Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Театрализованное де'йствие
творческая активность людей, выражающих свои жизненные стремления художественными, театральными средствами направленная к дос- тижению жизненной духовной цели.
ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО МАССОВОГО ДЕ'ЙСТВИЯ РЕЖИССЕР, Режиссер массового театрализованного действия.
ТЕКСТ ДИ'КТОРСКИЙ, Дикторский текст.
ТЕЛЕИСКУ'ССТВО(< гр. tele - вдаль, далеко и слова "иск-во"), техногенное пространственно- временное иск-во. обладающее временными свойствами радиовещания и говорящее аудиовизуальным языком кино. Т. и киноиск-во входят в единую экранную художественную сис- тему, Особенности Т, как и радиовещания - симультанность, вездесущность и программность вещания.
Еще на заре зарождения телевидения С. Эйзенштейн выразил его уникальное свойство как способность "прямо и непосредственно пере- сылать миллионам слушателей и зрителей свою художественную интерпретацию событий в не- повторимый момент свершения его, в момент первой, бесконечно волнующей встречи с ним". Это относится не только к реальным событиям, но и к событиям художественным, к самому акту творчества. Выражением телевизионного иск-ва являются передачи, где материалом художест- венной образности становится само живое обще- ние участников между собой и с телезрителем, где автор (напр., И-Андронников, Э, Радзинский Э.Рязанов, Л. Филатов и др.) выступает и в роли режиссера, и импровизатора, и исполнителя, вы- страивая на экране своеобразный телетеатр ху- дожественного общения. Т. становится в празд- ничном действии и телевизионном представле
нии важным способом коммуникации и сильным выразительным средством.
„Т. бесконечно расширяет аудиторию празд- ничного действия, передавая его экранный образ в эфир, и активизирует участников праздника. Т дает возможность расширить круг общения с окружающим миром, включать в прямой диалог людей, находящихся на дальнем расстоянии от места праздничного действия.
Возможность прямой трансляции и видеоза- писи жизненных событий, а также укрупнение на экране фрагментов происходящего праздничного действия позволяет использовать Т. как сильное выразительное средство, включать прямые ре- портажи или видеокадры в художественно- документальную драматургию театрализованного представления, тематического концерта. Само телевизионное экранное действие может стать основой массового игрового, праздничного об- щения, охватывающего весь город, регион, всю страну.•
Постоянно развивающиеся и расширяющиеся технические возможности телеобщения рождают новые формы экранного массового действия (напр., КВН, концертные "телемосты", телема- рафон).
ТЕЛЕМАРАФО'Н, общественно-художест- венная акция, имеющая целью привлечь внима- ние государства и общественности к проблемам какой-л. социальной группы и помочь ей всеми доступными способами. Автор замысла - петер- бургская тележурналистка Тамара Максимова,
Т. отличается от других форм насыщенной документальностью; экономической помощью той структуре, ради к-рой "марафон" проводится; значительной продолжительностью во времени (диапазон достаточно широк: от 10 до 24 часов без перерыва для сценического действия); обя- зательным "живым" эфиром, так как он позволяет установить с населением оперативную обратную связь, дает другой нерв, диктует иную степень ответственности в организации телевизион-но- сценического действия. Т. тогда ценен, когда художественно раскрывает личность всех участ- ников - его главных героев, артистов, вкладчиков. Т. является средством их самораскрытия. (Документ, Факт. Герой, Интервью, Художест- венный образ).
ТЕ'МА (< rp. thema - то, что положено в ос- нову), 1) предмет описания, изображения, иссле- дования, обсуждения, разговора и т. д 2) (В иск- ве) объект изображения, круг жизненных явле- ний, отражаемых писателем, художником или композитором и скрепленных воедино авторским замыслом. 3) (В музыке) построение, состав- ляющее основу муз. произведения или его разде- лов. В крупных муз. произведениях могут быть 2 - 3 и более тем. 3) (В музыке) муз. фраза, главный мотив, к-рый является в муз. произведении основой для дальнейшего развития. 4) (В театре) те явления, события, к-рые отображаются драма- тургом в произведении. Т. является выражением
. национальных особенностей, жизни той или иной эпохи, отрезка времени. Чаше всего драматурги описывают то," что они видели сами. 5) (В театрализованном представлении, празднике) постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Она порождает обращение к тому (или другому) сюжету. Т. характеризует содержательный слой представления (праздника), сюжет, являясь образной конкретизацией темы. - характеризует его форму. Т. является одной из составных частей замысла, отвечает на жизненно важный вопрос «О чем?», требующий своего размышления и разрешения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕ'ЧЕР, вид театрали- зованного представления (зрелища), отличаю- щийся общественной значимостью затрагивае- мых тем, органическим слиянием художествен- но-образного с документальным материалом и их драматургической разработкой. {Метод те- атрализации).
Содержанием Т. в. является общественная жизнь и быт людей, их напряженный, созида- тельный труд, чувства и стремления, отраженные в конкретных проявлениях и событиях, в жиз- ненных конфликтах, пропаганда достижений человеческой мысли в сфере экономики, полити- ки, науки, техники, литературы, иск-ва. Основное методическое требование к Т. в. - раскрытие темы через призму конкретного чел-ка, его мироощущение, эмоции, действия. Многооб- разны жанры вечеров:
Вечер- хроника, - это обращение к рассказу об исторических событиях в жизни страны, региона (республики, города, села, района), социальной группы, производственного коллектива.
Основной принцип этого вида Т. в - распо- ложение материала соответственно реальной жизненной последовательности событий. Цен- ность таких вечеров - в напоминании о событиях, к-рые знакомы собравшимся. Но события пред- стают не как разрозненный набор фактов, а как непрерывная цепь людских судеб, и сидящие в зале ощущают себя наследниками и продолжате- лями традиций, заложенных их предшественни- ками.
Вечер- портрет рассказывает о судьбе из- вестного чел-ка (династии, коллектива, бригады, звена и т. п.) и создает его образ всеми вырази- тельными средствами. События, освещаемые здесь не столь масштабны, но благодаря своей предельной конкретности, особой теплоте и сер- дечности подачи материала достигают убеди- тельности и глубины воздействия. Этот вид по- зволяет в значительной мере реализовать по- требность в общении с интересной личностью и не только показать образ данного чел-ка, но и раскрыть процесс его становления, т. е. раскрыть его всесторонне.
Вечер- митинг - наиболее активный вид Т. в. Тема здесь отличается предельной остротой и злободневностью. Ему присуща открытая
агитационность, призывность, особая действен- ность. Среди выразительных средств преоблада- ют прямое обращение в зал, яркий, эмоциональ- ный рассказ очевидца событий, широкое исполь- зование кинохроники. На них нередко принима- ются резолюции, обращения, письма; использу- ются массовое исполнение песен, коллективные клятвы, скандирование лозунгов! шествия через зал. Все выступления носят пафосно-метинговый характер.
Вечер-р а с с к а з отличается спокойной по- вествовательной формой. Характерной чертой является развернутое изложение темы, обилие фактов, наблюдений, информации. Чаше всего такие вечера в свободной образно- документальной форме раскрывают такие поня- тия, как героизм, патриотизм, интернационализм, воинский долг, гуманизм. Здесь нет привязки к конкретной жизненной судьбе, строго опреде- ленным историческим событиям. Его цель - глубже вникнуть в суть нашей жизни.
Вечер- р е п о'р т а ж объединяет единой те- мой короткие выступления непосредственных свидетелей и участников тех или иных событий прошлого и настоящего. Особая оперативность, злободневность, публицистичность, докумен- тальность предъявляют особые требования к ве- дущему. Часто такие вечера ведут журналисты.
Вечер- ритуал содержит эл-ты торжест- венного акта. Такие вечера связаны с важней- шими событиями в жизни чел-ка, к-рые означают существенные перемены в гражданском, полити- ческом и социальном состоянии личности. Они вбирают в себя многие эл-ты старинных обрядов и в связи с этим имеют глубокую традиционную основу. Помимо официального ритуального акта (вручение паспорта, студенческого билета, приема в скауты и т. п.) этот вид вечеров всегда включает в себя ряд традиционных действий, в к- рых «виновники торжества» и присутствующие на нем проявляют свое отношение к проис- ходящему Эти действия позволяют красиво и впечатляюще выразить торжественное обяза- тельство, добрые пожелания, благодарность, признательность. Многие из этих действий пере- дают большие идеи и глубокие чувства лучше и выразительней, чем любое другое средство. (06- ряд. Ритуал).
Вечер- интервью предполагает возможность постановки и открытого обсуждения острых- вопросов, широкого обмена мнениями, важность и злободневность тематики, участие местных руководящих кадров. Основная роль здесь принадлежит ведущему, к-рый «избирает» лицо, и обращается к нему от имени всех присутст- вующих, комментирует его выступление и под- водил" итог. Художественно-зрелищные эл-ты используются в качестве "художественных про- кладок" для заполнения пауз. (Интервью).
Вечер- диспут близко стоит к вечеру- интервью. Но его основное содержание - про- блемы воспитания подрастающего поколения. От
участников вечера требуется уметь не только высказать, но и отстоять свою точку зрения на затрагиваемые вопросы.
В основу вышеназванных жанров положены различные виды человеческой деятельности. Идя по этому пути, режиссеры могут преумножить жанровое многообразие Т. в. (Метод театрали- зации, Сценарный ход. Режиссерский ход. Прие- мы активизации),
ТЕМП (ит. tempo, < лат. tempus - время), 1) степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-л., в исполнении чего-л., какого-н. дела, задания. 2) (В физических упражнениях) определенная частота повторения выполненных многократно движений (напр., шагов при ходьбе); 3) (Муз.) скорость следования метрических счетных единиц; основной Т. (в порядке возрастания): лагро, ленто, адажио (медленные Т.); анданте, модерато (умеренные Т.); аллегро, виво, престо (быстрые Т.); некото- рые жанры (марш, вальс) характеризуются опре- деленным Т.; для точного измерения Т. служит метроном; 4) (В театре) течение выступления артиста во времени (быстро-медленно) относится к внешнему проявлению сквозного действия.
ТЕ'МПО - РИТМ. сочетание ритма (напря- женности шульса, внутренней интенсивности постановки) и темпа (внеш. проявления хода сквозного действия), к-рые могут либо совпадать. либо резко контрастировать друг с другом.
Т.-р. театрализованного представления - со- четание взаимодействия внутренней и внешней динамики исполнения и сочетание номеров и эпизодов.
В верном Т.-р. представления заложен успех его восприятия как единого непрерывно и стре- мительно развивающегося действия, идущего как бы на одном дыхании. Современные режиссеры чаше всего используют синкопированное построение Т.-р. (при непременном соблюдении закона его нарастания). Т. е. такое чередование и сочетание номеров, к-рое приводит к резкой, контрастной смене (переакцентировке) ритмов. Сочетание темпо-ритмов - одно из действенных выразительных средств, позволяющих реж-ру наиболее точно и ярко выявить через динамику развития эпизода его главную мысль.
ТЕНЕВО'Й ТЕАТР, Театр теней.
ТЕ'ХНИКА СЦЕ'НЫ, (гр. technike - искусная < idchne •• иск-во, мастерство), совокупность средств, устройств, приспособлений (2) для об- служивания сценического зрелища. К Т.е. отно- сится архитектурное устройство сцены-коробки. ее оборудование, а также технические приспо- собления, к-рые иногда изготавливаются специ- ально для конкретной постановки. У театральной техники есть и другая функция - создание сцени- ческих эффектов, необходимых по ходу дейст- вия.
ТОЛПЫ, МИЗАНСЦЕ'НЫ, Мизансцены толпы.
ТРАГЕ'ДИЯ (< гр. tragodia), вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Основу Т. составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновения личности с судьбой, обществом, миром, выражающийся в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагиче- ская коллизия разрешается обычно гибелью главного героя. Классикой жанра стала Т. Древ- ней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрож- дения и барокко (У. Шекспир, Ж. Расин). Начи- ная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; Т. сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, напр.: "мещанская Т." (Ф. Шиллер), тра- гическая драма (Г. Кленст. В. Гюго), историче- ская драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), ге- роическая драма (Вс. Вишневский); с конца 19 в. становится актуальной трагикомедия.
ТРАГИКОМ Е'ДИЯ, драматическое произ- ведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В Т. лежит ощущение относи- тельности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит в комическом и трагическом освещении. Характерна дня драма- тургии 20 в. ("Шесть персонажей в поисках ав- тора" Л. Пиранделло).
ТРАГИЧЕСКОЕ, философско- эстетическая категория, характеризующая неразрешимый об- щественно-исторический конфликт, разворачи- вающийся в процессе свободного действия челка и сопровождающийся его страданием, гибелью. Т. неотделимо от идеи достоинства и величия чел-ка. проявляющихся в самом его страдании, предмет специфического вида драмы - трагедии.
ТРАДИ'ЦИЯ (< лат. traditio - передача), эл- ты социального и культурного наследия, пере- дающиеся от поколения к поколению и сохра- няющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного вре- мени. В качестве Т. выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды и т. д. Те или иные Т. действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Наиболее распространены Т в религии. Реакционные Т. служат сохранению отживших общественных и культурных форм, прогрессивные - способствуют развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре.
ТРАНСПОРТ (< лат. transportare - перено- сить, перемещать, перевозить), нетрадиционное выразительное средство массового театрализо- ванного представления. В постановках могут участвовать легковые и грузовые автомобили, трактора и танки, машины-амфибии и броне- транспортеры, молоковозы, цементовозы, сель- скохозяйственная техники (веялки, сеялки, жней- ки, комбайны и др.), велосипеды и мотоциклы, самолеты и вертолеты, катера и глиссеры, шлюпки и яхты, пароходы и теплоходы, сухо-
путные и плавучие подъемные краны, метеозонды и воздушные шары и т. д. В Петрограде в 19-20-м гг проходили "трамвайные" шествия. На одном из массовых представлений, проводившемся в ночное время, использовались иллюми- нированные электрокары. А. П. Конников поста- вил хоровод - "Мотоберезка" на празднике "Рус- ской зимы" в Лужниках, смонтировав на мото- циклах высокие "гнезда" и поместив туда девушек в полушубках, расписные полы к-рых накрывали всю конструкцию вместе с мотоциклом. Транспортные средства могут «заговорить», стать «действующими лицами». Т. является очень удобной самодвижущейся декорацией,
сценической площадкой.
ТРАНСФОРМАЦИЯ (лат. transforniatio преобразование, превращение), в театре, цирке и на эстраде прием основанный на быстром изме- нении актером своего внеш. облика. (Ср., Пере- воплощение}. В театрализованных представлени- ях часто используются Т. костюмов, реквизита,
ТРЕТИЙ ПЛАН, один из дальних планов, поперечная доля сценической площадки, распо- лагающаяся в глубине за вторым (сценическим) пианом. Т. п. соответствует общему плану в кино. Нюансы игры, глаза - зеркало души актера - тут разглядеть трудно. Но при этом взгляд зри- теля охватывает все или большую часть сцениче- ского пространства. Т. п. - раздолье для худож- ника и режиссера, чтобы «поиграть» рельефом сцены.
ТРЕХЧЛЕ'ННОСТЬ, по определению М. Чехова, основное качество композиции целого. Начало переживается как зерно, из к-рого развивается растение, конец - как созревший плод и середина - как процесс превращения зерна в зрелое растение. Каждая из этих частей имеет свою задачу и свой специфический характер в композиции целого.
ТРОП (гр. tropos - поворот, оборот речи), слово или меткое выражение, употребляемое в переносном, иносказательном смысле (перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на др., связанных какими-то смы- словыми отношениями с первым) для достиже- ния большей выразительности. К Т, относятся .метафора, эпитет, аллегория, олицетворение, сравнение, символ, гипербола и др. В театраль- ном иск-ве Т. выступает как синоним художест- венного приема.
ТРУАКАТ, Полуфас.
ТРУППА (нем. Тшрре), актерский состав драматического, оперного, опереточного и др. театров.
ТРЮК (фр. true), 1) ловкий, эффектный при- ем; искусный, сложный маневр; 2) (В цирке) од- но из главных выразительных средств, отдель- ный законченный фрагмент любого циркового номера, даже если Т. самый обыкновенный по технике и кратковременный по выполнению, он вполне самостоятельный и в себе замкнутый. Т. является простейшим возбудителем реакгцш,
действующей на зрителя таким реально выпол- няемым разрешением задания, к-рое лежит вне обычного круга представления и кажется нераз- решимым. Т. включает в себя необычность, ало- гизм. 3) (На эстраде) Т. - язык оригинального жанра, средство его выражения. С его помощью создается эстрадное произведение - в этом его существенное отличие от спорта, где демонст- рация самого Т., техническая виртуозность ис- полнения является конечной целью выступления спортсмена. Т. - не самоцель, а краска, особый язык, строительный материал, которым создается произведение. Любой Т. можно рассматривать как художественную метафору. Аттракцион. Монтаж' аттракционов).
УЛИЦА, в населенных пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство. Празд- ники, проводимые на улице - это форма театра под открытым небом. Праздники могут быть тематически не связаны с данной У. и, наоборот, посвящены конкретной У. В первом случае У. является просто местом проведения праздника. Во втором - У. становится реальным героем (напр., праздник ул. А. П. Чехова, Моховой, Нев- ского проспекта). Содержание праздника У. от- ражает ее историю, архитектурные памятники, дома, людей, к-рые в них работали и жили когда- то, работают и живут сегодня.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ (<: лат. universal - всеобщий), разносторонность, владение всеми частными специальностями в свое профессии. Владение многими профессиональными навыка- ми, нахождение «на стыке» нескольких видов иск-ва - важное сценическое качество эстрадного исполнителя. Этим он и развлекает, и увлекает публику, вызывая у нее положительные эмоции не только содержанием исполняемого произве- дения, но и своей «У.».
УНИФОТТМА (фр. uniforme), l) форма, при- веденная к единообразию (унификации) (напр.. форменная одежда военных, учащихся и т. п.) 2) (В цирке) одетый в специальные одежды перег- нал, обслуживающий арену во время представ- лений.
У. может быть достаточно ярким вырази- тельным средством в некоторых театрализован- ных представлениях. Напр., У. активно исполь- зовалась агиттеатрами «синей блузы». В массо- вых театрализованных представлениях, чтобы избежать эклектики.в костюмах, режиссеры прибегают к У. (парадной пионерской форме, форме бойцов студенческих строительных отря- дов, к трико, военной и спортивной формам, ра- бочей спецодежде и т. п.). Однако такой прием использования костюма именно в массовых представлениях ведет к однообразию, унылому
фону, отсутствию ярких цветовых пятен. (Аксес- суар).
УПРАЖНЕНИЕ, повторное выполнение ка- кого-л. задания, действия с целью его совершен- ствования, усвоения. В театрализованных пред- ставлениях на стадионе У. являются выразитель- ным средством в построении массовых сцен. Ис- пользуются У. с индивидуальными предметами (напр., шарф, лента, мяч) или с групповыми предметами (напр., лестница, шест, круг). Свою специфику имееют У. вольные, поточные, пира- мидковые и проч. (Графический метод. Фото- макетный метод. Прием обратного действия, Прием прямого действия. Прием возврата к ис- ходному положению.)
УСЛОВНОСТЬ, воображаемый, несущест- вующий или символический (напр., условная линия, условная декорация, условная игра). У. - одно из существенных свойств иск-ва, подчерки- вающее отличие художественного произведения от воспроизводимой в них реальности. Эстетиче- ский эффект У. возникает благодаря наличию и сознательному разведению таких полюсов об- разно-творческих противоречий, как «сходство» и «несходство», видимость и сущность, чувст- венное и мыслимое, объективное и субъективное. Отнюдь не порывая с реальностью, художе- ственная У. помогает выразить ее сущность, делая ее наглядно, чувственно воспринимаемой, достигая высокой степени художественной прав- ды. В этих целях используется видоизменение природной формы изображаемых явлений и предметов, нарушение временны'х и пространст- венных связей, доступных непосредственному наблюдению, одушевление вещного и овеществ- ление живого и т. п. (Условный театр).
УСЛОВНОСТИ МЕТА, Мера условности.
УСЛОВНЫЙ ТЕА'ТР, тип театра, в к-ром режиссер стремится привлечь внимание зрителя открытием новых граней и черт характера героя, мастерство актера яркими и неожиданными средствами сценической выразительности. Про- исходящее в этом случае сотворчество, как вид восприятия, основано на восполнении воображение.^ зрителя пробелов или сознательно организованных разрывов между логически- последовательным бытием персонажа в событии. Зрителя поражает и вызывает восторг вымысел и заразительность, необычность сценического действия, пластика актера, .мизансцена, свет.
Date: 2015-08-06; view: 344; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|