Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность рынка, его роль и функции. Рынок – это обязательный компонент товарного производства
Рынок – это обязательный компонент товарного производства. Становление понятия рынок шло постепенно. Сначала рынок рассматривался как место торговли. С развитием ремесел, городов и торговли понятийные характеристики рынка совершенствовались. С углублением общественного разделения труда понятие рынок приобрело более сложное значение. В настоящее время рынок – совокупность экономических связей между покупателями и продавцами, предусматривающих обращение товаров и денег и отражающих экономические интересы субъектов хозяйствования. Современная рыночная организация обеспечивает возможности производства и потребления посредством механизма конкуренции, спроса-предложения и цен. Рыночное хозяйство зарождается там, где выполняются следующие условия: - существует общественное разделение труда (ОРТ); - преобладает частная собственность, выраженная в экономической обособленности агентов рынка. ОРТ означает специализацию каждого отдельно взятого производителя на производстве определенного товара. Эти товары предназначаются не для личного потребления, а для продажи на рынке. Полученный доход производитель использует на расширение производства и личные нужды. Второе условие – наличие частной собственности как основы частного интереса, который является движущей силой в организации производства для получения богатства. Частная собственность разъединят (обособляет) производителей и способствует формированию конкурентной среды, которая приспосабливает производство к потребностям. Размер частной собственности определяет величину экономической свободы. Таким образом, рынок – это система, основанная на самоорганизации и взаимодействии спроса–предложения, цены и конкуренции. Для нормального функционирования современного рынка необходимы дополнительные условия: 1) наличие постоянного резерва факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и их мобильность; 2) развитая рыночная инфраструктура (банки, биржи, страховые компании и т. д.); 3) свободный доступ к информации. Наличие резерва в виде капитала, трудовых и природных факторов производства обеспечивает развитие производства и экономический рост, а их подвижность способствует эффективному размещению. В результате реализуется возможность конкурентного развития экономики для удовлетворения общественных потребностей. Наличие рыночной инфраструктуры является объективной необходимостью, так как способствует продвижению товарно-денежных потоков от производителя к потребителю. Инфраструктура рынка включает: биржи, банки, страховые компании, предприятия торговли, сервисные бюро, брокерские и рейтинговые конторы и т. д. Инфраструктура способствует не только сбыту товаров, но и привлечению дополнительных капиталов для развития производства. Она также обеспечивает непрерывность кругооборота ресурсов, благ и доходов. Современный рынок не может обойтись без информации, которая позволяет ознакомиться с конкурентной ситуацией для принятия решений. В современных условиях информация является преобладающим фактором по отношению к природным ресурсам и капиталу. Итак, современный рынок – это сложное структурное образование, функционирование которого происходит под влиянием множества факторов. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. Основными функциями рынка являются: - ценообразующая, связанная с образованием цен в зависимости от спроса и предложения; - стимулирующая, побуждающая производителей к созданию продукции с наименьшими затратами и получению максимальной прибыли; - распределительная, обеспечивающая пропорциональное развитие между производством и обменом, обменом и потреблением, между регионами, сферами и отраслями; - регулирующая, предполагающая соответствие объемов производства и потребления; поддержание спроса и предложения; - дифференцирующая, способствующая разделению производителей, обогащению одних и разорению других; - санирующая, которая означает возможность и способность рынка самостоятельно восстанавливаться. Все перечисленные функции рынка связаны между собой и проявляются одновременно. Из сущности рынка и его функций логически вытекает его роль. Роль рынка такова: 1) он определяет объем и структуру товарной массы, которую необходимо произвести; 2) удовлетворяет спрос и изменяет предложение, обеспечивая тем самым сбалансированность экономического развития; 3) нацеливает товаропроизводителей на покрытие рыночного спроса; 4) выполняет «санитарную» роль, которая сводится к ликвидации неэффективных предприятий и устаревшего производства. Таким образом, рынок представляет собой самоорганизующуюся систему, которая развивается и совершенствуется. Date: 2015-07-27; view: 438; Нарушение авторских прав |