Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Заратуштра
В те далекие времена действительно существовал культ Сириуса – самой яркой звезды в созвездии Большого Пса, управляющей небесными водами. Ее значимость подтверждают и тексты Авесты, в частности, «Тиштр‑яшт»: «Звезде блестящей Тиштрии помолимся счастливой, что создана Ахурой главой и надзирателем быть для всех прочих звезд, как людям – Заратуштра, которой Ангра‑Манью не может навредить, которую не могут ни колдуны, ни ведьмы, ни чародеи смертные и ни все дэвы вместе погибели предать». Современные же персидские знатоки авестийского языка, переводчики Гат Заратуштры (Вахиди, Дустха, Ушидари), убеждены, что имя Заратуштра следует переводить как «Сияющая звезда». О жизни великого пророка, к сожалению, известно немного. Согласно текстам «Денкарта», он был из рода Спитамы, его отца звали Порушасп (в «Бундахишне» – Паитирасп), а мать – Дукдауб (в «Бундахишне» – Дукхда). Этимологически «дукхда» – это авестийское слово «девица». «Заратуштра‑намаг» – позднее пехлевийское сочинение так повествует о жизни и рождении великого пророка: «О Дукдауб известно, что когда она еще находилась в утробе собственной матери, по воле Ахура‑Мазды в ее тело проникли Хварна и священное вещество из света пламени алтарного огня. Когда же Дукдауб родилась, а было это глубокой ночью, все вокруг озарилось светом. В дальнейшем при ее приближении к очагу огонь вспыхивал ярко, как Солнце. Входя в комнату, она освещала ее. Когда девочке исполнилось пятнадцать лет, силы Зла наслали на ее племя многие бедствия, а сельчанам внушили, что Дукдауб – колдунья, наворожившая страшные беды. «Я не знаю, почему она светится, но уверен: колдунья так сиять не может!» – ответил Фрахимраван, отец Дукдауб, разъяренной толпе, требовавшей того, чтобы его семья навсегда ушла из племени. Покидая родину, Дукдауб услышала с Небес громоподобный голос: «Ступай в широкую бескрайнюю страну Спитамы, куда твой отец держит путь. Ибо ты прославишь ее и сделаешь святой землей ту деревню, где будешь жить». Действительно, за три дня до рождения Заратуштры небесным светом осветилось селение, мир ликовал, а звери и птицы на своем языке рассказывали друг другу о грядущем рождении пророка. Благие творения Ахура‑Мазды окружили роженицу защитой. Сияние Огня и Хварны были настолько невыносимы для дэвов, что те даже не смогли приблизиться к дому. Как только Заратуштра появился на свет, Воху‑Мана (Благая Мысль) вошел в его разум, и от этого новорожденный малыш не заплакал, а звонко и счастливо рассмеялся. «Это небесное знамение! Я видел божественный свет, который исходил от моего сына, когда он засмеялся», – воскликнул Порушасп. И тут произошло второе чудо – младенец заговорил, произнеся слова священной молитвы «Ахунвар», которая по своей силе и значимости может быть сравнима разве что с молитвой «Отче наш» в христианской традиции. Многие историки‑языковеды пытались дословно перевести эту молитву, но единый вариант так и не был достигнут. Суть ее слов сводится к следующему утверждению:
Поскольку Он избран Миром, то суждение, исходящее из самой Истины, да перейдет на деяния Благого Помысла в Мире, равно как и сила Мазды Ахуры, который поставлен пастырем над людьми.
Никто из присутствовавших не понял этих слов. И только Ахура‑Мазда и Амеша‑Спента (Бессмертные Святые) знали, что новорожденный пророк принял веру и праведное учение от самого Господа Бога, который «словами духовного мира» ответил своему ставленнику: «Ты должен сделаться моим первым жрецом и пророком! Ты принесешь в грешный мир истинную веру и праведность. А я, Ахура‑Мазда, буду твоим покровителем и наставником». В этот миг, чуя приближающуюся кончину, содрогнулся в преисподней Дух Зла, Ангро‑Манью и возопил:
Все божества не в силах расправиться со мной, Один лишь Заратуштра расправится со мной; Он бьет меня молитвой «Ахуна Вайрья» мощной, Сражая, словно камнем величиною с дом; Он жжет меня молитвой «Аша Вахишта», Словно расплавленный металл; с земли меня сгоняет, От одного бегу я, Спитамы Заратуштры.
Такова священная легенда чудесного рождения основоположника маздаяснийской веры. Свое первое откровение Заратуштра получил в возрасте тридцати лет. Случилось это во время весеннего праздника, когда он пошел на реку за водой для приготовления священного напитка – хаомы. Желая набрать самой чистой воды, Заратуштра вошел в реку, стремясь достигнуть середины потока. И вдруг он увидел идущего по берегу прекрасного, осиянного божественной славой мужчину, похожего на небожителя. Это был один из Бессмертных Святых – Воху‑Мана, или Благой Помысел, повелевший Заратуштре следовать за ним на собрание семи Амеша‑Спента. Когда Заратуштра приблизился к ним, то не увидел своей собственной тени на земле, столь ярким было их сияние. Заратуштра, осознав значимость момента, стал задавать верховному божеству волновавшие его вопросы. «Что в этом телесном мире наиболее совершенно, во‑первых? что – во‑вторых? и что – в‑третьих?» – вопрошал Заратуштра. «Во‑первых, добрые помыслы. Во‑вторых, добрые речи. И в‑третьих, добрые дела», – ответил Ахура‑Мазда. Он поведал пророку о двух изначальных Духах – Благом и Злом и сделанном каждым из них свободном выборе: «Оба Духа, которые уже изначально в сновидении были подобны близнецам, и поныне пребывают во всех мыслях, словах и делах, суть Добро и Зло. Из них обоих благомыслящий правильный выбор сделал, но не зломыслящий. Когда же встретились оба Духа, они положили начало Жизни и тленности и тому, чтобы к скончанию веков было бы уделом лживых – наихудшее, а праведных – наилучшее. Из этих двух Духов избрал себе Лживый – злодеяние, Праведность – избрал для себя Дух Священный, чье облачение – небесная твердь». Затем Творец явил пророку свой Божественный Разум, который был столь велик и всеобъемлющ, что голова его касалась купола небес, ноги – дна, а руки – краев неба, востока и запада. Амеша‑Спента посвятили Заратуштру в таинства открывшейся ему истинной веры. Все это коренным образом изменило не только жизнь самого Заратуштры, но и качественно повлияло на весь ход последующей мировой истории. Как утверждают древние зороастрийские тексты, для того чтобы пробудить «спящее» человечество, на исходе эпохи Смешения в мир был послан Заратуштра – провозвестник святой маздаяснийской веры, миссия которого заключалась в утверждении в умах людей идеи Единого Бога – Творца материального и духовного миров, а также в необходимости борьбы со злом во всех его проявлениях. Рождение пророка маздаяснийской религии ознаменовало собой начало космической эпохи Разделения Добра и Зла. Заратуштра учил тому, что существует один Бог, Творец Вселенной, – Ахура‑Мазда. По принятой в науке классификации, зороастризм – это чистый монотеизм, хотя широко распространено убеждение, что все древние религии – языческие, основанные на многобожии. Строго говоря, многобожие в чистом виде вообще не признается нигде. То, что в древних религиях называется богами, – это на самом деле разные проявления единого Бога, то есть его творения, отвечающие за различные сферы жизни. В христианстве богам Древнего мира соответствуют архангелы, например, архангел Гавриил обычно выполняет роль вестника Бога, доносящего его волю до людей. Некоторые древние религии выродились и не сохранили изначального учения о едином Создателе, поэтому в их мифах боги часто действуют сами по себе. Надо также учитывать, что зороастрийские мифы не следует понимать слишком прямолинейно, в их тайный смысл были посвящены далеко не многие.
Date: 2015-07-27; view: 601; Нарушение авторских прав |