Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фролов Г., Шумилин А., Коттак К. Жесты в культурах мира
О языке жестов и его географии написано мало. Принято думать, что с помощью жестов общаются не слишком образованные люди или им предпочитают пользоваться в моменты усталости, когда «нет сил разговаривать». С этим утверждением не согласен американский зоолог Десмонд Моррис, полагающий, что «люди с бедным словарным запасом имеют в своем распоряжении столь же бедный запас жестов». По его мнению, человек 5 течение суток использует не менее сотни жестов, а в течение жизни – свыше миллиона. Д. Моррис подсчитал, что только с помощью бровей человек способен передавать свыше ста различных сообщений. Самый древний жест – «рога»: мизинец и указательный палец выдвинуты вперед, а безымянный и средний пальцы загнуты. Происхождение этого жеста датируется VI – IV вв. до н. э. Его изображение можно встретить в пещерных рисунках, на фресках в гробницах этрусков, населявших территорию современной Италии. В те времена этот жест использовался для отпугивания злых духов. Со временем старое значение сменилось новым, связанным главным образом с изменой в браке. Показывая «рога» собеседнику, вы обзываете его рогоносцем. С другой стороны, символ рогов люди издавна связывали с силой и гордостью. Двурогий щит древних воинов символизировал прежде всего мужество. Любители ездить автостопом поднимают вверх большой палец сжатой в кулак кисти. Однако на Сардинии и в Греции этот жест означает весьма неучтивое «проваливай!» Жители Мальты вместо слова «нет» касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит. В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (по вашему разумению – два кофе) – это жестокое оскорбление, подобное плевку в лицо. Образовав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и представители многих других народов сообщают вам, что дела «О кей!». Но тот же жест в Японии используют в разговоре о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на Сардинии служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами. Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии служит знаком отрицания. Американец и саудовец, оба бизнесмены, заключив долгожданный контракт, жмут друг другу руки, после чего первый, в силу принятых у него дома привычек, устраивается в мягком кресле, закинув ног на ногу. Второй, сделав извиняющиеся жесты, покидает помещение. Вскоре американцу дают понять, что соглашение подписано излишне поспешно и лучше было бы о нем забыть. Американец в полном недоумении. Но человек, знакомый с обычаями разных стран, объяснит ему, что, закинув ногу на ногу, «янки» совершил непростительную ошибку: показать подошву своих ботинок саудовцу – оскорбление, сильнее которого в этом королевстве вряд ли придумать. В общении с людьми Востока европейцев ждет масса неожиданностей. Отрицательное покачивание головой индийцев означает согласие, а не возражение. Известный американский жест «О кей!» (большой и указательный пальцы образуют кольцо, а три других распрямлены) будет воспринят как непристойный жест в Греции или Бразилии, как знак угрозы в Египте и как просьба заплатить деньги в Японии. Вообще на Востоке культура изъяснения жестами весьма разнообразна. В Японии или Корее она минимально контактна. Приветствовать там предпочитают поклонами (чем ниже поклон, тем больше уважения), весьма своеобразный способ рукопожатия используется чаще всего в официальных ситуациях – приветствующий обеими ладонями обнимает кисть приветствующего. Широко улыбаться, демонстрируя зубы, считается неприличным для восточных женщин. Улыбаясь, они часто прикрывают рот рукой. Не смотреть прямо в глаза собеседнику принято у арабов, хотя европейцы нередко расценивают это как признак нечестности или неискренности партнера. В остальном же мире контактное общение – рукопожатие, объятия и поцелуи широко распространено. В арабских странах модны рукопожатия на любой вкус и манер: от мимоходно-мимолетного до длительной процедуры приветствия, когда крепко сжатые руки двух людей бесконечное число раз сотрясаются движениями вверх-вниз. Арабские женщины в странах Персидского залива во время такого приветствия обычно не сжимают руки друг дружке, а лишь прикасаются ими горизонтально и только выпрямленными ладонями. Саудовец при рукопожатии в знак расположения попридержит некоторое время в своей руке вашу. В Судане же верный знак расположения к собеседнику – похлопывание по плечу, прежде чем протянуть руку. Особый разговор о поцелуях. Как правило, европейцы не приветствуют друг друга поцелуями, разве что близкие друзья или родственники после длительного расставания. Напротив, жители юга Европы, Латинской Америки и особенно арабских стран целуются при встрече много и охотно. Эта процедура практически обязательна между мужчинами в арабских странах Персидского залива. И только после поцелуя они приступают к рукопожатию. Но любые поцелуи между представителями разных полов здесь не просто неприличны, а возмутительны. Самый разный смысл имеют жесты пальцами. Например, практически везде считается ругательством конструкция из выдвинутых вперед указательного пальца и мизинца. В Латинской Америке и Италии этот жест – сильное оскорбление, а для испанцев сравнимо с ним по силе только помахивание собранными в пучок пальцами одной руки. Тот же жест в Египте означает «Подожди». Сравнивая США и Бразилию, а в принципе и любую другую латиноамериканскую страну, мы обнаруживаем разительные культурные контрасты в области физических контактов и проявления чувств. «Не дотрагивайтесь до меня!», «Уберите свои руки!» – таковы естественные проявления стандартов американской культуры, но не бразильской. Американцы не любят, чтобы их касались. Культуры во всем мире сильно различаются в вопросе о границах персонального пространства. Когда американцы гуляют, разговаривают или танцуют, они сохраняют определенную дистанцию между собой. Это и есть их персональное пространство. Бразильцы, соблюдающие меньшую дистанцию, интерпретировали бы обычаи американцев как проявление холодности. Когда бразильцы вступают в беседу, они делают шаг вперед, а американцы, наоборот, отступают. Подобные телодвижения вовсе не выдают у бразильцев или американцев сознательное намерение установить более дружественные или менее дружественные отношения с собеседником. Каждый выполняет предписанную ему собственной культурой программу поведения. Наиболее разительные культурные различия между двумя народами обнаруживаются в области прикосновений, поцелуев и объятий. Представители среднего класса в Бразилии приучают своих детей, будь то мальчик или девочка, целоваться со всеми родственниками. Поскольку в этой стране распространены большие семьи, то целоваться приходится с сотнями людей. Женщины целуются всю жизнь. Они целуют родственников мужчин и женщин, друзей, родственников друзей, друзей, а если сочтут нужным, то и других людей. Кроме того, мужчины приветствуют друг друга крепким рукопожатием и сниманием головного убора. Чем ближе отношения между людьми, тем горячее приветствия. Проведя долгое время в Бразилии и вернувшись в США, я нашел приветствия американцев холодными и безличными. Многие бразильцы разделяют мое мнение. Также думают и американцы итальянского происхождения. Многие американцы боятся физических контактов, стесняются проявлять чувство любви или сексуальные устремления. Согласно авторитетному мнению клинического психолога Дэвида Климека, написавшего книгу об интимных и брачных отношениях американцев, «в американском обществе, если мы выйдем за рамки простых физических телодвижений, сексуальное поведение людей не очень-то изощренное». У американцев эмоции и любовь замкнуты семейной сферой, которая выступает и сферой сексуальных отношений. Когда жена просит мужа «быть поласковее», она думает или муж думает, что его жена так думает, «быть посексуальнее». Если послушать общественные дискуссии и посмотреть то, что пишут газеты, то окажется, что в американской культуре любовь и секс означают одно. Тем не менее, в удачном браке секс и любовь разводятся. Это демонстрируют бразильцы. Они постоянно целуются, обнимаются и прикасаются друг с другом. Однако проявления чувств и проявление сексуальных наклонностей в бразильской культуре означают не одно и то же. Физическая демонстрация теплых чувств укрепляет родственные связи и не подразумевает сексуальных наклонностей.
4.8. Зиммель Г. Мода [76] …Наша жизнь построена на дуализме: мы нуждаемся как в движении, так и в покое, как в продуктивности, так и в рецептивности. В жизни духа дуализм выражен в том, что мы стремимся к всеобщему и к единичного. То же происходит и в эмоциональной жизни: мы так же ищем спокойной самоотдачи людям и вещам, как энергичного самоутверждения. Вся история общества проходит в борьбе, компромиссах, в медленно достигаемых и быстро утрачиваемых примирениях, которые совершаются между растворением в нашей социальной группе и выходом из неё. Какие бы формы дуализм не принимал в социальной и культурной жизни, все они – только формы проявления более фундаментальной биологической противоположности между наследственностью и изменением – первая является основой единства, второе – многообразием, беспокойным развитием индивидуального содержания жизни и перехода его в другое. Каждая существенная форма жизни представляет собой соединение сходства и разнообразия. В социальной жизни указанная противоположность связана с подражанием. Подражание можно определить как психологическое наследие, как переход от групповой к индивидуальной жизни. Его привлекательность состоит прежде всего в том, что представляет нам возможность целенаправленной и осмысленной деятельности и там, где нет ничего личного и творческого. Подражание можно было бы назвать порождением мысли и бессмыслия. Оно даёт индивиду уверенность в том, что он в своих действиях не одинок и возвышается над предшественниками. Подражание освобождает индивида от мучений, связанных с выбором, и позволяет ему выступать просто в качестве творения группы. Влечение к подражанию как принцип характерно для той стадии развития, когда склонность к целесообразной деятельности жива, но способность обрести для неё или из неё индивидуальные содержания отсутствует. Эти условия характерны и для моды как постоянного явления в истории нашего рода. Она представляет собой подражание данному образцу и этим удовлетворяет потребности в социальной опоре, приводит отдельного человека на колею, по которой следуют все. Однако она в такой же степени удовлетворяет потребность в различии, тенденцию к дифференциации, к изменению, к выделению из общей массы. Это удаётся ей, с одной стороны, благодаря смене содержаний, которая придаёт моде сегодняшнего дня индивидуальный отпечаток, отличающий её от моды вчерашнего и завтрашнего дня.
Date: 2015-07-27; view: 421; Нарушение авторских прав |