Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы оценки персонала. Выбор методов оценки для каждой организации является уникальной задачей
Выбор методов оценки для каждой организации является уникальной задачей. Это один из наиболее ответственных этапов в процессе оценки персонала, так как от степени соответствия выбранных методов целям оценки зависят достоверность и точность получаемой информации. Существуют различные классификации методов оценки. Рассмотрим некоторые из них. В зависимости от субъекта оценки выделяют индивидуальные, групповые методы; сюда же относят и самооценку. Различия в предмете оценки обуславливают появление методов, применяемых для оценки личностных характеристик, результатов труда, процесса труда. Типология методов оценки может быть произведена и по средствам представления информации. В связи с этим основанием выделяют вербальные (словесные), формализованные (знаковые, графические) и комбинированные методы. Некоторые исследователи предлагают классифицировать методы оценки по целям на прогностические и практические; по результатам - на описательные (качественные), количественные и комбинированные, и по объекту - на методы оценки деятельности руководителей и методы оценки исполнительского персонала. Однако наиболее полной является классификация по объекту, субъекту и предмету оценки, согласно которой выделяют традиционные и нетрадиционные методы оценки. Рассмотрим их более подробно. Для традиционных методов оценки характерны следующие общие черты. Во-первых, они сфокусированы на отдельном работнике и оценивают его вне организационного контекста. Подобный подход может привести к ситуации, когда сотрудник подразделения, проваливший стратегически важный проект, может получить индивидуальную высокую оценку. Во-вторых, такие методы основываются исключительно на оценке сотрудника руководителем. И, в-третьих, они ориентированы в прошлое, на достигнутые результаты и не учитывают долгосрочной перспективы развития организации и потенциала сотрудника. К традиционным методам оценки относится большинство методов оценки результативности труда работников, в первую очередь различные методы шкалирования: метод вынужденного выбора, описательный метод, метод шкалы графического рейтинга, метод шкалы наблюдения за поведением, метод стандартных оценок. Сюда же относятся довольно распространенные сравнительные методы: метод классификации, метод сравнения по парам, метод заданного распределения. К традиционным методам относится и широко используемый в настоящий момент метод управления по целям. Преимуществами данной группы методов являются их простота, малые издержки и общедоступность. Руководителю не требуется ни значительных ресурсных затрат, ни специальной подготовки. Обеспечивается единообразие оценки сотрудников, так как получение информации проводится по одним и тем же критериям. Достоинством является и то, что в силу своей формализованности методы дают возможность сравнения работников между собой, отслеживать динамику их изменения во времени. Однако данные методы имеют и ряд серьезных недостатков. В частности, оценку проводит один человек - руководитель, что предполагает высокую степень субъективизма и односторонности оценки. Недостатком является и то, что не учитываются личные качества работника, влияющие на результат его труда, потенциал, которым он располагает. Нетрадиционные методы оценки в качестве основной единицы организации рассматривают рабочую группу, делают акцент на оценке работника его коллегами и специалистами. Оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов работы всей организации, и при этом во внимание принимается не столько успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность работать в группе, возможность профессионального развития, освоения новых знаний, умений и навыков. К числу нетрадиционных можно отнести такие методы оценки потенциала сотрудников, как анализ конкретных ситуаций, метод программированного контроля, деловые и ролевые игры, метод экспертных оценок. Сюда же включаются различные психологические методы оценки, суть которых сводится к тому, что профессиональные психологи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника. В отличие от традиционных методов здесь оцениваются не результаты, а потенциал сотрудника. В целом несмотря на то, что нетрадиционные методы оценки позволяют преодолеть присущие традиционной системе недостатки, их использование также может создать определенные проблемы. Прежде всего, расширение состава субъектов оценки может стать причиной целого ряда конфликтов между оцениваемым сотрудником и, например, коллегами, которые его оценивают. Смещение акцента в сторону потенциала, который сложно оценить и, самое главное, объяснить оцениваемому человеку, также может стать причиной обид и конфликтов. Поэтому необходимо использовать традиционные и нетрадиционные методы оценки в совокупности. Рассмотрим примеры применяемых методов оценки в конкретных организациях. Экспертный метод. Его применение продуктивно в стабильных, давно работающих организациях, где люди давно знакомы и имеют устоявшееся мнение друг о друге, что позволяет им прислушиваться к рекомендациям коллег, в частности в вопросе подбора, аттестации кадров. В то же время эти частные мнения лишь в совокупности можно считать приближением к объективной оценке претендента. В каждом случае остается некоторая доля сомнений в отсутствии случайных или намеренных искажений оценки. Экспертная оценка, кроме того, направлена на определение актуального уровня и прошлых заслуг, но практически не дает информации для прогноза эффективности будущей работы человека, его потенциальных возможностей. Оценка, основанная на письменных характеристиках. Письменная характеристика на работника обычно готовится его непосредственным руководителем. Это обычно делается при подготовке к аттестации, при решении вопросов о подготовке резерва на замещение руководящих должностей и при назначениях на должность и перемещениях в другие подразделения. Необходимость стандартизации характеристик, предоставляемых аттестационной комиссии, требует, чтобы руководители готовили их в соответствии с установленной формой, определяющей те вопросы, которые должны быть освещены. Преимуществом применения данного метода оценки является то, что при определении предложений и рекомендаций по оплате труда, повышению в должности, высказывании мнения о необходимости обучения и повышения квалификации руководитель анализирует работу и задумывается о более эффективном использовании потенциала подчиненных. В качестве недостатков выступают: - объем и содержание представленных характеристик может сильно различаться в зависимости от опыта, установок и особенностей личности оценивающего; - на оценку могут влиять навыки письменного изложения, которыми обладает руководитель; - отсутствие алгоритма обработки письменных характеристик. Для этого используют шкалы оценки. Например, шкала балльной оценки сложности и качества труда. Метод записи. В течение периода, за который оценивается деятельность работника, ведутся записи, которые затем представляются при аттестации. Примером может выступать карта самофотографирования сотрудника. Метод управления по целям. Основан на постановке перед исполнителями целей, которые должны быть достигнуты за определенный период времени (месяц, квартал, год). Основными элементами управления по целям являются: - постановка целей (как долгосрочных, так и краткосрочных); - планирование работы (установка основных этапов выполнения работы; разработка плана конкретных действий по реализации поставленных целей; выявление потребности в обучении; ресурсное обеспечение); - текущий контроль (разработка и внедрение процедур контроля; разработка механизмов коррекции нежелательных отклонений в работе; установление механизма обратной связи); - оценка достигнутых результатов и подведение итогов (определение процедуры подведения итогов при завершении работы); - оценка эффективности работы исполнителя; выявление факторов, затрудняющих выполнение работы; поощрение за достигнутые успехи. Использование метода управления по целям при оценке работы полезно тем, что позволяет как оцениваемым, так и оценивающим лучше понять цели, критерии и стандарты, в соответствии с которыми определяются достигнутые результаты. Подчиненный совместно с руководителем определяет сферу деятельности, устанавливает сроки исполнения запланированных процедур, что значительно повышает его мотивацию и ответственность за исполнение. Применение данного метода особенно подходит для оценки работы специалистов и руководителей, обладающих достаточными полномочиями для принятия самостоятельных решений на своем участке работы. Методы ранжирования. Дают возможность производить сравнение работников друг с другом. Они просты в использовании, позволяют легко разделить работников на хороших и плохих. Существует несколько разновидностей ранжирования: - прямое ранжирование; - чередующееся ранжирование; - парное сравнение. В случае прямого ранжирования работников, входящих в оцениваемую группу, ранжируют по какому-то определенному показателю (например, самостоятельность, инициативность) от самого плохого до самого хорошего. Также ранжирование может проводиться и по нескольким показателям, в таком случае «ценность» работника будет определяться полученной им суммой баллов. Прямое ранжирование проводится с применением специальной таблицы, которую можно представить следующим образом (см. табл. 9). Чередующееся ранжирование проводится по другой схеме. Здесь также по определенному показателю оценивается «ценность» работника, входящего в оцениваемую группу, но для этого не составляются специальные таблицы, как указывалось выше, а на листе бумаги с левой стороны перечисляются фамилии работников, которые должны быть проранжированы, из них затем руководитель выбирает самого лучшего работника по оцениваемому показателю, зачеркивает его фамилию и переносит ее в верхнюю часть на правой стороне бумаги. После чего в левой части бумаги выбирается наименее ценный работник, и его фамилия записывается в нижнюю часть на правой стороне. Затем уже из оставшихся по той же схеме выбираются лучшие и худшие работники. В результате получаются два столбика справа и слева. Левый столбик - исходные фамилии для оценки, правый столбик - выстроенный руководителем ранг от наиболее ценного работника до наименее значимого. В случае использования парного сравнения сравнивающий оценивает первого работника со вторым по определенному критерию эффективности, например, по производительности труда. Если он считает, что у первого работника выше производительность, чем у второго, он ставит «+» против фамилии первого работника и т.д. Работник, набравший наибольшее количество плюсов, может рассматриваться как самый эффективный по выбранному критерию. Для проведения указанных сравнений используют матрицу парных Применяемый метод становится очень громоздким, когда оценивается большое количество работников. В целом количество сравнений определяется по формуле: где N - число работников. В настоящее время методы ранжирования получили широкое распространение в организациях. Например, система оценки «лучший - худший работник» лежит в основе мероприятий по сокращению штатов в зарубежных корпорациях.
Date: 2015-07-27; view: 1413; Нарушение авторских прав |