Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Николин В. В. Анализ сюжетов волшебной сказки
1. ГИПОТЕЗА О МИРАХ. Первоначально гипотеза различия миров связана с переходами между мирами: переход типа инициации связан с бабой-ягой, переход типа свадьбы – с Кащеем; переход от мужика к старику – со змеем Горынычем. Таким образом, изначально вводится семантика персонажей и определяется сложность потустороннего мира. 1.1. Гипотеза о соответствии мира возрастам в сказке Согласно гипотезе, каждому миру соответствует в сказке определённый возраст: то есть устройство мира соответствует возрастам. Рассмотрим два компонента строения сказки, исходя из гипотезы о соответствии мира и возраста: путь и испытание. Согласно гипотезе, в каждом мире своё испытание, и туда свой путь. Между этими компонентами должно быть соответствие. Испытание Испытание может быть разделено на типы: 1. Испытание, когда на мир нормальный совершается нападение волшебного противника или похитителя, это испытание в мире нашем, но испытание из мира «не нашего». 2. Испытание на принятие в иной мир странника, совершившего путь в тот мир; центральное испытание в том мире. 3. Испытание отпускающего из того мира и т. Д. Эти варианты следуют из характера пути и его стадий. Кроме того, есть испытание, заданное составом путешественников: три брата, два брата, брат и сестра, три брата и сестра, семь братьев, герой с помощником, герой с добычей – все эти варианты, которые предполагают разный вариант исхода испытания. Путь Сквозным сюжетом для всех возрастов является путь. Отметим, что пути могут быть разные: путь «туда», и путь «обратно» («гуси-лебеди» – тут путь «туда»: это отказ девочки от даров печки, речки и яблони, а путь «обратно» – принятие даров и их помощь); путь для возраста, соответствующего данному миру, и для человека с возрастом, этому миру не соответствующему, то есть случайно попавшим в не тот мир; наконец, путь для заместителя героя (в этом пути герой, находясь не в своём мире, является лишь наблюдателем – «окаменевший»). 1. Дитя. Путь выглядит как три встречи (или больше, так как три означает много). В зависимости от поведения самого ребёнка эти встречи дают помощников или врагов. Более того, путь проходится дважды, вначале добрым ребёнком, который приобретает помощников, а потом злым, который приобретает врагов. 2. Парень. Путь через лес, где он встречает волшебных зверей, помощников. 3. Муж. Путь через развилку. Три соблазна. Настоящий муж выбирает путь самый опасный, там встречается со змеями или злодеями и побеждает их. 4. Старик. Взгляд в иной мир. Вызов чудо-дитя, работа в поле, рыбалка. Особые пути. Путь свата, обычно известного воина, к которому желают присоединиться сверхпомощники. Путь службы – это путь проигравшего или поступившего на службу богатыря. Путь брата, который отдал сестёр за месяц, солнце, ветер и теперь ищет свою невесту. Путь к кащею. Происходит уже после того, как свадьба сыграна, а невеста похищена. Это путь наказанного жениха. Путь вынужденный («серый волк»), когда герой разбудил стражу у золотой птицы, а хозяин птицы посылает за золотым конём, за которого отдаст птицу. Рассмотрим структуру сказок про падчерицу с точки зрения членения пути и испытания. 1. «Метелица» (немецкая сказка). Испытание девочки на ведение хозяйства. Это сказка, которая сосредоточена только на испытании. 2. «Счастливка и несчастливка» (индийская сказка). Испытание путём. По сравнению с европейскими вариантами тут усилен акцент на пути девушки и её встречах (см. "гуси-лебеди"). 3. «Двенадцать месяцев». Выполнение невыполнимого поручения мачехи. Здесь испытание связано с мотивом: девушка прошла испытание своей добротой и исполнимостью, а мачеха, тем не менее, не довольна. 4. «Золушка». Волшебное выполнение задания, и участие на балу с принцем. Задание, данное мачехой, делает фея, и золушка исчезает с бала преждевременно. Поиск невесты принцем (модель завершенного испытания). Итак, структура сказки про падчерицу связана со следующими моментами: падчерица отправляется в путь, испытания в пути. Затем она попадает в гости, испытание в гостях, служба, помощь метелице по хозяйству. Возвращение, добавляющее к подаркам метелицы ещё и благодарность встреченных в пути. Затем повторение пути и испытания несчастливкой, дочерью мачехи, повторение второй раз неудачное. И беда усиливается обиженными встреченными по пути обратно. Разрешение этой ситуации происходит в связи с тем, что появляется жених, который забирает счастливку из дома мачехи. В индийской сказке мести мачехи нет. Месть мачехи это уже путь и испытание иного типа пространства, нежели мир падчерицы. Однако, в европейских сказках это продолжения связано с переходом из мира падчерицы в мир невесты. 5. «Три лесовика» (немецкая сказка). «три головы» (английская) – месть мачехи после удачи золушки. «дом кошки» (английская): служба в гостях девушки вознаграждается, но имеет место месть мачехи или одного из котят, которого девушка уронила. Испытание проявляется как наговор, неожиданно. 6. «Бурёнка». Предок помогает падчерице. Месть мачехи. Мачеха даёт невыполнимые поручения падчерице, но та их делает с помощью матери, превратившейся в корову, козу. Дочери матери подсматривают. Мачеха преследует падчерицу: убивает корову, но из костей коровы вырастает дерево, которое помогает падчерице с женихом. Испытание свершается постоянно, оно нарушает правила сиротства, и предок помогает сироте, берёт на себя её беды. 7. «Забытая невеста». Дочь выполняет поручения великана, поручения старухи которые даны юноше-пленнику. Затем молодые спасаются, но юноша забывает девушку и женится на другой. Забытая невеста дарит возлюбленной юноши вещь, в обмен на троекратную ночь с женихом. Невеста усыпляет жениха, но на третью ночь предупреждённый жених не спит. В этой сказке испытание проходят уже не падчерицы, а дочь, которая предала отца. В вариантах ей приходится идти за женихом, так как она нарушает его запрет. Итак, мы видим перерастание сказки про падчерицу в иные сказки, с подключением иного мира. 2. Объединение сказок про бабу-ягу Схема общей сказки выглядит так: 1. Мачеха велит отцу отвести детей в лес, либо посылает дочку к сестре, которая и есть баба-яга, откуда следует родство мачехи и бабы-яги. 2. Мальчик кидает камушки, и дети возвращаются. Но во второй раз не могут этого сделать, так как герой кидал крошки, а птицы их склевали. (характерно, что в обоих случаях мальчик ждёт ночи, когда крошки или камушки станет видно?) 3. Баба-яга. 3.1. Кормит молодца, после чего ему рассказывает про кащея. Кормит мальчика, чтобы стал жирнее. Дети находят домик с крышей из сладостей и их объедают. Пищу помогает готовить девочка. 3.2. Баню топит. Девочка дарит работнице платочек, дабы та не задушила её в бане. Баба-яга или её дочь пытаются на лопате посадить девочку в печь, но та прикидывается, что не умеет сидеть, и саму бабу-ягу кидает в печь. Или зажаривает дочку бабы-яги. 3.3. Даёт девочке работу. Девочка ткёт, а потом вместо неё начинает ткать мышка, которая отвлекает бабу-ягу. 3.4. Кладёт спать. Заморышек не спит, так как боится, что баба-яга братьев съест. Просит мясом покормить, принести воды в решете. Реже дети меняются местом с детьми бабы-яги, и ночью баба-яга убивает не чужих детей, а своих. 4. Дети, чаще девочка, дают слугам подарки, и те не препятствуют побегу. Более того, дают детям гребешок, превращающийся в лес, полотенце – превращающееся в реку. 5. Баба-яга гонится на метле. Дети кидают волшебные предметы и уходят. Другой вариант: баба-яга посылает помощников, тогда помогают предметы, которые обслуживают детей в пути («гуси-лебеди»). 3. Инверсия как способ реставрации исходных форм сюжетов Под инверсией мы понимаем оборачивание сказок вокруг одного сюжетного варианта: герой оказывается в первом случае на одном месте, а во втором на месте антагониста. Например, сравним варианты «волшебного кольца» и «колдуна». В «волшебном кольце» подарок змеи, кольцо, а в более архаичных вариантах – конь, позволяют герою претендовать на принцессу, хотя сам герой – нищ. Так что герой добивается невозможного, он, по сути, колдун. Затем жена узнаёт его секрет, то ли сама, то ли по наущению старухи, которую жена приютила во дворце. Но и колдун выдаёт тайну своей смерти своей жене-пленнице. Кащей тоже имеет тайну, которую герою сообщает баба-яга, а секрет дракона жена героя, похищенная им, знает сама. Итак, во всех вариантах жена становится проводником утечки важной информации о силе мужа, мужчины. Только в одном случае эта информация направлена против героя, а в другом – против его антагониста. Для героя рассказ о своём секрете оборачивается утратой дворца, кольца и принцессы, а для колдуна и кащея – смертью. Герой «кольца» просыпается в поле, и его спасают кошка и собака. Дракон тоже просыпается, а будет его конь, который и догоняет беглецов. Итак, инверсия связана с единым типом предмета борьбы – невестой. Возможно предположить, что сказка утрачивает мотивацию антагониста героя, и антагонист становится из силы испытывающей и карающей (в целом силой необходимой) – силой злой и отрицательной. Сюжет с инверсией позволяет восстановить архаичную мотивацию действия антагониста в сказках. Рассмотренная инверсия (помещение на место антипода героя) дополняется инверсией пола. Если в европейских сказках сюжет «Забытой невесты» рассказывает о дочери великана, колдуна, чудовища, то в тюркских – это дочь страшной старухи, ведьмы, чудовища женского рода. 4. ОБЩАЯ СХЕМА СКАЗКИ 1. Провокация антагониста. Не мотивированный отъезд парня мир посмотреть, кража яблок, листьев; нападение старика-карлика на друзей, похищение невесты… 2. Развилка дороги. Камень с надписью на дороге, спуск в подземелье. Смысл в разделение братьев, друзей, попутчиков. Развилка обосновывает то, что искомое место достижимо только младшим братом… 3. Служба. Помощники. Волшебное ядро, состязание, но до него герой приобретает помощников, соответствующих будущему испытанию. 4. Возвращение. Погоня, птица, выносящая героя из подземелья, за спасение птенцов. Смысл возвращения связан с очищением. 5. Неудача в возвращении. Срезан аркан, братья убивают, калечат. Предпосылка второго круга службы, возврат к новой развилке, часто эхо и второй круг испытаний. 6. Возмездие. Герой приезжает. Не узнан, устраивает состязание. При его появлении добытые им вещи радуются. Бывшие друзья еще делят добычу. Сами себя наказывают, выпустив стрелу. Date: 2015-07-27; view: 1425; Нарушение авторских прав |