Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С самого начала





Мы очень признательны Стиву Бэкеру за то, что он разрешил использовать упражнения с его замечательного диска "Interactive Blues Harp Workshop" на нашем сайте!

GreyWolf
Blacky

  • 1. С самого начала..
  • 2. Бэнды
  • 3. Техника игры и эффекты
  • 4. Блюзовые лики
  • 5. Использование языка
  • 6. Оверблоу

С самого начала..

Данный раздел упражнений начинается с примеров для абсолютных новичков без предшествующего опыта игры на гармонике. Начнем мы с первой и второй позиции и постепенно перейдем к 12 тактовой блюзовой форме, для того, чтобы Вы познакомились с основными примами игры на блюзовой гармошке.
До того, как приступить к практике, я рекомендую Вам ознакомиться с разделами теории по дыханию и извлечению одиночных нот, так как это поможет Вам лучше понять, как правильно выполнять данные упражнения. Еще раз напомню Вам, что при вдохе вы не должны вдыхать через нос, напрягая немного мышцы вокруг него.
В таблатуре для гармошки будет указан только номер отверстия и направление дыхания. Музыкальная нотация отсутствует, поэтому данный раздел предназначен для игры только на гармошках с Рихтеровской настройкой в любой тональности.
Все звуковые файлы записаны с помощью гармоники Hohner Marine Band 1896 в тональности С (До), по этому все примечания в тексте, имеют отношение именно к этому ключу.

1. Это упражнение играется на отверстиях 1 - 3. Номера отверстий гравируются на внешней стороне колпака гармошки.
Если Вы встретите в таблатуре два номера отверстия друг над другом, это значит, что Вы должны играть их одновременно.
Стрелки указывают на направления воздуха. Стрелка вверх - выдох, стрелка вниз - вдох.
Сначала все три ноты играются одновременно. Вы должны расположить губы так, чтобы оставались открытыми для дыхания только первые три отверстия. Губы должны обхватывать гармошку. Не напрягайте их, а наоборот, максимально расслабьте. Сначала сделайте глубокий вдох через гармошку, потом выдох и опять вдох. Почувствуйте, как звучат язычки. Добейтесь плавного нарастания и убыванья звука. Вдох должен идти не от губ, а от диафрагмы и фокусировать его надо где-то на уровне живота.
Вы можете послушать пример исполнения, кликнув на слово "Пример" (все звуковые файлы в этих упражнениях записаты в формате MP3).


Пример

2. Это упражнение подобно упражнению N1, где каждый аккорд играется дважды: вдох-вдох-выдох-выдох и так далее. Послушайте звуковой файл и запомните, что заканчивать надо на вдохе.


Пример

3. В этом примере используется ритм "Shuffle", который обозначает, что первый аккорд каждой пары играется в два раза дольше, чем второй. Этот ритм очень часто используется в блюзах. В музыкальной нотации он обозначается так, ка показано на рисунке справа. Позже мы обсудим это подробнее.


Пример

4. Здесь Вы передвигаете гармошку влево перед тем, как извлечь аккорд на выдохе и возвращаетесь обратно к исходной точке. Со временем Вам это упражнение покажется очень легким. Попробуйте играть и тот риф непрерывно несколько раз.


Пример

5. Теперь, пришло время научится играть мелодии. Это традиционная детская песенка играется на отверстиях с 4 - 6. Для легкости изучения она разбита на три части.
Первая часть начинается с 4-выдох и продолжается 4-вдох, 5-выдох, 5-вдох и 6-выдох (дважды). Сначала Вам может показаться затруднительным играть "чистые" отдельные ноты, но не беспокойтесь об этом. Рано или поздно вы поймете, что это совершенно не сложно (смотрите раздел П риемы извлечения звука в разделе "Теория").


Пример

6. Вторая часть очень легкая - вы играете быстро 6-вдох 4 раза и 6-выдох, держа эту ноту немного дольше. Потом повторяете эту последовательность.


Пример

7. Последняя часть с четырьмя быстрыми нотами на вдохе и двумя долгими нотами на выдохе через 5-е отверстие.
Заканчивается риф на нотах 4-вдох и длинной ноте на выдохе.
Теперь все что остается сделать, это соединить все три части. Это не должно Вам показаться слишком сложно. Будьте уверены, немного старания и терпения и у Вас все получиться!


Пример

8. Эта фраза из детской песенки состоит из трех нот: E, G и A.


Пример

9. Добавляя 4-выход (нота C) открываются новые возможности, но риф детской песенки все же остается. В звуковом файле первая часть играется дважды.


Пример

10. Следующие упражнения содержат простые мелодии, которые почти все знают. В файлах с примерами они записаны полностью, но на картинке записано только начало. Пробуйте подобрать продолжение самостоятельно!
Большинство из этих мелодий начинается на на ноте на выдохе, обычно на отверстии 3, 4, 5 или 6. Вы можете пробовать подобрать ещё несколько песен в той же манере - в конце концов, это не так уж и трудно!


'Frere Jaques' (французская песенка)
(отверстия 3-6)
Пример

11. 'Oh When The Saints' (отверстия 4-6)


Пример

12. 'Kommt ein Vogel geflogen' (немецкая песенка, отверстия 3-6)


Пример

13.Отверстия с 4-го по 7-е содержат полную мажорную гамму (здесь C мажор).
Обратите внимание, что последовательность нот на выдохе и на вдохе, меняется наоборот при переходе с 6-го отверстия к отверстию 7. Поэтому, чтобы играть ноты гаммы в правильном порядке, вы должны играть на вдохе обе ноты подряд при переходе с 6-го на 7-е. Никак по-другому сыграть нельзя.
Это упражнение демонстрирует восходящую гамму.


Пример

14. Здесь та же самая гамма, но сыгранная сверху в вниз.


Пример

15. Мажорная гамма может быть расширена вверх. В этом упражнении она сыграна до девятой ступени (отверстие 8-вдох), перед тем, как играть обратно вниз.
Такой подход позволяет зациклить файл с примером и попрактиковаться с мажорной гаммой.
Включите на медиаплейере функцию зацикленного проигрывания, и посмотрите, как это играется.


Пример

16. Если сыграть пять нот мажорной гаммы, как показано на рисунке, то получится, так называемая мажорная пентатоника, на основе которой очень хорошо импровизировать в блюзе.
Не позволяйте техническим приемам отвлечь вас от пентатоники.
В ключе C, пентатоникой будут ноты - C, D, E, G и A. Они всегда будут хорошо звучать в любом порядке, в котором бы вы их не сыграли. Так давайте же попробуем это!
Мажорная пентатоника - это самая старая, самая простоя и наиболее полезная гамма, известная человеку.
Пентатоника - отличная основа для импровизизации.


Пример

17.Здесь мажорная пентатоника является законченой гаммой - в ней добавлена нота в окатаву на 7-м отверстии на выдохе.


Пример

18. Здесь, та же самая пентатоника, сыграна в нисходящем порядке.


Пример

19. Теперь, когда вы познакомились нотами первой позиции, самое время, чтобы пробовать поимпровизировать по некоторым простым аккордам.
Запустите акомпанимент и поиграйте под бесконечную последовательность C-Am аккордов. Для этого вам понадобится С гармоника.
Ноты мажорной пентатоники из упражнений 16-18, будут хорошо звучать на обоих аккордах.


Пример

20. Теперь давайте посмотрим, что же такое, так называемая вторая позиция (так же известная как 'Cross harp' - 'Перекрестная гармоника').
Вторая позиция - типичный прием, используемый при игре блюзов на диатонической гармонике.
В 1-й позиции вы играете на C гармонике в ключе C.
Во 2-й позиции, вы играете на C гармонике, но уже в ключе G.
Всё это означает, что нужно использовать аккорд на вдохе, вместо аккорда на выдохе, как ваш ' тональный центр ' - как отправной и финальный пункт для того, что вы играете.
Первые четыре упражнения в самом начале - все во 2-й позиции, они начинаются и заканчиваются на аккорде на вдохе.
При игре с аккомпаниатором, попросите его играть блюз в тональности G, если сами вы играете на C гармонике.


Пример

21. Первое, с чего мы начнем, это сыграем мелодию из 8-го упражнения в перекрестном
стиле (здесь G).
Это довольно просто. Вы узнали эту мелодию?
На сей раз, она почти вся играется на вдохе.
Ноты на вдохе доминируют в 2-й позиции.


Пример

22. Упражнение 9, так же без всякого труда, можно перетранспонировать во 2-ю позицию. Мелодия - та же самая, но звучит пониже.
Попробуйте сыграть 9-е и 22-е упражнения один после другого, так вы сможете научится слышать различие в тональностях.
В 9-м упражнении, первая часть играется дважды.


Пример

23. Во 2-й позиции тоника будет находиться на 2-м отверстии на вдохе (здесь нота G).
Ту же самую ноту можно сыграть и на 3-выдох, поскольку она является частью аккорда на выдохе.
Если вы будете играть ноту на 2-вдох очень напряженно - она будет звучать передавлено (слишком низко). Ноты на 2-вдох и 3-выдох должны звучать почти одинаково, если играть их правильно.
Здесь эти две ноты играются поочередно.


Пример

24. Чередуя ноты на 2-вдох и 3-выдох, вы можете сыграть это блюзово звучащее ритмическое упражнение.
Это шафл ритм, так что нота на 2-вдох имеет здесь в 2 раза большую длительность, чем нота на 3-выдох. Мы уже встречали ритм шафл 3-м упражнении.
В конце фразы вы играете ноту на 1-вдох (здесь D) три раза.
Послушайте пару раз пример, перед тем, как попробовать сыграть это самим.
Это упражнение может использоваться как простой 'turnaround' (возврат), чтобы перейти от одной блюзовой фразы к следующей.


Пример

25. Здесь ноты нижней октавы во 2-й позиции играются сначала вверх а потом обратно вниз.
G на 6-выдох - на одну октаву выше, чем первая нота на 2-вдох.
Это упражнение играется до 9-й ступени на 6-вдох (здесь нота A).


Пример

26. Здесь также можно использовать мажорную пентатонику как основу для импровизации во 2-й позиции. В тональности G - это ноты G, A, B, D и E.
Вторая нота нижней октаве как естественный тон не доступна, но её можно сыграть на октаву выше на 6-м отверстии на вдохе.
Это упражнение также использует ноту E на 2-выдох, которая является более низкой, чем тоника G. В результате мы выходим за границы гаммы, и сверху и снизу.
Всё играется в ритме шафл.


Пример

27. Как и в упражнении 19, вы также можете использовать ноты из предыдущего упражнения, чтобы импровизировать в мажорной пентатонике во 2-й позиции - в ключе G на последовательности аккордов G - Em.


Пример

28. Здесь у нас акомпанимент для буги-вуги в форме из 12-ти тактового блюза, который сейчас желательно и послушать.
Следующие за этим упражнения, помогут вам выучить его соло по частям - шаг за шагом. Когда вы сможете играть каждую фразу самостоятельно, пробоуйте сыграть целиком всю последовательность, сложив все части в этом порядке (упражнение 29 используется дважды - это не ошибка!):
1.) Упражнение 29
2.) Упражнение 30
3.) Упражнение 31
4.) Упражнение 29
5.) Упражнение 32
6.) Упражнение 33


Пример

29. Это упражнение занимает первые два такта из буги-вуги. Его играют в ритме шафл, так, чтобы первая нота каждой пары была вдвое длиннее второй.


Пример

30. Вторая часть - разновидность первой. Здесь вместо ноты на 6-выдох, вы играете 5-вдох. Это позволяет приятно перейти в следующую часть.


Пример

31. В третьей секции нашего 12-ти тактового блюза, мы переходим от аккорда на вдохе к аккорду на выдохе (здесь от G7 к C).
Фраза - та же самая как и в первой части (упражнение 29), но играется в ключе аккорда на выдохе. Если вы их сравните, это будет хорошо слышно.


Пример

32. Четвертая часть идентична первой (упражнение 29), и мы не будем здесь её повторять.
Пятая секция, показана выше и состоит из нот доминант (V) и субдоминант (IV) аккордов,
здесь D и C.


Пример

33. Шестая и заключительная часть нашего буги-вуги часто называется 'Turnaround' (возвратом), потому что она ведет назад к началу, и служит переходом к следующей фразе.
Теперь вернемся к 28 упражнению, и попробуем сыграть полную 12-ти тактовую форму.


Пример

34. Это упражнение на триоли. Каждая четверть (вы считаеете 1-2-3-4) разделяется в свою очередь ещё на три восьмые ноты. Это основа ритма шафл.
Попробуйте посчитать их подобно этому: Ta-ta-ta-Ta-ta-ta-Ta-ta-ta-Ta-ta-ta.
Это упражнение играют на тонике во 2-й позиции, 2-вдох, хотя кончено, это может быть повторено где-нибудь ещё на гармонике.
При выполнении этого упражнения, артикулируйте языком по нёбу слоги 'Ta-ta-ta', чтобы создать ритмический эффект триолей.


Пример

35. Чтобы играть хорошо известную последовательность блюзовых аккордов, здесь используется тот же самый триольный ритм как и в предыдущем упражнении.
Точно так же, как в 4-м упражнении, перед тем как сыграть аккорд на выдохе, нужно будет переместить гармошу на одно отверстие влево, и потом снова назад перед возвращением отправной точке.
Зациклите это упражнение - получится отличная основа для джема!
Если вы освоили упражнения из этой главы, то вы готовы пробовать более продвинутые техники, описанные в следующих разделах. Дальше будет ещё интереснее!


Пример

К началу страницы

Бенды

После того, как вы освоите основные принципы игры на гармонике, самое время разобраться, что же такое бэнд.
Перед началом упражнений полностью прочитайте раздел Теория/Бэнд.
Данные упражнения позволяют понять, как изменять высоту нот на некоторых отверстиях, что делает возможным получать ноты, отсутствующие в настройке гармоники. Например, на отверстии 3-вдох, с помощью бэнда можно получить три дополнительных ноты ниже естественного тона (здесь B). Опытный харпер способен играть их или как слайд (glissando) или как чистые хроматические ноты.
Бэнд - необходимая техника для любого стиля, в котором вы хотите играть на гармонике.
Бэнд - это ключ к многим продвинутым техникам.

1. С помощью изменения формы ротовой полости и положения языка, бэнд позволяет понизить более высокую ноту из двух нот в отверстии. Сначала будет не легко освоить это прием, и не нужно отчаиваться, если сразу вас не получится. Продолжайте заниматься в течение нескольких минут каждый день. Ваше тело должно запомнить это, а не ваш разум! Послушайте звуковые файлы, что бы понять, как это должно звучать. Для облегчения понимания, есть предварительное упражнение: играйте на отверстии 4-вдох, как бы тихо проговаривая 'И-у - И-у - И-у'. На 'у', ротовая полость должна слегка увеличиваться, что будет немного понижать тон ноты ('недобэнд').


Пример

2. Бэнды обозначены изогнутой стрелкой. Стрелка с одной головкой, изображенная выше означает, что нота понижается бэндом на один полу-тон.
Для начала, не очень важно получить точно правильный тон, а важно найти форму рота и горла, необходимую, чтобы cделать бэнд. Для чистого бэнда (здесь с D до Db), эта модуляция должна быть значительно глубже в горле чем, с гласными "И-у - И-у", используемыми в предыдущем упражнении. Пробуйте на вдохе глубоко в горле, подгибая язык к корню, проговаривая шепотом гласные 'AAA-OOO', поиграть, приведенное здесь упражнение.
На новых гармошках, на которых еще не играли, сильный вдох воздуха может повредить язычки, и ни на сколько не приблизит вас к цели. Не нужно использовать силу. Если вы освоите эту технику, все бэнды можно будет играть с минимальным усилием.


Пример

3. Вы можете сыграть, тот же самый бэнд на одну октаву ниже на отверстии 1-вдох. Некоторые новички легче находят его здесь, так как нет необходимости концентрировться на точности извлечения одиночной ноты, потому что это крайнее отверстие.


Пример

4. Нота на вдохе на 6 отверстии также может быть понижена на пол-тона (здесь с A до Ab).


Пример

5. Это и следующее упражнение, познакомят вас с одним из наиболее важных аспектов бэнда: освоение приема, как взять бэнд сразу, без предварительной игры чистой ноты и последующего понижения её тона. Вы должны постепенно научиться делать это, чтобы играть ноты, ранее не доступные на инструменте.
Чтобы приблизится к этому, вернемся к отверстию 4-вдох, используя формы гласного "AAA-OOO-AAA" из упражнениия 2. Сначала, на "ААА", звучит чистая нота (D), потом на "OOO" - бэнд на один полутон вниз (Db), и потом опять отпускаем бэнд до чистой "AAA" ноты (D).
Попробуйте скачком переходить непосредственно от одной ноты к другой, не делая glissando.


Пример

6. На сей раз мы повторяем предыдущее упражнение, пропуская первую ноту на "AAA".
Чтобы сделать это, вы должны обратить особое внимание на правильную форму рта, которая у вас получается, когда вы берете бэнд ("OOO"), поскольку теперь это ваша отправная точка.
Вы никогда не будете сожалеть об усилиях, приложенных, чтобы научиться брать бэнд-ноты сразу, поскольку это существенно улучшит ваш звук, и откроет целый мир новых возможностей.


Пример

7. Бэнд с низу вверх на 1-вдох (здесь c Db до D) и 6-вдох (с Ab до A) работает точно так же, как и на 4-вдох. Пробуйте это сделать, используя тот же самый метод как и в двух предыдущих упражнениях.
Игра бенд-нот сразу - важный стилистический элемент в блюзовой гармонике и часто используется, чтобы сыграть ноту "снизу". Для этого, сначала играется бэнд-нота, а потом она быстро отпускается до чистой ноты на вдохе. Как это звучит, можно послушать в конце файла с примером.


Пример

8. Бэнд на 4-м отверстии: здесь мы делаем небольшую паузу между разными нотами.
Бэнд-нота играется сразу, без плавного перехода на читстую ноту и обратно (D-Db-D и т.д.).


Пример

9. Бэнд на 1-м отверстии (здесь D к Db).


Пример

10. Бэнд на 6-м отверстии (здесь A к Ab).


Пример

11. До сих пор мы имели дело с бэндом только на тех отверстиях, где интервал между нотами на вдохе и на выдохе был равен одному тону. Это потому, что бэнд сначала легче учить на них.
Теперь можно разбираться с бэндом на отверстиях 2 и 3, где интервал между нотами на вдохе и на выдохе больше.
На этих отверстиях можно взять не один бенд, а несколько - по количеству полутонов между нотами на вдохе и на выдохе на том же отверстии. Глубина исполнения этих бендов будет различаться.
Первый бэнд делается от ноты, извлекаемой просто на вдохе, до ноты на пол-тона выше относительно самго низкого бэнда на этом отверстии. Вам уже не должно быть трудно получить бэнд на 2-вдох на пол-тона вниз (здесь G к Gb), точно так же формируя "AAA-OOO" формы ртом и горлом.


Пример

12. Теперь проделаем предыдущее упражнение на 3-м отверстии.
На этом отверстии самый большой интервал между нотами на выдохе и на вдохе. Успользуя ту же самую технику, как и в предыдущем упражнении, можно сделать бэнд на целый тон вниз (здесь с B до A), не затрачивая при этом особых усилий. При этом вы будете проходить до A через ноту Bb.
Попробуйте взять бэнды по полутонам (Bb и A) сразу - это чрезвычайно полезно!
Обозначение бенда на целый тон - изогнутая стрелка с двумя головками.


Пример

13. Максимально возможные бенды на отверстиях 2 и 3 требуют намного большего изменения положения языка и состояния горла, чем в предыдущих случаях. Это происходит у самого корня языка, глубоко в горле. Вы должны сильно всё углубить, чтобы достигнуть полного бэнда на 2 и 3-вдох (здесь F и Ab).
Нужно достаточно попрактиковаться, в получении полного бэнда 2-вдох, но это - одна из наиболее ценных нот на гармонике, играющая важную роль во многих блюзовых рифах.
Очень рекомендую поработать над ней!


Пример

14. Это упражнение на бэнд охватывает три полутона (здесь B-Bb-A-Ab). Продвинутый харпер может сыграть бэнд на 3-м отверстии и как glissando, так и отдельными нотами (см. следующее упражнение). Обозначение для бэнда на три полутона - стрелка с тремя головками.


Пример

15. Эта блюзовая фраза использует первые два бэнда на 3- м отверстии (здесь Bb и A). Это отличный закольцованный ход, который можно использовать для джема.
Бэнд на пол-тона на 3-м отверстии и полные бэнды в 2-м и 4-м отверстиях (здесь F и Db) - определенно, наиболее часто используемые в блюзовой гармонике.
Это никакое не совпадение, что эти бэнды являются настолько популярными - они используются для извлечения живых "блюзовых нот".
Послушайте и прочувствуйте ритм "Рок-шафл" в звуковом файле!
Ещё интересные упражнения на бенд на вдохе, вы найдете в разделе по блюзовым ликам.


Пример

16. Бэнды на выдохе - это совсем другая история. Они возможны только на высоких нотах на гармошке. Процесс извлечения здесь несколько отличается от бэнда на вдохе.
В верхнем регистре ноты на выдохе выше, чем ноты на вдохе на том же отверстии, и поэтому их можно бэндить.
Язычки у высоких нот очень короткие и жесткие, и колеблятся они чрезвычайно быстро. Для того, чтобы вибрировать, они требуют меньшего количества воздуха, но значительно более высокого давления, чем боле низкие язычки.
По этой причине, ваши губы должны очень плотно прилегать к гармошке, чтобы избежать потерь воздуха (это справедливо, для всех высоких нот). Поэтому, для бэнда на выдохе будет характерно совсем другое состояние ротовой полости, а положение внешней части ваших губ будет играть очень большую роль.
Гласные звуки, которые здесь как бы проговариваются, будут больше приближаться к "ИИИ-OOO".
Перед тем как попробовать самим играть бэнд, послушайте как это звучит в файле с примером (бэнд на выдохе G к Gb).


Пример

17. Вы можете делать бэнд и на 8-м в отверстии (E к Eb). Так же, как и бэнд на вдохе, бэнд на выдохе может быть взят и без предварительнго извлечения чистой ноты на выдохе, и последующего понижения тона.


Пример

18. На 10-м отверстии ситуация опять отличается. Здесь интервал между нотами на вдохе и на выдохе составляет три полутона, так что нота на выдохе может быть понижена целый тон (здесь с C до Bb). Это намного проще сделать на низких гармошках, типа G или A.


Пример

19. Это - классический блюзовый лик, с использованием бэндов на пол-тона на отверстиях 3 и 4 (здесь Bb и Db). Поиграйте эту фразу несколько раз, закольцевав её саму на себя.


Пример

20. В этом упражнении используется та же самая фраза, что и в упражнении 19, но сдвинутая в верхний регистр, и сыгранная в 1-й позиции. Здесь используются бэнды на пол-тона на отверстиях 8 и 9 (здесь Eb и Gb).
Играя эту фразу второй раз, ноты на 8 и 9 отверстиях сначала играют как бэнды, а затем быстро отпускают до чистой ноты на выдохе.

К началу страницы

Date: 2015-07-27; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию