Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С развитием специализации и усложнения организаций штабные службы приобретают все более важную роль в системе управления





 

Бюрократическая модель

Автор модели исходит из того, что поведение отдельной личности непредсказуемо, не всегда разумно и иногда препятствует эффективной деятельности организации. Поэтому он выбрал в качестве идеальной модели такую форму организации, в которой можно было бы свести к минимуму влияние поведения отдельной личности.

 

Nbsp; Рис. 10. Схема линейно-функциональной структуры управления

 

Основными чертами модели идеальной "бюрократической" организации, предложенной М. Вебером, являются:

* разделение труда на основе функциональной специализации;

* четкая иерархия власти;

* система правил, определяющих права и обязанности каждого члена организации;

* система процедур, определяющих порядок действия во всех ситуациях, встречающихся в процессе функционирования организации;

* отбор и выдвижение работников по их квалификации.

Таким образом, модели традиционного, рационалистического направления (классическая, бюрократическая) рассматривают организацию, как чисто формальную, в которой внутренняя жизнь организации протекает по строго определенной системе правил, предписаний и рекомендаций, обязательных для всех членов организации.

Система носит принудительный характер, а структурные элементы должны работать, как хорошо отлаженный безличностный механизм. Личность существует изолированно от других и должна быть приспособлена к нуждам организации с помощью формальных экономических рычагов.

Органическим дефицитом моделей организации рационалистического типа является минимизация "человеческого фактора".

 

Неоклассическая модель

Другим направлением теории организации следует считать поведенческое направление. Модели этого направления строятся с учетом возможностей человека. Человек рассматривается не только как оператор, выполняющий некоторую работу, но и как личность, обладающая определенными социальными интересами.

Зарождение поведенческого направления связано с тем, что в 30-х годах крупное машинное производство подвело работника к максимальному интенсивному использованию его физических возможностей, и это пришло в противоречие с потребностями личности.

Ниже приводятся характерные черты неоклассической модели.

* Организационные цели - выживание системы, поддержание равновесия со средой, удовлетворение интересов и потребностей группы и индивидов.

* Структуры и процессы - децентрализованные структуры и кооперативные отношения, складывающиеся самопроизвольно под влиянием эволюции и адаптации организаций исходя из потребностей ее членов.

* Характер организационного поведения - действия, вызываемые ценностями, нормами, особенностями групп и личностей, организационной культурой и климатом и трудно поддающиеся регулированию.

* Тип системы управления - "органический" - самонастраивающаяся совокупность личностей и групп, функционирующая в условиях слабо регламентируемых отношений.

* Развитие - спонтанно назревающие изменения из-за нарушения баланса между организацией и средой, из-за обострения внутренних проблем.

* Главные направления совершенствования - воздействие на групповые и индивидуальные нормы, убеждения, организационный климат, стимулирование членов организации.

В организациях, придерживающихся неоклассического направления в выработке решений, принимает участие широкий круг работников, а не только узкая группа на высшем уровне управления. Не только административная власть, но и взаимное доверие служит объединяющей силой организации. Руководитель - это скорее посредник для связи внутри группы, а не только представитель высшей власти. Необходимо повышение ответственности членов организации, а не внешний контроль за результатами их работы.

 

Институциональная модель

Эта модель рассматривает организацию как политический институт, как объединение групп, каждая из которых преследует свои цели.

В соответствии с институциональной моделью нормальное функционирование организации обусловливается не только рациональностью структуры, учетом социально-психологических запросов ее членов как индивидов, но и учетом запросов социальных групп, действующих как внутри, так и вне организации.

Одним из принципов реализации институциональной модели является участие работников в управлении организацией, в том числе " партисипативное управление ", основанное на привлечении членов организации к принятию управленческих решений.

Другим принципом является осуществление подхода, при котором руководитель создает соответствующий климат для роста или психологической поддержки работников во время работы, что стимулирует их принимать на себя ответственность.

Важными чертами институциональной модели организации принято считать:

* принцип социальной ответственности бизнеса;

* учет особенностей групповой идеологии (собственников, менеджеров, рабочих, женщин, молодежи и т.д.);

* обеспечение большего соответствия структуры управления организации культурным традициям, науке и т.д.;

* взгляд на принятие решений, как на процесс взаимных требований и уступок, ведущих к определенным компромиссам между группами.

В целом, институциональная модель ориентирована на развитие производственной демократии и расширение участия работников в принятии решений, на специальную подготовку руководителей, повышающую их восприимчивость к подчиненным и помогающую наладить свободные коммуникации между членами организации.

 

Системная модель организации

Третьим направлением, на котором базируется современная теория организации, является системный подход. Объективными условиями зарождения системного подхода в 50-х годах и его проникновения в науку и практику управления в 60-70 годах явилось усиление взаимосвязанности всех сторон организационной деятельности, расширение и усложнение внутриорганизационных отношений предприятий и учреждений, взаимодействия с внешней средой.

Традиционные модели организации уделяют основное внимание отдельным элементам организации и методам, позволяющим разделить ее деятельность на отдельные задачи и рабочие операции. В них не рассматриваются достаточно серьезно взаимные связи и методы интеграции элементов организации.

Системная модель стремится представить организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных частей и переменных, и рассматривает любую организацию как социальную систему, входящую в состав более широкой системы общества.

Системная модель организации основывается на концепции открытых систем с учетом изучения отношений организации и внешней по отношению к ней среды. Она базируется также на концепции социальных систем, т.е. включает в себя и инструментальные (технические, экономические, организационные) переменные, и поведенческие переменные. Системная модель имеет междисциплинарный характер и способствует привлечению к исследованию и созданию организаций положений кибернетики, экономической науки, математического моделирования, социологии, психологии и других отраслей знаний.

Системной модели организации присущи следующие черты:

* Организационные цели - обеспечение множества как внешних (экономических, технических и т.д.), так и внутренних (социально-психологических и др.) результатов, находящихся во взаимосвязи и определяемых состояниями выходов системы в целом и ее подсистем.

* Структуры и процессы - взаимосвязанные формальные и неформальные характеристики организаций, установленные как под влиянием централизованных предписаний, так и на основе неформального приспособления организации к решению возникающих проблем.

* Характер организационного поведения - действия, обусловленные комплексом влияний со стороны внешних факторов системы управления, групповых и личностных отношений и регулируемые лишь частично.

* Тип системы управления - блочный - сочетание "механических" и "органических" подсистем в зависимости от требований "ситуации" (среды, целей, кадров, технологии).

* Развитие - организационные нововведения и перестройки, возникающие как сознательно, так и самопроизвольно по мере выявления организационных проблем, поиска путей их решения, внедрения результатов.

* Главные направления совершенствования - осуществление поэтапных, взаимосвязанных мероприятий по перестройке как формальных, так и неформальных характеристик организаций на основе обратной связи.

Как видно из приведенных положений, в системной модели организации реализуется попытка обеспечить синтез рациональных и поведенческих моделей с тем, чтобы, используя достижения обоих направлений теории организации и дополнив их новыми представлениями об организации как социальной системе, перевести организационно-управленческую теорию на новые уровни развития.

 

 

Date: 2015-07-27; view: 422; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию