Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция циклического развития культуры и цивилизации (Данилевский, Шпенглер, Тойнби)
Концепция цикличности в развитии культуры получила дальнейшее развитие в трудах М Данилевского, Шпенглера, Тойнби. Данилевский - известный российский естествоиспытатель, совершивший попытку теоретически обосновать концепцию многолинейного и замкнутого развития культуры на основе применения методологии систематизации в биологической науке. В истории человечества он выделил одиннадцать самобытных типов культуры: индийскую, китайскую, иранскую, египетскую, халдейский, греческий, римский, аравийский, германо-романскую и славянскую. Каждый культурно-исторический тип возникает из этнографического материала, после того входит в период расцвета, а затем испытывает упадок. Иначе, каждый плетень культуры проходит в основном три фазы своего развития: этнографическую, цивилизационную. Переход к цивилизации характеризуется растратой культурного потенциала. Самобытность культуры, по мнению Данилевского, в особом складе души народа, поэтому его национальный характер остается неизменным при взаимодействии культур. Наиболее распространенной в наше время стала теория культуры Шпенглера, который изложил ее в своей знаменитой книге "Закат Европы". Он отверг концепцию линейного развития мирового культурного прогресса и обосновал теорию равноценного циклического развития культур. По его мнению, каждая культура является "живым организмом" и имеет свою историю. Он отрицал существование общечеловеческой культуры, доказывая, что история состоит из истории восьми замкнутых в своем развитии великих культур. К таким культурам ученый относил китайскую, индийскую, египетскую, аполлоновскую, византийско-арабскую (магическую), с западноевропейскую и культуру майя. Каждая культура, по мнению ученого, имеет свою судьбу и живет приблизительно 1000 1500 лет потом культура умирает и следы от нее остаются в форме цивилизации. Концепция судьбы является основополагающей в философии культуры Шпенглера. Последователем О Шненглера во взглядах па культуру был известный английский историк и социолог Л Тойнби Как сторонник концепции исторического круговорота в развитии локальных культур, он разделил историю л человеческого общества на отдельные цивилизации их исследованию ученый посвятил 12-томный труд \"Исследование истории\" Сначала Л Тойнби выделил для анализа 21 цивилизацию, затем сократил их список до 13 н айрозвинутиших, среди которых назывались античная, западная, православная, индийская, китайская, исламская и др. Цивилизации, ранее рассматривались самостоятельными, были отнесены к цивилизациям-спутников Зг одом перечень было им сужен до пяти действующих, а именно западной, испанской, индийской, китайской и православноої та православної. В развитии каждой цивилизации ученый выделяет и анализирует четыре фазы: возникновение, рост, надлом и распад После гибели цивилизации ее место занимает другая Если па первых двух фазах движущей силой выступает является творческое меньшинство, что является носителем \"жизненного порыва\", то последние две фазы связаны с \"истощением жизненных сил\" Когда творческая элита не способна удовлетворить потребности, выдвигаемые культурно-историческим развитием тогда она теряет авторитет и утверждает свою власть насилием На арену выходит \"внутренний пролетариат\", - пишет АТойнби, - это общность людей, которые не способны пи к труду, ни к защите родины но всегда готовы к протесту из любого поводу По соседству с цивилизацией появляется \"внешний пролетариат\" - это народы, которые по тем или иным причинам не смогли подняться до уровня цивилизованности Отчуждение \"внутреннего пролетариата\" от правящей элиты толкает его к поиску союза с варварами или \"внешним пролетариатом\" Установление такого союза приводит к разрушению и в конечном итогом ку к гибели локальных цивилизаций руйнування і в кінцевому підсумку до загибелі локальної цивілізації. Л Тойнби остро критиковал западную цивилизацию за потерю духовности и чрезмерное развитие меркантильных интересов и потребительской психологии Безудержная индустриализация и гонка вооружений, по мнению вченог го, приведет к обострению экологического кризиса и усиления борьбы за сырьевые ресурсы Индустриальные страны встретятся с враждебной позицией технически отсталых стран неизбежно завершится глобальным конфликтом, и в конечном итоге наступит экономический упадок В политической сфере это приведет к отказу от демократии и установление диктаторских режимеимів. Спасение западной цивилизации от гибели А Тойнби видел в обновлении духовности Особые надежды он возлагал на религию, которая выступает главным интегратором культуры Именно вселенская религия, создан на па основе синтеза различных религий, способна обеспечить \"единение в духе\" разных народов Обладая богатым историческим материалом, А Тойнби формулирует \"закон культурной радиации\", согласно которому между цивилизация низациями существуют широкие культурные контакты, разносторонние взаимоотношенийакти, різнобічні взаємини. Date: 2015-07-27; view: 1566; Нарушение авторских прав |