Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические основы функционирования СМИ. Проблемы экономики СМИ и пути их решения





Экономические основы функционирования СМИ. Процесс основания нового издания или реконструкции старого начинается с правовых и экономических предпосылок. Правовые предпосылки зафиксированы в Законе о СМИ (ответ на поданное заявление должен быть получен в течение месяца). Пошлина за регистрацию - первые экономические издержки. Наименьшая сумма платы за регистрацию детского издания или для инвалидов. Больше - за регистрацию общественно-политического издания, а больше всего - за регистрацию эротического или рекламного издания. Экономические предпосылки: 1) необходимо обеспечить финансовую базу (определенную сумму; например, для создания ежедневной газеты с 8 полосами формата А2 необходимо около 15 миллионов долларов, для еженедельника - немногим меньше). 2) обеспечение творческой, человеческой базы. Необходимо нанять ж-тов, учитывая тип, периодичность выхода, специализацию. Кроме ж-тов нужны другие работники редакции и др. 3) материально-техническая база. Аренда помещения, оборудования, столы, компьютеры, телефоны, факсы и др. Полиграфическая база: типография (или своя, или договор с типографией). 4) база распространения. 5) аудиторная предпосылка. Ж-тская информация - товар - социальная информация, все, что может интересовать людей, общество. Производитель ее - СМИ. Потребитель/покупатель этой информации покупает ее, удовлетворяя свои информационные потребности, а продавец получает за нее деньги. Ж-ты, кроме денег, получают известность. Чем известней ж-т, тем больше на него спрос. Экон предпосыл инфрынка ведут к взаимод его с др.рынками: финансовый рынок, рекламный рынок (реклама - основной источник финансирования), издательский рынок, технический рынок, рынок материалов, рынок информации и идей, рынок распростр, рынок период.изданий. Коммерч подразд в редакции создается для коммерческой деятельности, для продажи информации. Дотирование: государство идет на встречу некоторым изданиям (для пенсионеров, инвалидов, детей), так как сами по себе они выжить не могут. Существуют и косвенные дотации: снижение или ликвидация налогов. Спонсирование связано с некоторой зависимостью издания от спонсора. Такая же зависимость существует от рекламодателя. Можно взять кредит - заем в банке. Рынок распространителей сформировался на наших глазах. Раньше была “Союзпечать”, переродившийся в “Роспечать”, такого же монстра, в который входят десятки отделений связи. Возникли новые фирмы, независимые от “Роспечати”. Одни специализируются на подписке, другие на доставке из типографии, третьи занимаются и тем, и тем. Состояние рынка потребителей также изменяется. Постоянно появляются новые читатели, слушатели, зрители. Причины не только материального свойства, но и психологические, идеологические. Экономика СМИ претерпела в 90-е годы серьезные изменения. Главным образом это отразилось на формах собственности. Наряду с государством и общественными организациями собственниками выступают физические и юридические лица с различным общественно-правовым статусом. Низкая платежеспособн населения заметно ограничила подписку на печатные издания. В течение последнего десятилетия годовые тиражи общероссийских газет снизились в 11 раз, причем основными потребителями печатной продукции являются Москва и крупные промыш города, что свид об общем сужении инфо поля. На сегодняшний день подписка и розница большинства периодических изданий покрывает около 25% редакционно-издательских расходов. Остальное - реклама, спонсорская поддержка, бюджетное финансирование. В современных экономических условиях существенное влияние на информационную сферу оказывает концентрация СМИ в руках узкого круга финансово-промышленных групп. Крупнейшие медиаобъединения: Мост-медиа (НТВ, “Эхо Москвы”, “Сегодня”, “Семь дней”, ж-л “Итоги”); КоммерсантЪ (газета и журналы “Власть”, “Деньги”, “Домовой”, “Автопилот”

Экономические основы функционирования СМИ

Жур.инф.-товар-соц.инф.,все,что может интер.общ. Произ-ль ее - СМИ. Потреб-ль/покуп-ль этой инф.покупает ее,удовлет.свои инф.потреб., а продавец получ.за нее деньги. Жур, кроме денег, получ.известность. Чем извес.жур., тем больше на него спрос.Эк-е предпос.инф.рынка ведут к взаимод-ю его с др.рынками: финан.рынок, реклам.рынок (рекл-осн.источ.финанс.), издат.рын., техн.рын, рынок матер-ов, рынок инф.и идей, рынок распростр-ей, рынок пер.изд. Коммерч.подраздел.в редакции созд.для коммерч.деят-ти, для продажи инф.. Гос.идет на встречу некот.изд.(для пенсион., инвал, детей).Сущ.и косвенные дотации: сниж.или ликвид.налогов. Спонсир-е связ.с некот.завис-ю изд.от спонсора. Такая же завис.сущ.от рекламод. Можно взять кредит - заем в банке.Рынок расспрос-ей:“Союзпечать”, перерод.в “Роспечать”(вход.десятки отделений связи). Возник.нов.фирмы, независ.от “Роспеч”. Одни специал.на подписке, др.на доставке из типографии, третьи-и тем, и тем.Сост.рынка потреб.также измен(появ.нов.чит, слуш, зрит. Прич:марер-е,психол,идеолог-е). Эк.СМИ претерпела в 90-егг.серьез.изм. Глав.образом это отраз.на формах собс-ти.Больше частн.СМИ,чем гос-х-умен.доля бюдж.финан-я. Гос.монополия смен.конкур.рынком.Появ.СМИ, сущ.не как ср-во извлеч.прибыли, а как сп-б увелич.влиян.коммерч.или иных струк-р.(финанс-ся ими).кризис,низкая платежеспос.насел.ограничила подписку,сниж.тиражей.


Журналистика и экономический фактор. Процессы монополизации и концентрации в СМИ.

Социально-творческая проблематика свободы журналистики имеет основополагающий характер, и на ее фоне должны решаться все остальные. Ведь для реализации даже верно сформулированных социально-творческих подходов и решений принципиально важна также экономическая (финансовая, техническая и др.) база реализации свободы, юридически обеспеченная законодательными актами. Экономические проблемы свободы журналистской деятельности менее сложны теоретически, но представляют большие трудности при практическом их решении. Функционирование средств массовой информации в условиях рыночной экономики при этом протекает в условиях необходимости превышения доходов над расходами. Источников доходов СМИ несколько. Прежде всего, это доходы, получаемые от «потребителей» информации. Реклама: плата за нее от рекламодателей составляет значительную часть доходов СМИ. СМИ, выпускаемые государственными институтами, могут воспользоваться средствами госбюджета за счет налогоплательщиков. Нежелательному экономическому давлению СМИ могут противостоять, используя разные средства, мобилизуя «внутренние» ресурсы расширения экономической свободы своей деятельности. Путь к экономической независимости лежит через создание объединений - прежде всего концернов или холдингов, сосредоточивающих под одной «крышей» ряд информационных институтов. Одно из важнейших преимуществ концернов - многообразное использование информации, которой они располагают. На основе полученных и опубликованных в газете материалов создаются видеофильмы, компьютерные базы данных. Формирование и функционирование концернов в сфере информации дает экономические выгоды, позволяя им в значительной мере быть независимыми в экономическом отношении, даже выпускать убыточные издания и программы за счет высокоприбыльности других областей своей деятельности. Тем самым может быть обеспечена реализация той информационной политики, которая выработана изданием или программой в соответствии с их целями. Однако сращивание с другими сферами предпринимательства, а тем более подчиненное положение СМИ в этих многоотраслевых экономических структурах при всех экономических выгодах может привести к утере (или, по крайней мере, ограничению) информационной независимости. Некоторой гарантией от этого служит борьба с монополизацией в области СМИ. Антимонопольные меры необходимы и в различных областях инфраструктуры СМИ - в средствах связи (наземной и космической), в сфере полиграфии, технической базы аудио- и видеопроизводства, доставки и распространения информационной продукции. Монополия в этих областях ведет к произвольным решениям монополиста как в политической сфере (стремление сузить или вовсе лишить возможности «выхода» на аудиторию нежелательных СМИ), так и в экономической, когда создаются условия для произвола в ценовой политике, когда монополист не имеет стимулов к снижению производственных издержек и повышению эффективности своей деятельности, к повышению культуры обслуживания СМИ и его аудитории.


Xолдинг, холдинговая компания -- группа предприятий, контрольные пакеты акций которых принадлежат одному учредителю. Руководство холдинга, как правило, оперирует финансовым резервом. Выстраивается стратегия скоординированного развития всех предприятий, входящих в систему холдинга. Холдинг "ПрофМедиа" образован в 1997 году. Кино: сеть мультиплексов под маркой "Синема Парк" и контрольный пакет акций компании "Централ Партнершип", ведущего российского производителя и дистрибутора теле - и кинопродукции. ТВ: национальной телесетью "ТВ3", круглосуточным анимационным телеканалом "2х2", музыкальным телеканалом "MTV Россия", а также телеканалом "VH1 Россия". Радио: "Авторадио", Energy, "Юмор FM", "Радио Алла". Печатные СМИ: журнальным издательским домом "Афиша" (журналы "Афиша", "Афиша-Мир", "Афиша-Еда", "Большой город", серия путеводителей). Интернет-активы: Rambler Media, Afisha.ru.

Медиа-объединения связаны с финансово-промышленными группами. ФПГ вырастают за счет концентрации капитала и предприятий вокруг одного центра -- банка или фирмы, происходит слияние финансового, торгового и промышленного капитала, который диверсифицирует свою деятельность и ищет приложения в разных отраслях, в том числе и в СМИ. Такое приложение капиталов может происходить как ради извлечения прибыли, так и в целях политического и идеологического влияния на общество и власть, создания комфортных условий для ведения основного бизнеса, поддержания бизнес-среды. Практически те же цели преследует государство, проводя свою информационную политику через группу подконтрольных СМИ. Решается проблема поддержания власти и обеспечения ее поддержки в обществе. Государство в России создало свой медиа-холдинг: в июле 1998 года региональные телекомпании имущество которых было федеральной собственностью стали дочерними предприятиями холдинга, которым руководит ВГТРК. ВГТРК была образована Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1990 г. Три общенациональных телеканала: "Россия 1", "Россия К", "Россия 2"; первый общедоступный государственный телеканал для детей и юношества "Бибигон"; 89 региональных телерадиокомпаний, вещающих во всех субъектах Российской Федерации; первый в России круглосуточный информационный канал "Россия 24"; телеканал "РТР-Планета", выходящий за рубежом с 2002 года; русская версия телеканала "Евроньюс"; пять радиостанций - "Радио России", "Маяк", "Культура", "Вести ФМ" и "Юность" и государственный интернет-канал "Россия", который объединяет десятки интернет-ресурсов.


Иногда объединения включающие несколько печатных изданий именуются издательский дом. Это та же группа компаний, завязанных на одного ведущего собственника, но в специализированной сфере. Издательский дом включает ежедневную газету и ее дочерние издания, еженедельник, один или несколько журналов, издательство, часто имеет свои полиграфические предприятия. Пример - Сейчас ИД «Коммерсантъ» — это: Ежедневная газета «Коммерсантъ», Ежедневная газета «Коммерсантъ в регионах», Аналитический еженедельник «Коммерсантъ ВЛАСТЬ», Экономический еженедельник «Коммерсантъ ДЕНЬГИ», Автомобильный журнал «Автопилот», Ежемесячный деловой журнал «Секрет Фирмы». Трест достаточно редкое объединение в медиа-бизнесе. Поскольку трест означает централизацию сбыта, а это уже связано с антимонопольной политикой. Газетные тресты присущи Великобритании и США. В XIX веке в США они монополизировали сбыт массовых газет также как нефтяной трест Моргана монополизировал сбыт керосина. Но затем были приняты антимонопольные законы, и тресты сменили форму.

 

Социально-творческая проблематика свободы журналистики имеет основополагающий характер, и на ее фоне должны решаться все остальные. Ведь для реализации даже верно сформулированных социально-творческих подходов и решений принципиально важна также экономическая (финансовая, техническая и др.) база реализации свободы, юридически обеспеченная законодательными актами.

Прежде чем перейти к рассмотрению этих проблем свободы, представим структуру системы понятий, описывающих ее, (схеме:

Экономические проблемы свободы журналистской деятельности менее сложны теоретически, но представляют большие трудности при практическом их решении.

Теоретически очевидно, что для того, чтобы реализовать свою социально-творческую свободу, необходимо обладать экономическими возможностями для организации своей деятельности. Уже на начальном этапе, при подготовке к выпуску газеты или журнала, организации теле- и радиостанции, создании агентской службы информации нужны значительные «стартовые» затраты - на помещение, оборудование, аренду каналов связи, зарплату сотрудникам и т.д. Поэтому учредитель СМИ должен либо располагать соответствующими возможностями и средствами, либо получить необходимые кредиты (если, разумеется, учреждающая государственная, общественная, коммерческая или другая организация или частное лицо пользуются доверием в финансовых учреждениях). Если у организации или лица, стремящегося учредить какое-то СМИ, нет материальных условий для этого, возникает проблема поиска состоятельного соучредителя или спонсора (англ. sponsor «попечитель», «устроитель», «тот, кто финансирует бескорыстно или в своих интересах, идейных или материальных», «крестный отец»). Часть СМИ оказывается во владении коммерческих структур, диктующих свою информационную политику.

Функционирование средств массовой информации в условиях рыночной экономики при этом протекает в условиях необходимости превышения доходов над расходами. Источников доходов СМИ несколько. Прежде всего, это доходы, получаемые от «потребителей» информации (покупки газет и журналов, абонементной платы, подписки). Однако этих средств обычно не хватает на покрытие расходов, поскольку в условиях роста цен и конкуренции между СМИ, борьбы за читателя, зрителя и слушателя приходится стремиться к минимизации цен на информационный продукт. Более того, существует практика продажи СМИ ниже их стоимости и даже практика бесплатного выпуска газет, радио- и телепрограмм. В этих условиях огромное значение приобретает реклама: плата за нее от рекламодателей составляет значительную часть доходов СМИ (до 80%, а для бесплатных газет, радио- и телепрограмм - все необходимые средства, если нет других источников дохода). Если этих средств не хватает, учредитель либо субсидирует созданные им СМИ, либо закрывает их. СМИ, выпускаемые государственными институтами, могут воспользоваться средствами госбюджета за счет налогоплательщиков. Но в этом случае издаваемые на средства государства СМИ должны с максимальной объективностью представлять все существующие точки зрения, а культурно-ре-креативную деятельность вести в интересах всех слоев общества.

Государство играет важную роль в экономическом обеспечении СМИ (и не только учрежденных государственными институтами). Оно располагает самыми разными возможностями, чтобы воздействовать на их экономическое положение: это и налоговая политика (предоставление налоговых льгот СМИ теми или иными путями); и предоставление льготных тарифов на покупку необходимых материалов, на услуги транспорта и связи; и распределение государственной рекламы; использование других рычагов, находящихся в руках государства.

Все многообразие формы вмешательства государства и предпринимательских структур в экономическую ситуацию в сфере СМИ избирательны. Характер и мера поддержки зависят оттого, насколько соответствует «видам» государственных институтов и (или) предпринимательских кругов деятельность тех или иных СМИ. Разумеется, всем участникам этих отношений приходится тщательно избегать возможных обвинений в подкупе и даже в предпочтении одних СМИ другим. Однако всегда находятся благовидные предлоги отдавать преимущество тем, чьи позиции более отвечают интересам политически и (или) экономически господствующих сил.

Соответственно условия рыночных отношений и большей свободы в экономической сфере позволяют СМИ, близким к правящим политическим и экономическим силам, максимально полно реализовать свой социально-творческий потенциал. При демократическом устройстве общества (и в меру его демократизма) имеются возможности выравнивать условия предоставления экономических льгот, делая их более справедливыми. Однако в силу различных взглядов на то, что является справедливым, а что нет, всегда остается поле для «экономического маневра». Например, государственные субсидии можно распределять в зависимости и от тиража, и от меры убыточности, и от рейтинга в общественном мнении, и от «социальной ценности» и т.д. Выбор остается за теми, кто распределяет средства, а следовательно, чаще всего большую экономическую свободу получает вовсе не инакомыслящий.

Нежелательному экономическому давлению СМИ могут противостоять, используя разные средства, мобилизуя «внутренние» ресурсы расширения экономической свободы своей деятельности. Экономическая политика газет, журналов, теле- и радиоорганизаций может вестись таким образом, что в качестве спонсоров и рекламодателей будут выступать лишь те социально-экономические институты, позиции которых близки данному СМИ. Это относится и к государственной поддержке, когда СМИ разделяют политическую линию правительства и других государственных структур. В таком случае нежелательное влияние на их информационную политику минимизируется, но не ликвидируется пол-ностью, так как трудно представить абсолютное единство взглядов СМИ и экономически поддерживающих их сил по любому поводу и в любой сфере. А возникающие даже небольшие разногласия пусть и демократически, толерантно настроенных партнеров так или иначе сказываются на поведении СМИ.

Более существенны «внутренние» ресурсы расширения экономической свободы тогда, когда экономические проблемы СМИ решаются без постороннего вмешательства. Во-первых, это происходит в том случае, если доход от продажи информационных продуктов (подписки, розницы, абонементной платы) превышает расходы на их подготовку и распространение. Однако современные даже крупнотиражные качественные издания и программы (если исключить доходы от рекламы и получаемые экономические льготы) не в состоянии добиться такого экономического благополучия. Поэтому, во-первых, путь к экономической независимости (если не абсолютной, то во всяком случае весьма значительной) лежит через создание объединений - прежде всего концернов (англ. concern «предприятие, фирма») или холдингов (англ.holding «владение»), сосредоточивающих под одной «крышей» ряд информационных (а часто и не только информационных) институтов.

Одно из важнейших преимуществ концернов - многообразное использование информации, которой они располагают. На основе полученных и опубликованных в газете материалов создаются видеофильмы, компьютерные базы данных (доступ к которым осуществим за плату). Колонки ведущих журналистов одновременно с появлением в «своей» газете могут публиковаться и в других изданиях (так называемые «синдицированные» материалы), событийно-информационные службы (отделы новостей) начинают работать в режиме агентств, рассылая подписчикам сводки новостей, и т.д. В качестве примера можно назвать службы «Огонек-видео» или агентство «Нега», созданное на базе «Независимой газеты». А синдицированные материалы ведущих американских журналистов печатаются в сотнях провинциальных изданий. Характерная тенденция для концернов - издание ряда газет и журналов, различных приложений, организация книгоиздательства, даже радио- и телевизионных станций. Помимо собственно информационной деятельности концерны вторгаются в смежные сферы - бумажное производство, полиграфию, радиоэлектронику, сферу коммуникаций. Зачастую происходит сращивание концернов и с другими сферами бизнеса.

Формирование и функционирование концернов в сфере информации дает экономические выгоды, позволяя им в значительной мере быть независимыми в экономическом отношении, даже выпускать убыточные издания и программы за счет высокоприбыльности других областей своей деятельности. Тем самым может быть обеспечена реализация той информационной политики, которая выработана изданием или программой в соответствии с их целями. Однако сращивание с другими сферами пред-принимательства, а тем более подчиненное положение СМИ в этих многоотраслевых экономических структурах при всех экономических выгодах может привести к утере (или, по крайней мере, ограничению) информационной независимости.

Некоторой гарантией от этого служит борьба с монополизацией в области СМИ. Антимонопольное законодательство в развитом виде предполагает создание такого положения, когда аудитория имеет возможность выбора между конкурирующими изданиями, что предполагает ограничение возможности манипуляции массовым сознанием. Ведь в условиях конкуренции, борьбы за аудиторию, с одной стороны, издания и программы, ведя свою информационную политику, опасаются слишком большого «удаления» от фактической стороны дела и стремятся к полноте и разнообразию событийной информации; с другой - имеется возможность представления (со стороны СМИ) и выбора (со стороны аудитории) различных подходов, позиций и взглядов, благодаря чему повышается возможность для аудитории получить объективную или хотя бы сбалансированную информационную картину современности.

Антимонопольные меры необходимы и в различных областях инфраструктуры СМИ - в средствах связи (наземной и космической), в сфере полиграфии, технической базы аудио- и видеопроизводства, доставки и распространения информационной продукции. Монополия в этих областях ведет к произвольным решениям монополиста как в политической сфере (стремление сузить или вовсе лишить возможности «выхода» на аудиторию нежелательных СМИ), так и в экономической, когда создаются условия для произвола в ценовой политике, когда монополист не имеет стимулов к снижению производственных издержек и повышению эффективности своей деятельности, к повышению культуры обслуживания СМИ и его аудитории.

 







Date: 2015-07-27; view: 1905; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию