Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные черты рынка
В процессе эволюционного развития общества сформировалась особая форма отношений обмена – рынок. Рынок – это система экономических отношений, возникающих на основе децентрализованного, безлично механизма ценовых сигналов. В такие отношения повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или театр. В современной экономической литературе нередко параллельно используются два понятия "товарное хозяйство" и "рыночное хозяйство". В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т.е. в данном случае одно предполагает другое. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен. История развития общества от низших ступеней к высшим свидетельствует, что общественное хозяйство на разных этапах развития производительных сил и производственных отношений меняло свои экономические формы. Первичной, исходной формой было натуральное хозяйство. Исторический опыт его развития дает основания предполагать об огромном многообразии моделей натуральной формы хозяйствования: первобытная община, азиатская община, германская, славянская и др. При общности основных признаков каждая из моделей имела свои особенности, обусловленные спецификой среды обитания. Натуральная форма хозяйства исторически основывалась на земельной собственности, являвшейся фундаментом всех социально-экономических отношений. Эта форма хозяйствования была характерна для всех докапиталистических способов производства. Она возникла как следствие неразвитости общественного разделения труда и примитивности материальных условий хозяйствования. Натуральное производство это такая форма хозяйства, при которой материальные блага и услуги создаются для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Внешние связи здесь не развиты. Натуральная форма господствовала в замкнутой первобытной общине. Здесь каждая хозяйственная единица производит все виды работ, начиная от добывания разных видов сырья и заканчивая полной подготовкой продуктов труда к потреблению. В основном натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство, феодальные поместья. Ограниченные примитивные потребности совпадали со столь же примитивным производством. Товарная форма хозяйства зарождалась как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, а затем проникла и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества. Товарное производство представляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через куплю-продажу продуктов их труда. Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно: 1. Материальным условием возникновения и существования рынка является общественное разделение труда. А. Смит, анализируя производство булавок, показал, что углубление общественного разделения труда и специализация предполагают более эффективное использование ресурсов и появление постоянных излишков продукта. То есть, становится необходимым обмен, он взаимовыгоден, так как каждый получает в обмене больше, чем отдает: отдает излишек, получает необходимый продукт. Специализация – устойчивое разделение труда. Основными видами специализации труда являются: · предметная – производство определенного вида товара (мебель, одежда и т.д.); · поэтапная – сырье, полуфабрикаты; · подетальная – изготовление деталей, сборка узлов; · технологическая – варианты применяемых технологий; · функциональная – выполнение определенных функций (кассир, сторож, инженер, рабочий). 2. Исторической основой формирования рынка стала экономическая обособленность в форме частной собственности на ресурсы, которая предполагает, что производитель: а) сам решает: что, как и для кого производить; б) сам возмещает издержки и присваивает доход; в) происходит обособление частного интереса и появляется возможность его реализации через рыночный обмен. «Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться».[12] Частная собственность есть причина возникновения и развития рыночных отношений: а) субъекты становятся экономически свободными, т.е. получают возможность реализовывать свои интересы и способности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ б) обмен становится возмездным и эквивалентным 3. Гарантом правового обеспечения рынка является государство: «Государства сами устанавливали свои государственные порядки, чтобы создать способный функционировать государственный аппарат и защищать свободу каждого человека. Тем самым задавалось общее решение также и для экономического порядка».[13] Государство создавало законы, регулирующие рыночные отношения. «В целом государство передало в частные руки те формы, в которых велось хозяйство».[14] 4. Рыночные отношения предполагают определенный склад ума людей, моральные и культурные ценности, склонность к рационализму, определенный уровень знаний, предполагающий эффективное использование рынка. Эти условия определяют не только условия, но и границы рынка, степень его проникновения в жизнь каждого человека и общества в целом. Рассмотренные выше условия есть основа всеобщности рыночных отношений: охвата рыночными отношениями всех форм экономической деятельности. Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его характеристику: – рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается; – рынок предполагает полную свободу в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов; – рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. И напротив, чем больше товарная масса количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок; – рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы. – рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция «laissez faire», которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства «третьей силы» – силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры; – при всей его стихийности рынок подчиняется действию законов, и прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения; – рынок предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты своей деятельности; – рынок предполагает вольные цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия; – рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни; – рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность; – рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает, как часть национального рынка, а национальный - как часть мирового; Однако, рыночный механизм не безупречен, он имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Подводя итог, необходимо отметить, что исторический опыт показывает: не смотря на существующие недостатки, рыночная система является наиболее эффективной системой из известных человечеству. Главным ее достоинством является реализация экономической свободы.
Date: 2015-07-27; view: 841; Нарушение авторских прав |