![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСКВ качестве главного принципа деятельности, направленной на решение задач охраны окружающей среды, Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон) устанавливает научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества. До некоторых пор в этом сочетании доминировали экономические интересы, однако пришло время, когда возникла настоятельная необходимость исправить такое положение. Поэтому Закон призван сбалансировать указанные интересы, а в случае необходимости обеспечить приоритет интересов охраны природной среды и здоровья человека, поскольку это главные ценности современного цивилизованного общества. Чтобы обеспечить сохранение качества окружающей среды, Закон формулирует экологические требования, которые предъявляются ко всем хозяйственным и иным структурам: предприятиям, организациям, учреждениям, войскам и гражданам. Экологические требования предписываются без исключения всем экономическим субъектам и ведомствам. В Законе имеется ряд статей, непосредственно относящихся к войскам (силам) и органам военного управления и содержащих основные понятия, принципы и требования по руководству, организации и осуществлению экологической деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Это прежде всего те статьи Закона, которые устанавливают: · основные принципы охраны окружающей среды; · объекты охраны окружающей среды; · основы управления и руководства в области охраны окружающей среды; · права и обязанности граждан, общественных и иных объединений в области охраны окружающей среды; · экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; · нормирование в области охраны окружающей среды; · требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; · зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных экологических ситуаций; · природные объекты, находящиеся под особой охраной; · порядок организации и осуществления экологического контроля и экологического мониторинга; · основы формирования экологической культуры; · ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Кратко рассмотрим содержание перечисленных статей. При этом будем иметь в виду, что под термином «иная деятельность» следует понимать в том числе и военную деятельность. Деятельность органов управления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: · соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; · обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; · научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства; · охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; · платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; · независимость контроля в области охраны окружающей среды; · презумпция (предположение) экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; · приоритет (преобладающее значение) сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; · обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов управления, юридических и физических лиц; · сохранение биологического разнообразия природы; · ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; · организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры. · Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения являются: · земли, недра, почвы; · поверхностные и подземные воды; · леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; · атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. При этом в первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся воздействию человека. Основы управления в области охраны окружающей среды являются полномочиями органов государственной власти, осуществляющих проведение политики в области экологического развития страны, разрабатывающих и устанавливающих порядок и правила осуществления государственного экологического мониторинга и контроля в области охраны окружающей среды, порядок обращения с радиоактивными отходами, разработку нормативов, государственных стандартов и других нормативных документов в области охраны окружающей среды. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценку и прогноз изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, на обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности соответствующих требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. Законом введены понятия «производственный экологический контроль», «муниципальный экологический контроль», «общественный экологический контроль» - и определено содержание соответствующей деятельности и порядок ее осуществления. Проводимый в Вооруженных Силах экологический мониторинг является составной частью государственного экологического мониторинга, а войсковой экологический контроль имеет те же функции, что и производственный контроль. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды включает: · разработку и проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде; · установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; · установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления; · проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; · возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: · выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ; · сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади; · загрязнение недр и почв; · размещение отходов производства и потребления; · загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитным, ионизирующим излучением и другими видами физического воздействия; · иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении функциональной деятельности, иных нормативов, государственных стандартов и других документов в области охраны окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими, биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, уровней радиоактивности и тепла, а также нормативы ПДК микроорганизмов. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а именно: · нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; · нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; · нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженность электромагнитных полей и др.); · нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; · нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности касаются соблюдения природоохранного законодательства на всех этапах жизненного цикла объектов хозяйственной, военной и иной деятельности (размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений), оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. В главе VII Закона, посвященной указанным требованиям, определено, что все требования, предъявляемые к хозяйственным объектам, «в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды»(ст. 41). Встатьях 47-51, 55 Закона общие требования конкретизированы в отношении охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, микроорганизмов, радиоактивных веществ и ядерных материалов негативного биологического и физического воздействия. В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и негативного воздействия в процессе хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. Для охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг потенциально опасных промышленных зон и военных объектов создаются санитарно-защитные зоны, а на территориях городских и сельских поселений - зоны с ограниченным режимом природопользования. Воинские части и подразделения размещаются и действуют на местности, зачастую расположенной вблизи природных объектов, находящихся под особой охраной. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также законодательством о природном и культурном наследии. Особенности охраны таких объектов будут рассмотрены в дальнейшем. Законом установлена всеобщность и комплексность экологического образования, целью которого является формирование экологической культуры, и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды. В целях формирования экологической культуры в обществе осуществляется экологическое просвещение населения. Законом предусматривается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Общие экологические требования при эксплуатации любых объектов, в том числе и военных, сводятся к следующему: · соблюдение технологического режима и выполнение требований по охране природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей среды. Это означает, что деятельность Вооруженных Сил (ВС) в мирных стабильных условиях должна носить безвредный для природы характер; что взятые у природы воздух и воду, растения, животных и полезные ископаемые необходимо использовать наиболее целесообразно и полно, с минимальными отходами. Исчерпаемые ресурсы должны расходоваться экономно, а возобновляемые ресурсы должны своевременно восстанавливаться по принципу «срубил дерево - посади два». Это в полной мере относится и к водным ресурсам, и к почвам, и к животному и растительному миру; · соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды на основе внедрения экологически безопасных технологий, эффективной работы очистных сооружений, обезвреживания и утилизации отходов; проведение природоохранных и природовосстановительных мероприятий; · соблюдение установленных специально уполномоченными государственными органами нормативов выбросов и сбросов вредных веществ. Установленные нормативы отражаются в экологическом паспорте воинской части, разрабатываемом на основании приказа Министра обороны 1990 г. № 120; установление санитарно-защитных зон и очистных сооружений для животноводческих подсобных хозяйств с целью исключить загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха; · соблюдение правил обращения с радиоактивными веществами и исключение превышения установленных допустимых норм радиации; · запрещение применения токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду и активно воздействующих на организм человека и окружающую среду; · запрещение применения и разведения биологических объектов, несвойственных природе данного региона, а также запрещение превышения установленных уровней биологического воздействия; · запрещение превышения нормативов допустимых физических воздействий: уровней производственного и транспортного шума, допустимых вибраций, напряженности электромагнитных полей и иных показателей вредного физического воздействия.
|