Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российского конституционного права





 

 

В ходе развития российского конституционного права как базовой отрасли права сформировался особый "блок" конституционно-правовых норм, регулирующих внутриотраслевую разновидность общественных отношений.

Характерной особенностью этой разновидности правовых отношений является то, что они непосредственно связаны с объектами жизнедеятельности субъектов РФ: с устройством государственной власти в субъектах РФ, административно-территориальным делением субъектов РФ, полномочиями органов государственной власти субъектов РФ, экономической и финансовой основами субъектов РФ, развитием региональной системы права, защитой прав человека, обеспечением правопорядка и др.

Другая особенность названных правоотношений заключается в том, что одной из их сторон (или сторонами) выступают субъекты РФ, народ (население), граждане, проживающее на соответствующей территории, органы государственной власти субъектов РФ, должностные лица, объединения граждан и др.

Нормы российского конституционного права, регулирующие указанные отношения, рассматриваются в юридической литературе как региональные конституционные или уставные правовые нормы[1].

Совокупность данных норм идентифицируется в качестве особой внутриотраслевой разновидности (подотрасли) российского конституционного права. Это подотрасль получила наименование конституционное право субъектов РФ.

Развитие конституционного (уставного) права субъектов РФ как подотрасли российского конституционного права сопряжено с зарождением одноименной разновидности знаний.

Так, В.Е. Чиркин в составе российского конституционного права выделяет две самостоятельные части: федеральное конституционное право и конституционное (уставное) право субъектов РФ[2]. Автор рассматривает конституционное право субъектов РФ не изолировано, а как "часть тех или иных целостных институтов права", в "спаянном" виде с федеральным правом[3]. Но при этом федеральное конституционное право и конституционное (уставное) право субъектов РФ не отождествляются.

Авторы монографии "Конституционное право субъектов Российской Федерации" также признают факт формирования в российском конституционном праве особого блока норм и возникновения соответствующего "сегмента конституционно-правовых знаний"[4]. По сути эта же идея ранее высказывалась и другими авторами (Овсепян Ж.И.[5], Шугрина Е.С.[6]).

Однако концепция выделения в составе российского конституционного права конституционного (уставного) права субъектов РФ поддерживается не всеми авторами. В качестве основных оппонентов выступают видные представители московской школы конституционного права (МГУ).

Например, С.А. Авакьян считает, что система права в Российской Федерации едина. Субъекты РФ имеют лишь свою систему законодательства, в том числе и конституционного. Поэтому не может быть конституционного права или уставного права субъектов Федерации. Субъект Федерации должен думать об иерархии своего законодательства в системе законодательства Российской Федерации[7].

С учетом сказанного автор полагает, что вряд ли целесообразно вводить в учебные планы юридических факультетов и вузов такие предметы как конституционное (уставное) право республики (другого субъекта). Речь может идти только о конституционном праве России. В рамках этой дисциплины могут быть показаны особенности конституционного законодательства субъектов РФ[8].

Вышеизложенную позицию уточняет Н.А. Богданова, которая не разделяет точку зрения о выделении конституционного права субъектов РФ как их собственной правовой отрасли[9].

Однако автор настаивает "на включении в российское конституционное право нормативного массива, соединяющего нормы федерального и регионального законодательства"[10].

При этом региональные нормы, по мнению Н.А. Богдановой, имеют собственный предмет регулирования – территориальное устройство, функциональная организация и осуществление государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ, а также гарантии прав и свобод личности, обеспечиваемые субъектами РФ[11]. Место данного правового массива в структуре целого, как считает автор, "соответствует конституционно-правовой подотрасли"[12]. Другими словами, автор существенно корректирует позицию С.А. Авакьяна, поскольку признает существование в рамках отрасли конституционного права особого нормативного массива с собственным предметом регулирования.

На основе изложенного следует признать, что в российском конституционном праве существует особый "блок" норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений, участниками которых выступают субъекты РФ, народ (население), граждане, органы государственной власти и должностные лица субъектов РФ, а также объединения граждан и др.

Данные нормы являются самостоятельной частью российского конституционного права, системно связанной с нормами федерального конституционного права. Совокупность указанных норм, взятая в единстве, приобретает свойства конституционно-правовой подотрасли, именуемой конституционное (уставное) право субъектов РФ.

Предмет конституционного (уставного) права. Конституционное (уставное) право субъектов РФ как часть российского конституционного права имеет собственный предмет правового регулирования.

Предмет конституционного (уставного) права составляют публично-властные, экономические, социально-культурные и личностные отношения.

Публично-властные отношения. Субъект РФ в соответствии с Конституцией РФ осуществляет учредительную власть: самостоятельно принимает и изменяет конституцию (устав), закрепляет собственный конституционно (уставно)-правовой статус, принимает решение об образовании нового субъекта РФ, изменении статуса субъекта РФ.

Объектами публично-властных отношений являются:

– территориальное устройство, организационно-функциональная структура государственной власти субъекта РФ;

– статус органов государственной власти субъекта РФ, порядок их организации и деятельности;

– формы и порядок осуществления государственной власти непосредственно народом (населением) субъекта РФ;

– государственный язык республики в составе Российской Федерации;

– официальные государственные символы и другие официальные отличительные знаки, статус административного (политического) центра субъекта РФ.

Отношения, складывающиеся по поводу объектов публично-властной сферы, субъект РФ регулирует в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В регулировании и осуществлении указанной деятельности наряду с функциями учредительной власти проявляются функции законодательной, исполнительной и судебной власти субъекта РФ.

Экономические и социально-культурные отношения:

– субъект РФ устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ;

– утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, программы социально-экономического развития субъекта РФ, в том числе по отраслям деятельности;

– устанавливает налоги и сборы субъекта РФ и порядок их взимания;

– утверждает бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ;

– определяет политику в сфере культуры субъекта РФ;

– обеспечивает исполнительно-распорядительную деятельность в данной сфере общественных отношений.

Отношения, складывающиеся в экономической и социально-культурной сфере, регулируются субъектом РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством.

В осуществлении указанной деятельности проявляются главным образом функции законодательной и исполнительной власти, а также – судебной власти.

Личностные отношения. Субъект РФ определяет и осуществляет меры по защите прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, охране и защите собственности, обеспечению законности, общественного порядка, экологической безопасности. Регулирование данных общественных отношений субъектом РФ устанавливается нормами федерального конституционного права.

При осуществлении указанной деятельности проявляются в основном функции исполнительной и судебной власти. Законодательное регулирование субъектом РФ данных общественных отношений ограничено Конституцией РФ и федеральными законами.

Регулируемые конституционным (уставным) правом общественные отношения характеризуются в целом тем, что они непосредственно связаны с жизнедеятельностью субъекта РФ, народов и граждан, проживающих на его территории.

Метод конституционного (уставного) права. Конституционное (уставное) право субъектов РФ регулирует общественные отношения методами, присущими российскому конституционному праву.

Основным методом регулирования конституционных (уставных) правовых отношений является учредительно-закрепительный метод в сочетании с общим (базовым) регулированием[13].

Учредительно-закрепительный метод в единстве с общим (базовым) регулирует конституционные (уставные) отношения с помощью императивных норм, которые исходят непосредственно от управомоченных субъектов государственной власти. Императивные государственно-властные предписания оставляют минимум свободы выбора участникам конституционно (уставно)-правовых отношений.

Императивный метод конституционно (уставно)-правового регулирования состоит в:

а) установлении конституционных (уставных) прав. В конституционном (уставном) праве конкретизируется статус субъекта РФ, народов (меньшинств), проживающих на территории субъекта РФ, региональных органов государственной власти, должностных лиц, правовое положение граждан, их объединений и др.;

б) возложение обязанностей (предписывается принятие определенных решений и совершение действий), связанных, например, с осуществлением, охраной и защитой конституционных (уставных) прав;

в) установление конституционно (уставно)-правовых запретов (предписывается не допускать определенные действия).

Наряду с императивным методом регулирования в конституционном (уставном) праве субъектов РФ применяется диспозитивный метод.

С помощью данного метода правового регулирования субъектам права предоставляется возможность выбора определенных вариантов поведения с учетом конкретных обстоятельств и условий (заключение договоров и соглашений между Российской Федерацией и субъектом РФ, а также между субъектами РФ и др.).

 

Date: 2015-07-27; view: 636; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию