Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурная динамика
Культурная динамика изменение черт культуры в пространстве и времени.
Культурная динамика описывается при помощи следующих понятий: 1. Инновации это создание или признание новых элементов культуры, особенно в тех случаях, когда они опираются на нечто уже известное и принятое данной культурой. Открытие — разновидность инновации, акт получения качественно новых знаний о мире, которые описывают то, что ранее не было известно. Изобретение — разновидность инновации, создание новой комбинации уже известных фактов или элементов. 2. Диффузия — проникновение черт одной культуры в другую культуру либо взаимный «обмен» культурными чертами. Диффузия всегда происходит в условиях культурного контакта и, следовательно, всегда предполагает наличие контакта; культурный контакт, напротив, не всегда предполагает диффузию, так как может завершаться без каких-либо последствий. То, имеет ли культурный контакт диффузию культурных черт в качестве результата, во многом зависит от того, к какому типу принадлежит общество, является ли оно открытым или закрытым. Естественно, открытое общество более подвержено заимствованию культурных черт, чем закрытое. Кроме того, это зависит и от «внутреннего устройства» культуры: если культура полистилистична, то есть допускает множество ценностных систем, множество способов организации жизни и придания ей смысла, то она будет более расположена и более терпима к заимствованию из другой культуры; если же она моностилистична, то неприятие инородных тела будет более сильным. Следовательно, можно сказать, что полистилистичные культуры имеют более высокий «иммунитет» ко всему чуждому, но в то же время больше рискуют утратить свое своеобразие. В процессе диффузии культура отбирает некоторые черты и заимствует их, не принимая другие. Это свойство диффузии называется селективностью. Выделяется несколько факторов селективности: а) культура еще не достаточно развита для того, чтобы воспринять то или иное явление, ту или иную черту другой культуры; б) культура посредством ценностной системы и системы норм налагает запрет на заимствование любых или некоторых черт другой культуры; в) носители культуры полагают, что новые явления не нужны им; г) с точки зрения культуры любые нововведения или данное нововведение способно разрушить существующее положение вещей. - З. Культурный лаг — понятие, введенное Уильямом Огборном, которое обозначает неравномерное развитие культуры, когда одни сферы (части) культуры развиваются быстрее, чем другие. В частности, по мнению У. Огборна, сфера нематериальной культуры развивается медленнее, чем сфера материальной культуры, а следовательно, первая обычно как бы «запаздывает» П. Сорокин, напротив, полагал, что быстрее развивается нематериальная культура, что препятствует достаточно быстрому развитию духовной культуры. 4. Культурная трансмиссия — процесс трансляции (передачи) элементов культуры от одного поколения к другому. Именно благодаря культурной трансмиссии культура является непрерывным феноменом, основанным на преемственности. Естественно, в процессе такой передачи «захватываются» и новые элементы, являющиеся ин новациями. Кроме того, культурная трансмиссия предполагает и некоторые искажения, которые вносятся особенностями тех, кто передает и получает. Культурная трансмиссия представляет собой процесс, характеризующий культуру в целом. На индивидуальном уровне ему соответствует аккультурация — усвоение индивидом черт и элементов культуры (это понятие аналогично понятию социализации). С культурной трансмиссией связано такое понятие, как аккумуляция — процесс накопления культурной информации, при котором количество отбрасываемых старых знаний и стереотипов меньше, чем количество новых знаний. Концепция социокультурной динамики П. Сорокина является попыткой сконструировать свободную от линейности, эволюционизма и теории прогресса модель течения макропроцессов культуры. Модель динамики культуры, построенная Питиримом Сорокиным, представляет собой последовательную смену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Этот процесс выражается в трех фазах единого цикла, через которые проходят все основные сферы социокультурной системы (искусство, религия, философия, наука, мораль, право, политика, экономика). Причем в динамике каждой из этих сфер прослеживаются три стадии, после завершения, которых цикл возобновляется. Сорокин выделяет: 1) идеациональную стадию, в которой преобладают процессы познания. На этой стадии происходит освоение мира, создаются разнообразные (предметные, лингвистические, познавательные, технологические, нормативные) формы, позволяющие создавать организационные структуры; 2) идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология. На данной стадии эти формы фиксируются в качестве культурных норм, накладывающих определенные ограничения на человеческую деятельность. Таким путем складывается, например, стиль в искусстве, формируется свод законов, появляется религиозная доктрина и научная парадигма; З) чувственную стадию с доминированием сенсорного переживания. На третьей стадии сложившиеся и устоявшиеся рамки социокультурных норм становятся слишком узкими для приобретенного инновационного опыта, то и побуждает людей вновь обратиться к чувственному переживанию для обоснования своих действий. В соответствии с этой концепцией культуры приводятся в движение силами, которые заложены в них самих. Развитие этих сил в идеациональном и чувственном типах происходит до предела, после чего начинается откат «волны». Чередование основных типов культуры связало с прохождением либо через идеалистический, либо через эклектичный типы, которые Сорокин определял как переходные. Сорокин оптимистически характеризует исторический процесс: если культура находится в кризисе (как, по его мнению, современная западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя и зарождаются новые основания для формирования иного культурного типа.
Date: 2015-07-27; view: 431; Нарушение авторских прав |