Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение новых музыкальных направлений как способ формирования интереса молодого поколения к музыкальному искусству





Музыкальное воспитание в школе не ограничивается уроками музыкального искусства, оно продолжается в организованных формах музыкального досуга, внеклассной музыкальной работе. К организованным формам музыкального досуга относятся всевозможные музыкальные школы и музыкальные кружки (сольного пения, музыкальные ансамбли: вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные, кружки обучения игре на музыкальных инструментах, музыкальный театр и др.); рок-клубы, дискотеки, музыкально-литературные гостиные, брейн-ринги, музыкальные праздники, фестивали, конкурсы, лекции-концерты и др.

Существует много форм внеклассной музыкальной работы, их можно объединить в две основные группы: массовые и кружковые. Само название «массовые формы» свидетельствует о том, что они объединяют большое количество школьников, не требуя от них особых способностей, специальных знаний и навыков. Эти меры эпизодические, не требуют планомерных занятий, достаточно только желания и заинтересованности, и школьники станут их участниками. Для кружковых форм характерно наличие руководителя, расписания занятий, плана работы, относительно постоянный состав кружковцев.

Музыкальная деятельность в условиях свободного времени осуществляется в процессе освоения произведений искусства в виде этапов чувственного контакта, восприятие, ощущение, сопереживание, выбора того, что приемлемо, и отторжение другого. Именно после этого действия возникают из осознания собственной оценки и интерпретации, обсуждения того, что нравится и что не нравится (и по каким причинам). При этом должны осуществляться сопоставления с другими явлениями культуры, искусства, фактами жизни и т.д.

Молодежное музыкальное досуг насыщенно в основном современной популярной музыкой, которая будет звучать в концертных залах, в домашних условиях, дискотеках, рок-клубах, самодеятельных ансамблях.

Организация музыкального досуга обусловливает реализацию целенаправленного воздействия на формирование музыкально-эстетических интересов и вкусов личности. В процессе музыкального досуга творческая деятельность приобретает для учащихся подросткового и юношеского возраста большое значение как фактор, влияющий на повышение культуры. Поэтому необходимо последовательно развивать музыкальную творческую деятельность в организованных формах музыкального досуга. Организацией музыкального досуга молодежи, как правило, занимаются внешкольные культурно-досуговые учреждения (Центры детского и юношеского творчества, Дома культуры, клубы по интересам и т.д.). Основной их целью является создание необходимых условий для организации свободного времени школьников. Для этого во внешкольных культурно-досуговых учреждениях для детей и подростков функционируют кружки и студии различных направлений - художественной самодеятельности, художественного творчества, технические. Перед внешкольными учебными заведениями поставлены многочисленные и не менее сложные задачи организации содержательного досуга учащейся молодежи, приобщения ее к ценностям музыкальной культуры.

Специфика социально-культурной и воспитательной работы во внешкольных учебных заведениях заключается в том, что она осуществляется в сфере досуга. В этой среде дети и подростки раскрепощенные и чувствуют себя более свободно, чем в школе. Здесь нет жесткой дисциплины и царит педагогика сотрудничества.

Принципиальным условием эффективности воспитательного влияния во внешкольной работе, с моей точки зрения, является создание субъектного гармоничного единства чувственной, волевой сферы творческой деятельности учащихся на любом этапе их развития, гуманизация педагогического процесса. А. Сущенко справедливо замечает: «...гуманизация внеклассной работы означает, что в структуре ее целей предпочтение отдается формированию «человека гуманного», «человека духовного», которая может отделить «добро» и «зло», способной отстаивать свои нравственные принципы и, в случае необходимости, противостоять давлению среды»[6].

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов).

Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, ПЭП, диско, и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, а также произведения джаза и рок-музыки, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков. Все это привело к возникновению существенного противоречия между влиянием музыки "школьной", изучение которой предусмотрено школьной программой и музыкой, предлагаемой средствами массовой коммуникации (эстрада, "диско", рэп, рейв и т.д.). К тому же доказано, что если ребенок до 8-10 лет не получает постоянного заряда художественных ощущений, наступает эстетическая глухота. Бедность эмоционального опыта, неразвитость чувств - неблагоприятная почва для гармоничного формирования личности.

Не менее остро эта проблема стоит в подростковой и молодежной среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты.

Сегодня молодое поколение сталкивается с опасностью утраты романтических идеалов и ценностей любви, дружбы, патриотизма, справедливости. Средства массовой информации создают, продвигают и пропагандируют молодежных кумиров, несущих антисоциальный образ жизни и систему ценностей. Растет число участников и расширяется социальная база тоталитарных сект и объединений нетрадиционной религиозной ориентации, способствующих духовно-нравственной и психологической деформации личности. Развитие национально-культурного самосознания российских этносов происходит болезненно, сопровождается экстремизмом, агрессивностью по отношению к другим культурам, нациям.

На этом негативном фоне катастрофически сокращается мир детства, поскольку в него все больше входят принципы утилитарного технократического, виртуального мира взрослых: прагматизм, цинизм, жестокость, жажда легкой наживы денег, одиночество и т.п., когда духовность вытесняется рациональностью, которая, в конечном счете, выступает против самого человека. Дети как зеркало отражают и лучшие, и худшие социальные черты общества. В условиях значительной криминализации общества ребенок прямо или косвенно подвергается этому негативному влиянию. С одной стороны, он может стать жертвой насилия, с другой - велика опасность втягивания в преступные группы и действия.

Воспитание как общественное явление представляется сложным и противоречивым процессом социального опыта, вхождения подрастающего поколения в жизнь общества и включения в систему социальных отношений.

В связи с тем, что большой популярностью среди детей среднего и старшего школьного возраста пользуется современная музыка массовых жанров, в том числе поп - и рок-музыка, поэтому распространенными формами привлечения учащейся молодежи к музыкальной культуре являются: музыкальные ансамбли, рок-группы, оркестры, музыкальные клубы, лектории, кружки сольного пения и инструментального музицирования. Здесь организация музыкально-творческой деятельности учащихся опирается на музыкально-эстетические интересы и потребности, осознанное восприятие эстетической ценности народной, классической и популярной молодежной музыки, а также с включением комплекса музыкальной деятельности школьников: восприятия, исполнения и творчества.

 

Date: 2015-08-06; view: 498; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию