Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация развития культуры





История культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов.

Первый начинается 150 тыс. лет назад и завершается примерно в IV тысячелетии до н. э.

Этот период приходится на культуру первобытного общества и вполне может быть назван периодом младенчества человека. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Также он создает первые произведения искусства – рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью.

Культуру этого периода можно назвать магической. Магия того времени принимала самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т. д. Мир первобытного человека был чудесным и удивительным. В нем даже неодушевленные предметы воспринимались как живые, обладающие магической силой. Благодаря этому между людьми и окружавшими их вещами устанавливались близкие, почти родственные связи. Все это создает предпосылки появления первых религиозных культов и ритуалов. Например, культы мертвых или плодородия, культы ритуалов, связанных с охотой и захоронением.

Второй период длился с IV тысячелетия до н. э. до V века н. э. – период детства человечества. Он самый плодотворный и богатый этап человеческой эволюции. Культура данного периода носит не только магический, но и мифологический характер. Ведь определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. Теперь культура обладает практически всеми аспектами и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки. Эти культуры отличались яркой самобытностью, что позволило им внести огромный вклад в развитие человечества. Поэтому именно в этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания; многие области художественного творчества – архитектура, скульптура, барельеф – достигают классических форм, высочайшего совершенства.

Культура Древнего Египта. Важнейшая черта – протест против смерти. Возникновение заупокойного культа. Возникновение искусства изготовлений мумий. Строительство пирамид и храмов. Памятники художественной литературы – молитвы богам и хозяйственные записи. Иероглифы – рисуночное символическое письмо. Сфинксы как памятники древнеегипетского искусства, развитие астрономии и математики.

Культура Китая. Изобретение бумаги, туши. Китайская поэзия Лу Цзы, Ией Шеен, Ян Сюнь. Архитектура Китая (пагоды, «Храм неба»). Календарь.

Античная культура. Памятники литературы: «Илиада», «Одиссея» Гомера, трагедии Софокла и Еврипида, комедии Аристофана. Памятники архитектуры: дворец Миноса, храм Зевса в Олимпии, ансамбль Афинского Акрополя. Творчество скульпторов Фидия, Мирона, Поликлета. Олимпийские игры.

Культура Древнего Рима. Памятники литературы: поэзия Вергилия, Горация, Овидия. Роман «Метаморфозы» Апуллея. Римская архитектура: Колизей, Пантеон, храм Юпитера на Капитолийском холме. Скульптура Древнего Рима: бюсты Цицерона, Цезаря. Христианство как новация Римской империи.

Третий период приходится на V–XV века. Этот период составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий – христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. Вот почему в данный период развития наряду с уже известными культурными центрами появляются новые – Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Вместе с тем, находясь в рамках религии и церкви, философия и наука продолжают развиваться и в конце периода научное и рациональное начинает брать верх над религиозным.

Культура средневековой Европы. Памятники литературы: «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда», «Песнь о Нибелунгах». Памятники архитектуры: храм Святой Софии в Константинополе, собор Нотр-Дам в Париже. Романский, готические стили в архитектуре.

Следующий, четвертый, период – зрелость, охватывает промежуток времени с XV–XVI веков по начала 17 века. Он включает в себя эпоху Возрождения (Ренессанса). Это переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени, в которой происходят глубокие изменения.

Религия становится предметом переосмысления и сомнения.Христианство переживает внутренний кризис, результатом которого является возникновение движения Реформации, из которого рождается протестантизм. Главным идейным течением данного периода становится гуманизм. Вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Данный период отмечен великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.


Культура эпохи Возрождения. Литература: «Декамерон» Боккаччо, роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Живопись: творчество Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, А.Дюрера, П.Брейгеля, Д.Веласкеса. Архитектура: собор Святого Петра в Риме, собор Санта Мария дела Грацие в Милане. Скульптура: творчество Микеланджело, Мазаччо, Брунеллески.

Пятый период – период Нового времени (с 17 века по 80-е годы 19 века) – переход к периоду старости.

Культура эпохи Просвещения. (18 век) Литература: Гете «Фауст», Локк «Опыт о человеческом разумении», романы Руссо. Возникновение новых стилей в архитектуре и прикладном искусстве: барокко и рококо. Живопись: творчество Гейнсборо, Буше, Хогарта. Музыка Баха, Моцарта, Гайдана, Бетховена.

Европейская культура Х1Х века. Классицизм: Литературное творчество Гете, Шиллера; живопись: Офорты Ф.Гойи, Ж.О.Энгра, Ж.Д.Давида. Романтизм в литературе: Э.Гофман, Дж. Байрон. Музыка: Р.Вагнер, Р. Шуман, Г.Берлиоз. Живопись: Э.Делакруа, Т.Жерико. Реализм в литературе, музыке, живописи. Романы В.Гюго, Г.Флобера, Ч.Диккенса. Оперы Верди, музыкальное творчество Леонкавалло, «Кармен» Бизе.

Модернизм охватывает собой период с 1910-х до конца 1960-х (по некоторым оценкам).Это совокупность художественных стилей в искусстве 20 века, противопоставивших себя искусству прошлого и включающих в себя несколько относительно-самостоятельных идейно-художественных направлений и течений В искусстве это явление охарактеризовалось множественностью художественных стилей и направлений, таких как фовизм (символизм) (Анри Матисс), кубизм (геометрические формы) (Пабло Пикассо), абстракционизм (абстракции) (Василий Кандинский, Пит Мондриан), сюрреализм (Сальвадор Дали), и многих других.

Постмодернизм (конец 60-х 20 века – по настоящее время)– направление в современной культуре индустриально развитых стран, тип мировоззрения, ориентированного на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода, спонтанность деятельности человека и игровое начало. В постмодернистском искусстве существуют различные направления: хеппенинг, инсталляция, видео-арт. Все современные проблемы, кризис культуры, упадок духовности, преобладание цивилизационных моментов над собственно культурными говорят о том, что Культура Нового времени умирает.







Date: 2015-07-27; view: 1551; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию