Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы разработки педагогического теста





В системе управления качеством образования особую важность имеет тот факт, что используемый в рамках мониторинга или оценки инструмент представлял собой квалиметрически выверенную систему. Именно такое свойство, согласно определению А.Н. Майорова, имеет правильно выстроенная система тестовых заданий.

Для построения такого рода системы тестовых заданий необходимо придерживаться следующий последовательности действий:

1.Определить цели тестирования, область содержания, выбрать вид теста и подход к его созданию.

2.Выполнить анализ содержания учебной дисциплины и отбор содержания для теста.

3.Определить структуру теста и разработать его спецификацию.

4.Составить тестовые (предтестовые) задания.

5.Провести экспертный анализ содержания и формы тестовых заданий.

6.Переработать содержание и формы заданий по результатам экспертизы.

7.Разработать и провести пробное тестирование.

8.Собрать эмпирические результаты тестирования.

9.Сделать статистическую обработку результатов тестирования.

10.Оценить качество тестовых заданий и теста в целом с помощью статистических методов.

11.Внести коррективы в тест, исходя из результатов предыдущего этапа.

12.Составить окончательный вариант теста, нормирование (установление норм) и стандартизацию теста.

Наиболее известной классификацией целей в зарубежной педагогике является таксономия Б.С.Блума, которая уже упоминалась в предыдущем параграфе. В своей классификации Блумвыделяет 3 уровня образовательных целей: 1) когнитивные (познавательные); 2) аффективные (эмоциональные); 3) психомоторные.

Среди когнитивных целей он выделяет 6 категорий: знание, понимание, применение, анализ, оценка, синтез, оценка. Таксономия Блума по когнитивным целям приведена в таблице (табл. 18).

Таблица 18

Уровень познавательных способностей Определение понятия ключевые вопросы Достижение цели
Знание Уровень запоминания и воспроизведения материала любого уровня сложности (факты, понятия, правила, черты, признаки и т.д.) Ключевые вопросы: назовите..., в каком году..., какая часть..., перечислите..., напишите формулу... и т. д. Ученик воспроизводит термины, знает конкретные правила, понятия, факты и т.д.
Понимание Уровень усвоения материала и способность к его преобразованию и интерпретации Ключевые вопросы: закончите фразу..., что вы узнали..., почему..., преобразуйте выражение..., объясните взаимосвязь..., расскажите своими словами..., объясните схему (график) и т.д. Ученик понимает факты, правила, интерпретирует схемы, графики. На основе имеющихся данных предположительно характеризует будущие последствия.
Применение Умение применять правила, теории, методы в конкретных ситуациях и в новых условиях. Ключевые вопросы: объясните цель применения..., решите данную задачу несколькими способами (наиболее рациональным способом)..., какая теория (правило) позволяет объяснить данное явление... Ученик использует ранее полученные знания не только в стандартных условиях, но и в новых ситуациях и правильно их применяет.
Анализ Умение выделять отдельные элементы структуры учебного материала, определять взаимосвязь элементов и логику этой взаимосвязи. Ключевые вопросы: какова структура..., классифицируйте..., что является следствием..., сравните..., найдите отличия... Ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждений, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.
Синтез Умение объединить элементы в новое целое. Ключевые вопросы: найдите решение..., предложите алгоритм..., найдите альтернативу..., составьте из элементов..., каковы возможные объяснения..., сделайте вывод..., сравните и систематизируйте главные признаки..., объясните по определенному признаку..., составьте план работы.... Ученик выполняет творческую работу, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из нескольких областей. Это творческая переработка информации для создания нового целого.
Оценка Умение оценить качество и знание материала на основе критериев, разработанных учеником или данных учителем. Ученик может выделять критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия

 

Категории учебных целей в аффективной области приведены в следующей таблице (табл. 19).

Таблица 19

Основные категории учебных целей   Примеры обобщенных типов учебных целей  
1. Восприятие   Ученик проявляет осознание важности учения, внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т.п., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи, воспринимает проблемы, потребности других людей и общественной жизни в целом
2. Реагирование (отклик)   Ученик выполняет заданную учителем домашнюю работу, подчиняется внутри школьному распорядку и правилам поведения, участвует в обсуждении вопросов в классе, самостоятельно знакомится с освещением общественно – политических и международных проблем, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебе
3. Усвоение ценностной ориентации Ученик проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи, целенаправленно изучает различные точки зрения, с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убежденность, отстаивая тот или иной идеал
4. Организация ценностных ориентаций Ученик пытается, например, определить основные черты своего любимого произведения искусства, принимает на себя ответственность за свое поведение, понимает свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми им самим собственными способностями, интересами и убеждениями
5. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность Ученик устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе, проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности, готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов, постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни, формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо

 


Последовательность продвижения цели должна быть следующей: Общая образовательная цель → Цель обучения в общих терминах → Планируемый результат обучения → Диагностируемый результат обучения.

Для конкретизации целей М. В.Кларин рекомендует использовать глаголы:

– для общих целей: анализировать, вычислять, высказывать, демонстрировать, знать, интерпретировать, использовать, оценивать, понимать, преобразовывать, применять, создавать и т.д.;

– для целей творческого типа: варьировать, видоизменять, модифицировать, перегруппировать, перестроить, предсказать, поставить вопрос, синтезировать, систематизировать и т.д.;

в области развития устной и письменной речи: выделить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, подчеркнуть (не в буквальном смысле), продекламировать, произнести, прочитать, разделить на составные части, рассказать.

Конкретизированные цели обучения, разработанные М. В.Клариным, представлены в таблице (табл. 20).

 

Таблица 20

Обобщенные учебные цели, планируемые преподавателем Примеры конкретизированных учебных целей, достигнутых учеником
Знание на уровне запоминания и воспроизведения   Знания на уровне понимания   Знает смысл употребляемых терминов, основные понятия и определения, формулы, законы, принципы   Понимает и интерпретирует термины, интерпретирует понятия и определения, преобразует словесный материал в математические выражения, интерпретирует словесный материал на схемах и графиках
Умения по применению знаний в известной ситуации     Умения по применению знаний в незнакомой ситуации Умеет применять термины, понятия и определения в знакомой ситуации по образцу, а также формулы, законы и принципы в знакомой ситуации   Использует законы и принципы в новых ситуациях, осуществляет перенос известных методов на незнакомые ситуации
Анализ   Видит ошибки и упущения в логике рассуждений, корректирует неполные или избыточные постановки задач, выделяет скрытые предположения, проводит различия между фактами и следствиями

При составлении спецификации теста можно использовать рекомендации, разработанные Г.С.Ковалевой. Ею предложена структура развернутой спецификации:


1.Цель создания теста, обоснование выбора подхода к его созданию, описание возможных сфер применения теста.

2.Перечень нормативных документов (базисных программ, требований к уровню подготовки выпускников), используемых при планировании содержания теста.

3.Описание общей структуры теста, включающая перечень субтестов (если они есть) с указанием подходов к их разработке.

4.Количество заданий различной формы с указанием числа ответов к закрытым заданиям, общее число заданий в тесте.

5.Число параллельных вариантов теста.

6.Вес каждого задания, рекомендуемый автором теста.

7.Рекомендуемое время выполнения теста, в том числе на каждый субтест, среднее время выполнения одного задания с учетом специфики формы.

8.Соотношение заданий по различным разделам и видам учебной деятельности школьников.

9.Рекомендации по контингенту учащихся для апробации теста.

10.Охват требований стандартов (для аттестационных тестов).

11.Перечень требований, не вошедших в тест (для аттестационных тестов).

12.Рекомендуемая автором стратегия расположения заданий в тесте.

В каждом конкретном случае можно использовать не все пункты предложенной развернутой спецификации.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет статистический анализ тестовых заданий, статистический анализ теста. В связи с этим, обозначенные моменты рассмотрены в пособии подробно в виде практикума.

 

 








Date: 2015-07-27; view: 3056; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию