Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позитивизм. Основные проблемы и этапы его развития





От лат. Positivus – положительный. Позитивизм – социально-философское направление, характеризующееся стремлением исходить из данного, фактического, устойчивого, несомненного (позитивного), с тем чтобы создать социальную теорию: - свободную от умозрительных метафизических объяснений; - доказательную и общезначимую; - основанную на методологии, свойственной естественным наукам. Позитивизм возник в 30-40-х гг. 19 в. во Франции. Его родоначальником был Огюст Конт (1798-1857), идеи которого в Англии заимствовали и развивали. Позитивисты, в частности Конт, утверждают, что всякие попытки приспособить философскую проблематику к духу научности заведомо обречены на провал. Поэтому следует отказаться от нее. Наука больше не нуждается в стоящей над ней философией. Она должна опираться сама на себя. Отрицая прежнюю "метафизическую" философию, Конт не отказывался от философии как таковой. Он полагал, что для адекватного познания действительности отдельных частных наук недостаточно. Существует объективная потребность разработки общенаучных методов познания, а также раскрытия связи между отдельными науками, создания системы научного знания. Решение этой задачи и является прерогативой "новой" философии. Таким образом, позитивизм претендует на роль "философии науки". 2стадия в развитии позитивизма связана с эмпириокритицизмом (критика опыта) Основную задачу философии эмпириокритики видели в создании теории научного познания. На практике это означало возврат философии к традиционной гносеологической проблематике. 3этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начался в 20-х гг. XX в. Неопозитивисты, как и их предшественники, упрекали традиционную философию в неясности суждений, в излишней усложненности языка, в оперировании полумистическими понятиями типа "чистый разум", "абсолютная идея" и т.д. К философии, по их мнению, необходимо предъявить те же строгие требования, что и к современным естествознанию и математике. Она должна быть коренным образом переосмыслена. Неопозитивизм как философское течение состоит из ряда школ. Исторически первой и основной его вариант – логический позитивизм. Его представители утверждают, что философия вообще не является наукой о какой-то реальности, а представляет собой особый способ теоретизирования. Поэтому главная ее задача заниматься не наукой, а логическим анализом научных высказываний, их проверкой на истинность. В качестве критерия научности логический позитивизм выдвинул принцип верификации (от лат. веритас - истина) высказываний. Согласно ему, научный смысл имеют только те высказывания, которые можно зафиксировать в непосредственном, чувственном опыте индивида. Однако довольно скоро обнаружилось, что многие высказывания, особенно имеющие обобщающий характер, невозможно свести к непосредственному опыту. Отождествление форм языка и форм логики создало предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания, проникновения в нее математических методов и аппарата.

15). Позитивизм. Основные проблемы и этапы его развития.

От лат. Positivus – положительный. Позитивизм – социально-философское направление, характеризующееся стремлением исходить из данного, фактического, устойчивого, несомненного (позитивного), с тем чтобы создать социальную теорию: - свободную от умозрительных метафизических объяснений; - доказательную и общезначимую; - основанную на методологии, свойственной естественным наукам. Позитивизм возник в 30-40-х гг. 19 в. во Франции. Его родоначальником был Огюст Конт (1798-1857), идеи которого в Англии заимствовали и развивали. Позитивисты, в частности Конт, утверждают, что всякие попытки приспособить философскую проблематику к духу научности заведомо обречены на провал. Поэтому следует отказаться от нее. Наука больше не нуждается в стоящей над ней философией. Она должна опираться сама на себя. Отрицая прежнюю "метафизическую" философию, Конт не отказывался от философии как таковой. Он полагал, что для адекватного познания действительности отдельных частных наук недостаточно. Существует объективная потребность разработки общенаучных методов познания, а также раскрытия связи между отдельными науками, создания системы научного знания. Решение этой задачи и является прерогативой "новой" философии. Таким образом, позитивизм претендует на роль "философии науки".

2стадия в развитии позитивизма связана с эмпириокритицизмом (критика опыта) Основную задачу философии эмпириокритики видели в создании теории научного познания. На практике это означало возврат философии к традиционной гносеологической проблематике.

3этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начался в 20-х гг. XX в. Неопозитивисты, как и их предшественники, упрекали традиционную философию в неясности суждений, в излишней усложненности языка, в оперировании полумистическими понятиями типа "чистый разум", "абсолютная идея" и т.д. К философии, по их мнению, необходимо предъявить те же строгие требования, что и к современным естествознанию и математике. Она должна быть коренным образом переосмыслена. Неопозитивизм как философское течение состоит из ряда школ. Исторически первой и основной его вариант – логический позитивизм. Его представители утверждают, что философия вообще не является наукой о какой-то реальности, а представляет собой особый способ теоретизирования. Поэтому главная ее задача заниматься не наукой, а логическим анализом научных высказываний, их проверкой на истинность. В качестве критерия научности логический позитивизм выдвинул принцип верификации (от лат. веритас - истина) высказываний. Согласно ему, научный смысл имеют только те высказывания, которые можно зафиксировать в непосредственном, чувственном опыте индивида. Однако довольно скоро обнаружилось, что многие высказывания, особенно имеющие обобщающий характер, невозможно свести к непосредственному опыту. Отождествление форм языка и форм логики создало предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания, проникновения в нее математических методов и аппарата.

 

16) Русская философия. Истоки русской философии. Русское Просвещение. Русская философия 19 века 2-я половина 19 века. Русская философия - часть мировой философской мысли. Это философия предупреждения, это нравственный запрет на насилие над личностью. В основе русской философии лежат 2 направления. Это западники (Белинский, Герцен, Чернышевский) и славянофилы (братья Киреевские). Западники в своих социально-политических программах ориентировались на западные социально-политические ценности. Ориентировались на немецкую классическую философию и французское просвещение.

В основе славянофилов - самобытное развитие России. Они считают, что обращение к западу может обернуться потерей ценности человеческой личности и превращения человека в простую социальную единицу буржуазного рынка. В основе славянофилов лежит идея о мессианской роле русского народа и православие, сформировавшее русский менталитет (русский дух). Во 2-й половине 19 в. в условиях соперничества между западниками и славянофилами четко оформились 2 направления: радикальное или революционно-демократическое (Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Плеханов- первый русский марксист) и религиозно-идеалектическое. Идейно религиозно-идиалистическое направление отражается на философию Чаадаева или исходит из творчества Чаадаева. Концептуально религиозно-идиалистическое направление оформил Соколов. Соколов заложил основы русской религиозной философии. В основе философии по Соколову –христианство, которое способно связать воедино запросы религиозной и светской жизни человека. Основной идеей философии Соколова является идея всеединства, т.е. единство 3-х начал: блага, истины и красоты. Они все содержатся в каждом сущем. Благо содержится как проявление воли; Истина как проявление разума; красота как проявление чувств. Предельно высшим существом является бог, который олицетворяет положение всеединства сущего. Реальный мир – это тело божие или материя божества. Реальный мир как тело боже пронизан божьим началом, которое в каждом реально сущем присутствует как мировая душа. Называется мировая душа Софией. Цель мировой истории- единство бога и небожьего мира, возглавленного человечеством. Нравственный смысл личности в условиях всеединства реализации в акте любви к другому человеку, природе, богу. Любовь – это такой пост, который приближает человека к абсолютному, к богу. Таким образом идея всеединства снимает все противоречия и способствует становлению на земле царства божьего. Бердяев: главная идея оправдание человека в творчестве и через творчество. Творчество, считает Бердяев, упраздняет откровение ветхого и нового завета и формирует 3-е откровение, которое должен совершить сам человек и это будет делом его творчества и свободы. 3-е откровение творится самим человеком. Творчество - вот религия человека. Творчество создает особый мир и уподобляет человека богу творящему, но т.к. свобода существует выше бога и человека, то свобода может порождать зло. 3-е. откровение – борьба м/д злом и творчеством. Идея Соловьева и Бердяева развивается братьями Трубецкими, Булгаковым, Ильиным, Франком, Розановым и др. Русская религиозно-идеалистическая философия просуществовала до 1922 г. Русские философы были высланы из России. Сочинения не издавались.

 

 

17) Русская религиозная философия 20 века Основы русской религиозной философии заложил B.C. Соловьев (1853-1900 гг.), крупнейший русский философ. Он попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслу Соловьева, должно стать христианство. Соловьев выступал за объединение всех христианских конфессий. Он попытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе, во-первых, благо как проявление воли, во-вторых, истину как проявление разума, в-третьих, красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Эти три начала - благо, истина и красота - составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь, - силу, подрывающую корни эгоизма.

Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергично-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом и выступает в качестве мировой души, или Софии.

Реальный мир представал у Соловьева как самоопределение или воплощение абсолютно сущего. Он есть тело Божие или материя Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства. Посредником между ними выступает София -Мудрость Божия. Мир несовершенен, он лишь идет к совершенству.

Эмпирический, материальный мир, в котором действует временная и пространственная разорванность и механическая причинность, находится в хаотическом состоянии. Призванием человека выступает его мессианская (по отношению к природе) роль - роль ее освободителя и спасителя. Именно человечество является посредником между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и небожественного мира, возглавляемого человечеством.

Нравственный смысл личности, являющийся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя к Абсолюту. Истинный предмет любви - это Вечная Женственность, личный образ всеединства.

В обществе идея всеединства раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая все социальные противоречия и способствующая установлению на Земле «царства божьего», понимаемого как «действительный нравственный порядок». Залогом установления такого всеединства является объединение католической и православной церквей.

 

 

18) Философская проблема бытия. Основные формы бытия. Проблема бытия в истории философии.

Бытие - категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем.

«Бытие» традиционно мыслится, по крайней мере в двух значениях:

во-первых, это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как «наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь «бытие» однозначно таким понятиям, как «Мир в целом» или «Универсум»;

во-вторых, под «бытием» понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы «бытие» в таком понимании обычно называют «абсолютным бытием» - или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых религиях это Бытие определяется как бог.

Выделяют 3 основные формы бытия:

1) бытие природы (вещей, процессов, состояний);

2) бытие социального (включающее в себя как бытие общества в целом, так и бытие отдельного человека);

3) бытие духовного, идеального (подразделяющееся на субъективное идеальное, т.е. сознание индивида и объективное идеальное, т.е. надындивидуальные его формы).

Античные философы также были озабочены истоками сущего. Первым из философов, выделившим бытие как категорию и сделавшим ее предметом специального философского анализа, был Парменид. Он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия, т.е. Бытия во втором значении. Бытие, сущее - это нечто реальное, оно «Есть»; ему противостоит небытие, несущее, «Не есть». Бытие едино, непрерывно, неподвижно, совершенно, оно не возникло и не подвержено гибели, так как помимо него ничего нет и не может быть. Мыслить можно только бытие, т.е. то, что существует; никаким образом нельзя помыслить то, чего нет, чего не существует.

Дидактический подход к пониманию бытия впервые проявился у Гераклита (554 - 483 гг. до н.э.), который рассматривал весь мир в постоянном становлении и изменении. Платон (427 - 347 гг. до н.э.) впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Он выделял «истинное бытие» - «мир объективно существующих идей», которое противопоставлял «чувственному бытию». Платон также указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании.

В средневековой христианской философии выделяется «истинное бытие» - бытие Бога и «неистинное», сотворенное Богом бытие. Философы-материалисты XVII - XVIII вв. нередко связывали понимание бытия с физической реальностью, отчего происходила «натурализация» бытия. Новое время и эпоха классической немецкой философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как «субстанция», «свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», «объективно развивающаяся идея» и т.д.

XX век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. А такая философская школа, как неопозитивизм, вообще истолковала проблему бытия в философии как псевдопроблему, полагая, что прежняя наука о бытии - есть предмет частных наук, но не философии.

Самоорганизация — процессы спонтанного упорядочивания, возникновения пространственных, временных, пространственно-временных или функциональных структур, протекающие в открытых нелинейных системах. Нелинейность означает необратимость и многовариантность эволюции, возможность неожиданных изменений темпа и направления течения процессов, наличие т.н. точек бифуркации, точек ветвления путей эволюции. С. имеет место не только в системах живой природы и человеческом обществе; установлено, что она может происходить и в определенном классе систем неживой природы. Общие закономерности (паттерны) С. сложных систем изучаются синергетикой, выполняющей тем самым синтетическую функцию метадисциплины, соединяющей естествознание и науки о человеке и обществе.

 

 

Date: 2015-07-27; view: 4730; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию