Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Электронный консультант (часть первая) 3 page
Что касается нашей страны, то натуральное производство оказалось очень сильно развито в сельском хозяйстве. Оно еще больше увеличилось в 1990-х гг. За этот период доля личных подсобных хозяйств в общем производстве сельскохозяйственной продукции (в том числе товарной) повысилась с 24 до 59%. Таким способом население стало в большей мере обеспечивать себя необходимыми видами продовольствия. Таким образом, современная экономика как в нашей стране, так и во всем мире в целом является смешанной в том отношении, что соединяет товарные - как ведущие и определяющие - и нетоварные связи.
1.16 Продукты натурального и товарного хозяйства и их полезность. Общее свойство всех благ Всякий экономический продукт имеет непременное качество ─ полезность, т. е, способность удовлетворять какие-то потребности людей. Полезность продукта может показаться очень простым и ясным признаком. Ведь речь идет о натурально-вещественных свойствах предметов потребления (скажем, хлеба, обуви и т. п.) и средств производства (например, трактора, компьютера и т.д.). Однако при внимательном ознакомлении с этим признаком возникают непростые вопросы. Первый вопрос: всякий ли произведенный людьми продукт приносит им пользу? В экономической теории под потребностью подразумеваются многообразные человеческие нужды, которые могут порождаться как биологическими, так и духовными, социальными обстоятельствами, даже фантазией. Правда, медицина установила, что некоторые продукты приносят вред здоровью человека (скажем, табачные изделия, алкоголь). Поэтому общество выступает против их опасного распространения. В уголовном порядке преследуются действия, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой либо сбытом наркотических или психотропных веществ. Второй вопрос: сколько полезностей имеет каждое благо? Люди постоянно открывают полезные качества вещей на практике и с помощью науки на протяжении многих веков. Сейчас установлено, что материальные блага имеют, как правило, множество нужных людям свойств, или, образно говоря, пучок полезностей. Так, опытная домашняя хозяйка хорошо знает, сколько разных блюд она может приготовить, скажем, из куска мяса. Наконец, третий вопрос: как полезности разных продуктов взаимосвязаны между собой? Этот вопрос приобрел важное практическое значение в странах с развитой экономикой. Здесь сейчас достигнуто огромное разнообразие производимых благ, что позволяет удовлетворять сложные разные по своему характеру потребности людей. Одновременно для производителей и потребителей возрастают возможности выбора полезностей. Для них становится необходимым правильно определить степень экономической выгодности создания и потребления тех или иных продуктов. В связи с этим на практике встречаются три варианта соотношения полезностей вещей. В первом случае мы встречаем взаимозаменяемые продукты. Если растет потребление одного из них, то снижается использование другого. Примерами могут служить, положим, пары вещей: сливочное масло и маргарин, кефир и простокваша. В другом случае приобретаются взаимодополняемые блага. Они сопутствуют друг другу и потребность в них одновременно увеличивается или снижается. Это, скажем, фотоаппарат и фотопленка, видеомагнитофон и кассеты к нему. В третьем случае обнаруживаются независимые продукты, или, иначе говоря, не сопряженные, «самостоятельные» блага. Потребности в этих вещах никак не связаны между собой (например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы). Тем не менее остается невыясненным вопрос: различаются ли между собой продукты натурального и товарного производства? Чем различаются продукты натурального и товарного производства Продукты двух типов организации производства вполне естественно различаются по названию: в натуральном хозяйстве создается натуральный продукт, а в товарном — товар. Однако за этими неодинаковыми наименованиями благ скрываются их важные качественные отличия. Так, с одной стороны, и натуральный продукт, и товар, несомненно, имеют общее исходное свойство — полезность. С другой стороны, важно видеть, насколько велико различие двух типов благ по их экономическому назначению - по организационно-хозяйственным отношениям между людьми. Ибо в первом случае продукт создается для внутреннего потребления в замкнутом хозяйстве, а в другом случае предназначается для его продажи другим людям на рынке. Обыденное мышление часто отождествляет экономические свойства продуктов двух типов организации производства. Определенным основанием для этого служит тот факт, что, скажем, по своим природным свойствам яблоки определенного сорта не различаются между собой, будь они собраны в собственном саду или же приобретены на рынке. Однако если мы признаем, что всякий товар - полезная вещь, то можно ли считать наоборот, что в развитом товарном хозяйстве любое благо - это товар? Ответ мы получим, если сможем уяснить: в каких случаях полезная вещь - товар? Для этого последовательно разберем три дилеммы. 1-я дилемма. Все блага, используемые для потребления, можно подразделить на два вида: а) созданные природой (вода, дикорастущие плоды и т. п.) или б) произведенные трудом. В каком случае мы имеем дело с товаром? Очевидно, что товаром мы признаем не даровой продукт природы (лавровый лист), а то, на что затрачен человеческий труд, требующий соответствующего возмещения. 2-я дилемма. Все изготовленные трудом полезные вещи можно разделить на две группы: а) созданные для себя и б) произведенные для других людей. Что здесь можно признать товаром? Разумеется, товарами не могут быть изделия, приготовленные для собственных нужд (как в натуральном хозяйстве). Ими будут вещи, созданные для иных людей, т. е. общественные полезности. 3-я дилемма. Общественные полезности также бывают двух видов: а) отчуждаемые другим людям безвозмездно и б) передаваемые на рынке потребителям путем эквивалентного (равноценного) обмена на иную вещь. Естественно, не будут товарами изделия, достающиеся иным лицам бесплатно (например, подарок или продукт, который раб отдает господину безвозмездно). Продаваемая на рынке полезная вещь предполагает эквивалентное возмещение. Стало быть, теперь мы смогли найти логически обоснованный ответ на вопрос о том, когда полезное благо является товаром. Заодно определили отличительные особенности товара по сравнению с натуральным продуктом. Товар - это созданная трудом общественная полезность, предназначаемая для эквивалентного обмена на рынке на другой товар. Из данного определения видно: товар при обмене на равноценный продукт получает на рынке меновую стоимость. Меновая стоимость - способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях (соотношениях) обмена. Например, на рынке можно приравнять друг к другу (цифры условные): 10 м хлопчатобумажной ткани, 1 стол, 40 кг картофеля и пр. Такие обменные операции можно представить в алгебраическом виде: хА = уВ = zС =..., где А, В, С - полезные вещи; х, у, z — количественные пропорции обмена. Подобное равенство меновых соотношений повседневно и миллиарды раз повторяется в практике рынка. Оно кажется обычным и понятным всем людям. Если задуматься о меновом равенстве, то окажется, что здесь неясно главное: что в товарах, чему и почему равно? В самом деле, равны ли обмениваемые, а следовательно, приравненные друг к другу товары как полезности? Совершенно очевидно: в обмене представлены разнородные блага (ткань, стол, картофель - как в приведенном здесь примере). Ведь никто не продает какое-то благо определенного вида за одинаковую по качеству полезность. Полезные вещи несопоставимы и в количественном отношении: ткани измеряются в метрах, столы - в штуках, картофель - в килограммах и т. д. Выходит, что на рынке с товарами происходит нечто непонятное. Здесь в определенных количествах обмениваются продукты, которые — как это для всех очевидно - совершенно несопоставимы и качественно, и количественно. Загадочным является вопрос: почему в таком случае в рыночном обмене устанавливается меновое равенство? Экономическая теория дала ответ на этот вопрос в XVIII-XIX вв. Тогда было признано: общим содержанием менового равенства является одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах. Это положение можно записать в алгебраическом виде следующим образом: хА = уВ = zТ = Sт , где Sт — стоимость товаров, делающих их равноценными. Значит, всякий товар имеет два свойства: 1) видимый признак — полезность и 2) внутренне присущий ему — стоимость. Но на данном выводе нельзя, как говорится, ставить точку. Чтобы лучше разобраться в производстве и обмене товаров, важно выяснить существо стоимости, воплощенной в товарах. 1.19 Сущность, функции и экономическая роль денег
Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения, без разветвленной, гибкой и многообразной системы кредитных отношений. Макроэкономическая нестабильность проявляется в форме инфляции и сопровождается ростом цен на товары и обесцениванием денег. Деньги - это особый товар, исполняющий роль всеобщего эквивалента. Сущность и предназначение денег наиболее полно можно представить, уяснив их функции. До относительно недавнего времени считалось, что деньги выполняют пять функций, одновременно являясь: мерой стоимости; средством обращения; средством накопления, сбережения и образования сокровищ; средством платежа и мировыми деньгами. Деньги как мера стоимости. Деньги измеряют стоимость всех товаров. Причем измерение стоимости товаров деньгами происходит идеально, т. е. у владельца товара необязательно должны быть наличные деньги. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Существует понятие масштаба цен. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество золота или серебра, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех других товаров. При золотом обращении масштаб цен предполагал установление денежной единицы, приравненной к определенному количеству золота. Благодаря денежной системе нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он мог бы быть обменен. Использование денег в качестве общего эквивалента означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу. В каждой стране установлена собственная денежная единица, выступающая мерой стоимости для всех обращающихся на рынке товаров и услуг. Механизм реализации этой функции на мировом рынке связан с переводом одной национальной валюты в другую, т.е. с переходом из одного масштаба цен в другой (при условии взаимной конвертируемости национальных валют). Деньги как средство обращения. В этой функции деньги выступают в качестве посредника в обращении и должны присутствовать реально. Функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги - бумажные и кредитные. В настоящее время господствующее положение заняли так называемые кредитные деньги: векселя, чеки, банковские кредитные карточки. Деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. Деньги как средство накопления, сбережения и образования сокровищ. Деньги, изъятые из обращения с целью накопления, выполняют функцию средства образования сокровищ. Поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они являются наиболее удобной формой хранения богатства. Владение деньгами за редким исключением не приносит денежного дохода, который извлекается при хранении богатства, например, в форме недвижимого имущества (собственности) или ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.). Однако деньги имеют то преимущество, что они могут быть безотлагательно использованы фирмой или домашним хозяйством для любого финансового обязательства. Рыночная система создает возможности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, приносящий прибыль. Деньги как средство платежа. Эта функция денег проявляется, прежде всего в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. Если товар продается в кредит, то средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в деньгах долговые обязательства, например векселя. Однако по истечении срока кредита покупатель обязан уплатить продавцу-кредитору сумму денег, выраженную в долговом обязательстве. Будучи орудием погашения долгового обязательства, деньги выполняют функцию средства платежа. Функция мировых денег. Вначале золото использовалось на мировом рынке как всеобщее средство платежа. Со временем расчеты во внешнеторговых сделках стали производиться путем зачета долговых обязательств через банки. Наличное золото перевозилось только в случае, если долг не погашался взаимными расчетами. Отмена золотого стандарта привела к тому, что отпали две функции денег, которые не могут осуществляться без золота: деньги как средство образования сокровищ и мировые деньги. В современных условиях деньги выполняют четыре функции, выступая как: мера стоимости, средство обращения, средство накопления и сбережения, средство платежа (рис. 1). Деньги находятся в постоянном движении между тремя макроэкономическими субъектами: домохозяйствами, бизнесом и государственными органами. Движение денег при выполнении ими своих функций представляет собой денежное обращение. Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной. Наличное денежное обращение - движение наличных денег и выполнение ими двух функций - средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются: для обеспечения кругооборота товаров и услуг; для расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по платежам населения за коммунальные услуги; при оплате ценных бумаг и др.
Рис. 1 Основные функции денег в современной экономике
Наличное денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Значительно более важную роль, чем металлические монеты, играют бумажные деньги. В России бумажные деньги были выпущены в 1769 году при Екатерине II. Это были ассигнации, свободно обмениваемые на серебряную монету. Эмиссию (выпуск) наличных денег осуществляет центральный (государственный) банк. Безналичное обращение - это перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей и Других кредитных инструментов. Особенно быстрыми темпами внедряются в механизм платежных отношений электронные деньги. На базе электронных денег возникли кредитные карточки. Закон денежного обращения устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа. Существуют различные теоретические подходы к определению оптимального количества денег в обращении. В рамках количественной теории денег (основоположники этой теории Ш. Монтескье, Д. Локк, Д. Юм) за основу анализа берется тождество, известное как уравнение обмена: МV = РY, (1) где М - количество денег, находящихся в обращении; V - скорость обращения денег; Р - абсолютный уровень цен; Y - реальный объем производства. Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период. 1.20 Денежная масса и уровень цен. Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке Трансформацию количественной теории денег осуществили представители неоклассической школы А. Маршалл и И.Фишер. Широко используется математическая формула Фишера, показывающая зависимость уровня цен от денежной массы: MV = PQ (2) где: Q - количество обращающихся товаров; М - количество денег, находящихся в обращении; V - скорость обращения денег; Р - абсолютный уровень цен. Исходя из формулы (2) количество денег в обращении (объем денежной массы) определяется следующим образом: М = РQ/V (3) Уравнение обмена Фишера выражает количественные зависимости между суммой товарных цен и обращающейся денежной массой. Денежная масса - это совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Денежная масса включает различные виды денег или денежные агрегаты. Данные денежные агрегаты отличаются разной степенью ликвидности. Ликвидность различных видов денег - это их способность быть обращенными в наличные деньги и истраченными на покупку товаров. Наличные деньги (например, рубли в России) ликвидные на 100 %, ибо на них можно незамедлительно приобрести различные виды товаров. Менее ликвидными являются срочные вклады в сберегательном банке, ценные бумаги. Денежная система - это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 12. 04. 1995 г., определившим ее правовые основы. Официальной денежной единицей (валютой) в Роcсии является рубль. Денежный рынок обычно рассматривается как часть финансового рынка, которая отражает спрос и предложение денег. На денежном рынке взаимодействуют спрос и предложение денег и на этой основе формируется равновесная цена денег. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении. Денежное предложение складывается из денежных агрегатов (обладающих ликвидностью). Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйствующие субъекты. Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций и на денежном рынке. Важнейшая из них - равновесие между спросом и предложением денег. Теоретический анализ спроса на деньги и изучение условий равновесия на денежном рынке привели к возникновению двух основополагающих экономических школ в этом вопросе и, соответственно, к разработке двух базисных макроэкономических моделей: монетаристской и кейнсианской. Суть монетаристской теории спроса на деньги состоит в следующем. Монетаристы подчеркивают исключительно важную роль денег в процессе хозяйственного развития, считая, что именно изменение денежной массы имеет первостепенное значение для объяснения циклического развития рыночного хозяйства. Основоположник современного монетаризма лауреат Нобелевской премии по экономике М. Фридмен утверждает, что существует стабильная функция спроса на деньги. Желаемый населением денежный запас составляет некоторую устойчивую долю номинального валового национального продукта. Если фактический денежный запас у населения превосходит его желаемый уровень, люди попытаются избавиться от дополнительных денег, делая это либо путем увеличения своих расходов, либо путем изменения структуры своих активов (например, покупая ценные бумаги). Поскольку эти шаги увеличат совокупный спрос, цены возрастут, но и производство при этом должно расшириться. Важным постулатом монетаризма является утверждение, что предложение денег определяется не спросом на них, а правительством. Такой внешний характер предложения денег обусловлен способностью Центрального банка страны жестко и эффективно контролировать величину денежной массы. Кейнсианская теория внесла новые аспекты в объяснение спроса на деньги. В кейнсианской терминологии спрос на деньги — это предпочтение ликвидности. Дж. М. Кейнс выдвинул гипотезу о трех психологических мотивах, побуждающих людей хранить сбережения в денежной (т.е. ликвидной) форме: трансакционный мотив, спекулятивный мотив и мотив предосторожности. Трансакционные (от англ. сделка) остатки денежных средств хранятся людьми в целях осуществления сделок, связанных с поддержанием заданного уровня денежного дохода. Желаемый для индивида уровень трансакционных остатков составляет постоянную долю его денежного дохода. Спекулятивный мотив хранения денежных остатков продиктован тем, что в условиях неопределенности и риска, существующих на финансовом рынке, спрос на деньги в значительной степени зависит от уровня дохода по облигациям. Повышение нормы банковского процента за приобретение денег повлечет за собой понижение курса облигаций и увеличение денежных остатков. Если существующая на рынке высокая норма банковского процента понизится, то можно ожидать повышения курса облигаций (за счет повышения спроса) и есть смысл поместить свои средства в облигации. Мотив предосторожности связан с риском потери капитала. Если индивид считает, что процентная ставка в будущем повысится настолько, что это принесет чистый убыток от облигаций, то он будет хранить сами деньги. Этот мотив очень близок к спекулятивному мотиву и также связан с изменением ставки процента. Таким образом, Кейнс ввел в экономическую науку так называемую проблему портфельного выбора, которая заключается в поиске ответа на вопрос: какова должна быть оптимальная структура активов данного лица (т.е. соотношение доли денежных средств и доли облигаций). Рассмотренные выше теоретические проблемы актуальны для решения сложных вопросов государственного регулирования рыночного хозяйства и имеют большое практическое значение. Различают три вида спроса на деньги: спрос на деньги для проведения сделок; спрос на деньги со стороны активов и общий спрос на деньги. Спрос на деньги для сделок связан с тем, что люди нуждаются в деньгах для оплаты приобретаемых товаров и услуг. Количество денег, необходимых для заключения сделок, определяется стоимостью валового национального продукта. Денег в обращении должно быть не больше, но и не меньше их необходимого количества. Превышение денег над необходимым количеством приводит к инфляции, а недостаток денег ведет к неплатежам, затовариванию, сокращению производства. Спрос на деньги со стороны активов связан с желанием людей иметь деньги как средство сбережения в различных формах: в виде облигаций, акций, наличных деньгах или чековых вкладах. Активы - это все принадлежащие человеку блага. Преимущество денег как вида активов заключается в их ликвидности. Но недостаток денег по сравнению с другими формами финансовых активов заключается в том, что они не приносят дохода в виде процента. Чем выше ставка банковского процента, тем менее выгодно держать деньги на руках. Общий спрос на деньги — это сумма спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов. Общий спрос на деньги зависит от стоимости ВНП и процентной ставки. Если объединить спрос и предложение денег, можно определить равновесную процентную ставку. Пересечение кривой спроса на деньги и кривой предложения денег укажет равновесную цену, представляющую собой равновесную ставку процента, т.е. цену, уплачиваемую за использование денег. Предложение денег можно изменять с помощью правительственных мер. Правительство с помощью Центрального банка должно держать под контролем денежное предложение, т. е. эмиссию наличности и кредитных денег. Изменение предложения денег имеет весьма важные последствия для экономики страны. Если предложение денег увеличится, люди будут изменять структуру своих активов - уменьшать денежные запасы и увеличивать свои финансовые активы. Это приведет к росту цен на товары, облигации и акции и снижению процентной ставки за использование денег. Если предложение денег будет меньше чем спрос на них, то люди снова будут предпринимать попытки изменить структуру своих активов, в частности, сокращать свои покупки. Это приведет к снижению рыночных цен. Понизятся цены и на финансовые активы. Процентная ставка за пользование кредитами будет расти. Таким образом, оказывая влияние на величину денежного предложения, можно влиять на состояние экономики в целом.
1.21 Инфляция и ее виды Инфляция (от лат. - "вздутие") означает переполнение сферы обращения бумажными деньгами сверх действительной потребности в них национального хозяйства. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к золоту (при золотом стандарте), товарам и иностранным валютам. Вследствие этого, соответственно, происходит: повышение рыночной цены золота а бумажных деньгах, рост цен товаров, падение курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени. После отмены золотого стандарта исчезла объективная мера для определения необходимого количества бумажных денег в обращении. Инфляция стала постоянным явлением, принявшим интернациональные масштабы. Какие существуют причины инфляции? Различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения. /. Инфляция спроса. Повышение цен возникает вследствие избыточного спроса на товары. Когда все имеющиеся производственные ресурсы уже задействованы, дальнейший рост спроса уже не может привести к увеличению объема выпуска и будет приводить к повышению цен на товары. 2. Инфляция предложения. Здесь причиной возникновения инфляции является увеличение издержек на единицу продукции. Повышение издержек сокращает объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате сокращается предложение товаров при сохраняющемся спросе и повышается уровень цен. Здесь производственные затраты, а не спрос взвинчивают цены и являются причинами инфляции. Известны два наиболее важных источника роста издержек — удорожание энергии и сырья, а также неоправданное повышение заработной платы. Если повышение зарплаты не уравновешивается соответствующим повышением производительности труда, то увеличиваются издержки на единицу продукции. На инфляцию влияют следующие факторы: 1) Рост дефицита государственного бюджета. В этом случае Центральный банк может замещать дефицит денег их дополнительной эмиссией, а коммерческие банки - расширением кредита или созданием денег в безналичной форме. В результате увеличения количества денег как в наличной, так и в безналичной форме происходит их обесценение. 2) Политика доходов. Она заключается в чрезмерном по сравнению с товарной массой росте денежных доходов населения. Однако влияние доходов здесь не однозначное. Повышение денежного спроса со стороны населения может подтолкнуть предложение товаров, расширение производства и, наоборот, сокращение денежной массы, отсутствие должного спроса на товары создают застой в производстве товаров, не находящих должного спроса в силу отсутствия денег у населения. К факторам неденежного характера относятся: 1) монополизм в экономике, ибо монополии склонны к вздуванию цен; 2) высокий удельный вес военной экономики; 3) скрытая излишняя занятость, что ведет к появлению доходов, не соответствующих росту товарной массы. В зависимости от темпа роста цен различают три вида инфляции: Ползучая инфляция: цены поднимаются постепенно, но неуклонно, при умеренном темпе — примерно на 10 % в год. Галопирующая инфляция: быстрый рост может вызвать тяжелые экономические и социальные последствия (падение производства, закрытие многих предприятий, снижение уровня жизни населения и т. п.). Гиперинфляция: катастрофический рост цен - 500 - 1000 % и более в год. Гиперинфляция вызывает крах денежной системы. Деньги начинают утрачивать свои функции. Это происходит, когда заработная плата выдается не деньгами, а талонами и купонами, на которые приобретаются продукты по установленным ценам. При гиперинфляции происходит так называемое "бегство от денег": люди не желают держать свои сбережения в денежной форме и стремятся вложить их в материальные ценности. В зависимости от характера инфляционного процесса инфляцию также можно классифицировать на следующие виды: • открытая инфляция, то есть ничем не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен на товары; • скрытая или подавленная инфляция, когда государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита. При этом допускается снижение качества продукции без уменьшения цен на нее. Одновременно растут цены на товары на "черном" рынке; Date: 2015-08-06; view: 410; Нарушение авторских прав |