство товаров. Прежде всего важно заметить отличие себестоимости от стоимости товара. Стоимость товара Ст включает стоимость затраченных средств производства СП и новую стоимость Сн. В свою очередь, новая стоимость распадается на заработную плату 3п и валовую прибыль Пв. Соотношение основных составных частей стоимости (соответственно цены) изготовленных товаров показано на рис. 1.
Рис. 1. Структура стоимости товаров
Теперь мы можем перейти к анализу величины себестоимости единицы продукции. Она может изменяться в зависимости от вида производственных затрат. В связи с этим различают прямые и косвенные затраты в расчете на единицу продукции. А. Прямые расходы на производство (или переменные затраты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся: • расходы на заработную плату работников, непосредственно занятых изготовлением товаров; • затраты на сырье, материалы, другие предметы труда. Общая величина таких затрат изменяется, как правило, прямо пропорционально масштабам выпуска товаров. В этом случае величина себестоимости единицы продукции не изменяется. Б. Косвенные (или условно постоянные) расходы мало или совсем не зависят от масштабов выпуска продукции. К ним мы причисляем: • аренду здания; • заработную плату служащим; • страховку имущества; • обслуживание машин (их амортизация и ремонт); • коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и т. п.); • затраты на реализацию продукции (транспортировка, сбыт, реклама и т.п.), выплаты по процентам на заем. Общая сумма этих расходов практически не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при увеличении размеров производства себестоимость единицы продукции снижается. Здесь видна экономическая выгода от расширения масштабов изготовления товаров. Второй фактор, влияющий на величину прибыли, - уровень цен, по которым фирма сбывает свою продукцию. Здесь возможны пять основных вариантов в соотношении цен, стоимости и себестоимости изделий (рис.2).
Рис.2. Соотношения цен и стоимости товара
Во-первых, цена Ц1 может устанавливаться ниже себестоимости изделий, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, денежная выручка за товар Ц2 совпадает с издержками предприятия, что обеспечивает лишь самоокупаемость производства. В-третьих, если цена Ц 3 выше себестоимости, но ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, когда цена Ц4 совпадает по своей величине со стоимостью, то бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. Наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег Ц5, ч ем величина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая величина его дохода оказывается больше созданной прибыли. Так обстоит дело с прибылью, полученной в расчете на одно изделие.
2.12 Общая характеристика издержек производства .
2.13 Классификация издержек производства по экономическим элементам
2.14 Зависимость издержек производства от изменения объёма производства
2.15 Себестоимость продукции: понятие, виды, элементы затрат 2.17 Определение и классификация методов ценообразования
2.20 Роль государства в рыночной экономике. Глобальные функции государства В современной развитой экономике основу жизнедеятельности составляет рынок. Государство же в принципе подчиняется рыночным правилам игры, основанным на правах собственности. Но государство не пассивный наблюдатель за экономическими процессами в рыночной экономике. Оно вмешивается в рынок, регулирует его через налогообложение, бюджетное перераспределение, законодательство, выработку обязательных к исполнению стандартов (в том числе экономических) и т.д. В отличие от рыночных сил государство обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения, т.е. правом ограничивать свободу выбора экономических субъектов. Государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Неоспоримо одно: государство — продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций (в том числе и экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие. Государство никоим образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу. А чтобы классы с противоречивыми экономическими интересами не съели друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство. Сегодня государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного. Относительно масштабов вмешательства государства в экономику, его роли в этом процессе идет постоянная дискуссия. Первая и важнейшая функция государства — хранить естественный порядок от невежественных рук, которые захотели бы покуситься на власть, и особенно хранить то, что лежит в основе его, — собственность. «Законный порядок состоит в праве на владение, обеспеченное и гарантированное силой наследственной и суверенной власти над соединившимися в общество людьми». Образование — вторая функция. Необходимость образования они мотивируют тем, что образование, распространенное на всех граждан, просвещенное общественное мнение — единственное средство воспрепятствовать физиократическому деспотизму выродиться в личный. Предприятия общественного характера также указаны физиократами в числе функций государства — разве хороший хозяин-собственник не должен прежде всего провести дороги в своих владениях, потому что хорошие пути и каналы очень полезны для установления связи между отдельными областями. Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, преступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой (подобно лечению человека лекарствами). Способы, методы и инструменты государственного регулирования представлены на рис. 1. Почему возник государственный сектор экономики? В начальный период развития капитализма государство почти не вмешивалось в экономику. Единоличные собственники самостоятельно успешно справлялись почти со всеми хозяйственными делами. Но в XX столетии в западных странах государство решительно изменило свое отношение к экономике. Это было вызвано рядом объективно возникших исторических причин. 1. С образованием крупного акционерного капитала стихийность общего развития экономики стала приводить к катастрофическим нарушениям нормального хода хозяйственной деятельности. 2. Начавшаяся в середине XX в. научно-техническая революция (НТР) вызвала коренные изменения всех факторов производства на основе внедрения новейших научных достижений. Однако ни частная, ни акционерная формы собственности не в состоянии создать многие благоприятные условия для развития НТР. Поэтому государство вынуждено брать на себя заботу о развитии теоретических научных исследований в корне обновляющих жизнь людей; о подготовке в широких масштабах квалифицированных работников, специалистов и ученых, о создании перспективных отраслей хозяйства и др.
Рис. 1 Способы, методы и инструменты государственного регулирования
3. В XX в. резко усилилась социальная неустойчивость во многих странах, обусловленная в первую очередь очень большим разрывом в уровне богатства разных слоев населения и усилением обнищания неработающей части общества (дети, инвалиды, пенсионеры и др.). В связи с этим государство стало постоянно и активно заниматься решением многих социальных задач. Указанные здесь и другие причины привели к созданию значительного государственного сектора национальной экономики. Этот сектор имеет следующие отличительные черты: а) он основан на общей совместной (государственной) собственности; б) формирует государственные денежные доходы путем сбора налогов (обязательных платежей) с населения и предприятий; в) развивает производство необходимых для удовлетворения общественных потребностей благ и услуг (образование, здравоохранение, средства вооружения и др.); г) создает общенациональную инфраструктуру. (Инфраструктура - составная часть общего устройства жизни национального хозяйства, носящая вспомогательный характер (в экономике это транспорт и связь, образование и профессиональное обучение, жилье и коммунальное хозяйство); д) управляет деятельностью государственных предприятий. Þ они обладают наибольшей устойчивостью хозяйственного положения благодаря денежной и материальной поддержке государства; Þ действуют, как правило, по плану на длительный период; Þ работают по государственным заказам, создающим благоприятные Þ имеют возможность с помощью государства непрерывно совершенствовать технику и технологию производства, Вместе с тем государственные предприятия не лишены недостатков: • государственное управление их работой зачастую сковывает предприимчивость и инициативу работников; • ограничивается свобода выбора хозяйственных решений; • коллектив предприятия не может быстро откликнуться на изменившийся спрос потребителей их продукции до истечения срока утвержденного государственными органами плана (План - намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объемов, методов, последовательности сроков выполнения). Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью самого рыночного механизма. Провалы (фиаско) рынка — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка: 1) монополия; 2) несовершенная (асимметричная) информация; 3) внешние эффекты; 4) общественные блага. Во всех этих случаях приходит на помощь государство. В связи с этим в экономической литературе подчеркивается необходимость выполнения государством еще трех глобальных функций: эффективность, справедливость и стабильность. Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции — его важнейшая функция. Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержания нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме этого, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6% ), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных — это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень потребления через минимальную зарплату. Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержки экономической стабильности, сглаживания циклической формы развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику. Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя: · обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; · компенсацию негативных сторон рынка; · поддержку малого и среднего бизнеса; · проведение фискальной политики — изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; · обеспечение развития фундаментальных научных исследований; · стимулирование развития таких направлений НТП, которые требуют вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем. Рассмотрим теперь следующую функцию государства: удовлетворение потребностей в общественных товарах или чисто общественных благах. Чисто общественное благо — это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос, рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. — эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляются коллективно и неизбирательны в потреблении. Последнее означает, что потребление общественных товаров одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие товары неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. Предоставление населению общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет, Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основ. Три рассмотренные функции — это максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.
2.22 Система показателей макроэкономики Всегда уровень эффективности является обобщающей характеристикой развития общественного производства. На любом этапе обществу не безразлично, с какими затратами достигнут результат производства, и сравнивая результаты с затратами, можно получить общий показатель эффективности: Э = результаты ⁄ затраты
Рис. 1 Система показателей макроэкономики Показателями эффективности общественного производства могут быть: · производительность общественного труда (определяемая отношением совокупного общественного продукта к числу работающих в сфере материального производства), · фондоотдача (отношение национального дохода к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств), · фондоемкость (показатель, обратный фондоотдаче), · национальный доход на душу населения, темпы экономического роста, характеризующие эффект общественного производства и обращения на 1 рубль общественного продукта и экономия материальных, финансовых и трудовых затрат. Все эти показатели определяют и основные направления повышения эффективности общественного производства. В современных условиях лучшее использование материалов, оборудования и рабочей силы невозможно без применения в производстве достижений науки и техники. Важнейшим условием роста эффективности становится ускорение научно-технического производства, достижения высоких и стабильных темпов экономического роста. Центральным показателем, характеризующим величину общественного продукта и признанным в мировой хозяйственной практике, является валовой национальный продукт (ВНП). Он определяется как суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за год, путем суммирования добавленных стоимостей создаваемых всеми фирмами страны. Добавленная стоимость – есть рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой за год, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных ею у поставщиков. Например, годовой объем продукции фирмы составил 100 тыс. руб., стоимость потребленных при этом сырья и материалов, приобретенных у поставщиков, составила 30 тыс. руб., разница между 100 тыс. руб. и 30 тыс. руб. составляет 70 тыс. руб., что и составляет добавленную стоимость фирмы. Если к показателю внутреннего валового продукта (ВВП) добавить разность между поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, то мы получим показатель ВНП. Статистическая служба ООН рекомендует использовать ВВП в качестве основного показателя для составления системы национальных счетов. В США и Японии используется показатель ВНП. В России, начиная с 1989 года, в отчете Госкомстата также используется показатель ВНП. Валовой национальный продукт вычисляется в текущих рыночных ценах, что представляет номинальное его значение. Для получения истинной величины этого показателя необходимо очистить цены от влияния инфляции, взвесить их, т.е. применить индекс цен, что дает реальное значение валового национального продукта. Характеризуя валовой национальный продукт как, наиболее точный суммарный измеритель товаров и услуг, которые может произвести страна, западные экономисты представляют два метода его измерения. Метод расчета ВНП по расходам и метод расчета ВНП по доходам. При расчете ВНП по расходам, суммируются все расходы субъектов рыночной экономики и чистый экспорт, т.е. суммируются: · личные потребительские расходы домашних хозяйств на приобретение товаров длительного пользования (легковых автомобилей, холодильников, телевизоров и т.д.), предметов текущего потребления (продуктов питания, одежды), а также расходы на различные услуги (юристов, врачей и др.); · государственные расходы на закупку товаров и услуг, включающие все государственные расходы на приобретение конечной продукции предприятий и покупку ресурсов, в особенности рабочей силы. · чистый экспорт, представляет собой разность между экспортом и импортом данной страны. Таким образом, перечисленные расходы составляют ВНП и показывают рыночную стоимость годового производства, т.е. денежную оценку конечных товаров и услуг, произведенных за год. При измеренении ВНП по доходам собственников факторов производства основными из них являются: вознаграждения за труд наемных работников; рентные платежи; процент; прибыли. Вознаграждение за труд наемных работников, самая крупная статья дохода, включает заработную плату, которая выплачивается частными и государственными предприятиями и учреждениями тем, кто предлагает труд, взносы предпринимателей на социальное страхование и в разнообразные частные фонды пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и помощи в случае безработицы и по другим обстоятельствам. Эти добавки к заработной плате представляют собой часть издержек предпринимателей, связанных с наймом рабочей силы, и, таким образом, рассматриваются как статьи общих затрат фирм на выплату заработной платы. Рентные платежи представляют собой доходы, получаемые собственниками земли, зданий и сооружений. Процент образует статью доходов собственников денежного капитала. Прибыль предприятий, находящихся в индивидуальной собственности, а также кооперативов и прибыль корпораций. Прибыль корпораций используется следующим образом: · во-первых, на определенную часть претендует правительство, которое получает ее в виде налога на прибыль корпораций; · во-вторых, часть оставшейся прибыли выплачивается акционерам в виде дивидендов. Подобные платежи направляются в руки семей и отдельных индивидов, которые, в конечном счете, являются собственниками всех корпораций; · в-третьих, то, что остается после уплаты налогов и дивидендов, называется нераспределенной прибылью корпораций. ВНП и ВВП - не единственные показатели национальных счетов, которые отражают движение совокупных величин. В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВНП. К ним относятся: чистый и национальный продукт, национальный доход, личный доход и располагаемый доход. Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой более совершенный показатель по сравнению с ВНП, поскольку в нем не учитываются амортизационные отчисления. С помощью показателя чистого национального продукта (ЧНП) можно измерить годовой объем производства, который экономика (частный и государственный сектор, а также иностранные граждане) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов. ЧНП = ВНП – амортизация. Амортизация – это отчисления на покупку инвестиционных товаров, потребленных в процессе производства ВНП данного года. Национальный доход – это показатель общего объема заработной платы, процента, прибыли и ренты, т.е. платежей, полученных при производстве ВНП в данном году. Для его определения необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги на предпринимателей (на бизнес). Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика факторов производства. Фирмы рассматривают косвенные налоги как издержки производства и потому прибавляют их к ценам на товары. Такими налогами являются: общий налог с продаж; налоги на имущество, акцизы, лицензионные платежи и таможенные пошлины. Техника обложения косвенным налогом очень проста. Например, фирма производит продукт, который предназначен для продажи по цене, скажем, 1 руб. Государство устанавливает, скажем, 3-х процентный налог с продаж на все товары, реализуемые в розничной торговле. Розничный торговец просто прибавляет эти 3% к цене продукта, увеличивая его цену от 1 до 1,03 руб. и тем самым, перекладывая бремя налога с продавца на потребителя. Очевидно, что эти 3% от валовых доходов должны быть выплачены государству, прежде чем оставшейся рубль может быть выплачен семьям и индивидам в виде заработной платы, рентных платежей, процента и прибыли. Таким образом, получаем показатель национального дохода (НД). С точки зрения собственников факторов производства, национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период. Предприятия рассматривают НД как показатель, отражающий уровень цен на факторы производства. Личный доход представляет собой полученный доход, в отличие от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует отметить, что часть заработанного дохода, а именно взносы на социальное страхование, налог на прибыль корпораций, нераспределенные прибыли корпораций – не поступают в распоряжение собственников факторов производства. В тоже время трансфертные платежи, которые не являются результатом хозяйственной деятельности работника, по сути, представляют часть их дохода. Таким образом, личный доход как фактически полученный доход, можно определить путем вычитания из НД взносов на социальное страхование, налогов на прибыль корпораций, нераспределенных прибылей и добавления суммы всех трансфертных платежей. Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества. Его величина может быть получена путем вычитания индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) из личного дохода. Оба метода расчета ВНП считаются равноценными и дают одинаковую величину ВНП. Показатель ВВП дает возможность в денежном выражении измерить объем годового производства страны, но ВВП не полностью отражает экономическое благосостояние нации. Относительно новым для нашей экономической науки является показатель чистого экономического благосостояния. В мировой практике он применяется в дополнение к показателю валового национального дохода. Дело в том, что валовой национальный доход не дает удовлетворительной картины экономического благосостояния. Это происходит по следующим причинам: Во-первых, практически во всех странах отсутствует систематическая и достоверная информация таких видов деятельности, как домашний уход за больными и детьми, домашнее благоустройство (ремонт квартир, обуви, аппаратуры и т.п. своими силами). Во-вторых, отсутствует оценка негативных результатов функционирования производства (загрязнения окружающей среды, изменение климата, истощение ресурсов), что влечет уменьшение благосостояния общества. В-третьих, показатель ВВП не учитывает благосостояние общества, связанное с досугом: в условиях высокоразвитой экономики уровень доходов достаточен для качественного отдыха и увеличения свободного времени для значительной части населения, что равнозначно увеличению благосостояния страны. В-четвертых, в мире, в том числе и в России, трудности достоверного расчета макроэкономических показателей усугубляется наличием теневой экономики, масштабы которой в настоящее время не подлежат точной оценке. По мнению Госкомстата России, доля ее в структуре российского ВВП сейчас составляет порядка 20%.
2.23 Сущность системы национальных счетов Система национальных счетов представляет собой систему сбора и обработки информации о состоянии и результатах функционирования национальной экономики. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. Национальное счетоводство – комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования. Модель национального счетоводства ООН можно рассматривать как некоторую теоретическую концепцию, которая включает в себя: а) описание продукта и дохода нации, а также их движение с точки зрения равенства инвестиций и сбережений; б) модель межотраслевого баланса В. Леонтьева «затраты – выпуск»; в) анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающих встречное движение материальных благ и услуг. Практической реализацией данной концепции является система национальных счетов, т.е. конкретная статистическая система, базирующаяся на комплексе специальных балансов, в которых выражены равновесные состояния совокупности операций обмена между участниками экономических отношений. Национальное счетоводство выполняет для экономики в целом те же функции, что бухгалтерский учет для отдельного предприятия. Различные показатели, которые входят в систему национальных счетов, позволяют измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики. Информация, которую дают счета валового внутреннего продукта и национального дохода, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики. Система национальных счетов – статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны. Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основные структурные элементы системы национальных счетов: · экономические функции – производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; · экономические операции – индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.); · экономические агенты – субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные сектора); · объекты экономических операций – товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов. Все важнейшие показатели, используемые в макроэкономическом анализе, принципиально разделяются на три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической конъюнктуры. Потоки отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы – накопление и использование ценностей субъектами. Потоки представляют собой экономические параметры, значение которых измеряется в единицу времени, как правило, в расчете на год. К потоковым величинам относятся расходы на потребление (С), сбережения (S), инвестиции (I), государственные закупки (G), налоги (Т), экспорт (Е), импорт (Z) и. некоторые другие важнейшие показатели. Запасы характеризуют накопленный капитал, государственный долг, имущество, национальное богатство и т. д. Национальное счетоводство – это: 1) конкретная статистическая система таблиц (балансовых счетов); 2) система понятий, объясняющая, как образуются и распределяются доходы: Ø валовой национальный продукт (ВНП); Ø национальный доход (НД); Ø чистый национальный продукт; Ø налоги косвенные (НК); Ø валовой внутренний продукт (ВНП) Ø чистый национальный продукт (ЧНП) Примем обозначения: Х - валовой выпуск продукции на территории данной страны; Y - промежуточное потребление продукции в процессе производства в данном отчетно-статистическом периоде времени; Z - доходы резидентов данной страны, находящиеся в других странах; W - доходы нерезидентов, функционирующих на территории данной страны; Ф – часть стоимости оборудования, возмещенная продажей товаров и услуг
ВВП = Х - Y; ЧВП + ВВП – А; ВНП = ВВП + Z - W; ЧНП = ВНП – Ф; НД =ЧНП – НК (на бизнес)
Имущество (активы) – источник законного нетрудового дохода. К имуществу относятся как реальные активы, например реальный капитал (К), так и финансовые активы (акции, облигации), кроме того, выделяют имущественные права и интеллектуальную собственность. Портфель активов – совокупность активов, принадлежащих экономическому субъекту. Реальные денежные (кассовые) остатки – запас платежных средств, который экономический субъект желает держать в форме наличности. Между запасами и потоками в экономики существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями в других. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга. Состояние экономической конъюнктуры отражают следующие показатели: ставка процента (i), норма доходности капитального актива (r), уровень цен (Р), темп инфляции (п), уровень безработицы (u) и др.
2.39 Особенности переходной экономики России Если Россия будет придерживаться экономической теории капитализма, в чем пока не приходится сомневаться, то появляется объективная необходимость разработки механизма управления социально-рыночным хозяйством страны или отдельного региона. По нашему мнению, он должен включать в себя: • разработку экономической стратегии и концепции; • цель и средства развития социально-экономических хозяйств; • определение органов управления, ответственных за экономическую политику; • определение роли государства в развитии рыночных отношений; • избрание господствующих направлений экономического развития; • формирование денежно-валютной и бюджетно-кредитной политики; • определение структурной политики; • формирование внешнеэкономической политики. Попытаемся очень кратко раскрыть механизм их действия, положительные и отрицательные аспекты функционирования рыночного механизма. К сожалению, у нас пока нет четко разработанной концепции управления социально-рыночным хозяйством. Высшие органы управления пока не разработали и соответствующих моделей управления социально-рыночным хозяйством. Отсутствие концепции и разновидностей моделей управления не способствуют разрешению постоянно возникающих кризисных проблем как в самом обществе, так и в рамках отдельных коллективов предприятий, о чем свидетельствуют реальные процессы. Именно научно разработанная экономическая концепция должна быть направлена на свободное и экономически эффективное, стабильное, социально - справедливое устройство экономики и общественных интересов. Успешному управлению социально-рыночным хозяйством мешает множество пока нерешенных проблем, таких как жесткая структура факторов производства, отсутствие конкуренции, ценовой хаос, сверхдирективное регулирование со стороны государства, неконвертируемость валюты. Такая ситуация привела к кризису всей системы с верхних эшелонов управления до нижних. Несмотря на то, что у правительства России нет экономической теории, вместе с тем цели социально-экономической политики России все-таки имеются, хотя они носят декларативный характер. Это: • повышение благосостояния народа, доступность для большинства населения широкого круга благ, предоставляемых мировой цивилизацией, уверенность людей в завтрашнем дне на основе обладания собственностью и достаточного уровня социальных гарантий; • обеспечение прав и свобод граждан, завершение формирования гражданского общества, правового демократического государства, гарантий самоопределения и равноправия народов, целостности России; • процветание отечественной науки и культуры, сохранение природы, лучших традиций народов нашей страны, нравственности и духовности; • упрочение экономических и политических позиций России в мировом сообществе. Однако цели эти в большей степени политические, а не экономические, что еще раз подтверждает их декларативность. Если говорить о цели, то, в сущности, для любого общества она состоит в том, чтобы за счет внедрения эффективных методов управления экономикой получить максимум результатов, способствующих повышению качества жизни трудящихся. Достижение глобальной цели предполагает практическую реализацию других целей: • экономический рост Российского государства; • экономическая эффективность всей иерархии управления; • экономическая свобода сверху донизу; • экономическая обеспеченность каждого предприятия и каждого жителя страны; • полная занятость населения страны; • стабильный уровень цен в масштабе страны и регионов; • справедливое распределение доходов. Формирование социально-рыночного хозяйства и управление им неизбежно приводят к необходимости децентрализации управления, к сокращению директивных органов управления. Однако у нас децентрализация управления осуществляется с большими трудностями. Более того, разрушение административной системы не привело к сокращению директивных органов управления, так как сменились лишь вывески (министерство на ассоциации, концерны и т.д.). Условно экономический механизм управления можно подразделить на четыре блока и составляющие их элементы, каждый из этих блоков предусматривает как централизованное управление, так и управление с учетом развития разных организационно-правовых форм предприятий (рис. 1). Нельзя обойти роль государства в создании социально-рыночного хозяйства. Известно, что экономическая роль государства сводится к выполнению трех функций - это обеспечение эффективности, справедливости и стабильности. Задачи государства в этой области сводятся к созданию надежного правопорядка, обеспечению внутренней и внешней безопасности, стабильного валютного порядка, разработке инфраструктур, к обеспечению конкуренции, социальных гарантия, формированию налоговой политики. Государство должно проводить свою экономическую политику, применяя определенные конституирующие и регулирующие принципы, которые в свое время успешно применялись финансово-промышленными группами (ФПГ). Конституирующие принципы: • применение эффективной системы ценообразования; • достижение стабильности валюты; • развитие частной собственности; • обеспечение постоянства экономической политики; • обеспечение полной ответственности экономических субъектов за свои решения. Регулирующие принципы: • государственный контроль за монопольной политикой; • дифференциация распределения доходов; • выполнение требований по охране труда; • регулирование уровня заработной платы. Ни один социально-рыночный механизм не будет успешно функционировать, если не будет достигнута цель создания собственного мотивационного
2.40 Общая характеристика теневой экономической деятельности Теневой экономикой называют хозяйственную деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике. Масштабы и характер деятельности в сфере теневой экономики варьируются в широких пределах — от огромных доходов» извлекаемых из преступных предприятий (например, в наркобизнесе), до бутылки водки, которой «награждают» водопроводчика за починенный кран. Различные виды теневой деятельности имеют качественные отличия. Поэтому для правильного понимания проблем теневой экономики необходимо выделить ее основные сегменты, секторы. Основные секторы теневой экономики Для типологизации разновидностей теневой деятельности мы берем три критерия: их связи с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности. С этой точки зрения можно выделить три сектора теневой экономики: — «вторая» («беловоротничковая»), — «серая» («неформальная») и — «черная» («подпольная») теневая экономика. Вторая теневая экономика Субъекты: Менеджеры официального («белого») сектора экономики Неофициально занятые Профессиональные преступники Объекты: Перераспределение доходов без производства Производство обычных товаров и услуг Производство запрещенных и дефицитных товаров и услуг Связи с «белой» экономикой: Ø Неотрывна от «белой» Ø Относительно самостоятельна Ø Автономна по отношению к «белой»
Хотя изучение теневой экономии идет уже несколько десятилетий, у обществоведов до сих пор не сложился единый понятийный аппарат для ее анализа. «Вторая» теневая экономика— это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг. Получаемые одними людьми от «второй» экономики выгоды получены за счет потерь других людей. Серая теневая экономика «Серая» теневая экономика — разрешенная законом, но не регистрируемая экономическая деятельность (преимущественно мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. В отличие от «второй» экономики, которая неразрывно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» теневая экономика функционирует более автономно. В этом секторе либо самостоятельные производители сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензий, уплатой налогов и т. п., либо отчет о такой деятельности вообще не предусмотрен. Черная теневая экономика «Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) — запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. «Черная» теневая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая». «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников. Предложенную типологию не следует абсолютизировать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру. Причины развития теневой экономики Развитие теневой экономики является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования — бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т. д. Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты. С другой стороны, современная теневая экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на фетишизации прибыли, обожествлении дохода. «Протестантская этика» и прочие виды социального самоограничения могут приглушить эту жажду наживы, но не устранить. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш» отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутой своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» теневой экономики. Структура теневой экономики Теневая экономика неоднородна по своей структуре. Главными фигурами теневой экономики являются криминальные элементы (торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, сутенеры и т.п., в известной мере сюда относятся охваченные коррупцией представители органов власти и управления) и теневики-хозяйственники (в том числе предприниматели, коммерсанты, финансисты, банкиры, промышленники и аграрии, мелкие и средние бизнесмены, в том числе и «челноки»). В России до 80% хозяйствующих субъектов негосударственного сектора экономики находится под контролем криминальных сообществ, взимающих с них плату, в их числе более 500 банков, около 50 бирж, практически вся сеть мелкооптовой и розничной торговли. Две трети легализуемых средств, полученных таким путем, вкладывается в развитие криминального предпринимательства, пятая часть расходуется на приобретение недвижимости. Теневики-хозяйственники ведут и легальный бизнес, образуя перспективную основу будущего мощного среднего класса. Если «теневики-уголовники» предпочитают вариант незаконного (полузаконного) «отмывания» криминальных доходов, то «теневики-хозяйственники» заинтересованы в легализации доходов законными способами — посредством изменения действующих норм и законов. Теневая экономика в России сегодня достаточно велика, чтобы серьезно подрывать рыночные механизмы. А поэтому государству необходимо: • обеспечить благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (связанные с налоговой, приватизационной, внешнеэкономической и другими видами политики), придав этим действиям упреждающий по отношению к назревшему усилению карательных мер характер; • формировать новое отношение к отечественным предпринимателям, в том числе проживающим за рубежом, разрабатывать и реализовывать программы репатриации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России; • четко разграничить капиталы криминальных элементов и «теневиков-хозяйственников» и наладить определенный учет этого разграничения в правовых актах по борьбе с экономической преступностью и коррупцией, в хозяйственном законодательстве в целом; • наладить общественный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах «правового поля», связанный, в частности, с общедоступностью данных о правонарушениях в сфере экономики; • укрепить доверие к власти, что предполагает развертывание эф-фективной защиты населения от различного рода финансовых мошенничеств, защиту сбережений, капиталов и самого института частной собственности.
2.41 Последствия теневой экономической деятельности Последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему. Швейцарский экономист Дитер Кассел выделяет три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве: ─ «экономическая смазка» — сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а переливаются в «тень», возвращаясь в легальную после завершения кризиса); 1) «социальный амортизатор» — смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих); 2) «встроенный стабилизатор» -̶ теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т. д.). Однако в целом влияние теневой экономики на общество является скорее негативным, чем позитивным. Наибольший вред наносят «вторая» и «черная» разновидности теневой экономики. С одной стороны, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу о Date: 2015-08-06; view: 543; Нарушение авторских прав |