Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа типы





Природный тип культуры

Этот тип соответствует Архаике, Первобытному обществу. Это доисторический период человечества. Союзы людей еще не образуют государств, а оформляются по природному, родоплеменному принципу. Культура еще не постигается ее носителями как нечто отличное от их физиологического бытия. Она даже не имеет письменности – лавного механизма самосохранения и передачи. Начало этого незавидного прошлого скрыто во мраке тысячелетий и сопряжено с тайной происхождения человека. С уверенностью можно сказать только то, что к III тыс. до н. э. некоторые сообщества, населявшие Азию и Северную Африку (цивилизации Древнего Востока), первыми смогли выйти из этого варварского состояния и тем самым дали импульс действительной истории культуры.

Принцип культуры Архаики – природность. Творческий дух не отличает себя от природы, выражает себя в ее вещах, свойствах, процессах, силах. На этом этапе духовное выступает для человека только как чудесное в природе. Венцом архаического духовного творчества является мифология. Формы культуры (искусство, религия и наука) присутствуют в мифе, но лишь в зачаточном состоянии, не различаясь друг от друга. Эта начальная нерасчлененность духа называется синкретичностью.

Полуприродный тип культуры

Этот тип исторически соответствует Древнему Востоку и длится с III по середину I тыс. до н. э. Его принцип – природно-духовный эклектизм. Творческий дух отличает себя от природы, но вместе с тем и заимствует ее формы для самовыражения. Духовные и природные образы (понятия) непосредственно переходят друг в друга, смешиваются. Отсюда парадоксальное непосредственное сочетание противоположностей в восточной культуре: возвышенного и низменного, человеческого и животного, свободного и рабского.

Вместе с неопределенностью духовного содержания в этом типе имеется и неопределенность форм культуры. Искусство, религия, наука уже наметились, но не получили самостоятельности. Они непосредственно переходят друг в друга и смешиваются, некритически включают в себя элементы мифологии – наследия Архаики.

Духовному эклектизму Востока соответствует и его этнический плюрализм. Этот тип культуры осуществляется множеством народов, каждый из которых выражает лишь его отдельные стороны.

  Эстетический тип культуры

Пестрота Востока переходит в изящную простоту греческой художественности. У греков впервые творческий дух освобождается от природности и находит адекватную себе, чисто духовную форму выражения – форму прекрасного. Принцип этого типа культуры – красота. Творческий дух, ставший на свою основу, дает самостоятельность своим формам: искусству, религии, науке. С греков каждая из этих форм начинает свою собственную историю в истории мировой культуры.

У греков все три формы культуры пронизаны идеей красоты. Но поскольку адекватно красота выражается только в искусстве, то именно оно становится главенствующей формой культуры. Эстетический тип культуры совпадает с Античностью (начало I тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э.).

Римляне (тоже античный народ), с одной стороны, создали цивилизацию, внутри которой продолжал развиваться греческий дух (Римскую империю, Римско-эллинистический мир), с другой – разложили этот дух своей рассудочностью, тем самым подготовив новый тип культуры.

Религиозный тип культуры

Этот тип осуществляется в Европейском Средневековье (начало I тыс. – середина II тыс.). Культурой правит идея христианского Бога – абсолютного, духовного, трансцендентного (потустороннего), но открывающегося человеку существа. Религия занимала существенное место и в предыдущих типах культуры, но не выполняла функцию исключительного формообразующего начала. В христианстве религиозное сознание достигло своего совершенства, синтезируя все истинные моменты предшествующих религий. Развитая религия получила возможность тотального господства в культуре. Искусство и наука Средневековья пронизаны христианской идеей и сориентированы на религию.

Рационалистический тип культуры

Этот тип культуры развивается с середины II тыс. (с эпохи Возрождения) и соответствует периоду Нового времени в политической истории. Он еще не завершен. Мы пребываем в рамках этого типа культуры. Его принцип – абсолютность человеческого мышления. Поскольку самостоятельное мышление культивируется прежде всего наукой, то именно она становится определяющей формой культуры. Искусство и религия рационализируются. При этом религия теряет роль духовного поводыря народов и уходит в сферу частной жизни и привычки. Наука создает свою картину мира, оснащает человека техникой, разрабатывает технологии управления обществом. Философия – эта всеобщая наука – выявляет скрытые основания (предпосылки) науки, осознает смысл собственного исторического развития, открывает свой предмет – абсолютное мышление (разум), ставит и решает вопрос о культуре в целом. Только в этом типе культуры становится возможной и необходимой культурология – философское учение о культуре.

Зародившись в среде западноевропейских народов, рационализм, с одной стороны, переходит на запад через океан и создает американскую цивилизацию. С другой стороны, порождая идею коммунизма, рационализм движется на европейский восток, вовлекая Россию в мировой культурный процесс. В доктрине коммунизма впервые провозглашается и обосновывается научно-философская идеология. В этом величайшее значение коммунистической идеи, хотя осуществление ее на русской почве носит еще формальный, а потому и ограниченный характер.

10. Цивилизация Востока: общая характеристика.

1. более сильная тенденция сохранения общинных структур;
2. важная экономическая роль государства;
3. установление верховной собственности на землю;
4. тенденция развития феодализма без крупного помещичьего хозяйства;
5. централизованная, деспотичная власть.

В качестве характерных черт "азиатского" общества и его культуры можно назвать:
для характеристики производительных сил - уровень, обусловленный их искусственным невозрастанием;
в качестве особой системы отношений собственности - система государственно-бюрократических, иерархических отношений;
в качестве особых методов присвоения прибавочного продукта - метод эксплуатации знаний, превентивное перераспределение прибавочного продукта в силу обладания знаниями;
в качестве нерабовладельческой и, в то же время, не феодальной классовой структуры - специфическое сословно-кастовое, иерархическое членение социума с особым местом в нём колоссальной прослойки чиновничества, инженеров и учёных.
Несмотря на некоторые общие черты культуры цивилизаций Древнего Востока:
ранний переход к бронзе как основному материалу культуры (хотя ещё длительное время сохраняются и каменные орудия труда) и
распространение рабовладения, существующего наряду с общинным крестьянством, противоборство государственно-храмового и общинно-частного секторов хозяйства и проч. в этих культурах сохраняются различия, обусловившие три модели цивилизаций

Япония

Интерес к японской цивилизации был всегда высок. Сама же Япония на протяжении всего известного нам исторического периода осознавала себя как периферию цивилизованного мира, и никогда, за исключением последних полутора столетий, не претендовала на роль культурного, политического и военного центра. Потоки информации с континента в Японию из Японии во внешний мир до самого последнего времени не были сопоставимы: Япония всегда выступала как реципиент, а не как донор. Внешний мир тоже воспринимал Японию как периферию

Дважды страна сталкивалась с угрозой иноземного вторжения (ХІІІ в – монголы, ХІХ в. – Запад). На протяжении всей своей истории Япония широко использовала достижение континентальной цивилизации. Но во многом – эта страна особенная. Исторический изоляционизм привел к консервации особенности местного менталитета и стиля жизни, вырабатывая стойкое убеждение в некой особенности Японии, ее культуры, неповторимости, красот японского пейзажа.

Остановимся на периодизации Японии:

1. Палеолит (40,000 – 13,000 лет назад). Антропологический состав населения неясен.

2. Неолит – дзёмон (13,000 тысяч до н.э. – ІІІ в. до н.э.) основная часть населения концентрируется на сев. вост. ч. Хонсю.

3. Бронзово-железный век – яёй (ІІІ в. до н.э. – ІІІ в. н.э.) – назван по типу керамики. Идет миграция с материка (через корейский полуостров) племен алтайской языковой группы, принесших опыт рисосеяния, шелководство, технологию производства бронзы и железа. Смешивание с местным населением привело к появлению протояпонцев.

4. Курганный период – кофун (ІІІ в – ІV в) – идет становление протояпонского государства – Ямато.

5. Период Асука (552 – 646 гг.). Назван по местонахождению резиденции царей. Характерен появлением буддизма, становлением государственности.

6. Ранняя Нара (646 – 710 гг.) – период масштабного заимствования из Китая письменности, чиновной структуры, теории и практики управления.

7. Нара (710 – 794 гг.) – период определен по названию первой постоянной столицы Японии. Появились первые письменные памятники. Обостряется борьба между служилой знатью (выходцы из Китая и Кореи) и племенной аристократией, что ослабило буддизм и укрепило синтоизм.

8. Период Хэйан (794 – 1185 гг.) – резиденция императора до 1858г. В этот период утеряна госмонополия на землю, образуется частные владения аристократов. Прерываются контакты с Китаем и Кореей.

9. Период Камакуры (1185 – 1333 гг.) – назван по ставке военного правителя (Сегун). Самураи установили свое социальное государство, однако император всегда остается верховным жрецом синтоизма. В ХІІІ в. две неудачные попытки вторжения в Японию монголов, что стало мощным толчком к самосознанию японского этноса. Религией самураев становится дзен-буддизм, широко распространен по всей стране.

10. Период Муромати (1392 – 1568). Отмечается рост городов с развитием городской культуры, устанавливаются первые контакты с европейцами через миссионеров.

11. Период Эдо (1603-1867 гг.) – основатель сегуната Токугава Изясу – вывел Японию из гражданской войны, объединил страну, изгнал европейцев с их христианством, перекрыл все контакты страны с внешним миром. Начинается бурный рост городов, экономики, населения для которого официальной религией стало неоконфуцианство.

12. Период Мейдзи (1868 – 1911 гг.) – «Светлое правление». Япония под давлением Запада проводит широкомасштабные реформы под идеей возвращения к правопорядку древности. Бурное промышленное развитие при сохранении национальной аутентичности сопровождается военной экспансией в Китае и Кореи.

Современная Япония – страна образованная тысячами островов, самые крупные 4 – Хонсю, Кусю, Сикоку, Хоккайдо. А. Тойнби отмечал, что для любой нации было бы ошибкой пытаться создать «национальную культуру абсолютно свободную от какого – либо зарубежного влияния». Японцы уверены, что они совершенно особые люди, отделенные от всего мира. Они взросли на почве беспрецедентной изоляции, в которой оказалась Япония с ХVII в. – периода Токугавы, когда под страхом смертной казни были запрещены все поездки за рубеж. Затворницей Япония пробыла более 2-х веков, до 1853 г., когда командор Мэтью Пери подошел на семи черных кораблях к берегам Японии и потребовал открыть свои порты для торговли с внешним миром. Японцы до сих пор чувствуют себя неуютно среди иностранцев.

Япония открыла двери миру, однако всегда поддерживает свою однородность – культуры, национальность, духовную. Даже сегодня в национальном плане Япония остается одной из наиболее «чистых» стран.

Непрерывно приспосабливаться к изменяющимся условиям мирового рынка, находится в состоянии нововведенческого конвейера – удивительная способность японцев.

Другое важное качество японцев – их целеустремленность. Успех зависит не от способностей, а от усердия в достижении целей, несмотря на препятствия и неудачи. Отношения внутри фирм, между государством и частным сектором, просто между людьми является менее конфликтными. В Японии всего 12 тыс. юристов, т.е. один юрист обслуживает в 25 раз больше жителей, чем его коллега в США.

Среди деловых людей большое значение имеют личные отношения и взаимные обязательства. Японские компании рассматривают контракт как основу для налаживания отношений, они больше озадачены выработкой согласия, они считают, что можно одновременно и конкурировать и сотрудничать.

Часть философии, часть образа жизни японцев – качество и эффективность. «Качество – это состояние сознания, производительность – способ добродетельного поведения. Эти философские воззрения нашли прекрасное воплощение через координирующее нововведение в управление – создания Японского центра производительности (ЯЦП) и премии за качество им. Демпинга.

По решению парламента, в марте 1955 г. Был создан центр, правительство США предоставило ему техническую помощь на сумму 6,4 млн. дол. Свою деятельность ЯЦП начал с подготовки специалистов за рубежом. Взрывной рост производства в Японии, начавшийся с 1950 г., не имеет себе равных в истории. До 50-х г. Марка «Сделано в Японии» означала для покупателей всего мира низкое качество и в Японии начали реализацию национальной программы повышения качества. Профессор Эдвард Деминг из США, прочел серию лекций по проблемам повышения качества группе из 340 японских инженеров, руководителей заводов, а высшее руководство 50 ведущих фирм было приглашено на специальную сессию.

Деминг сообщил, что 2 года потребуется, чтобы идеи качества, точности были восприняты японцами, еще 5 лет – чтобы идеи воплотились в жизнь. А чтобы разрушить плохую репутацию японских товаров, времени пройдет значительно больше.

Сегодня Япония – признанный лидер качества. Японские фирмы, чтобы выдержать жесткую конкуренцию, передислоцировали производственные мощности в др. страны.

Новые индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Ю. Корея, Тайвань, Сингапур) стали серьезными конкурентами Японии. Японцы своевременно перестраиваются. Бассейн Тихого океана постепенно отбирает у Запада роль локомотива мировой экономики. Этот процесс может завершиться к 2010 г. Западная Европа находится на пороге очередного спада из «семерки» наиболее развитых индустриальных держав только США имеют удовлетворительные темпы экономического роста.

цивилизация китайский японский даосизм

Date: 2015-07-27; view: 670; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию