Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос и факторы, его определяющие





Действие рынка обусловлено функционированием рыночного механизма. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, рыночная цена и конкуренция.

Спрос – желание и способность потребителей купить определенный объем товаров.

Понятие спроса двойственно, так как с одной стороны – это разнообразные желания, а с другой – возможности, обеспеченные деньгами. Отсюда спрос имеет качественну ю и количественную стороны.

Качественная сторона спроса характеризует зависимость спроса от разнообразных потребностей и складываются под влиянием таких факторов, как:

-климатические условия;

-существующая социальная, национальная, религиозная среда;

-общеэкономический уровень развития общества.

Количественная сторона спроса – всегда связана с деньгами, т. е. с платежными возможностями населения. Спрос, подкрепленный платежной способностью населения, называется платежеспособным спросом.

На величину спроса влияют следующие факторы:

-цена товара; ценовой фактор

-доходы потребителей;

-виды и предпочтения потребителей;

-наличие товаров заменителей (субститутов); неценовые

-наличие дополняющих товаров (комплементов); факторы

-количество покупателей данного товара (размер рынка);

-ожидания покупателей (инфляционные и дефицитные);

-прочие факторы.

Таким образом, спрос – многофакторное явление, которое всегда подкреплено деньгами. При отсутствии платежных возможностей спрос не проявляется как элемент рыночного механизма.

Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос – спрос отдельного покупателя на определенный товар. Рыночный спрос – суммарный спрос всех покупателей на данный товар определенной цены.

Индивидуальный и рыночный спрос имеют обратную зависимость от цены.

Различают зависимость спроса от ценового и неценовых факторов.

Зависимость спроса от цены описывается функцией спроса от цены (ф. 3):

 

где Qd – объем спроса;

Р – цена;

f – функция спроса.

Функция спроса показывает то количество товаров, которое готовы купить потребители при данном уровне цен, или объем спроса.

Функция спроса описывается графически кривой спроса (рис. 8)

 

Р – цена;

Д1 – кривая спроса;

Q – объем спроса.

 

 

Рис. 8. Кривая спроса

 

Кривая спроса (см. рис. 8) показывает обратную зависимость объема спроса (Q d) от цены (Р). Иначе говоря, чем выше цена, тем меньше объем спроса.

Зависимость, при которой объем спроса (покупок) обратно пропорционален уровню цен, называется законом спроса.

Согласно закону спроса, потребители, при прочих равных условиях, будут тем больше покупать товаров, чем ниже их цена.

Из этого закона есть исключение (рис. 9).

 
 


Р

Д

 

Q

 

Рис. 9. Кривая спроса с положительным наклоном

 

В этом случае (см. рис. 9) зависимость между ценой и объемом спроса является прямой, т. е. с ростом цен растет объем спроса.

Такая ситуация может иметь место в трех случаях:

1) товары рассчитаны на богатых людей, для которых цена не имеет особого значения;

2) покупатели судят о товаре по его цене (чем выше цена – тем качественнее товар);

3) продукт является товаром Гиффена, т. е. существует единственный товар (продукт питания), который население может купить при своих крайне низких доходах.

Кривая спроса с положительным наклоном (см. рис. 9) является исключением. В практике хозяйствования преобладает обычная кривая спроса (см. рис. 8), которая связана с рациональным (эффективным) поведением потребителя, его полной информированностью о цене и характере приобретаемого товара.

При изменении спроса происходит графическое изменение кривой спроса. Следует различать движение вдоль кривой спроса и перемещение самой кривой спроса.

Движение вдоль кривой спроса означает изменение величины (объема) спроса, вызванное изменением ценового фактора (Р).

Действие неценовых факторов (всех остальных) приводит к изменению спроса и перемещению кривой спроса в сторону увеличения (а) или в сторону уменьшения (б) (рис. 10).

 

P a

 

 

б

Q

 

Рис. 10. Изменение кривой спроса под влиянием неценовых факторов

 

Спрос характеризует цена спроса. Цена спроса – максимальная цена, которую может уплатить потребитель при покупке данного количества товара. Она определяется величиной доходов потребителя и остается фиксированной, так как покупатель больше не может уплатить за товар. Чем выше цена спроса, тем меньше товара будет продано.

Таким образом, спрос является одним из необходимых элементов рыночного механизма, который характеризует поведение покупателя.







Date: 2015-07-27; view: 853; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию