Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электронный консультант (часть первая) 6 page. 1. 35 роль конкуренции в развитии рыночного хо­зяйства





 

 

1.35 Роль конкуренции в развитии рыночного хо­зяйства.

Понятия свободной и регулируемой конкуренции

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Конкуренция и ее экономическая роль

На рынке существуют два вида противоборства продавцов и покупателей: конкуренция и монополия. Оба этих вида обладают определенным единством. Оно состоит в том, что в рыночной сделке, как известно, выступают собственники товаров и денег, которыми они обмениваются. Каждый продавец и покупатель сопоставляет в денежной форме свои расходы с доходами. При этом воз­можны три итога сделок: равенство затрат и результатов, убытки (расходы превышают доходы) и прибыль (результаты больше затрат).

Главной целью и мотивом поведения участников сделок является, ра­зумеется, получение прибыли. Очевидно, продавцы экономически заинтересованы в повышении цен на товары и услуги, а покупатели - в их понижении.

В свою очередь, рыночная цена испытывает воздействие двух основ­ных факторов. Это:

1) рыночная власть. Чем больше такой власти у продавцов или у покупателей, тем сильнее ее влияние на рыночную цену;

2) формы взаимодействия покупателей и продавцов. Речь идет прежде всего о двух крайне противоположных состояниях такого взаимодействия - свободной конкуренции и абсолютной монополии, которые полностью исключают друг друга.

Конкуренция (от лат. сталкиваться) ─ соперничество между участника­ми рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров.

Рыночную конкуренцию (состязательность) можно подразделить на ряд конкретных форм и методов.

А В зависимости от различия видов собственников имущества можно выделить соперничество в среде:

мелких товаропроизводителей, покупателей;

• владельцев небольших капиталистических предприятий;

• собственников крупных хозяйственных объединений;

• а также между всеми этими участниками рынка.

Б. По масштабам развития конкуренция может быть:

индивидуальной (с участием одного лица);

местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территории);

внутриотраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

В. По характеру развития рыночная состязательность подразделяется на свободную и регулируемую.

Г. По приемам противоборства конкуренция делится на:

ценовую (рыночные позиции соперников подрываются путем снижения цен);

неценовую (победу одерживают посредством улучшения качества
продукции, совершенствования обслуживания покупателей и т. п.).

Д. Наконец, под конкуренцией понимается также борьба за получение лучших результатов в каком-то виде соперничества. К такого рода соперничеству можно отнести, скажем:

аукцион (продажу с публичных торгов какого-то товара или имущества, которые достаются лицу, предложившему за них наивысшую цену);

конкурс среди претендентов, стремящихся занять свободное место для обучения в высшем учебном заведении, для устройства на работу и т.д..

Свободная и регулируемая конкуренция

Конкуренция получила образное определение «свободная» не случайно. Оно стало применяться после устранения порядков, которые еще в Средние века в большинстве городов Западной Европы установили цехи ремесленников — организации по профессии (цехи пека­рей, мясников, ткачей и др.). Эти цехи строго ограничивали выпуск и продажу своих изделий, чтобы устранить конкуренцию в своей среде. В конце ХVIII-Х1Х вв. под мощным напором крупного индустриального производства на смену застою и замкнутости цеховых объединений при­шли свободное капиталистическое предпринимательство и неограничен­ная конкуренция.

Свободная конкуренция означает наличие следующих свойственных ей признаков:

на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах;

имеется никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каж­дому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства;


покупатели свободны от всякого ущемления прав и имеют возможность купить товары на любом рынке;

• свободное соперничество обычно сопровождается борьбой с применением ценовой конкуренции (разорение соперника с помощью более низкой цены).

Описанное здесь противоборство соперников вполне соответствует периоду существования свободного рынка. К отрицательным чертам такого рынка свободная конкурен­ция добавила еще ряд своих негативных признаков. Последние получили наименование «недобросовестная конкуренция». Речь идет о таком про­тивоборстве продавцов и покупателей, в котором нарушаются принятые на рынке правила и нормы цивилизованного поведения. В частности, до­пускаются такие действия:

· соперники вступают в сговор против других конкурентов и стремят­ся их опорочить, дискредитировать (подорвать доверие);

· используется ложная реклама своей продукции;

· устанавливаются дискриминационные (неравноправные для разных покупателей) цены;

· в целях устранения конкурентов и захвата рынков применяется демпинг ─ продажа товаров по так называемым бросовым ценам, которые значительно ниже, чем рыночные цены внутри страны или на мировом рынке.

Такого рода действия чаще всего допускают монопо­лии. В связи с этим государство преследует недобросовестную конкурен­цию в антимонопольном законодательстве, принимает меры по регулированию конкуренции.

1.36 Монополии и их виды. Монопольное ценообразование. Антимонопольное законодательство и его роль в современной экономике

Монополия (от греч. один, - продаю) - вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения.

На рубеже XIX—XX вв. монополизация рыночного пространства по­лучила быстрое и широкое развитие по следующей совокупности причин.

1) Рыночным отношениям внутренне присуще движение от одной
противоположности к другой (рис. 1): от монопсо­нии к конкуренции и от конкуренции к монополии.

 


 

Рис. 1 Виды монополии

 

Как известно, в XVIII-XIX вв. был совершен решительный переход от цеховой монополии ремесленников к свободной конкуренции.

Но, в свою очередь, конкурентное противоборство неизбежно ведет к тому, что более сильные соперники побивают слабых, продвигаясь по пути монополизации торговли.

2) На рубеже XIX—XX вв. ускорилось индустриальное развитие производства на основе научно-технического прогресса. Это закономерно вызвало большой скачок в концентрации (укрупнении предприятий) и централизации (объединении хозяйств) в области промышленности. Такое реальное обобществление производства увеличивает масштабы выпуска продукции на крупных хозяйственных объединениях, а тем самым толкает их к монополистическому захвату рыночного про­странства.

3) В XX в. стали быстро развиваться типы общей долевой и общей
совместной собственности. Благодаря известным преимуществам по сравнению с частными предприятиями общая собственность способна наиболее значительно расширять масштабы присвоения и в сфере производства, и в сфере рыночного обращения. Именно таким предприятиям принадлежит рыночная власть.


Получившие сейчас развитие монополистические объединения под­разделяются на ряд групп (см. рис. 1).

А. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

· объединение предприятий, продающее определенные товары мно­жеству покупателей, — монополия.

· хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, - монопсония. Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермерам, сбывающим им сельскохозяйст­венную продукцию.

Б. С учетом степени охвата рынка выделяются следующие виды моно­полистических организаций:

· в масштабе одной отрасли рыночной деятельности — абсолютная
монополия.
В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный кон­троль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой;

· в отраслевом масштабе обычно развертывается деятельность абсолютной монопсонии, В отсутствие каких-либо конкурентов она пол­ностью контролирует скупку продукции множества товаропроизво­дителей по установленной ею цене;

· в масштабе национального хозяйства может также сформироваться абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная мо­нополия внешней торговли и т. п.).

Аналогично — в общенациональном масштабе — действует абсолютная монопсония.

В. В зависимости от характера ипричин возникновения различают следующие виды монополистических объединений.

Þ Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не производимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию.

Под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на продукцию эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей предприятия. Такая эффективность выражается в существенном понижении хозяйственных затрат на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем изделия, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими продуктами.

Þ Легальные монополии, образующиеся на законном основании К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищенные от конкуренции:

а) патентная система. В данном случае имеется в виду, что выданный физическим и юридическим лицам патент - это свидетельство, которое удостоверяет их авторство и исключительное право на изобретение, по­лезную модель, промышленный образец;

Принятый 23 сентября 1992 г. Патентный закон Российской Федерации ре­гулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.


б) авторские права. В законодательном порядке регулируются отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач, организацией эфирного или кабельного вещания (смежные права);

Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (принятый 9 июля 1993 г.) установил, что автору (физическому лицу, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства) принадлежит исключительное право на использование его произведения в любой форме и любым способом.

в) товарные знаки. Имеется в виду законодательное регулирование отношений, которые возникают в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

Согласно Закону Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслу­живания и наименованиях мест происхождения товаров» (принятому 23 сентября 1992г.) владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами.

Þ Искусственные монополии. Под этим условным названием (кото­рое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод.

Так, Федеральный закон «О естественных монополиях» (принятый 19 июля 1995 г.) регулирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопрово­дам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных термина­лов, портов, аэропортов; услуг» общедоступной электрической и почтовой связи.

Искусственная монополия преднамеренно меняет структуру рыноч­ного пространства в своих интересах:

Þ создает барьеры для вхождения на.рынок новых соперников (захваты­вает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки не выдает кредиты для хозяйственных нужд новым предприятиям и т. п.);

Þ достигает очень высокого (по сравнению с конкурентами) уровня технологии производства;

Þ применяет более крупный капитал, позволяющий добиться боль­шего эффекта от масштабов производства;

Þ теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии выступают в виде конкретных форм:

а) картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.;

б) синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих од­нородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору;

в) трест - объединение юридических лиц, в котором создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию;

г) концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн получил сейчас широкое распространение.

Приобретенная монополией рыночная власть используется дли уста­новления в ее интересах рыночных цен.

Монопольное ценообразование

Существо переворота в рыночном ценообразовании состоит в том, что монополии как участники рыночных сделок — в отличие от мелких товаровладельцев (способных изме­нять только свои индивидуальные цены) — могут сами устанавливать ры­ночные цены. При этом они очень своеобразно используют закон цены по массовому спросу и закон цены по массовому предложению.

Мелкие товаропроизводители, участвующие в свободной индивидуальной конкуренции, могут быть охарактеризованы как цено получатели, так как они принимают рыночную цену как данную и находящуюся вне их контроля. Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей. Чистый монополист диктует цену, поскольку он контролирует общий объем данного продукта.

1. Монополии, продающие товары в массовом порядке, в своих интересах используют закон цены по предложению. Они намеренно уменьшают продажу своих товаров (снижают объем предложения), чтобы создать искусственный дефицит продуктов. Нехватка рыночных благ ведет к росту монопольно высокой пены. Так, в последние годы нередко в России и других странах предприятия-монополисты производящие и сбывающие бензин, резко сокращали продажу моторного топлива, с тем чтобы при повышенном спросе на него поднять цену по предложению.

При каждом возобновлении процедуры повышения цен монополия разумеется, учитывает потери, которые она несет от уменьшения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые цены на более высоком уровне. При этом моно­полия следит, чтобы выручка от продажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода.

2. Монопсония, закупающая большие партии товаров у мелких про­изводителей, своеобразно использует закон цены по спросу. Заранее скупая, например, сельскохозяйственное сырье по низким ценам и создавая его большие запасы, монопсония в период сбора нового урожая устанавливает монопольно низкую цену на закупаемую продукцию. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду.

3. Наконец, фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых ножниц
цен.
Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни
которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые — особенно в условиях инфляции устанавливают цены на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

В нашей стране ножницы цен использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села. До последнего времени такого рода ножницы цен не устранены.

Антимонопольное законодательство

Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанавливаемых цен монополии собирают своего рода дань с других предпринимателей и населения. Это порождает и обостряет социаль­но-экономические противоречия, что не останавливает монополистиче­ские объединения.

Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополии экономическими и другими методами решительно расправляются с кон­курентами. Назовем некоторые из этих способов:

хозяйственный бойкот — частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависи­мым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества;

демпинг — преднамеренная продажа товаров по бросовым ценам с целью разорения конкурента;

ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам);

маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей;

использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже;

разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозво­ленных средств с целью их поглощения и присоединения к моно­полии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей.

промышленный шпионаж. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют промышленный шпионаж (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами.

Уже в конце XIX в. стало очевидно, что монополистические объединения разрушают нормальные для рыночной системы отношения, В ответ на такие отрицательные действия в правовых и демократических го­сударствах применяются соответствующие меры противодействия. Речь идет об осуществлении антимонопольного законодательства.

Во многих странах государство проводит антимонопольную полити­ку и регулирование конкурентного рынка по следующим основным на­правлениям.

1. Ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Признается незаконным слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда,
антимонопольное законодательство не приостанавливает процесс централизации в сфере производства (объединение предприятий в крупные
фирмы или хозяйственные объединения).

2. Запрещается установление монопольных цен (в том числе «лидерст­во» фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).

3. Сохраняется и поддерживается конкуренция в цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «нечестные» или «обманные» способы соперничества — демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п.

В 1990-х гг. в России сделаны первые шаги по разработке и примене­нию антимонопольного законодательства.

 

1.41 производительный капитал:основной и оборотный

Производительный капитал состоит из двух частей, стоимость которых проходит весь оборот и возвращается в денежной форме за совершенно разные сроки. Этими частя­ми являются основной и оборотный капи­тал (табл. 1).

Таблица 1 Основной и оборотный капитал

Основной капитал Оборотный капитал
Долго сохраняет свою натуральную форму (полезность) Натуральная форма преобразуется в иную полезность
Участвует во многих кругооборотах Участвует в одном кругообороте
Переносит свою стоимость на готовые продукты постепенно, по частям Переносит свою стоимость на готовые продукты сразу и полностью

Основной капитал — та доля капитала, которая в течение длительного срока участвует в производстве, но переносит свою стоимость на готовые изделия постепенно и возвращается к бизнесмену в денежной форме по частям (рис. 1).

 

 

Рис. 1 Структура основных средств

 

К нему относятся средства труда заводские здания, машины, оборудование и т. п. Они покупаются сразу, а свою стоимость переносят на созданный продукт по мере износа. Так, каменные производственные здания могут служить 50 лет, машины — 10—12 лет, инструменты — 2— 4 года. Допустим, предприниматель израсходовал на приобретение стан­ков 100 тыс. руб., и они будут действовать 10 лет. Стало быть, станки бу­дут передавать готовым изделиям ежегодно 1/10- ю часть своей стоимости -10 тыс. руб.

В отличие от основного оборотный капитал — часть капитала, стои­мость которой полностью переносится на продукт и возвращается в де­нежной форме в течение одного кругооборота (рис. 2). Речь идет о предметах труда и быстроизнашивающемся (за год) инструменте.

К оборотному капиталу на практике относят заработную плату, по­скольку деньги, затраченные на оплату труда, возвращаются за один кру­гооборот так же, как и стоимость предметов труда. Отсюда вытекает за­интересованность бизнесмена в ускорении движения оборотного капи­тала: чем быстрее возвращаются деньги, израсходованные, в частности, на заработную плату, тем шире возможность за тот же год нанять больше работников. Это в конечном счете увеличит размер прибыли.

 

Рис. 2 Оборотные средства предприятия

 

Особую заботу предприниматели проявляют о возмещении стоимости основного капитала, который требует постоянного возобновления. Такое непрерывное восстановление стоимости средств труда производится по определенным нормам в соответствии с их износом. Этот износ бывает двояким: 1) физическим и 2) стоимостным (моральным).

Физический износ означает утрату средствами труда своей полезности в результате чего они становятся непригодными для дальнейшего ис­пользования. Этот износ происходит в двух случаях: а) при технологиче­ском применении (поломка машин, разрушение фабричного здания от вибраций и т. п.) и б) если оборудование бездействует и теряет свои каче­ства (разрушается под воздействием жары, холода, воды и пр.).

Стоимостный (его часто называют «моральный») износ — это утрата основным капиталом своей стоимости. Это происходит в двух случаях: а) когда машиностроение создает более дешевую технику, из-за чего обесценивается действующее оборудование; б) когда старые машины за­меняются более производительными (за то же время они вырабатывают больше продукции) и стоимость оборудования быстрее переносится на готовые изделия.

В чем значение обновления основного капитала

В условиях современного научно-технического прогресса и неценовой конкуренции ускорилось старение основного капитала.

Более совершенные средства труда внедряются еще до физического из­носа старой техники. Бизнесмены стремятся к тому, чтобы стоимость ос­новного капитала окупалась задолго до его физического и стоимостного износа. Этого они добиваются путем введения нескольких смен в тече­ние дня, более полной загрузки машин.

Средства на простое воспроизводство основного капитала накапли­ваются в фонде амортизации (погашение). В конечном счете в фонде амортизации сосредоточивается такая сумма денег, за счет которой закупаются новые аналогичные машины и оборудование, а также проводится капитальный ремонт средств труда.

Амортизационный фонд образуется за счет амортизационных отчис­лений. Эти отчисления включают в общую сумму затрат предприятия на производство продукции.

Величина годового амортизационного фонда зависит от среднегодо­вой стоимости основного капитал и нормы амортизации. Норма амор­тизации (Ан) определяется как отношение годовой суммы амортизацион­ных отчислений (Ао) к среднегодовой стоимости основного капитала (К0), выраженное в процентах.

Ан = Ао / Ко х 100

Норма амортизации показывает, за сколько лет стоимость основного капитала должна быть полностью возмещена. При проведении политики ускоренной амортизации нормы обновления технических средств значи­тельно увеличиваются, что дает дополнительную выгоду бизнесменам.

Неблагополучие в отношении обеспечения производства основными фондами проявляется, во-первых, в увеличении технического отстава­ния. Во-вторых, возрастающая доля машин и оборудования выбывает из строя, не находя вообще никакой замены. Такое состояние основных фондов неизбежно приводит к техногенным катастрофам во всех отраслях национального хозяйства. Отсюда видна важность принятия неотложных мер по обновлению машин и оборудования.

Итак, проведенный здесь анализ простого воспроизводства на пред­приятии показал, как и почему в этом случае капитал движется по замк­нутому кругу.








Date: 2015-08-06; view: 598; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.04 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию