Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК





В качестве главного принципа деятельности, направленной на решение задач охраны окружающей среды, Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон) устанавливает научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества. До некоторых пор в этом сочетании доминировали экономические интересы, однако пришло время, когда возникла настоятельная необходимость исправить такое положение. Поэтому Закон призван сбалансировать указанные интересы, а в случае необходимости обеспечить приоритет интересов охраны природной среды и здоровья человека, поскольку это главные ценности современного цивилизованного общества.

Чтобы обеспечить сохранение качества окружающей среды, Закон формулирует экологические требования, которые предъявляются ко всем хозяйственным и иным структурам: предприятиям, организациям, учреждениям, войскам и гражданам. Экологические требования предписываются без исключения всем экономическим субъектам и ведомствам.

В Законе имеется ряд статей, непосредственно относящихся к войскам (силам) и органам военного управления и содержащих основные понятия, принципы и требования по руководству, организации и осуществлению экологической деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Это прежде всего те статьи Закона, которые устанавливают:

· основные принципы охраны окружающей среды;

· объекты охраны окружающей среды;

· основы управления и руководства в области охраны окружающей среды;

· права и обязанности граждан, общественных и иных объединений в области охраны окружающей среды;

· экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

· нормирование в области охраны окружающей среды;

· требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

· зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных экологических ситуаций;

· природные объекты, находящиеся под особой охраной;

· порядок организации и осуществления экологического контроля и экологического мониторинга;



· основы формирования экологической культуры;

· ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Кратко рассмотрим содержание перечисленных статей. При этом будем иметь в виду, что под термином «иная деятельность» следует понимать в том числе и военную деятельность.

Деятельность органов управления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

· соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

· обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

· научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства;

· охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

· платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

· независимость контроля в области охраны окружающей среды;

· презумпция (предположение) экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

· приоритет (преобладающее значение) сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

· обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов управления, юридических и физических лиц;

· сохранение биологического разнообразия природы;

· ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

· организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.

· Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения являются:

· земли, недра, почвы;

· поверхностные и подземные воды;

· леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

· атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

При этом в первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся воздействию человека.

Основы управления в области охраны окружающей среды являются полномочиями органов государственной власти, осуществляющих проведение политики в области экологического развития страны, разрабатывающих и устанавливающих порядок и правила осуществления государственного экологического мониторинга и контроля в области охраны окружающей среды, порядок обращения с радиоактивными отходами, разработку нормативов, государственных стандартов и других нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценку и прогноз изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, на обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности соответствующих требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.



Законом введены понятия «производственный экологический контроль», «муниципальный экологический контроль», «общественный экологический контроль» - и определено содержание соответствующей деятельности и порядок ее осуществления.

Проводимый в Вооруженных Силах экологический мониторинг является составной частью государственного экологического мониторинга, а войсковой экологический контроль имеет те же функции, что и производственный контроль.

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды включает:

· разработку и проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде;

· установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

· установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления;

· проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

· возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

· выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;

· сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;

· загрязнение недр и почв;

· размещение отходов производства и потребления;

· загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитным, ионизирующим излучением и другими видами физического воздействия;

· иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении функциональной деятельности, иных нормативов, государственных стандартов и других документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими, биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, уровней радиоактивности и тепла, а также нормативы ПДК микроорганизмов.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а именно:

· нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

· нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

· нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженность электромагнитных полей и др.);

· нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

· нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности касаются соблюдения природоохранного законодательства на всех этапах жизненного цикла объектов хозяйственной, военной и иной деятельности (размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений), оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.

В главе VII Закона, посвященной указанным требованиям, определено, что все требования, предъявляемые к хозяйственным объектам, «в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды»(ст. 41).

Встатьях 47-51, 55 Закона общие требования конкретизированы в отношении охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, микроорганизмов, радиоактивных веществ и ядерных материалов негативного биологического и физического воздействия.

В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и негативного воздействия в процессе хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. Для охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг потенциально опасных промышленных зон и военных объектов создаются санитарно-защитные зоны, а на территориях городских и сельских поселений - зоны с ограниченным режимом природопользования.

Воинские части и подразделения размещаются и действуют на местности, зачастую расположенной вблизи природных объектов, находящихся под особой охраной. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также законодательством о природном и культурном наследии. Особенности охраны таких объектов будут рассмотрены в дальнейшем.

Законом установлена всеобщность и комплексность экологического образования, целью которого является формирование экологической культуры, и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды. В целях формирования экологической культуры в обществе осуществляется экологическое просвещение населения.

Законом предусматривается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Общие экологические требования при эксплуатации любых объектов, в том числе и военных, сводятся к следующему:

· соблюдение технологического режима и выполнение требований по охране природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей среды. Это означает, что деятельность Вооруженных Сил (ВС) в мирных стабильных условиях должна носить безвредный для природы характер; что взятые у природы воздух и воду, растения, животных и полезные ископаемые необходимо использовать наиболее целесообразно и полно, с минимальными отходами. Исчерпаемые ресурсы должны расходоваться экономно, а возобновляемые ресурсы должны своевременно восстанавливаться по принципу «срубил дерево - посади два». Это в полной мере относится и к водным ресурсам, и к почвам, и к животному и растительному миру;

· соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды на основе внедрения экологически безопасных технологий, эффективной работы очистных сооружений, обезвреживания и утилизации отходов; проведение природоохранных и природовосстановительных мероприятий;

· соблюдение установленных специально уполномоченными государственными органами нормативов выбросов и сбросов вредных веществ. Установленные нормативы отражаются в экологическом паспорте воинской части, разрабатываемом на основании приказа Министра обороны 1990 г. № 120; установление санитарно-защитных зон и очистных сооружений для животноводческих подсобных хозяйств с целью исключить загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха;

· соблюдение правил обращения с радиоактивными веществами и исключение превышения установленных допустимых норм радиации;

· запрещение применения токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду и активно воздействующих на организм человека и окружающую среду;

· запрещение применения и разведения биологических объектов, несвойственных природе данного региона, а также запрещение превышения установленных уровней биологического воздействия;

· запрещение превышения нормативов допустимых физических воздействий: уровней производственного и транспортного шума, допустимых вибраций, напряженности электромагнитных полей и иных показателей вредного физического воздействия.

 






Date: 2015-08-06; view: 2308; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию