Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные проблемы философской гносеологии. Познавательные способности человека





Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются. В ней исследуют такие проблемы как, природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, достоверность знания, формы и уровни познания, а так же ряд других проблем.

Познание – процесс творческой деятельности человека, формирующий мотивы его знания и мотивы его действий.

Знание – результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков.

Субъект познания – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом может быть как 1 человек, так и группа людей.

Объект познания – это то, на что направлена активная познавательная деятельность субъекта.

Понятия субъекта и объекта относительны.

Алгоритм познания: герменевтический круг – 1. объяснение (переход от более общих понятий к более конкретным); 2. понимание (обратный процесс). Если объяснение понятно, то герменевтический круг замыкается, и знание становится фундаментальным.

Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Человеческий организм имеет экстрарецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность), и интрорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Эти способности называются способностью к чувственному отражению действительности.

Существует три формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения соответствуют отдельным свойствам предметов, восприятия - системе свойств предмета. Ощущения могут существовать вне восприятия, но восприятия невозможны без ощущений. Будучи генетической предпосылкой восприятия и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения все же существуют преимущественно как части целостных восприятий. Представление - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Это воспроизведение в сознании тех предметов и явлений, которые воздействовали на наши органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в нашей памяти.

Представления возникают на базе ощущений и восприятий и вместе с ними входят в состав чувственного познания. Но они содержат элементы обобщения и продолжают играть важную роль и в процессе рационального познания. Важным элементом чувственной деятельности и чувственного познания являются эмоции. Эмоции - это комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности, включающая в себя различные переживания и страсти, такие как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие. Эмоции вполне определенно зависят от чувственной организации отдельного человека, особенности его психики, индивидуальных черт характера и темперамента. Они, с одной стороны, включают в себя аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют субъективное отношение человека к миру.

Рациональное познание покоится на способности логического мышления. Оно включает в себя два типа логического мышления - рассудок и разум. Рассудок оперирует понятиями в пределах сложившихся знаний и чувственного опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Рассудку присуща жесткая определенность, строгость утверждений, тенденция к упрощению, формализации, схематизму. Рассудок приводит знания в систему и способствует приспособлению человека к стандартным условиям, в особенности при решении утилитарных задач. Ему свойственны негибкость, неспособность выйти за рамки четко определенной задачи.

Разум производит знания более глубокого и обобщенного характера. Он схватывает объект в единстве противоположностей, ему свойственна гибкость, он обеспечивает получение нестандартных, творческих решений. Разум способен анализировать не только данные чувственного опыта, но и критически оценивать собственные решения. Отличительной особенностью разума является выход за пределы, ограниченные познавательной задачей, внеутилитарность и новизна результатов. Разум дополняется рассудком, который выполняет нетворческую работу мышления.

 

23) Истина – центральная категория гносеологии, соответствие знаний с реальностью или адекватное отражение действительности. Всякая истина субъективна.

Проблема истины является ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.

Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие «действительность» трактуется, прежде всего, как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и проявляющихся в них. Во-вторых, в «действительность» входит также и субъективная действительность, в истине познается и отражается и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности ее проявлений, воспроизводима на практике. В четвертых, истина есть процесс, она является не только статичным, но и динамическим образованием.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективность истины заключается в том, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества, субъективность - в том, что она не существует помимо человека и человечества.

Формы истины:

· Конкретная (зависит от места и времени)

· Объективная/Субъективная

· Абсолютная (полное, исчерпывающее знание о предмете)/Относительная (неполное знание о том же самом предмете)

· Предметная (физическая, химическая и т.д)

· Концептуальная

· Обыденная (повседневная)

· Операциональная (о методах)

Ложь – высказывание, искажающее действительное положение вещей преднамеренно

Заблуждение – высказывание, искажающее действительное положение вещей непреднамеренно

21) Сущность и происхождение сознания. Структура и источник сознания. Язык и его функции

В 19 веке для идеалистов сознание определяло бытие, для материалистов – противоположное.

Материалистическая концепция: сознание – это свойство и продукт мышления. Наиболее развитая материя в человеке – мозг. Мозг выполняет процесс отражения при восприятии. Только мозг способен продуцировать и репродуцировать духовные процессы (память, мышление, логика, фантазия). Этот комплекс процессов называется разумом. Ученые выделяют 2 уровня отражения: биологический (элементарный) и социальный (присущий только человеку).

Идеалистическая концепция: сознание – это инобытие идеального абстрактного начала.

По признанию экзистенционалистов: сознание – это только чувства и эмоции.

Структура сознания: Знание – ядро

Чувства – более устойчивая эмоция.

Эмоции – переживания по отношению к миру

Воля – сознательная целеустремленность человека на выполнение действий

Самосознание – отражение собственного Я.

 

Аспекты на пути развития человека:

· Адаптация к внешним условиям

· Трудовая деятельность (имеет направленность и систематичность)

· Речь (способ коммуникации): 1 этап – формирование речи, 2 этап – выкрики австралопитеков и питекантропов, 3 этап – первые звуки и раздельные слоги, 4 этап – современная человеческая речь.

Язык – способ выражение своих эмоций, информации и т.д.

Типы языка:

· Естественные (русский, английский, всего более 3 тысяч)

· Искусственные (математический, химический и т.д)

· Художественный

· Условные (язык глухонемых)

Функции языка: А нализируя знаки языка в их отношении к говорящему, слушающему и предмету высказывания, выделяют три функции языкового высказывания: информативную (выражение истинных и ложных высказываний), экспрессивную (выражения состояний сознания говорящего) и эвокативную (оказания влияния на слушающего, для возбуждения у него определенных мыслей, оценок, стремлений к каким-то действиям).

24) Вплоть до 19 века вопрос «Что же такое человек?» изучался многими науками, а в 19 веке сформировалась наука антропология, изучающая человеческое бытие.

Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становиться еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества.

Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Отличия человека от животного:

· Наличие культурных норм (Греция)

· Наличие сознания (Восток)

· Наличие речи

· Человек изменяет природу

· Наличие веры

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Таким образом, человек – это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начала человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно – биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. Сущность человека двойственна: тело и душа. Отсюда потребности человека так же двойственны: материальные и духовные. Материальные и духовные сущности могут преобразовываться.

Цель человеческой жизни: не только удовлетворение духовных и материальных потребностей, но и повышение качества его духовных и материальных процессов.

Один из главных посылов человека – жить в грамонии с обществом.

Блез Паскаль: «Человек – это всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий.»

Человек по Фейербаху: 1. Разум, 2. Воля, 3. Сердце -> идеальный человек – сочетание разума, любви и силы воли. Когда человек познает, любит и удовлетворяет все эти потребности, то он свободен.

Т.к человек индивидуален, его мотивы, потребности, цели жизни сугубо индивидуальны, то не существует одного универсального смысла жизни. Философские проблемы антроплогии:

1. Понятие человека в истории философии

2. Человек как биологическое, социальное и культурное существо.

3. Индивид, личность, индивидуальность

Каждая наука и не только гуманитарного цикла в качестве объекта или предмета изучения выбирает человека. Частные науки рассматривают его в рамках своего предмета. Философия изучает человека в системе его связи с окружающим миром, природой и обществом. Существует 2 подхода к определению сущности человека:

1) Оптимистический - заложен в Древней Греции. Протагором: «Человек есть мера всех вещей». А так же христианстве: «человек образ и подобие Бога, он венец творения Бога».

2) Систематический - заложен в поздний период древним Греческим философом Хайддекером Диоген в новое время: «человек халтура природы, самой неприспособленное в мире существо».

 

25) Понятие социальной философии. Предмет и функции социальной философии. История социальной философии. Основные проблемы.

Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

Задача социальной философии: рассмотреть и объяснить общественные явления и процессы на макроуровне, имея ввиду, что общество – саморазвивающаяся и самовоспроизводящаяся система.

Функции социальной философии:

1) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп);

2) методологическая функция (социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению);

3) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия);

4) прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека);

5) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм мировоззрения - мифологии и религии - социальная философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);

6) аксиологическая или ценностная функция (любая социально-философская концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;

7) социальная функция (в наиболее широком смысле со циальная философия призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению);

8) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни).

Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание.

Основная проблема социальной философии - вопрос о том, что такое, собственно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает. (Диалектика человеческого общества и общественного человека как единства объективного и субъективного). Проблемы: что такое индивид? Что представляет собой процесс самосознание? Проблема изучения свободы.

В общем и целом, социальная философия конкретизирует натурфилософские проблемы на социальном (общественном) уровне. Соотношение натурфилософии и социальной философии - это соотношение общего и особенного. Все, присущее общему (отношению человека и природы), присуще и особенному (социальному сознанию и общественному бытию). Но общее проявляется в особенном в полном соответствии с природой последнего. Социально-философские проблемы, методы их решения и результаты будут содержать не только общее (натурфилософское), но и качественно новое.

26) Цивилизация и культура. Культура как мера освоения человеком себя и природы. Культура материальная и духовная, их диалектическое устройство Философия истории изображает исторический процесс как процесс развития культуры. Термин “ культура ” латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы её культивирование. В этом контексте под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

В философии понятие “культура” соотносится с понятием “цивилизация”. Но здесь возможны различные подходы:

· В первом случае цивилизация рассматривается как определённая ступень развитии культуры отдельных народов и регионов. (А. Тойнби, П. Сорокин).

· Во втором случае цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности и т. д. (Л. Морган, Ф. Энгельс).

· В третьем случае, цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, подчёркивая тем самым их единый общечеловеческий характер. (К. Ясперс).

· В четвёртом случае цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий её “закат” или упадок. (О. Шпенглер).

· В пятом случае цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологий, экономических и политических отношений и учреждений. (Н. Бердяев, С. Булгаков). Во всех этих случаях понятия культура и цивилизация тесно связаны друг с другом.

В современной философии можно выделить два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным обществам или индивидам.

В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов:

1) Первый, познавательный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформулированные в определённых понятиях и представлениях, и зафиксированные в языке.

2) Вторым не менее важным компонентом культуры является ценностно-нормативная система.

Ценность — это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания и интересы. Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценностных установок, образуют мотив деятельности. Мотив - это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность. Он позволяет социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей которыми он руководствуется в своём поведении. Ближайшей побудительный мотив человеческой деятельности, определяющей способ и характер последней, выступает в качестве цели. Цель деятельности, как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов социального субъекта. Она выражает основание, решимость переделать окружающей мир приспособить его к своим потребностям. Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде социальных нормы. Нормы являются тем средством, определённой ступенью, которая сближает ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью с практикой человека. Синтетической формой культуры называют обряды, обычаи, традиции, то, что является образцами поведения.

В широком смысле слова под культурой понимают специфическую, генетическую ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимопонимания людей со средой их существования, которые они вырабатывали в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения.

Как известно, человек является биологическим, природным существом и, одновременно, он в значительной мере преодолел свою зависимость от природы, перешагнул в мир социума. Создавая культурные ценности, человек выступает творческим субъектом, дающим новые формы развития природе и обществу. В этом смысле культура равнозначна степени реализации человеческой свободы. В культуре и через культуру проявляется стремление человека преодолеть рамки своего временного и биологического существования. Т. о. культура выступает не просто как процесс создания идей, вещей, знаков, символов, форм и образов поведения, но и как форма самодетерминации человека, его самовоспроизводства или творчества.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура подразделяется на:

— производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;

— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Понятие духовной культуры:

— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.);

— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

27) Сущность и предназначение техники. Техника и научно-технический прогресс. Техника и человек. Философия техники Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Определяющее воздействие техники испытывают такие социальные сферы и институты как экономика, экология, наука, политика и т. д.. В нашем веке это принципиальным образом изменяет социальный статус техники, превращает ее в фактор, определяющий будущее человечества. Техника всегда связана с человеком. Это общение усиливается вместе с растущей технизацией общественной жизни. Долгий и сложный путь прошло в своем развитии человечество и весь этот путь неотделим от прогресса техники. Менялись исторические эпохи, происходило движение от одной формации к другой. Каждая новая ступень социально-экономического развития основывалась на новой технической базе. В этом движении менялось и понимание самой общественной жизни. Новым содержанием наполнялись новые, давно сложившиеся понятия. Так произошло и с техникой.

Техника - система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой общественной формации.

В наши дни исследования техники развертываются в различных направлениях, техника показала свою фундаментальную роль во всем бытии человека, сформированы различные концепции философии техники. И все же многие философы отмечают ничтожную роль, которую до сегодняшнего дня играет философия техники внутри самой философии даже при явном нарастании интереса к этой области в последнее время; неоднородность философии техники, включающей в себя и философию науки, и технологию, и социологию техники; неудовлетворительность философского осмысления техники.

Если проанализировать те проблемы, которые лежат в основании различных концепций техники, то можно выделить четыре структурообразующих отношения, которые и определяют способ рассмотрения техники:

  • техника и человек,
  • техника и природа,
  • техника и бытие,
  • техника и социокультурный мир.

Вопрос о развитии техники занимает теперь многих исследователей. Сложность этого вопроса состоит в том, чтобы раскрыть источник/ технического развития. Обычно развитие техники связывается с деятельностью людей, с их целеполаганием, творчеством. Часто обращаются непосредственно к изобретательству, стремясь здесь найти первопричину развития техники. Разумеется, техническое творчество, изобретательство необходимы для развития техники. Но взятые с чисто идеальной стороны, абстрактно, вне детерминации социально-экономическими отношениями и потребностями, которые возникают в обществе, эти факторы не позволяют раскрыть действительные причины развития техники. Преувеличение роли сознания, науки, чистого технического творчества и изобретательства, абсолютизация их значения представляют собой те гносеологические причины, которые приводят к идеалистическим взглядам на развитие техники.

Противоположную точку зрения занимает материалистическая диалектика, которая исходит из признания самодвижения, саморазвития явлений природы и общественной жизни, видит первопричину этого развития и самодвижения в единств и взаимодействии тех противоположных сторон, сил, тенденций, которые внутренне присущи предметам и явлениям. Эти принципиальные положения, характеризующие ядро диалектической концепции развития имеют универсальное значение и применимы к любой области явлений, в том числе и к технике.

Причина развития техники - центральная проблема, но весьма важно и то, как протекает это развитие, в чем выражается, какие основные закономерности лежат в его основе. Развитие техники - сложный процесс, представляющий собой совокупность изменений в природной основе. элементах, структуре и функциях технических устройств и технических систем. Этот процесс связан всегда либо с улучшением существующей техники, либо с созданием принципиально новой. Как уже отмечалось выше - развитие техники глубоко диалектично и неизбежно включает в себя количественные и качественные изменения, периоды эволюционного движения и глубокие революционные преобразования. Как и все в природе, техника, конечно же развивается по диалектическим законам единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, и отрицания отрицания. Эти основные законы диалектики влияют на развитие техники и технического прогресса в целом. Влияние этих законов выражается в факторах технического прогресса, но прежде, чем мы перейдем к их рассмотрению, необходимо отметить, что технический прогресс на всех своих этапах и во всех своих проявлениях неотделим от науки, которая пронизывает развитие техники. Научный прогресс и прогресс техники все больше сливаются в единое целое, в единый научно-технический прогресс, имеющий свои признаки и особенности.

Признаки научно-технического прогресса:

· Первым признаком технического прогресса является переход количественных изменений в качественные.

· Количественные изменения.

Всесторонность

Date: 2015-07-27; view: 845; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию