Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и основные виды рынков





В реальной действительности рынок имеет сложную структуру, которую схематично можно представить следующим образом (рис. 7).

 

 
 

 

 


Рис. 7. Структура и виды рынков

 

На рынке потребительских товаров происходит купля-продажа товаров повседневного спроса. В качестве покупателей выступают домохозяйства, а продавцов – фирмы.

На рынке труда продавцы предлагаю свою рабочую силу, а покупатели (фирмы) – рабочие места.

На рынке земли осуществляется купля-продажа земельных участков, а также недвижимости.

Рынок капиталов регулирует спрос на инвестиции, которые используются для приобретения ресурсов и продолжения производства.

Все виды рынков между собой связаны, и их нормальное функционирование обеспечивает воспроизводство рыночной системы хозяйствования.

Экономическая теория также различает следующие виды рынков: неразвитый, свободный (классический), регулируемый и деформированный.

Неразвитый рынок – характеризуется тем, что рыночные связи носят случайный характер и преобладает товарный обмен (бартер).

Свободный рынок (классический) характеризуется следующими чертами:

1) число участников не ограничено и между ними действует свободная конкуренция;

2) существует свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) движение всех факторов производства и капитала ничем не ограничено;

4) доступ к любой информации о ценах, спросе и предложении абсолютно свободен для всех субъектов хозяйственной деятельности;

5) ни один субъект рынка не оказывает влияние на спрос и рыночные цены;

6) существует однородность товаров, т. е. отсутствуют торговые марки;

7) цены устанавливаются стихийно в результате конкуренции;

8) отсутствует монополия (один производитель), монопсония (один потребитель) и государственное регулирование.

Регулируемый рынок (цивилизованный) – результат развития рыночных связей и вмешательства государства в деятельность рыночных субъектов. Основу такой системы составляет рыночный механизм. Государство обеспечивает условия нормального функционирования рынка через косвенные регуляторы (налоги, эмиссию денег, операции на открытом рынке ЦБ, процентную ставку).

Основными чертами деформированного рынка являются:

1) ограниченное число рыночных субъектов и форм собственности;

2) чрезмерная централизация и распределение товарных ресурсов, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

3) монополизм производителей;

4) несбалансированность спроса и предложения;

5) чрезмерный рост цен, инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит;

6) значительные масштабы теневой экономики;

7) расширение масштабов бартерного обмена;

8) дефицит товаров и отсутствие у потребителя права выбора.

Для устранения деформации рынка необходимо обеспечить условия его функционирования.

Современный рынок постоянно развивается и видоизменяется. Существует множество классификационных признаков, характеризующих структуру и тип рынка.

Так, например, по ОРТ рынок делится на – местный, национальный и международный; по форме собственности – частный корпоративный, государственный; по организации рыночного обмена – оптовый, розничный, экспортный, импортный; по видам конкуренции – рынок совершенной и несовершенной конкуренции.

Таким образом, современный рынок имеет сложную структуру, которая охватывает все сферы рыночной деятельности.

Вместе с тем рынок имеет достоинства и недостатки.

К достоинствам рынка можно отнести:

1) саморегулирование: рыночная система способна перестраиваться, приспосабливаться к меняющимся условиям самостоятельно;

2) поддержание целостности системы и ее устойчивости: реагируя на изменения условий хозяйствования, рынок постоянно поддерживает стабильность (равновесие);

3) эффективность рыночной системы, которая заключается в наличии выбора и стремлении к выгоде;

4) наличие экономической свободы, что развивает экономическую инициативу и предприимчивость.

К недостаткам рынка относятся:

1) сохранение неравенства в распределении доходов, что ведет к их дифференциации, концентрации, сосредоточению богатства и власти у одних слоев населения и обнищанию других;

2) наличие стихийности в экономических процессах, приводящих к потерям факторов производства и неэффективному хозяйствованию;

3) укрупнение предприятий и производства, сопровождающееся уничтожением конкурентного механизма рынка и образованием монополий.

Таким образом, в современных условиях рыночная организация имеет приоритет, так как главными ее достоинствами являются самоорганизация и приспособление к постоянно изменяющимся условиям хозяйствования.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Раскройте содержание понятия потребност ь. Назовите основные виды экономических потребностей.

2. Назовите основных агентов хозяйственной деятельности и раскройте их главные черты.

3. Раскройте принципы кругооборота экономических ресурсов в рыночной экономике.

4. Каковы главные условия возникновения рынка?

5. Перечислите и раскройте основные функции рынка.

6. Что собой представляет структура рынка и элементы, ее составляющие?

7. Раскройте позитивные и негативные результаты функционирования рынка.

8. Назовите и раскройте основные виды рынков.







Date: 2015-07-27; view: 598; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию