Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность рынка, его роль и функции. Рынок – это обязательный компонент товарного производства





Рынок – это обязательный компонент товарного производства. Становление понятия рынок шло постепенно. Сначала рынок рассматривался как место торговли. С развитием ремесел, городов и торговли понятийные характеристики рынка совершенствовались. С углублением общественного разделения труда понятие рынок приобрело более сложное значение.

В настоящее время рынок – совокупность экономических связей между покупателями и продавцами, предусматривающих обращение товаров и денег и отражающих экономические интересы субъектов хозяйствования.

Современная рыночная организация обеспечивает возможности производства и потребления посредством механизма конкуренции, спроса-предложения и цен.

Рыночное хозяйство зарождается там, где выполняются следующие условия:

- существует общественное разделение труда (ОРТ);

- преобладает частная собственность, выраженная в экономической обособленности агентов рынка.

ОРТ означает специализацию каждого отдельно взятого производителя на производстве определенного товара. Эти товары предназначаются не для личного потребления, а для продажи на рынке. Полученный доход производитель использует на расширение производства и личные нужды.

Второе условие – наличие частной собственности как основы частного интереса, который является движущей силой в организации производства для получения богатства. Частная собственность разъединят (обособляет) производителей и способствует формированию конкурентной среды, которая приспосабливает производство к потребностям. Размер частной собственности определяет величину экономической свободы.

Таким образом, рынок – это система, основанная на самоорганизации и взаимодействии спроса–предложения, цены и конкуренции.

Для нормального функционирования современного рынка необходимы дополнительные условия:

1) наличие постоянного резерва факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и их мобильность;

2) развитая рыночная инфраструктура (банки, биржи, страховые компании и т. д.);

3) свободный доступ к информации.

Наличие резерва в виде капитала, трудовых и природных факторов производства обеспечивает развитие производства и экономический рост, а их подвижность способствует эффективному размещению. В результате реализуется возможность конкурентного развития экономики для удовлетворения общественных потребностей.

Наличие рыночной инфраструктуры является объективной необходимостью, так как способствует продвижению товарно-денежных потоков от производителя к потребителю. Инфраструктура рынка включает: биржи, банки, страховые компании, предприятия торговли, сервисные бюро, брокерские и рейтинговые конторы и т. д. Инфраструктура способствует не только сбыту товаров, но и привлечению дополнительных капиталов для развития производства. Она также обеспечивает непрерывность кругооборота ресурсов, благ и доходов.

Современный рынок не может обойтись без информации, которая позволяет ознакомиться с конкурентной ситуацией для принятия решений. В современных условиях информация является преобладающим фактором по отношению к природным ресурсам и капиталу.

Итак, современный рынок – это сложное структурное образование, функционирование которого происходит под влиянием множества факторов.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. Основными функциями рынка являются:

- ценообразующая, связанная с образованием цен в зависимости от спроса и предложения;

- стимулирующая, побуждающая производителей к созданию продукции с наименьшими затратами и получению максимальной прибыли;

- распределительная, обеспечивающая пропорциональное развитие между производством и обменом, обменом и потреблением, между регионами, сферами и отраслями;

- регулирующая, предполагающая соответствие объемов производства и потребления; поддержание спроса и предложения;

- дифференцирующая, способствующая разделению производителей, обогащению одних и разорению других;

- санирующая, которая означает возможность и способность рынка самостоятельно восстанавливаться.

Все перечисленные функции рынка связаны между собой и проявляются одновременно.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает его роль.

Роль рынка такова:

1) он определяет объем и структуру товарной массы, которую необходимо произвести;

2) удовлетворяет спрос и изменяет предложение, обеспечивая тем самым сбалансированность экономического развития;

3) нацеливает товаропроизводителей на покрытие рыночного спроса;

4) выполняет «санитарную» роль, которая сводится к ликвидации неэффективных предприятий и устаревшего производства.

Таким образом, рынок представляет собой самоорганизующуюся систему, которая развивается и совершенствуется.







Date: 2015-07-27; view: 438; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию