Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методы изучения общественного мнения





Социологическое изучение общественного мнения предполагает количественный

анализ сторонников конкретного мнения, выявление его источников, шкал

категоричности и эмоциональности оценок, наличие альтернативного мнения, динамику оценок и суждений, уровень их вербальности, категоричности, установление типичных

ошибок.

Выделяют следующие методы изучения общественного мнения: наблюдение,

эксперимент, контент-анализ документов, различные виды опросов. При использовании

данных методов необходимо придерживаться следующих правил: 1) используемые

методы должны давать и количественную, и качественную характеристику общественного

мнения; 2) характеризовать его не только в статике, но и в динамике; 3) они (методы)

должны пременяться в совокупности, комплексно.

Каждый из рассматриваемых методов имеет свои достоинства и недостатки. Учитывая

их, а также специфику ситуации, социолог осуществляет выбор, разрабатывая программу

эмпирического исследования.

Практика показывает, что социологи наиболее часто обращаются к такому методу

исследования общественного мнения как опрос. Дело в том, что методы наблюдения,

эксперимента, контент-анализа не в состоянии обеспечить необходимой полноты,

представительности и точности получаемой информации. Основным недостатком первого

подхода, например, является необъективность наблюдателя. Личные особенности

исследователя определенно сказываются на его впечатлениях. Наблюдению не подлежат

события прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычление

небольшой части которых делает их изучение непредставительным. При анализе

документов возникает проблема получения достоверной информации из биографических

материалов, появляются значительные трудности при переводе языка доументов на язык

гипотез и т.д.

Методы наблюдения, эксперимента, контент-анализа предпочтительнее использовать

на этапах предварительного изучения мнений отдельных групп населения или, напротив,

как методы, которые позволяют углубить информацию, получаемую на основании

опросов (выяснить причины и мотивы, определяющие содержание тех или иных мнений).

Опрос – почти универсальный метод, который при соблюдении надлежащих

предосторожностей позволяет получить не менее надежную (систематическую и точную)

информацию о мнениях людей, чем при исследовании документов или наблюдении.

Причем эта информация может быть даже о том, что нельзя увидеть или прочитать.

В целом, процесс проведения опроса включает в себя определение целей и задач

обращения к населению, стимулирование высказываний граждан по общественно

значимым проблемам, создание соответствующих условий для свободного выражения в

различных формах, его изучение и фиксацию в виде, отвечающем целям исследования.

Опрос основан на обращении специально подготовленных людей (интервьюеров) к

людям (респондентам) с ранее подготовленными вопросами. Трудность использования

опросного метода заключается в том, что выявляются мнения людей, которые по

собственной инициативе не будут высказываться по тем или иным вопросам. Есть люди,

которые охотно участвуют в опросах, а есть те, которые равнодушно или даже с

подозрением относятся к попыткам выяснить их точку зрения на общественную

проблему

Опросы часто грешат не только несомненными

методологическими ошибками (например, пересечением вариантов ответов,

объединением в одном вопросе проблем разного характера), но и беспечностью в

стратегии опроса респондентов. На понимание вопросов, задаваемых респондентам, часто влияют специфические схемы мышления, утвердившиеся понятия, мифы, боязнь,

волнение, а также личный опыт и т.д.

 

Успешность опроса, надежность получаемых данных зависит от многих обстоятельств:

от профессионализма его организаторов и участников, от поведения респондентов, от

личных качеств его руководителей и исполнителей и т.д.

предлагалось использовать пять категорий вопросов.

● Фильтрующие вопросы. С их помощью интервьюер определяет степень понимания

респондентами сущности проблемы и выявляет лиц, не обладающих достаточной

информацией, а также стимулирует критическое отношение к проблеме. Эти вопросы

могут быть разнообразными, но наиболее распространенным среди них является вопрос:

«Слышали Вы (или читали) что-либо о таком – то предложении?».

● Открытые или свободные вопросы, направленные на то, чтобы выяснить, как

понимается респондентами проблема, какими представляются способы ее решения.

Например, «Как, по вашему мнению, должна быть решена данная проблема?».

● Причинные вопросы. Они позволяют выяснить мотивацию взглядов респондентов,

так как одни и те же решения могут быть продиктованы различными причинами. Такого

рода вопросы важны для получения представления о качественной характеристике

мнения.

● Специфические вопросы. Они содержат в себе конкретные предложения (в виде

противоположных позиций) о решении той или иной проблемы, в отношении которых

респондент должен сформулировать свое собственное мнение. Недостатком

специфических вопросов является то, что бывает трудно подобрать альтернативные

варианты, которые охватили бы весь диапозон мнений по данной проблеме и к тому же

взаимно исключали друг друга. Кроме того среди опрашиваемых, даже если они не имеют

представления о проблеме, наблюдается тенденция выбирать какой-либо из

предложенных вариантов. При этом они почти всегда пытаются избегать крайних

позиций.

● Вопросы, выясняющие интенсивность мнения, т.е. степень убежденности

респондента в истинности высказываемого суждения, решимости отстаивать его. С их

помощью уточняется, насколько глубока уверенность сторонников той или иной точки

зрения, какие действия готов предпринять тот или иной человек для реализации своих

взглядов, есть ли шанс изменить его точку зрения и т.д. Например, можно задать вопрос: «Насколько глубоко Вы убеждены в этом?» с вариантами ответов: «очень глубоко»;

«довольно глубоко»; «совсем неглубоко».

 

По способу распространения анкет выделяют:

● раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо

ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо

получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос);

● почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через

почту);

● прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган);

● телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и

сопровождающих его документов осуществляется с помощью телетайпно-телеграфной

сети).

По уровню компетентности респондентов различают:

● массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме);

● массовый опрос в сотрудничествес исследователем (предполагает информационную

помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации);

● симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без

глубокого осмысления задач и целей исследования);

● экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).

 

Регулярные опросы – это повторяющиеся (с определенным интервалом времени –

каждый месяц, квартал, полугодие, год) исследования на основе единой методики. Они

фиксируют и объясняют изменения отдельных свойств общественного мнения

применительно к конкретной общественно значимой проблеме.

Поверхностные характеристики общественного мнения фиксируют зондажные и

экспресс-опросы. Они изучают оперативное сознание масс людей, их текущие,

«сиюминутные» реакции на происходящие здесь и сейчас изменения в различных сферах

общественной жизни. Главное – выявление отдельных состояний мнения (его содержания

и свойств) на определенный момент времени. Используются наиболее простые и

экономные методы и методики, позволяющие решить поставленные задачи в короткие

сроки. Обычно применяется телефонный опрос или интервьюирование в общественных

местах (на улице, возле мест скопления людей) по упрощенным методикам с

использованием коротких интервью, включающих от 10 до 20 вопросов.

Когда возникают новые социальные, политические, экономические ситуации и

проблемы, готовятся или принимаются к реализации управленческие решения, большой

интерес вызывает отношение к ним общественности. Изучение этого отношения

проводится с помощью зондажных опросов. Они строятся на разработке новых методик и

анкет, привлечении методов, позволяющих оперативно изучить информацию (объем

которой невелик).

Экспресс-опросы проводятся по проблемам, отношение к которым уже ранее

выявлялось. Используются ранее применявшиеся методики (с необходимой

корректировкой) и методы, что позволяют сравнивать данные новых и предыдущих

опросов. Объемы перерабатываемой информации и в этом случае невелики.

Все указанные типы опросов тесно взаимосвязаны между собой (хотя способны

выступать и как самостоятельные исследования) и могут использоваться в рамках единой

исследовательской программы. Возможны переходы от одного типа к другому. Так,

зондажные опросы в определенных случаях могут перерастать в регулярные и в

дальнейшем включаться в углубленные опросы. Проведение углубленных опросов может

потребовать осуществления регулярных, экспресс-опросов и зондажных.

Опросы проводят по месту работы, учебы и месту жительства, а также в общественных

местах.

Социологический опрос – крупное коллективное мероприятие. В нем участвуют:

заказчик (субъект выявления общественного мнения); организация, финансирующая

исследование; исследовательская группа, включающая в свой состав социологов,

психологов, экономистов, статистиков, математиков, специалистов по обработке данных

на ЭВМ, группы интервьюеров. Состав участников такого мероприятия может меняться,

но его ядро – это исследовательская группа.

Date: 2015-07-27; view: 5254; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию