Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электронный консультант (часть первая) 5 page





13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не на­вязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойствен­ный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого чело­века, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

· облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

· повышение оперативности и эффективности работы рыноч­ных субъектов на основе специализации отдельных субъектов эко­номики и видов деятельности;

· организационное оформление рыночных отношений;

· облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

· подготовка специалистов для эффективного функционирова­ния рынка.

Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслужива­ющих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей эконо­мики, в том числе и на инфраструктуре рынка.

 

1.29 Понятие и виды цен

Цена денежное выражение товарной стоимости продукции (изделий), работ, услуг. Цены различаются по ряду признаков.

В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют:

• оптовые цены, по которым продукция реализуется крупными партиями в условиях так называемой оптовой торговли и не включают розничную торговую скидку;

• розничные цены, по которым товары продаются индивидуальным покупателям в относительно небольшом объеме;

• тарифы (расценки) — цены, по которым производится оплата услуг, например за пользование телефоном, за электроэнергию, газ, воду; за стрижку в парикмахерской, за ремонт квартиры.

По степени свободы цены делятся:

• на жестко фиксированные, твердые, назначаемые органами це­нообразования. Изменение такой цены в какую-либо сторону произ­водителем или продавцом товара преследуется по закону;

• регулируемые; их величина регулируется госорганами, но это воздействие ограниченно и чаще всего сводится к установлению верх­него предела цен на определенные группы товаров. Регулирование цен может также проводиться путем установления предельного уровня рентабельности. Это означает, что отношение прибыли к издержкам не должно превосходить заданного уровня, скажем, 50%;

• рыночные цены, свободные от непосредственного ценового вмешательства государственных органов. Они формируются под воз­действием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга меж­ду покупателями и продавцами. Переход от фиксированных государст­венных к свободным рыночным ценам называют либерализацией цен.

Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других характеристик цен, которые позволяют выделить следующие ее виды:

• аукционная — продажная цена товара, реализованного на аукционе. В основе цены аукционной лежит рыночная цена, однако цена аукционная может значительно отличаться от рыночной в связи с тем, что она отражает конъюнктуру локальных рынков уникальных и ред­ких видов товаров и во многом зависит от мастерства аукциониста;

• базисная — цена, установленная в момент заключения опцион­ной сделки, то же, что цена осуществления опциона;

• биржевого товара — складывается из биржевой котировки и над­бавки или скидки с нее в зависимости от качества товара, от места поставки, предусмотренного условиями типового биржевого контракта и других отклонений от него;

• государственная — цена, устанавливаемая государством;

• договорная (контрактная) — цена, фиксируемая в сделке по купле-продаже товара. Такие цены являются ценами реальных сделок, по­этому представляют наиболее достоверную информацию о ценах, что служит причиной держать их в коммерческой тайне; устанавливается по соглашению сторон и фиксируется в договоре (контракте);

• коммерческая — свободная (рыночная) цена, применяемая на товары, которые свободно продаются при наличии фиксированной государственной цены на такие же товары, распределяемые в централи­зованном порядке;


• котировальная — фиксируемая средняя типичная цена на товар за определенный период времени, определяется на основе контрактных цен и служит ориентиром при заключении новых контрактов (в том числе и на бирже);

• мировая — типичная цена товара, применяемая в международных контрактах; зависит от соотношения спроса и предложения на ми­ровом рынке и исчисляется в свободно конвертируемой валюте;

• проникновения — низкая первоначальная цена на какой-то товар, устанавливаемая с целью немедленного достижения массового спроса на рынке;

• расчетная — единая цена каждой фьючерсной позиции на данный день; устанавливается расчетной палатой (как правило) на основе ценных сделок, совершенных в последнюю минуту перед окончанием торгов; применяется для подсчета депозитов и для определе­ния цен, по которым ликвидируются фьючерсные контракты в случае поставки реального товара;

• трансфертная — цена, используемая при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же компании; ее значение возрастает с увеличением объема внутрифирменной тор­говли;

• фьючерсная — цена по биржевым фьючерсным сделкам;

• цена замены — количество товаров и услуг, которое нужно отдать в обмен на другие товары и услуги.

В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях наряду с текущими используются сопостави­мые цены. Их использование актуально, например, при изменении цен в процессе инфляции.

В ходе осуществления планово-управленческих работ используют­ся прогнозные и плановые цены. На основе прогнозных цен планиру­ется деятельность фирмы в условиях рыночной экономики, разраба­тываются проекты и программы, составляются государственные планы-прогнозы, именуемые индикативными планами.

Классическая экономическая теория исходит из того, что в основе цены лежит стоимость, величина которой определяется затратами тру­да. Поэтому цена в ее интерпретации есть денежное выражение стои­мости товара и определяется прежде всего издержками на его произ­водство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы.

Маржиналистская концепция полагает, что в основе стоимости (ценности) товара лежит его полезность для потребителя, точнее, пре­дельная полезность, что именно соотношение предель­ных полезностей обмениваемых товаров и обусловливает пропорции их обмена, т.е. цены.

И все же на практике именно согласно закону равновесия спроса и предложения формируется цена любого товара. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия.

Неоклассическая теория в лице ее основателя Альфреда Маршалла предложила свой взгляд на рыночную цену и ценообразование. Подход Маршал­ла является синтезом классического и маржиналистского подходов к цене. Маршалл исходил из того, что цена формируется в ходе своеоб­разного компромисса между покупателями и продавцами как предель­но допустимая со стороны спроса и со стороны предложения. Он выде­ляет цену спроса и цену предложения товара, которые характеризуют два взаимодействующих между собой принципа ценообразования.

Цена спроса, по А. Маршаллу, — это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателя в течение определенного периода времени. Обусловлена она степенью полезности то­вара. Одновременно это и максимальная цена, за которую покупатели согласны купить товар или услугу. Выше ее рыночная цена подняться не может, так как у потребителей нет денег на покупку.


Цена предложения это цена, по которой товар поступает в продажу на конкурент­ный рынок, или это предельно минимальные цены, по которым производители готовы продать свою продукцию или услуги. В основе этой цены лежат издержки производства товара. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, так как тогда производство и сбыт становятся убыточными. Подобную модель ценообразования можно назвать двухфакторной.

 

1.30 Структурные элементы цен и ценовая политика предприятия

Формирование различных видов цены продукции предприятия-производителя, ее ос­новные элементы представлены на рис. 1.

В условиях рыночной экономики значение цены огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материаль­ных потоков, распределение товарной массы; Цена оказывает вли­яние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества.

Именно цены, выполняя распределительную функцию, устанав­ливают пропорции в обмене, да не только в обмене, но и во всей эконо­мике (пропорции между производством и потреблением, различными отраслями, сферами, регионами экономики).

Выполняя стимулирую­щую функцию, цены стимулируют рост эффективности общественно­го производства, использования научно-технического процесса, вне­дрение новой и конкурентной продукции в производство и потребле­ние. Учетная функция цены способствует контролю за расходованием средств фирмы и за ее финансовым состоянием.

Ценовая политика фирмы — важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий.

гий и другие аспекты (рис. 2).

 

Рис. 1 Структурные элементы цены

Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости; максимизация прибыли; удержание рынка.

Обеспечение выживаемости (сбыта) фирмы — главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичным товарами. Важными компонентами данной ценовой политики делаются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.

К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма, делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают в будущем максимальную прибыль.


Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. Для достижения этой цели фирма предпринимает все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.

 


Рис. 2 Ценовая политика предприятия в системе маркетинга

 

Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов, а именно, спроса и предложения, издержек производства, цен кон­курентов и др. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, которую может установить фирма. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минималь­ную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают пове­дение конкурентов и цены на их продукцию.

 

 

1.31 Мотив прибыльности как важный элемент рыночной экономики.

Влияние спроса на рыночную цену продукта (услуги), Закон спроса.

Изменение спроса

В странах с рыночной экономикой ключевыми элементами, которые определяют, кому быть богатым, а кому - бедным, являются рыночная система ценообразования, конкуренция и частная собственность.

Помимо покупателей и продавцов, признаками рыночной экономики являются еще несколько важных элементов. Один из них - частная собственность, т.е. право отдельных людей и фирм владеть средствами производства. Частная собственность побуждает людей производить товары, которые могут быть проданы и принесут прибыль, которая является вторым важным элементом в рыночной экономике. Ее еще часто называют мотивом прибыльности, который заставляет производителей изготавливать товары, пользующиеся спросом у покупателей, и поставлять их на рынок по той цене, по которой их могут купить.

Этот же мотив прибыльности заставляет продавцов производить продукт с наименьшими затратами, потому, что снижение затрат позволяет: 1) повысить прибыль, то есть разницу между продажной ценой и затратами; 2) снизить цены в борьбе с конкурентами; 3) сделать и то, и другое.

Производители, которые производят то, что надо, и сколько надо, могут рассчитывать на прибыль. Если же они производят слишком много или слишком мало, устанавливают очень низкие или очень высокие цены, то они могут остаться без прибыли. Помимо этого, они часто даже несут убытки.

Рынок представляет собой механизм сведения вместе покупателей и продавцов, предполагающий свободу в выборе партнеров. Очевидно, что большинство людей и предприятий действуют одновременно и как покупатели и как продавцы. Но в дальнейшем удобнее считать их покупателями, когда они приобретают что-то, и продавцами, когда они чем-нибудь торгуют.

Почему при рыночной экономике так важны цены? Покупатели «вступают в рынок», имея намерение купить конкретный предмет за определенную цену. При высоких ценах всегда меньше покупателей. Рост и падение цен также говорят о запасах товаров и услуг. Цены влияют на производителей, побуждая их увеличивать или уменьшать выпуск товаров. Рост цен привлекает новых производителей, и наоборот, падение цен выталкивает часть производителей с рынка. В свою очередь, что же заставляет цены расти и падать в рыночной экономике?

Экономически взаимодействие покупателей и продавцов отражается во взаимодействии спроса, отражающего интересы покупателей по приобретению товара, и предложения, отражающего интересы продавцов в продаже данного товара.

Важность спроса и предложения заключается в том, что рыночная экономическая система является ценоуправляемой. Это означает, что когда спрос и предложение могут меняться свободно, цена сама отвечает на вопросы Что, Как и Кто.

Что из товаров и услуг будет произведено. Основная цель производителей - получение прибыли, следовательно, решение, производить или нет определенные товары, будет зависеть от того, смогут ли производители получить прибыль при той цене и при том количестве товара, которое устроит покупателя.

Как товары и услуги будут произведены. Рыночная система отвечает на этот вопрос тем, что она поощряет снижение себестоимости и наказывает тех, кто не делает этого. При сохранении рыночных цен снижение себестоимости позволяет увеличить прибыль.

Кто воспользуется произведенными товарами и услугами. Рыночные цены дают способ ограничить потребление дефицитных ресурсов. Тем самым они определяют, кому достанутся товары и услуги, а кому нет.

Спросом называется количество товара или услуги, которое желают и могут приобрести покупатели в определенном месте, по определенной цене и за фиксированный период времени.

Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара Р и цен других товаров (Ра, Рb,...); от доходов покупателей и от их вкусов и предпочтений. При изменении значений указанных факторов изменится и объем спроса, т.е. максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом (1):

Qd = f (P, Pa, Pb,..., L, T, W) (1)

где:

Qd - объем спроса на данный товар в единицу времени;

Р, Ра, Рb,... - цены данного и других товаров;

L - денежный доход;

Т - вкусы и предпочтения потребителей;

W - накопленное имущество.

Допустим, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного - цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Логично предположить, что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается (рис. 1).

 
 


 

 

Рис. 1 Изменение объема спроса при изменении цены

 

 

Закон спроса формально описывает ограничивающий эффект цен. Он утверждает, что при прочих равных условиях по низкой цене будет куплено больше товаров, чем по высокой. Или, что то же самое, при прочих равных условиях величина спроса изменяется в обратной зависимости от цены (рис. 1).

При движении по кривой спроса вправо и вниз объем спроса увеличивается с одновременным уменьшением цены; при движении влево и вверх объем спроса падает с увеличением цены. «Скольжение» происходит вдоль одной и той же кривой спроса, поскольку значения всех факторов, влияющих на спрос (за исключением цены), остаются неизменными. Таким образом, термин «объем спроса» относится к какой-либо отдельной точке линии спроса.

Функция спроса показывает, что цена оказывает основное, но не единственное влияние на количество любого товара или услуги, которые требуются покупателю. Изменение дохода, различные вкусы и предпочтения, цены на взаимосвязанные (заменяющие и дополняющие) товары, изменения в ожидании будущих цен, климатические или сезонные изменения, изменение количества населения и экономический принцип убывания предельной полезности могут объяснить сдвиг всей кривой спроса вправо или влево. В этих случаях говорят об изменении спроса.

 
 

 

 


 

 

 

Рис. 2 Изменение объема спроса при постоянной цене

 

Из рисунка 2 видно, что сдвиг линии спроса ведет к изменению объема спроса при некоторой постоянной цене. Отметим также, что одному и тому же объему спроса при сдвиге линии спроса соответствуют разные цены спроса.

 

1.32 Влияние предложения на рыночную цену продукта (услуги)

Очевидно, что от цены должен зависеть и объем предложения данного товара. Объемом предложения называют максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся цены данного и других товаров, характер технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природно-климатические условия. Функцией предложения называют зависимость объема предложения от перечисленных выше факторов.

В общем виде функция предложения имеет вид (1):

Qs = f (P, Pa, Pb,..., K, C, Z) (1)

где: Qs - объем предложения данного товара в единицу времени;

Р, Ра, Рb,... - цены данного и других товаров;

K - характер применяемой технологии;

C - налоги и дотации;

Z - природно-климатические условия.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (Р), предположить неизменными, то от функции предложения (5) можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены (2):

Qs = f (P) (2)

Практика подсказывает нам, что по более высокой цене на рынке в большинстве случаев предлагается большее количество единиц товара.

Закон предложения гласит, что его величина изменяется в прямой зависимости от изменения цены, то есть объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена. Графическим изображением функции предложения от цены является кривая предложения (рис. 1).

В «нормальном виде» кривая предложения направлена вверх и вправо. Другими словами, по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров и услуг, а по мере их падения — меньшее. В этом случае говорят об изменении объема предложения.

Рассмотрим вначале зависимость объема предложения от одного фактора - цены данного товара при прочих неизменных условиях.

 
 

 

 


 

 

Рис. 1 Изменение объема предложения при постоянной цене

Естественно предположить, что производитель, если на него не оказывается неэкономическое давление, действует, соблюдая свои собственные интересы. Это означает, что принимая решение об объеме производства для предложения на рынке, производитель будет всякий раз выбирать такой объем производства, который обеспечит ему наибольшую прибыль.

Выясним, какой объем производства обеспечит производителю максимальную прибыль при каждом значении цены товара. Очевидно, что каждая следующая выпускаемая единица продукции не только обещает увеличение общей выручки, но и требует с другой стороны, увеличения издержек.

Итак, выпуск дополнительной единицы продукции вызовет увеличение общей выручки на некоторую величину, которую экономисты называют предельной выручкой, и одновременное увеличение общих издержек на величину, которую называют предельными издержками. Если предельная выручка больше предельных издержек, то прибыль производителя увеличивается. А как изменяется соотношение между предельной выручкой и предельными издержками с изменением объема производства?

Довольно просто дело обстоит с предельной выручкой. П ри данном значении цены товара каждая следующая выпускаемая единица товара прибавляет к общей выручке ту же величину, что и предыдущие единицы. Предельная выручка равна цене.

Как же изменяются предельные издержки с изменением объема производства? Поскольку наша задача состоит в определении характера функции предложения от цены при прочих неизменных условиях, постольку эти прочие условия (цены ресурсов, уровень технологии и т.д.) остаются неизменными и причину любого изменения предельных издержек следует искать в характере самого процесса производства, в производительности используемых ресурсов (факторов производства).

На объем предложения товара, кроме цены самого товара, влияют такие факторы, как: цены ресурсов, уровень технологии, цены других товаров и деятельность государства.

Предложение, так же как и спрос, может изменяться под воздействием неценовых факторов самого товара, к которым относятся;

- изменение цен на другие товары, приводящее к "переливу" ресурсов (уход фирм из отрасли и выход на рынок новых фирм);

- природные катастрофы, политические события, технологические изменения, налоговая политика и т.д.

Если изменится не цена товара, а значение какой-нибудь другой из переменных функции (2), то будет иметь место сдвиг кривой предложения (рис. 2).

 
 


Р

 

 

Количество товара
Р0

 

Q2 Q1 Q

 

Рис. 2 Изменение предложения под неценовым влиянием

 

В этом случае говорят не об изменении объема предложения, а об изменении предложения.

Таким образом, под воздействием ценового фактора изменения спроса и предложения происходят по их кривым, а под воздействием неценовых факторов происходит сдвиг кривых спроса и предложения в сторону увеличения или уменьшения количества реализуемого товара (сдвиг кривых D и S вправо или влево).

1.33 Понятие о частном и общем экономическом равновесии

Теперь известно, что спрос на товар зависит не только от его цены, но и от цен всех заменяющих и дополняющих его товаров. Точно так же и предложение товара зависит от цен на все эти товары, а также на производственные ресурсы. Очевидно, что нарушение соответствия спроса и предложения на рынке одного товара окажет влияние на множество других рынков, а это, в свою очередь, может вызвать ответное воздействие на рынок данного товара. Вопрос лишь в силе таких влияний.

Существует два подхода к проблеме экономического равновесия спроса и предложения. Один из них - с позиций частного равновесия, когда рассматриваются один или несколько рынков, взятых изолированно от остальной экономики. Другой - с позиций общего равновесия, когда рассматривается вся экономическая система в целом со всеми ее внутренними связями и взаимными влияниями. Выбор метода анализа в каждом случае зависит от цели исследования и конкретной рыночной ситуации.

Как правило, изучение конкретного рынка можно достаточно успешно проводить с позиций частного равновесия, анализируя один или несколько тесно связанных между собой рынков. В то же время методы общего равновесия являются единственно возможными, если речь идет о влиянии общего роста цен, повышении заработной платы и других процессах, затрагивающих в равной мере все секторы экономики.

Понятие частного равновесия

Совместим линии спроса и предложения на одном графике (рис. 1). Линия D является графическим изображением функции спроса от цены, линия S - функции предложения от цены. Сами по себе цены не могут сказать нам, при какой цене действительно произойдет купля-продажа. Однако пересечение этих двух кривых имеет очень важное значение.

 

Р Цена Равновесная цена


D S

 

 

Равновесие спроса

E и предложения

Рe

 

Qe Q

Количество товара

Рис. 1 Равновесие на рынке

 

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается равновесная рыночная цена, которая находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя и продавца — ни один из них не может пожаловаться на невозможность купить или продать товар. Вместе с тем рыночная цена является важнейшим информационным фактором для людей, которые планируют свою деятельность в процессе "купли-продажи" на основе этой информации.

Рыночная цена - это именно та цена при которой спрос равен предложению и товар или услуги действительно могут быть обменены на деньги. В состоянии равновесия спроса и предложения рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению.

Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке. Пусть реальная рыночная цена будет выше равновесной, предположим, Р1>Ре (рис.2). При такой цене объем спроса составит Qs1, тогда как объем предложения Qd1. В этом случае производители предпочтут несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Таким образом избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену Р.

Теперь рассмотрим случай, когда реальная цена будет ниже равновесной, например, Р2<Ре. Тогда объем спроса Qs2 окажется выше объема предложения Qd2, товар станет дефицитным. Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса будет оказывать повышающее давление на цену Р.

 
 


Р S D

 

Р1

E

Рe

 

Р2

 

 

Qd2 Qs1 Qe Qd1 Qs2 Q

 

Рис.2 Дефицит и избыток на рынке

 

Этот процесс будет, очевидно, продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне Ре, при котором объемы спроса и предложения равны. Равновесие на рынке, рассмотренное нами, при определенных условиях оказывается устойчивым: любое отклонение цены от положения равновесия приводит в действие силы, которые возвращают рынок в исходное состояние.







Date: 2015-08-06; view: 878; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.049 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию