Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В личностном контексте





 

Успех процесса обучения, где взаимодействуют личности учителя и учащих­ся, в значительной степени зависит оттого, как, в какой форме осуществляют­ся в нем такие значимые личностные процессы, как коммуникация, взаимо­понимание, рефлексия.

Личностный контекст формы обучения характеризуется как определенная педагогическая ситуация передачи информации, обмена ею. Обучение может стро-

 

иться как ситуация, которая разделяет участников на тех, кто учит, и тех, кто учится («монолог»), а может быть организовано как ситуация личностного вза­имодействия учителя и учащихся («диалог»).

Монолог как форма педагогической организации ситуации обучения сло­жился в ранней средневековой культуре Западной Европы, где господствовал догматический принцип «magister dixit» («учитель сказал»). Все обучение стро­илось на чтении и заучивании текстов Священного Писания на латинском язы­ке. Учитель произносил эти тексты наизусть, чаще читал по книге и ни слова не добавлял от себя.

Культура Нового времени, вносившая в образование достижения наук, не только не отказалась от монологической формы обучения, а еще более укре­пила ее. Учитель представлялся носителем знания, «облеченным миссией» всех просвещать. Слово учителя служило почти в прямом смысле «источником зна­ния» для большинства учеников.

В течение многих столетий школа не мыслила себе иной организационной формы педагогического взаимодействия учителя с учениками, нежели моно­лог, который органично вошел в классно-урочную систему обучения и до сих пор широко представлен в школьной практике.

Каковы педагогические возможности монолога, его несомненные достоин­ства, позволяющие так долго и основательно выполнять функции формы обу­чения?

1. Монолог в обучении представляет собой заранее подготовленный, упорядоченный и специально выстроенный текст, зафиксированный в конспекте урока, который разрабатывает учитель. Монолог реализует оп­ределенный программой учебный материал, и учитель защищен от не­предсказуемости учебной ситуации. Поэтому, в определенной мере, мо­нологу неудобны, а иногда и опасны спонтанные вопросы учащихся на уроке.

2. Информация, сообщаемая в форме монолога, как правило, однознач­на, то есть ее смысл достаточно определенно выражен, заключен в вы­воды и правила, которые учащимся предстоит запомнить. Это очень удобный способ сообщить «готовое знание».

3. Монолог несет в себе мощное внушающее воздействие, особенно если он произносится авторитетным педагогом, мастерски владеющим сло­вом. Такие учителя становятся «властителями дум», и их уроки ярко де­монстрируют воспитательную силу учебного процесса. Идеологическое влияние таких учителей также успешно реализуется в монологах.

4. Монологическая форма обучения позволяет достаточно экономно ис­пользовать время на уроке: учителю нетрудно заранее определить объем и продолжительность своего сообщения, исходя из цели урока, возраста учащихся и других условий.

 

Но монолог как форма обучения имеет и существенные педагогические ог­раничения:

□ он всегда предметно ориентирован и приспособлен для передачи зна­ния-информации, «готового знания»;

 


□ учитель в ситуации монолога на уроке говорит «от имени науки» и редко позволяет себе выразить собственное отношение к излагаемому ма­териалу;

□ учитель, произносящий на уроке монолог, ждет от учащихся в ответ под­ражания, точного воспроизведения, следования представленным об­разцам;

□ педагогическая коммуникация в форме монолога всегда «асимметрич­на», то есть учителю предопределена позиция субъекта учебной ситуа­ции, а ученикам — позиция объектов; личностно учитель и учащиеся в условиях монолога неравнозначны, у них нет совместной цели.

 

Диалог как форму учебного взаимодействия учителя и учеников блестяще использовали в своих философских школах Сократ, Платон, Аристотель. Эта эвристическая форма царила в истории античной культуры как высший педа­гогический образец, ее восприняли первые средневековые университеты в Ев­ропе, где в обучении широко использовались диспуты. Но начиная с Нового времени европейское образование, становясь массовым и рациоориентированным, все больше эксплуатировало монолог как форму взаимодействия учите­ля и учащихся.

К концу XX столетия культура постиндустриального информационного об­щества уже нуждалась в обучении, которое приводило бы учащихся к понима­нию жизни и ее ценностных смыслов. Диалог стал той формой обучения, которая оказалась способной вместить новые взаимоотношения учителя и уча­щихся в процессе учебной деятельности.


1. Диалог — это, прежде всего, общение учителя и учащихся на уровне субъектов, это «встреча двух субъектов», как утверждал М. М. Бахтин. Он пи­сал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диало­гического общения»59.

Именно в системе субъект-субъектного взаимодействия, которое создается в диалоге, возникает особое взаимодействие, именуемое сотрудничеством.

2. В диалоге на первый план выступает не сообщающая (информационная) цель, не объясняющая (дидактическая) и даже не преобразующая (воспита­тельная), а стремление к взаимопониманию. Учитель как бы «настраивается» на актуальное состояние учащихся, безусловно принимая их такими, какие они есть. Один из основоположников гуманистической психологии американский психолог и педагог К. Роджерс назвал это состояние «конгруэнтностью» пози­ций учителя и учеников и считал, что без этого проявления истинного гума­низма диалог в обучении невозможен.

В учебном диалоге устанавливается определенное равенство позиций учи­теля и ученика, имеющих право на проявление своей индивидуальности в учеб­ном процессе.

3. Диалог дает возможность использовать в учебных ситуациях не только «знания-информацию», но и «знания-проблемы», «знания-смыслы». В ситуа-

------------------

59 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 126.

 

ции диалога происходит продуктивный мыслительный акт: ученик получает от учителя вопрос, пытается на него ответить и сам задает вопрос.

Вопрос учителя, как правило, уже предполагает известный ему ответ. Bonрос ученика — это импульс его мысли, рожденный в диалоге: он не знает на него ответа и хочет, стремится узнать, понять, открыть новый смысл. Наш выдающийся психолог Л. С. Выготский в книге «Мышление и речь» подробно исследует феномен «внутренней речи» ребенка и приходит к выводу, что эта форма детского размышления по природе своей — спор, дискуссия, диалог ре­бенка с самим собой. Именно во внутренней речи, как диалоге, считает Л. С. Выготский, воспринятые от взрослых слова, усвоенные в обучении понятия, приобретают свое, особое личностное начало, перерабатываются в собственные мысли ребенка.

4. Решающий персонаж учебного диалога — ученик. Диалог начинается с его вопроса или вопросительного высказывания. «Задача учителя — взять на себя противоречие высказывания ребенка в той его части, которую ученик сам выдержать не может... Учитель помогает сформулировать детское высказыва­ние именно как вопрос. Помогает сформулировать... —удержать... продвинуть... развернуть»60.

5. Нетрудно заметить, что учебному диалогу тесно в рамках классно-уроч­ной системы обучения. Она жестко выстраивает логику каждого учебного кур­са, даже тех познавательных проблем, которые может содержать этот учебный предмет, а диалог учителя и учащихся строится в логике тех вопросов, которые возникают у ребенка. Программа учебного предмета предлагает другие вопро­сы, которые, по представлению дидактов и методистов, следует «пройти».

Но вопросы, побуждающие развитие мышления ребенка и его познаватель­ную деятельность, не возникают на пустом месте. Без освоения ребенком оп­ределенного социокультурного опыта им просто неоткуда появиться во внут­ренней речи. Это наводит на мысль, что монолог и диалог как формы обучения, при всей альтернативности их природы, в реальном учебном процессе должны сосуществовать. Какой форме отдаст предпочтение учитель, зависит в опреде­ленной мере от содержания обучения, но, главным образом, от стремления учителя организовать определенный характер взаимодействия с учащимися.

--------------

60 Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989. С. 123.

 








Date: 2015-07-25; view: 381; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию