Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Электронный консультант (часть первая) 6 page. 1. 35 роль конкуренции в развитии рыночного хозяйства
1.35 Роль конкуренции в развитии рыночного хозяйства. Понятия свободной и регулируемой конкуренции Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Конкуренция и ее экономическая роль На рынке существуют два вида противоборства продавцов и покупателей: конкуренция и монополия. Оба этих вида обладают определенным единством. Оно состоит в том, что в рыночной сделке, как известно, выступают собственники товаров и денег, которыми они обмениваются. Каждый продавец и покупатель сопоставляет в денежной форме свои расходы с доходами. При этом возможны три итога сделок: равенство затрат и результатов, убытки (расходы превышают доходы) и прибыль (результаты больше затрат). Главной целью и мотивом поведения участников сделок является, разумеется, получение прибыли. Очевидно, продавцы экономически заинтересованы в повышении цен на товары и услуги, а покупатели - в их понижении. В свою очередь, рыночная цена испытывает воздействие двух основных факторов. Это: 1) рыночная власть. Чем больше такой власти у продавцов или у покупателей, тем сильнее ее влияние на рыночную цену; 2) формы взаимодействия покупателей и продавцов. Речь идет прежде всего о двух крайне противоположных состояниях такого взаимодействия - свободной конкуренции и абсолютной монополии, которые полностью исключают друг друга. Конкуренция (от лат. — сталкиваться) ─ соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров. Рыночную конкуренцию (состязательность) можно подразделить на ряд конкретных форм и методов. А В зависимости от различия видов собственников имущества можно выделить соперничество в среде: • мелких товаропроизводителей, покупателей; • владельцев небольших капиталистических предприятий; • собственников крупных хозяйственных объединений; • а также между всеми этими участниками рынка. Б. По масштабам развития конкуренция может быть: • индивидуальной (с участием одного лица); • местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территории); • внутриотраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода); • межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода); • национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны); • глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке). В. По характеру развития рыночная состязательность подразделяется на свободную и регулируемую. Г. По приемам противоборства конкуренция делится на: • ценовую (рыночные позиции соперников подрываются путем снижения цен); • неценовую (победу одерживают посредством улучшения качества Д. Наконец, под конкуренцией понимается также борьба за получение лучших результатов в каком-то виде соперничества. К такого рода соперничеству можно отнести, скажем: • аукцион (продажу с публичных торгов какого-то товара или имущества, которые достаются лицу, предложившему за них наивысшую цену); • конкурс среди претендентов, стремящихся занять свободное место для обучения в высшем учебном заведении, для устройства на работу и т.д.. Свободная и регулируемая конкуренция Конкуренция получила образное определение «свободная» не случайно. Оно стало применяться после устранения порядков, которые еще в Средние века в большинстве городов Западной Европы установили цехи ремесленников — организации по профессии (цехи пекарей, мясников, ткачей и др.). Эти цехи строго ограничивали выпуск и продажу своих изделий, чтобы устранить конкуренцию в своей среде. В конце ХVIII-Х1Х вв. под мощным напором крупного индустриального производства на смену застою и замкнутости цеховых объединений пришли свободное капиталистическое предпринимательство и неограниченная конкуренция. Свободная конкуренция означает наличие следующих свойственных ей признаков: • на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах; • имеется никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства; • покупатели свободны от всякого ущемления прав и имеют возможность купить товары на любом рынке; • свободное соперничество обычно сопровождается борьбой с применением ценовой конкуренции (разорение соперника с помощью более низкой цены). Описанное здесь противоборство соперников вполне соответствует периоду существования свободного рынка. К отрицательным чертам такого рынка свободная конкуренция добавила еще ряд своих негативных признаков. Последние получили наименование «недобросовестная конкуренция». Речь идет о таком противоборстве продавцов и покупателей, в котором нарушаются принятые на рынке правила и нормы цивилизованного поведения. В частности, допускаются такие действия: · соперники вступают в сговор против других конкурентов и стремятся их опорочить, дискредитировать (подорвать доверие); · используется ложная реклама своей продукции; · устанавливаются дискриминационные (неравноправные для разных покупателей) цены; · в целях устранения конкурентов и захвата рынков применяется демпинг ─ продажа товаров по так называемым бросовым ценам, которые значительно ниже, чем рыночные цены внутри страны или на мировом рынке. Такого рода действия чаще всего допускают монополии. В связи с этим государство преследует недобросовестную конкуренцию в антимонопольном законодательстве, принимает меры по регулированию конкуренции. 1.36 Монополии и их виды. Монопольное ценообразование. Антимонопольное законодательство и его роль в современной экономике Монополия (от греч. — один, - продаю) - вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения. На рубеже XIX—XX вв. монополизация рыночного пространства получила быстрое и широкое развитие по следующей совокупности причин. 1) Рыночным отношениям внутренне присуще движение от одной
Рис. 1 Виды монополии
Как известно, в XVIII-XIX вв. был совершен решительный переход от цеховой монополии ремесленников к свободной конкуренции. Но, в свою очередь, конкурентное противоборство неизбежно ведет к тому, что более сильные соперники побивают слабых, продвигаясь по пути монополизации торговли. 2) На рубеже XIX—XX вв. ускорилось индустриальное развитие производства на основе научно-технического прогресса. Это закономерно вызвало большой скачок в концентрации (укрупнении предприятий) и централизации (объединении хозяйств) в области промышленности. Такое реальное обобществление производства увеличивает масштабы выпуска продукции на крупных хозяйственных объединениях, а тем самым толкает их к монополистическому захвату рыночного пространства. 3) В XX в. стали быстро развиваться типы общей долевой и общей Получившие сейчас развитие монополистические объединения подразделяются на ряд групп (см. рис. 1). А. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида: · объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей, — монополия. · хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, - монопсония. Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермерам, сбывающим им сельскохозяйственную продукцию. Б. С учетом степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций: · в масштабе одной отрасли рыночной деятельности — абсолютная · в отраслевом масштабе обычно развертывается деятельность абсолютной монопсонии, В отсутствие каких-либо конкурентов она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене; · в масштабе национального хозяйства может также сформироваться абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.). Аналогично — в общенациональном масштабе — действует абсолютная монопсония. В. В зависимости от характера ипричин возникновения различают следующие виды монополистических объединений. Þ Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не производимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию. Под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на продукцию эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей предприятия. Такая эффективность выражается в существенном понижении хозяйственных затрат на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем изделия, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими продуктами. Þ Легальные монополии, образующиеся на законном основании К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищенные от конкуренции: а) патентная система. В данном случае имеется в виду, что выданный физическим и юридическим лицам патент - это свидетельство, которое удостоверяет их авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец; Принятый 23 сентября 1992 г. Патентный закон Российской Федерации регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. б) авторские права. В законодательном порядке регулируются отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач, организацией эфирного или кабельного вещания (смежные права); Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (принятый 9 июля 1993 г.) установил, что автору (физическому лицу, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства) принадлежит исключительное право на использование его произведения в любой форме и любым способом. в) товарные знаки. Имеется в виду законодательное регулирование отношений, которые возникают в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Согласно Закону Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (принятому 23 сентября 1992г.) владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Þ Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод. Так, Федеральный закон «О естественных монополиях» (принятый 19 июля 1995 г.) регулирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуг» общедоступной электрической и почтовой связи. Искусственная монополия преднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах: Þ создает барьеры для вхождения на.рынок новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки не выдает кредиты для хозяйственных нужд новым предприятиям и т. п.); Þ достигает очень высокого (по сравнению с конкурентами) уровня технологии производства; Þ применяет более крупный капитал, позволяющий добиться большего эффекта от масштабов производства; Þ теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии выступают в виде конкретных форм: а) картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.; б) синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору; в) трест - объединение юридических лиц, в котором создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию; г) концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн получил сейчас широкое распространение. Приобретенная монополией рыночная власть используется дли установления в ее интересах рыночных цен. Монопольное ценообразование Существо переворота в рыночном ценообразовании состоит в том, что монополии как участники рыночных сделок — в отличие от мелких товаровладельцев (способных изменять только свои индивидуальные цены) — могут сами устанавливать рыночные цены. При этом они очень своеобразно используют закон цены по массовому спросу и закон цены по массовому предложению. Мелкие товаропроизводители, участвующие в свободной индивидуальной конкуренции, могут быть охарактеризованы как цено получатели, так как они принимают рыночную цену как данную и находящуюся вне их контроля. Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей. Чистый монополист диктует цену, поскольку он контролирует общий объем данного продукта. 1. Монополии, продающие товары в массовом порядке, в своих интересах используют закон цены по предложению. Они намеренно уменьшают продажу своих товаров (снижают объем предложения), чтобы создать искусственный дефицит продуктов. Нехватка рыночных благ ведет к росту монопольно высокой пены. Так, в последние годы нередко в России и других странах предприятия-монополисты производящие и сбывающие бензин, резко сокращали продажу моторного топлива, с тем чтобы при повышенном спросе на него поднять цену по предложению. При каждом возобновлении процедуры повышения цен монополия разумеется, учитывает потери, которые она несет от уменьшения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые цены на более высоком уровне. При этом монополия следит, чтобы выручка от продажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода. 2. Монопсония, закупающая большие партии товаров у мелких производителей, своеобразно использует закон цены по спросу. Заранее скупая, например, сельскохозяйственное сырье по низким ценам и создавая его большие запасы, монопсония в период сбора нового урожая устанавливает монопольно низкую цену на закупаемую продукцию. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. 3. Наконец, фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых ножниц В нашей стране ножницы цен использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села. До последнего времени такого рода ножницы цен не устранены. Антимонопольное законодательство Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанавливаемых цен монополии собирают своего рода дань с других предпринимателей и населения. Это порождает и обостряет социально-экономические противоречия, что не останавливает монополистические объединения. Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополии экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Назовем некоторые из этих способов: • хозяйственный бойкот — частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества; • демпинг — преднамеренная продажа товаров по бросовым ценам с целью разорения конкурента; • ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам); • маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей; • использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже; • разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их поглощения и присоединения к монополии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. • промышленный шпионаж. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют промышленный шпионаж (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами. Уже в конце XIX в. стало очевидно, что монополистические объединения разрушают нормальные для рыночной системы отношения, В ответ на такие отрицательные действия в правовых и демократических государствах применяются соответствующие меры противодействия. Речь идет об осуществлении антимонопольного законодательства. Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям. 1. Ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Признается незаконным слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, 2. Запрещается установление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора). 3. Сохраняется и поддерживается конкуренция в цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «нечестные» или «обманные» способы соперничества — демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п. В 1990-х гг. в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства.
1.41 производительный капитал:основной и оборотный Производительный капитал состоит из двух частей, стоимость которых проходит весь оборот и возвращается в денежной форме за совершенно разные сроки. Этими частями являются основной и оборотный капитал (табл. 1). Таблица 1 Основной и оборотный капитал
Основной капитал — та доля капитала, которая в течение длительного срока участвует в производстве, но переносит свою стоимость на готовые изделия постепенно и возвращается к бизнесмену в денежной форме по частям (рис. 1).
Рис. 1 Структура основных средств
К нему относятся средства труда — заводские здания, машины, оборудование и т. п. Они покупаются сразу, а свою стоимость переносят на созданный продукт по мере износа. Так, каменные производственные здания могут служить 50 лет, машины — 10—12 лет, инструменты — 2— 4 года. Допустим, предприниматель израсходовал на приобретение станков 100 тыс. руб., и они будут действовать 10 лет. Стало быть, станки будут передавать готовым изделиям ежегодно 1/10- ю часть своей стоимости -10 тыс. руб. В отличие от основного оборотный капитал — часть капитала, стоимость которой полностью переносится на продукт и возвращается в денежной форме в течение одного кругооборота (рис. 2). Речь идет о предметах труда и быстроизнашивающемся (за год) инструменте. К оборотному капиталу на практике относят заработную плату, поскольку деньги, затраченные на оплату труда, возвращаются за один кругооборот так же, как и стоимость предметов труда. Отсюда вытекает заинтересованность бизнесмена в ускорении движения оборотного капитала: чем быстрее возвращаются деньги, израсходованные, в частности, на заработную плату, тем шире возможность за тот же год нанять больше работников. Это в конечном счете увеличит размер прибыли.
Рис. 2 Оборотные средства предприятия
Особую заботу предприниматели проявляют о возмещении стоимости основного капитала, который требует постоянного возобновления. Такое непрерывное восстановление стоимости средств труда производится по определенным нормам в соответствии с их износом. Этот износ бывает двояким: 1) физическим и 2) стоимостным (моральным). Физический износ означает утрату средствами труда своей полезности в результате чего они становятся непригодными для дальнейшего использования. Этот износ происходит в двух случаях: а) при технологическом применении (поломка машин, разрушение фабричного здания от вибраций и т. п.) и б) если оборудование бездействует и теряет свои качества (разрушается под воздействием жары, холода, воды и пр.). Стоимостный (его часто называют «моральный») износ — это утрата основным капиталом своей стоимости. Это происходит в двух случаях: а) когда машиностроение создает более дешевую технику, из-за чего обесценивается действующее оборудование; б) когда старые машины заменяются более производительными (за то же время они вырабатывают больше продукции) и стоимость оборудования быстрее переносится на готовые изделия. В чем значение обновления основного капитала В условиях современного научно-технического прогресса и неценовой конкуренции ускорилось старение основного капитала. Более совершенные средства труда внедряются еще до физического износа старой техники. Бизнесмены стремятся к тому, чтобы стоимость основного капитала окупалась задолго до его физического и стоимостного износа. Этого они добиваются путем введения нескольких смен в течение дня, более полной загрузки машин. Средства на простое воспроизводство основного капитала накапливаются в фонде амортизации (погашение). В конечном счете в фонде амортизации сосредоточивается такая сумма денег, за счет которой закупаются новые аналогичные машины и оборудование, а также проводится капитальный ремонт средств труда. Амортизационный фонд образуется за счет амортизационных отчислений. Эти отчисления включают в общую сумму затрат предприятия на производство продукции. Величина годового амортизационного фонда зависит от среднегодовой стоимости основного капитал и нормы амортизации. Норма амортизации (Ан) определяется как отношение годовой суммы амортизационных отчислений (Ао) к среднегодовой стоимости основного капитала (К0), выраженное в процентах. Ан = Ао / Ко х 100 Норма амортизации показывает, за сколько лет стоимость основного капитала должна быть полностью возмещена. При проведении политики ускоренной амортизации нормы обновления технических средств значительно увеличиваются, что дает дополнительную выгоду бизнесменам. Неблагополучие в отношении обеспечения производства основными фондами проявляется, во-первых, в увеличении технического отставания. Во-вторых, возрастающая доля машин и оборудования выбывает из строя, не находя вообще никакой замены. Такое состояние основных фондов неизбежно приводит к техногенным катастрофам во всех отраслях национального хозяйства. Отсюда видна важность принятия неотложных мер по обновлению машин и оборудования. Итак, проведенный здесь анализ простого воспроизводства на предприятии показал, как и почему в этом случае капитал движется по замкнутому кругу. Date: 2015-08-06; view: 598; Нарушение авторских прав |