Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция и ее роль в рыночной экономике





Определяющая роль конкуренции в рыночной экономике была обобщена А.Смитом в его принципе «невидимой руки». Зависимость доходов товаропроизводителя от степени удовлетворения интересов потребителя заставляет соперничать его с другими товаропроизводителями за ограниченный платежеспособный спрос. «Конкуренция создает положение, при котором производиться будет, во-первых, все, что хоть кто-нибудь умеет производить, во-вторых, все будет производиться теми, кто может делать это, по крайней мере, столь же дешево, как и еще кто-то; и, в-третьих, все будет продаваться по цене более низкой, какую в принципе мог бы назначить некто, на самом деле данного товара не продающий».[15]

Существует несколько трактовок конкуренции.

Конкуренция – отношения соперничества за более эффективное использование ресурсов.

Конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных сегментах рынка.

Конкуренция – противовес индивидуализму в рыночной экономике.

Субъектами конкуренции являются фирмы, объектом – ограниченный платежеспособный спрос, методами – цена, качество товара, реклама, сервисное обслуживание, изменение в ассортименте, новые технологии.

Конкуренция зависит от множества факторов: соперничество усиливается от увеличения числа конкурентов, от медленного роста спроса, от применения новых методов конкуренции и т.д.

Конкуренция играет основополагающее значение для эволюционного развития рыночной экономики. Ее влияние можно рассмотреть при анализе функций конкуренции:

• Сопоставительная: конкуренция является универсальным инструментом сравнения эффективности затрат различных фирм по производству одного и того же товара. Фирмы, у которых индивидуальные издержки больше рыночных цен, становятся банкротами, у которых издержки меньше рыночных цен, получают прибыль. Если издержки равны цене, возмещают только затраты ресурсов, поэтому им нужно искать новые технологии

• Функция регулирования: чтобы устоять в конкурентной борьбе, производитель должен предлагать товары, предпочитаемые потребителем. Т.е., ресурсы направляются под влиянием цен в те отрасли, где в них наибольшая потребность.

• Функция мотивации: фирмы, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или с меньшими издержками, получают прибыль; фирмы, не способные обеспечить высокое качество и низкий уровень издержек, терпят убытки и уходят с рынка.

• Функция контроля: конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждой фирмы. Потребитель может выбирать среди разных продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

• Инновационная: чтобы победить в конкурентной борьбе, необходимо осуществлять инновации, что позволяет создать более качественные и разнообразные товары.

• Оптимизационная: конкуренция обеспечивает реализацию интересов потребителя (получение максимума полезности) и производителя (максимизация прибыли), т.е. на рынке формируется состояние социального оптимума.

Анализируя роль конкуренции, необходимо учитывать и ее негативную роль:

- конкуренция способствует усилению стихийности в рыночной экономике и нестабильности

- в результате конкуренции эффективные фирмы увеличивают свое влияние в отрасли на основе концентрации и централизации ресурсов и создания на этой основе монополии

Роль конкуренции в современной рыночной экономике становится еще значительнее из-за тенденции к повышению доли малых и средних фирм (их доля в развитых странах – 70-80%), антимонопольной политики правительства.

 







Date: 2015-07-27; view: 504; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию