Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты рынка





В процессе эволюционного развития общества сформировалась особая форма отношений обмена – рынок.

Рынок – это система экономических отношений, возникающих на основе децентрализованного, безлично механизма ценовых сигналов. В такие отношения повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или театр.

В современной экономической литературе нередко параллельно используются два понятия "товарное хозяйство" и "рыночное хозяйство". В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т.е. в данном случае одно предполагает другое. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.

История развития общества от низших ступеней к высшим свидетельствует, что общественное хозяйство на разных этапах развития производительных сил и производственных отношений меняло свои экономические формы.

Первичной, исходной формой было натуральное хозяйство. Исторический опыт его развития дает основания предполагать об огромном многообразии моделей натуральной формы хозяйствования: первобытная община, азиатская община, германская, славянская и др. При общности основных признаков каждая из моделей имела свои особенности, обусловленные спецификой среды обитания.

Натуральная форма хозяйства исторически основывалась на земельной собственности, являвшейся фундаментом всех социально-экономических отношений. Эта форма хозяйствования была характерна для всех докапиталистических способов производства. Она возникла как следствие неразвитости общественного разделения труда и примитивности материальных условий хозяйствования.

Натуральное производство это такая форма хозяйства, при которой материальные блага и услуги создаются для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Внешние связи здесь не развиты. Натуральная форма господствовала в замкнутой первобытной общине. Здесь каждая хозяйственная единица производит все виды работ, начиная от добывания разных видов сырья и заканчивая полной подготовкой продуктов труда к потреблению. В основном натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство, феодальные поместья. Ограниченные примитивные потребности совпадали со столь же примитивным производством.

Товарная форма хозяйства зарождалась как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, а затем проникла и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества.

Товарное производство представляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через куплю-продажу продуктов их труда.

Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно:

1. Материальным условием возникновения и существования рынка является общественное разделение труда. А. Смит, анализируя производство булавок, показал, что углубление общественного разделения труда и специализация предполагают более эффективное использование ресурсов и появление постоянных излишков продукта. То есть, становится необходимым обмен, он взаимовыгоден, так как каждый получает в обмене больше, чем отдает: отдает излишек, получает необходимый продукт.

Специализация – устойчивое разделение труда. Основными видами специализации труда являются:

· предметная – производство определенного вида товара (мебель, одежда и т.д.);

· поэтапная – сырье, полуфабрикаты;

· подетальная – изготовление деталей, сборка узлов;

· технологическая – варианты применяемых технологий;

· функциональная – выполнение определенных функций (кассир, сторож, инженер, рабочий).

2. Исторической основой формирования рынка стала экономическая обособленность в форме частной собственности на ресурсы, которая предполагает, что производитель:

а) сам решает: что, как и для кого производить;

б) сам возмещает издержки и присваивает доход;

в) происходит обособление частного интереса и появляется возможность его реализации через рыночный обмен.


«Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться».[12]

Частная собственность есть причина возникновения и развития рыночных отношений:

а) субъекты становятся экономически свободными, т.е. получают возможность реализовывать свои интересы и способности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ

б) обмен становится возмездным и эквивалентным

3. Гарантом правового обеспечения рынка является государство: «Государства сами устанавливали свои государственные порядки, чтобы создать способный функционировать государственный аппарат и защищать свободу каждого человека. Тем самым задавалось общее решение также и для экономического порядка».[13] Государство создавало законы, регулирующие рыночные отношения. «В целом государство передало в частные руки те формы, в которых велось хозяйство».[14]

4. Рыночные отношения предполагают определенный склад ума людей, моральные и культурные ценности, склонность к рационализму, определенный уровень знаний, предполагающий эффективное использование рынка. Эти условия определяют не только условия, но и границы рынка, степень его проникновения в жизнь каждого человека и общества в целом.

Рассмотренные выше условия есть основа всеобщности рыночных отношений: охвата рыночными отношениями всех форм экономической деятельности.

Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его характеристику:

– рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается;

– рынок предполагает полную свободу в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов;

– рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. И напротив, чем больше товарная масса количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок;

– рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы.

– рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция «laissez faire», которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства «третьей силы» – силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры;

– при всей его стихийности рынок подчиняется действию законов, и прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;

– рынок предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты своей деятельности;

– рынок предполагает вольные цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия;

– рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;

– рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность;

– рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает, как часть национального рынка, а национальный - как часть мирового;

Однако, рыночный механизм не безупречен, он имеет как свои достоинства, так и недостатки.


 

Достоинства рынка Недостатки рынка
1. Гибкость, высокая адаптивность рынка к изменяющимся условиям 2. Эффективное распределение ресурсов 3. Экономическая свобода производителей и потребителей 4. Наличие постоянных стимулов к использованию достижений современной НТР 5. В центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство 6. Стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития 7. Регулирование экономических пропорций, сбалансированность спроса и предложения, бездифицитность 8. простор для развития инициативы и реализации творческих способностей   1. Не учитывает внешние эффекты: оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов 2. Склонность экономических субъектов к монополизации 3. Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования – общественных благ 4. Неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке 5. Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: расслоение общества, содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п. 6. Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен 7. Сопряжен с нестабильностью, то есть с экономическими кризисами.

 

Подводя итог, необходимо отметить, что исторический опыт показывает: не смотря на существующие недостатки, рыночная система является наиболее эффективной системой из известных человечеству. Главным ее достоинством является реализация экономической свободы.

 







Date: 2015-07-27; view: 841; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию